huge

Воздушный таран Петра Нестерова

8 сентября исполнилось 100 лет со дня героической гибели Петра Нестерова. Знаменитый русский лётчик, в сентябре 1913 года первым исполнивший фигуру высшего пилотажа «мёртвая петля», год спустя опять же первым совершил воздушный таран.

Путь артиллериста в облака

Основатель высшего пилотажа родился 15 (27) февраля 1887 года в семье офицера Николая Нестерова, преподававшего в Нижегородском кадетском корпусе. Его отцу не довелось стать свидетелем мировой славы прославившего фамилию сына – он умер очень рано, в возрасте 27 лет. Не объяснимо, но факт: жизнь самого Петра Нестерова оборвалась, когда ему было ровно столько же.

У Петра были два брата и сестра. Военными стали и его братья – Николай и Михаил. Как и Пётр, Первую мировую войну Михаил встретил в воздухе. Позднее он погиб в авиационной катастрофе.

В годы обучения Пётр Нестеров проявил способности в математике, физике и черчении. Всерьёз увлекался спортом. А ещё рисовал, пел и играл на мандолине. Но главное был хорошим товарищем.

Путь в небо и как потом оказалось, к всемирной славе, начался 26 августа 1897 года, когда Петра зачислили в Нижегородский кадетский корпус. В 1904 году в числе других шести выпускников для продолжения учебы он был направлен в Санкт-Петербург в Михайловское артиллерийское училище. После окончания (с отличием) училища Нестеров поехал служить во Владивосток, в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду.

В 1909 году, будучи прикомандированным к крепостной воздухоплавательной роте, Нестеров для корректировки артиллерийских стрельб совершил несколько подъёмов на аэростатах. И после чего артиллерист заболел небом…

Летом 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Нестеров познакомился и подружился со своим тёзкой — студентом Петром Соколовым, который был учеником профессора Николая Жуковского. Молодых людей увлекла идея построения планера, которую они реализовали… в сарае у Соколова. Для испытаний выбрали поле за кладбищем. И хотя запускать планер пришлось при помощи лошади, после чего чудо-машина с Нестеровым «на борту» оторвалась от земли всего на несколько метров, эксперимент признали успешным. А сам лётчик-испытатель именно этот «полёт» считал началом своей летной деятельности.

Карьера поручика Нестерова развивалась стремительно. В октябре 1911 года он был зачислен в Петербургскую Офицерскую воздухоплавательную школу. В ней готовили пилотов для службы в авиационных и воздухоплавательных частях, для производства опытов и проверки на практике открытий и изобретений по воздухоплавательному делу. Во время обучения в августе 1912 года Нестеров совершил 13-часовой полёт на аэростате, преодолев не одну сотню километров. По окончании обучения был прикомандирован к авиационному отделу той же школы.

28 сентября (11 октября) 1912 года Нестеров получил звание пилота-авиатора, 5 (18) октября на самолёте-биплане сдал экзамен на звание военного лётчика и затем назначен в формируемый в Киеве авиаотряд при 7-й воздухоплавательной роте. Вскоре Нестеров был производён в чин штабс-капитана.

«Петля Нестерова»

К моменту переезда в Киев Нестеров зарекомендовал себя как настойчивый и пытливый лётчик-экспериментатор. Некоторые его эксперименты были достигнуты с риском для жизни. Но поскольку Нестерову удавалось успешно выходить из самых непростых ситуаций, его авторитет стремительно рос. В его характеристике 1913 года читаем: «Пётр Нестеров: лётчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие…»

«Мёртвую петлю» Нестеров продемонстрировал 9 сентября (по новому стилю) 1913 года. Как явствует из рапорта начальства, его «Ньюпор» взмыл в небо, на высоте 800–1000 метров лётчик выключил мотор и начал пикировать. А на высоте 600 метров мотор был включён, и самолёт пошёл вертикально вверх. «Ньюпор» лег на спину, описал петлю и ушёл в пике. Потом мотор ещё раз выключился. Наконец, самолёт выпрямился и плавной спиралью пошёл на приземление. Многочисленные свидетели удивительного полёта восприняли его как чудо! На земле раздались громкие и дружные аплодисменты!

