09-1

Валентин Катасонов. Святитель Николай Сербский об отрицании существования дьявола

Вся жизнь Христова на земле — битва против сил зла. Когда Христос пришел на Землю, монопольная власть дьявола над людьми закончилась…

 

Во второй беседе работы «Жатвы Господни» святитель Николай Сербский поднимает вопрос о существовании дьявола. Нет ничего удивительного в том, что атеисты, отрицающие существование Бога, также отрицают существование дьявола и подобных ему существ (бесов, сатаны, демонов и т.п.). Но удивительно то, что среди верующих в Бога (в том числе среди тех, кто называет себя христианами) есть такие, кто отрицает существование дьявола. Примечательно, что таких людей приходилось встречать и мне. Они считают, что дьявола нет, а есть лишь «зло», противостоящее «добру». Причем «зло» абстрактно. Мол, это просто «вакуум», не заполненный «добром». И на Западе я тоже встречал людей, которые причисляют себя к протестантам разных толков, но при этом для них «дьявол» — некий символ зла. Не более.

Их Священного Писания мы знаем, что дьявол — падший ангел. О падении ангелов, которые захотели стать вровень с Богом (и даже выше Его), мы узнаем из книг пророков Исаии 14:12-14 и Иезекииля 28:12-18. Дьявол — тот самый падший ангел, который совратил первых людей в раю и привел к тому, что они были изгнаны из него. Дьявол — символ зла. Он — источник того «вируса», который заразил человечество. Апостол Иоанн пишет: «Сначала Диавол согрешил» (1 Ин 3:8). Кстати, в самом названии падшего ангела «дьявол» заключена его суть —  в переводе с греческого это клеветник, сплетник. Как тут не вспомнить слова Спасителя, адресованные фарисеям и книжникам из Евангелия от Иоанна, раскрывающими суть дьявола: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44).

Это злое существо инфернального мира (мира падших духов) подвижники Церкви называли по-разному. Имен у нее множество, и все они синонимичны: сатана (от евр. сатан) означает противник; бес (слав.) — филологи считают производным от бояться; демон (греч.) — ложный бог, дух; лукавый (слав.) — хитрец, обманщик; черт (слав.) — предположительно от индоевроп. корня скер, скор — резать, обрезать, отсекать — корнать. Подробности по теме устройства мира падших духов, его обитателях, иерархии, методах работы падших духов и способах защиты от них можно узнать из следующих работ: Священник Константин Пархоменко. Об ангелах и бесахИгумен Марк. Злые духи и их влияние на людей. — М.: «Отчий дом», 2016; Священник Родион. Люди и демоны. — Киев, 2003.

Беседующие со святителем Николаем Сербским христиане озвучивают факт парадоксального (можно сказать, шизофренического) раздвоения веры: «Мы встречаем многих людей, верующих в Бога, но отрицающих существование дьявола. Мы думаем, что это заблуждение и даже отступление от православной веры».

Святитель им отвечает: «Вы правы, честные братья, заблуждение и недоразумение, куда там, это отпадение от Евангелия и Православной веры. Кто не верит в существование дьявола, тот и не борется с ним. А дьяволу они дороже всех, так как если они не верят в него и его действие, он может беспрепятственно вершить свое убийственное дело».

Действительно, во многих книгах я читал, что главная задача дьявола — доказать, что его (дьявола) нет. И нас в советское время в рамках предмета «Научного атеизма» настойчиво убеждали, что уж если Бога нет, то дьявола не существует тем более. А все величайшие произведения мировой литературы, в которых фигурировал дьявол, снисходительно называли «гениальными фантазиями». Помню, что на уроках литературы нам говорили, что в драме Гете «Фауст» доктор Фауст — действительно человек со своими достоинствами и слабостями (даже были исторические прототипы этого героя), а Мефистофель — плод воображения гениального немецкого писателя, образ виртуального «зла». Что-то похожее рассказывали на уроке литературы, когда обсуждалась повесть Н.В. Гоголя «Вий» (где главный герой Хома Брут подвергался нападкам нечистой силы и, в конце концов, погиб).

Итак, святитель Николай Сербский терпеливо разъясняет абсурдность и кощунство отрицания существования дьявола.

