Фото: Александр Мамаев/ ТАСС
24 февраля 2022 года Российская Федерация начала специальную военную операцию (СВО) на Украине. Официальные цели СВО, заявленные Москвой: освобождение Донбасса, а также демилитаризация и денацификация Украины. Точные сроки проведения операции власти России, естественно, не называли, но в стране в позапрошлом году царили настроения, что СВО завершится до нового 2023 года.
Ожидания не оправдались. Более того, сегодня военные действия ведутся на территории «старых» регионов РФ. Правде надо смотреть в глаза: это уже не СВО, а почти настоящая война, в которой России противостоит весь коллективный Запад. Уже в марте нынешнего года сверхосторожный в выражениях пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков употребил слово «война» для характеристики военного конфликта на Украине.
Недавно российский государственный, политический и общественный деятель, бывший премьер-министр Сергей Степашин прямо заявил: «Это уже не СВО. Сегодня мы воюем с НАТО».
Признание этого «медицинского факта» должно повлечь за собой введение военного положения как того требует статья 87 Конституции РФ. Одно тянет за собой другое. Потребуется мобилизация, как этого требует Федеральный закон № 31-ФЗ от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
В нем говорится не только о мобилизации граждан на военную службу, но также о мобилизации экономики. В законе отмечается: «Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени».
В принципе для проведения экономической мобилизации должны быть своевременно подготовлены подробные планы. Но мне о наличии таких планов на сегодняшний день ничего не известно. Никто из знакомых мне экспертов и чиновников о таких планах ничего не слышал. Строго говоря, такие планы должны были быть подготовлены и утверждены правительством РФ еще до начала СВО.
Экономическая мобилизация должна представлять собой комплекс мер по максимальному задействованию всех имеющихся ресурсов экономики под стратегическую цель. Стратегическая цель — победа. Стратегическая цель достигается решением ряда задач. Скажем, достижение перевеса над противником по тем или иными видам оружия.
Набор видов ресурсов, подлежащих мобилизации, хорошо известен: людские (трудовые), производственные (основные фонды), природные (земля, полезные ископаемые, лесные, водные и др.) финансовые (государственный бюджет, внебюджетные фонды, золотовалютные резервы, сбережения населения и др.), научно-технические.
Чтобы понять, что такое мобилизация трудовых ресурсов, следует обратиться к нашей истории прошлого века. Сталинская индустриализация, запущенная в СССР с конца 1920-х годов, являет собой пример экономической мобилизации, аналогов которой в мировой истории до этого не было.
В 20-е годы прошлого столетия в Советском Союзе проводилась так называемая «новая экономическая политика» (НЭП) — аналог нынешней либеральной экономической политики Российской Федерации.
Безработица была неотъемлемой чертой НЭПа. В стране были открыты биржи труда, на которых регистрировались безработные. На начало 1922 года в стране было зарегистрировано 100 тыс. безработных, на начало 1923 года — 640 тыс., на начало 1924 года — уже 1 млн 240 тысяч. Пикового значения безработица достигла в 1927 году — 1,5 миллиона.
Затем в связи с запуском первой пятилетки и началом индустриализации безработица стала стремительно сокращаться и к началу 1930 года достигла нулевого значения. В 1930 году была закрыта последняя биржа труда.
Биржи труда были преобразованы в планово-экономические управления по снабжению и подготовке рабочей силы. Вместо Комитета по борьбе с безработицей был образован Совет подготовки и поставки рабочей силы для народного хозяйства. Именно благодаря полной мобилизации трудовых ресурсов Советскому Союзу удалось провести индустриализацию и подготовиться к войне с фашистской Германией.
Великая Отечественная война поставила перед руководством страны новые задачи по экономической мобилизации. Для решения задач мобилизации народного хозяйства 30 июня 1941 года был создан Государственный комитет обороны (ГКО) — чрезвычайный (не предусмотренный советской конституцией) высший государственный орган управления, обладавший всей полнотой военной, политической и хозяйственной власти в СССР.
В мобилизационном народнохозяйственном плане на III квартал 1941 года программа производства военной техники по сравнению с планом, принятым до войны, была увеличена на 26%.
Объём капитальных работ уменьшен, причём сокращение капитальных работ было связано прежде всего с перераспределением металла в пользу военного производства. Мобилизационный план III квартала 1941 года повернул народное хозяйство на службу Великой Отечественной войне.
Началась перестройка государственного аппарата для обеспечения мобилизации всех сил на нужды Отечественной войны. Совнарком принял решение о создании ряда новых наркоматов по военному производству, в том числе Наркомата минометного вооружения, Наркомата боеприпасов. За выполнением военных заказов организован оперативный контроль Государственного Комитета Обороны. ЦК ВКП (б) повысил ответственность ЦК союзных республик, крайкомов, обкомов и райкомов партии в решении вопросов военного производства.
Под руководством ГКО была спланирована и проведена беспрецедентная в мировой истории операция по передислокации промышленных предприятий на восток страны. Всего до конца 1941 года было перебазировано 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 крупных, много научных институтов и лабораторий. Были преобразованы сотни заводов оборонной промышленности, в том числе 85% авиационных предприятий. К июню 1942 г. перебазированные заводы дали фронту свыше трех четвертей боевой техники, вооружения и боеприпасов.
