19-Кат

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МОСКОВСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ

…Хотелось бы понять, что экономика в системе общества и в системе в частности нашей цивилизации занимает не высшее иерархическое место. Структура цивилизации устроена таким образом, что высший уровень – это духовный уровень, следующий уровень – это политика, и уже ниже находится экономика.

Я не первый раз на заседаниях МЭФ, и не только у меня, но и у моих коллег возникает некое ощущение, что мы ходим по некоему кругу, и это объясняется тем, что мы пытаемся решить экономические проблемы, не выходя за пределы экономики, а это парадокс. Я уже говорил о некоторых парадоксах нашей общественной и экономической жизни. Например, парадокс, выстраданный нашей историей, что если общество будет ставить в качестве высших экономические цели, то оно обречено иметь разрушенную экономику. Это такие парадоксы нашей российской, русской цивилизации.
Хотелось бы понять, что экономика в системе общества и в системе в частности нашей цивилизации занимает не высшее иерархическое место. Структура цивилизации устроена таким образом, что высший уровень – это духовный уровень, следующий уровень – это политика, и уже ниже находится экономика. Если мы будем пытаться решать экономические проблемы, только вращаясь в этом плане, который называется экономикой, то мы занимаемся самообманом и, может быть, обманом окружающих. Это примерно так же, как в медицине.
Предположим, приходит пациент к врачу и говорит: «Врач, вы знаете, у меня коленка болит или голова болит». И врач, если он плохой врач, он начинает посылать пациента на обследование, 100 раз ему исследует голову, коленку. Хороший врач понимает, что причины этой боли могут быть совсем в другом месте организма, и что это вообще может быть даже причина, которая находится вне физического зрения человека. Вот о чем я говорю.
Поэтому давайте все-таки понимать, что все-таки экономика – это прежде всего творчество, построенное на интуиции, понимании того, что такое экономика как часть целого. Это как к врачу: мы же не пойдем к плохому врачу, которого учили пять лет лечить только коленку или только правое ухо, а мы пойдем к тому врачу, который все-таки понимает, как устроен человек в целом, понимает, что человек – это сложная структура, во-первых, структура тела, дальше идет душа и дух. Вот если мы это будем понимать, тогда мы, наверное, продвинемся в борьбе с кризисом. Кстати говоря, само слово кризис, мы как-то не задумываемся, и я не задумывался, слово-то греческого происхождения, и греческие коллеги пояснили, что изначально смысл этого слова – суд божий.
То есть, если мы задумаемся над глубоким смыслом слова «кризис», то тогда, наверное, нам будет легче выйти за рамки этого узкого нашего экономизма, и, как еще говорили в начале XX века, экономического материализма. Мудрые люди в конце XIX века, начале XX века говорили, что экономический материализм Россию до добра не доведет. И он до добра ее действительно не довел.
Так что надо жить своим умом. И этот экономический материализм – это идеология, которая привнесена в Россию еще в XIX веке, и сегодня инфицирование этим вирусом экономического материализма зашло очень глубоко в наш организм нашей русской цивилизации, мы это должны прекрасно понимать.
Я не раз говорил на площадке МЭФ, что мы можем сейчас обсуждать какие-то текущие проблемы, но должны все-таки думать на перспективу. А перспектива – это наше молодое поколение. А молодое поколение сегодня таким образом и духовно, и интеллектуально калечится, что мы даже вряд ли сможем претендовать на роль какой-то колонии, мы можем просто исчезнуть как государство.

Поэтому я призываю всех уподобиться хорошему врачу и смотреть на пациента в целом, а не смотреть только на отдельную больную часть его организма.
В этом смысле мне хотелось сказать, что есть несколько уровней решения задач для людей, которые считают, что они экономисты. Во-первых, нужен социальный идеал. Даже если к вам попал в палату пациент, который еле дышит, все равно хороший врач, даже если он каждый день только с такими имеет дело, он все-таки должен представлять, а что из себя представляет эталон здорового человека. Это и есть понятие социального идеала в экономике.
Далее это максимально возможное состояние вашего пациента, до чего мы его можем довести, поставить на ноги. Позже есть определенные прецеденты, аналоги в истории, не надо высасывать из пальца эти модели.
Я уже не раз говорил, что таким эталоном или такой моделью годится сталинская модель экономики. Когда я говорю «сталинская», я имею в виду, что она просуществовала в те годы, когда Сталин был у власти — конец 1920-х годов, и примерно до средины 1950-х годов. И дальше реагирование на текущие вызовы, внешние угрозы, тот же самый кризис – это уже что-то типа «скорой помощи».
Но мне хотелось, чтобы мы не были только в режиме «скорой помощи», чтобы мы были действительно профессионалами-врачами в самом высоком смысле этого слова.

Источник http://www.gr-sozidatel.ru/articles/vystuplenie-na-moskovskom-7.html

Смотрите также