Во-первых, в этом случае Бог был бы одновременно и источником добра, и источником зла. То есть имел бы место дуализм, присущий всем языческим богам:

«Если бы дьявола не существовало, то все зло должно было быть приписано Богу, и все зло, и все грехи. Об этом и подумать страшно, братья мои. Ибо в этом случае Бог одновременно был бы истиной и ложью, светом и тьмой. Да, наш святой, трижды святой Бог был бы и бог, и дьявол, как у язычников, а это абсурд».

Чуть ниже святитель еще раз повторяет свой аргумент: «…отрицающие существование дьявола, клевещут на Бога, ибо делают Бога первопричиной зла».

Во-вторых, такое отрицание вступает в противоречие со всем тем, что мы читаем в Священном Писании, особенно в Новом Завете. В Евангелиях мы читаем и об искушении Христа дьяволом в пустыне, и об изгнании злых духов Иисусом из бесноватых, и о наставлении Спасителя апостолам, что на них будет лежать задача изгнания бесов. Пять послушаний поручил Христос Своим апостолам, а через них и пастырям Церкви. Они должны: проповедовать Евангелие, исцелять болящих, очищать прокаженных, воскрешать мертвых и изгонять бесов (Мф. 10:8).

Читаем у святителя:

«Какая польза была бы нам от Библии? И какая польза от Евангелия и от слов Христа о бесах? И Его власти над злобными духами тьмы? Что нам делать с Новым Заветом и с великим опытом святителей от древности и доныне? Будем ли выдирать из Требника листы, на которых написаны молитвы святых об изгнании бесов из одержимых и другие, для защиты от бесов? Тогда мы должны просто порвать Требник вместе с большей частью Нового Завета».

В-третьих, святитель напоминает о таинстве крещения, в котором обращаемый в христианство дает клятву отречения от сатаны и всего его воинства. Если происходит крещение взрослого человека, он должен осознанно и глубоко прочувствовать смысл этой клятвы:

«Слышали, как при крещении священник спрашивает крещаемого: «Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его?» Этот вопрос повторяется трижды, и трижды повторяется ответ: «Отрекаюсь». Затем священник велит: «Дунь и плюнь на него», потом спрашивает: «Соединяешься ли со Христом?» Ответ: «Соединяюсь» (трижды). Вопрос: «Веруешь ли Ему?» Ответ: «Верую, как Царю и Богу». Подобно тому, как при хирургической операции больная кровь и гной истекают из тела человека, а новая, здоровая кровь вливается в него, так и в крещении исторгается дьявол из человека, а Христос с Отцом и Духом Святым вселяется в него. В крещении мы отрекаемся от дьявола, и соединяемся с Христом. Одно дело, отречься от дьявола, а другое — не признавать дьявола. В первом случае мы получаем входной билет в Царствие Небесное, а в другом — рвем его».

Еще один важный тезис святителя в этой же беседе:

«Не дайте смутить вас, честные братья мои, читайте Евангелие и поймете, что первым и основным делом Спасителя была победа над сатаной».

Увы, действительно, у некоторых христиан весьма превратное представление о противоборстве Бога и дьявола (сатаны). Эти взгляды можно назвать современнымманихейством. Было такое синкретическое религиозное учение, возникшее в III веке в государстве Сасанидов (на территории современного Ирака). Названо по имени своего основателя — Мани. Манихейство — дуалистическое учение, проповедующее равенство добра и зла. Только в отличие от современных отрицателей существования дьявола, рассматривающих его лишь образом зла, виртуальностью, у сторонников манихейства зло — вполне материально.

Вот что по этому вопросу пишет священник Николай Карасев: «В своем вероучении манихеи утверждали вечный дуализм. По их представлению, между добром и злом идет постоянная борьба. Зло в этом случае обладает определенной сущностью. Так, за добро манихеи почитали дух, а злом считали все материальное» (Священник Николай Карасев. Путь оккультизма. Историко-богословские исследования. — М.: Пренса, 2003, с. 131).