А вот текст официальной телеграммы, которую подписали те, кому посчастливилось присутствовать при поистине историческом событии: «Сегодня в 6 часов вечера военный лётчик третьей авиационной роты Нестеров в присутствии других лётчиков, врача и посторонней публики сделал на Ньюпоре на высоте 600 м «мертвую петлю», то есть описал полный круг в вертикальной плоскости, после чего спланировал к ангарам».

Небывалое событие получило большой резонанс. Своим манёвром в воздухе молодой русский пилот открыл эру авиационного высшего пилотажа.

Восторженные телеграммы пришли из разных стран мира. Но более других порадовало Нестерова послание из Нижнего Новгорода. Начальник родного кадетского корпуса телеграфировал: «Корпус восторженно приветствует своего славного питомца с блестящим успехом».

В свою очередь киевское общество воздухоплавания присудило Нестерову золотую медаль. Учли и то, что выдающийся лётчик всерьёз занимался научными и конструкторскими изысканиями. То есть, являлся и теоретиком, и практиком.

Вскоре Нестеров был произведён в штабс-капитаны и назначен начальником авиационного отряда.

Небезынтересно, что всего 13 дней спустя «мёртвую петлю» повторил француз Адольф Селестен Пегу. В судьбах двух лётчиков было не мало общего. Оба погибли в воздушных боях. Пегу был сбит 31 августа 1915 года.

Есть мнение, что Пегу выполнил не «мёртвую петлю», а S-образную фигуру. А ещё, вопреки надёжно установленным фактам, в зарубежной исторической литературе авторство «мёртвой петли» приписывается не нашему пилоту, а тому же Пегу или германскому пилоту Максу Иммельману.

К чести Пегу, французский пилот встречался с Нестеровым и публично признавал то, что первым исполнил «мёртвую петлю» русский лётчик. Поэтому правы те, кто называет «мёртвую петлю» «петлей Нестерова».

Подвиг на все времена

Новый 1914 год был отмечен новыми выдающимися достижения русского пилота. В марте 1914 года Нестеров совершил перелёт по маршруту Киев – Одесса – Севастополь. А 11 мая за день он прилетел из Киева в Гатчины, причём без разрешения начальства. Впрочем, таковое разрешение вряд ли было бы получено. Ведь лётные эксперименты Петра Нестерова не встречали одобрения со стороны его авиационного начальства, которое не видело в них смысла.

А молодой лётчик буквально фонтанировал оригинальными идеями. Словно предчувствовал, сколь недолгой будет его жизнь, он стремился опробовать их в небе. К сожалению, реализации многих замыслов выдающегося пилота помешала Первая мировая война.

В качестве командира 11-го корпусного авиаотряда (3-я авиационная рота, 3-я армия, Юго-Западный фронт) Нестеров выполнял задачи воздушной разведки, осуществлял бомбометание, разрабатывал тактику воздушного боя, изготовлял приспособления для его ведения. Одним из первых в России он провёл бомбардировку вражеских позиций специальными артиллерийскими снарядами.

Признанием заслуг Нестерова можно считать тот факт, что командование австро-венгерской армии пообещало крупную денежную награду тому, кто сумеет сбить аэроплан русского воздушного гения.

Свой выдающийся подвиг штабс-капитан Пётр Нестеров совершил 8 сентября 1914 года в 6 км от городка Жолквы (Львовская область) близ села Воля-Высоцкая. Здесь он вступил в бой с проводившим авиаразведку австрийским самолётом «Альбатрос», который пилотировали барон и поручик Фридрих фон Розенталь и унтер-офицер Франц Малина. Несмотря на то, что машина противника была в три раза больше самолёта Нестерова, русский лётчик смело пошёл на воздушный таран. Он рассчитывал на то, что сможет таким образом атаковать машину противника, что сам останется в живых. Однако на этот раз удача от Нестерова отвернулась. Столкновение в небе не оставило шансов на спасение ни одному из пилотов.