Другие направления экономической мобилизации, которые были определены ГКО: мобилизация продовольственных резервов страны для бесперебойного снабжения вооруженных сил и городов; мобилизация ресурсов народного хозяйства и средств населения на финансирование военного производства и др.
Особо остановлюсь на мобилизации трудовых ресурсов. База трудовых ресурсов народного хозяйства после начала войны резко сократилась по двум причинам.
Во-первых, в связи с мобилизацией мужского населения на военную службу. Уже к 1 июля в РККА были мобилизованы 5,3 млн человек. Всего за годы Великой Отечественной войны через службу в РККА прошло около 34,5 млн человек. Часть служивших погибла на поле боя, часть пропала без вести, часть демобилизовалась по ранениям. На момент завершения боевых действий в армии оставалось 12,8 млн, из которых около 1 млн в госпиталях.
Во-вторых, потому, что значительная часть трудоспособного населения оказалась на оккупированных территориях. На начало 1943 года численность населения СССР за вычетом населения, оказавшегося на оккупированных территориях, составляла 130 млн человек. Это примерно на треть меньше численности населения СССР на начало 1941 года.
Важнейшую роль в трудовой мобилизации сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». Согласно указу, в стране вводились обязательные сверхурочные: рабочий день для взрослых устанавливался до 11 часов при 6-дневной рабочей неделе, а отпуска отменялись. Увеличение продолжительности рабочего дня и отмена очередных отпусков позволили в первые месяцы войны дополнительно загрузить производственные мощности примерно на одну треть.
В соответствии с задачами военного времени была произведена перестройка государственного аппарата, осуществлявшего распределение трудовых ресурсов страны. 30 июня 1941 года при Бюро СНК СССР был создан Комитет по распределению рабочей силы. В него вошли представители СНК СССР, Госплана СССР, НКВД СССР и Главного управления трудовых резервов. Первоочередной задачей Комитета было распределение рабочей силы в пользу оборонных нужд.
В ходе практической деятельности функции Комитета уточнялись и расширялись. С февраля 1942 года он стал именоваться Комитетом по учёту и распределению рабочей силы при СНК СССР. В период с начала 1942-го до июля 1945 года Комитетом по учёту и распределению рабочей силы было мобилизовано почти 12 млн. человек, из них свыше 3 млн. на постоянную работу на предприятия, стройки и транспорт, более 2,1 млн. — в трудовые резервы и более 6,7 млн. — на сезонные работы.
Очень важным аспектом управления трудовыми ресурсами в годы войны стало их оптимальное распределение между секторами и отраслями народного хозяйства, а также между регионами.
Наиболее крупное по масштабам перераспределение рабочей силы происходило между сельским хозяйством и индустрией. Сельское хозяйство выделяло для постоянной работы в промышленность, строительство, на транспорт большое число трудоспособных. Село давало городу главным образом постоянную рабочую силу, а взамен получало сезонную. Среди мобилизованных в 1942—1944 годах на постоянную работу на предприятия, стройки и транспорт было направлено 1.357,0 тыс. человек городского (49,6%) и 1.380,9 тыс. человек сельского населения (50,4%).
Наиболее масштабным территориальным перемещением рабочей силы стала эвакуация работников тех предприятий, которые, как я отметил выше, передислоцировались на восток страны после начала войны. К началу 1942 года в восточные районы страны было эвакуировано 10 млн. рабочих и служащих.
С осени 1943 года, когда советская армия стала стремительно освобождать советские территории от фашистских оккупантов, наметился процесс обратного перемещения работников с востока на запад страны. Сначала эти работники занимались восстановлением разрушенных или поврежденных предприятий, а затем на этих предприятиях трудились. Для справки отмечу, что в момент освобождения в районах России, находившихся под оккупацией, число промышленных рабочих составляло только 17% по отношению к довоенному уровню, на Украине — тоже 17%, а в Белоруссии — всего лишь 6%.
Градус мобилизационного напряжения стал снижаться с середины 1944 года, когда уже Советская армия стала стремительно наступать на запад, признаки долгожданной победы были уже налицо. С этого времени трудоустройство на работу стало осуществляться уже преимущественно не на основе мобилизационных планов и предписаний сверху, а путем свободного и добровольного заключения трудового договора работника с предприятием или организацией. А уже после 9 мая 1945 года, течение лета и осени указанного года на предприятиях и в учреждениях произошёл переход на 8-часовой рабочий день, а рабочим и служащим было возвращено право на получение очередных отпусков.
У нас за годы Великой Отечественной войны был накоплен уникальный опыт мобилизации трудового тыла. Увы, этот опыт сегодня не используется. О нем, как мне кажется, на верхних этажах российской власти либо не знают, либо забыли, либо стараются не вспоминать.
Беда-а. Кругом эзопов язык. Все доходят до некой границы и…тишина. Нет чтоб по-существу, типа «современная либерастическая свобода (от всего) вкупе с регрессом человека/потребителя привела мир на грань гибели, ещё раз доказав древнюю истину, что всякому стаду требуется пастух». Иными словами руководящая и направляющая. Всегда были вожди/шаманы, государство/церковь, императоры/мандарины, инь/янь. Правда, далее всегда возникает вопрос «А КТО БУДЕТ СТОРОЖИТЬ СТОРОЖЕЙ», — и на этом всё кончается.