Некоторые сомневающиеся в превосходстве Христа над дьяволом апеллируют к сюжету искушения Спасителя дьяволом в пустыне. Рассказ о сорокадневном посте Иисуса Христа и о последующем его искушении дьяволом имеется у всех евангелистов, кроме Иоанна. При этом Матфей и Лука подробно рассказывают об этом, совпадая во всех деталях (Мф. 4:1-11; Лк. 4:1-13), а апостол Марк лишь кратко об этом упоминает, не приводя подробностей: «Был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Мк. 1:13). Внешне даже возникает видимость того, что дьявол сильнее Христа: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма» (Мф. 4:5); «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их» (Мф. 4:8); «И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4:6).

Но это не более чем внешние эффекты со стороны дьявола. Дьявол ничего не добился от Иисуса Христа. Более того, Христос сказал дьяволу: «…отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Дьявол, вероятно, до встречи и разговора со Христом не мог понять до конца, с кем он имеет дело. Думаю, что после трех неудачных искушений дьявол стал догадываться, Кто перед ним был. И не на шутку испугался. И не зря испугался. Окончательно дьявол все понял, когда Иисус Христос стал изгонять из людей бесов. До этого никому этого не удавалось.

Святитель пишет:

«Не Сам ли Христос говорил, что изгнание бесов есть знак прихода Царства Небесного. «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28). О том, что Его первой и главной мессианской задачей был расчет с дьяволом, который до тех пор держал мир сей в своей власти, как хозяин свой дом, ясно говорит Сам Господь: «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его» (Мф. 12:29).

В другом месте святитель пишет:

«Изгнание бесов из одержимых — чудо из чудес, которое никому из людей не удавалось совершить. И сегодня изгнать бесов можно только именем Христовым. Среди нас немало живых свидетелей, которые видели, как обезумевших людей исцеляли в православных монастырях молитвой и постом. Случай в стране Гадаринской множество раз повторялся в истории Христовой Церкви».

+++

Главная задача Пришествия Христова — победа над сатаной, практически подчинившим себе человека. Спаситель приходит, как говорит апостол Павел, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:4). В другом месте апостол размышляет над тем, что Христос был послан для освобождения от власти диавола и смерти не только человека, но и всего космоса, всего мироздания: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке… А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть… Да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:20,22,24-26;28). Упоминаемые здесь начальства, власти и силы — не иные кто, как бесовские чины.

Вся жизнь Христова на земле — битва против сил зла, совершенно пропитавших человеческую жизнь и все структуры мира. Когда Христос пришел на Землю, монопольная власть дьявола над людьми закончилась. Более того, Спаситель связал дьявола на тысячу лет (не буквально на тысячелетие, а образно, т.е. на длительный срок). Об этом мы читаем в последней книге Священного Писания — Апокалипсисе: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» (Откр. 20:7).

Конечно, многие авторы предупреждают против буквального понимания слов о том, что дьявол был заточен в темницу. Люди получили лишь защиту от тоталитарной власти над собой со стороны этого инфернального существа. Можно сказать, что люди получили укрытие от власти дьявола под омофором христианской церкви. Но только те, кто этого сильно захотел. Вот что по этому поводу пишет священник Константин Пархоменко в своей работе «Об ангелах и бесах»:

«Спаситель объявляет сатане войну, но не идеализирует Свои усилия и усилия Своих учеников. Христос никогда и не говорил, что сатана будет побежден уже сейчас. Диавол, этот могущественный ангельский дух, не будет побежден до конца земной истории, он будет враждовать против мира и людей, а некогда, через неких злых людей, даже попытается встать на место Бога. Его агентом будет антихрист».

Но вернемся к святителю Николаю Сербскому. Он заключает:

«Тот, кто отрицает это главное дело Христа (Его победу над дьяволом — В.К.), от того и Христос отречется, а тот, кто отрицает существование дьявола, пусть знает, что дьявол от него не откажется, и будет ждать его на мытарствах, как своего».

Кто отрицает существование дьявола, тот, вероятно, никогда не поймет, что встреча Спасителя и дьявола в пустыне две тысячи лет назад — не миф, не красивая легенда. Это реальный урок тем из нас, кто признает существование дьявола, как надо отвергать искушения врага рода человеческого: «…отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» Мф. 4:10).

https://tsargrad.tv/articles/svjatitel-nikolaj-serbskij-ob-otricanii-sushhestvovanija-djavola_81134

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также