Необходимо отметить то, что герой не имел возможности иным образом уничтожить противника. Ведь единственным его вооружением был личный пистолет! Не добившись от начальства пулемёта, Нестеров даже приладил к хвосту своей машины огромный нож, надеясь распарывать им крылья вражеских самолетов, имевших полотняную обшивку.

Похороны Петра Нестерова состоялись в Киеве при громадном стечении народа. В Никольском военном соборе было совершено отпевание. Потом траурная процессия направилась к Аскольдовой могиле, где под залпы артиллерийского салюта и траурные звуки военных оркестров состоялось погребение. Позже могилу лётчика перенесли на Лукьяновское кладбище.

25 января 1915 года Петр Нестеров был посмертно награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.

Если жизнь выдающегося русского лётчика оказалось очень короткой, то его идеи, напротив, были подхвачены и развиты. Вторым в списке русских и советских лётчиков, совершивших воздушные тараны, значится поручик Александр Казаков. В марте 1915 года он успешно протаранил германский самолёт, отделавшись при этом лёгкими травмами. Так на практике было доказано, что расчёт Нестерова на то, что можно уничтожить машину противника, а самому остаться в живых, не являлся оторванной от реальности фантазией.

Памятник русскому национальному герою и украинские неонацисты

В 1951 году Жолкву переименовали в Нестеров. В 1984 году, к 70-летию гибели Нестерова, возле села Воля-Высоцкая Львовской области был сооружён мемориальный комплекс. Почти 45-метровую стелу, облицованную чёрным мрамором, увенчал самолёт, вышедший из виража.

После распада Советского Союза Украину захлестнула волна русофобии. К сожалению, не обошла она стороной и давно ушедшего от нас героя. Дело не ограничилось тем, что городу вернули прежнее название. Украинские русофобы снесли памятник Нестерову и тут же установили памятник Евгену Коновальцу. Этого бывшего прапорщика австро-венгерской армии в 1918 году Симон Петлюра произвёл в полковники и сделал командующим «сечевых стрельцов». После краха петлюровской авантюры Коновалец бежал на Запад, где основал Организацию украинских националистов (ОУН) и сотрудничал со спецслужбами нацистской Германии.

Заметим, что с памятником Нестерову неонацисты расправились задолго до печально знаменитого ленинопада зимы 2013 – 2014 годов.

Но далеко не все украинцы заражены русофобией. Будем надеяться на то, что акты вандализма не только не смогут стереть из их памяти имя Петра Нестерова, но и вызовут к нему большой интерес.

 

http://ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=9226

Отправить ответ

1 Комментарий на "Воздушный таран Петра Нестерова"

avatar

Sort by:   newest | oldest | most voted
dimon1969
Гость
dimon1969
2 лет 8 месяцев назад
В принципе, не плохая статья. Но, как сейчас заведено, «аффтор» не преминул «блеснуть» в конце своим зашкаливающим великорасейским шовинизмом. Чем всё испортил. Могу успокоить, в Украине Петра Нестерова любят и чтят, памятник ему стоит чуть ли не в центре Киева. Памятник Петру Нестерову — скульптурная композиция, посвященная военному летчику Петру Михайловичу Нестерову, расположена в Святошинском районе Киева, рядом со зданием Авиационного производственного объединения имени Олега Антонова (бывший завод «Авиант»). Фигура Петра Нестерова выполнена из бронзы. В форме авиатора того времени, он твердо стоит на земле, как бы вглядывается в небо и повторяет жестом руки траекторию полета самолета в момент виража.… Read more »
wpDiscuz

Смотрите также