11-2

Валентин Катасонов. О преодолении когнитивного диссонанса в сфере экономической политики

Состоится ли национализация в российском ОПК?

Российские власти до сих пор избегают терминов «экономическая мобилизация» и «военно-экономическая мобилизация», но кое-какие шаги в направлении такой мобилизации всё же делаются.

В первую очередь это шаги в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ) и оборонно-промышленного комплекс (ОПК). Правда, это ещё не мобилизация, это просто наведение порядка. Российские СМИ не очень много внимания уделяют вопросам ГОЗ и ОПК. Вероятно, по той причине, что сфера ГОЗ и ОПК достаточно закрытая. Впрочем, можно догадаться, что проблем в этой сфере более чем достаточно. Об этом свидетельствуют те решения, которые принимаются по вопросам оборонного заказа и военной экономики, президентом РФ, Государственной Думой, правительством, Минпромторгом и некоторыми другими ведомствами.

Наведение порядка в ОПК касается таких аспектов, как цены (завышение цен на продукцию по госзаказу), сроки поставок продукции (хронические задержки), качество продукции, импортозамещение (создание отечественных производств деталей и компонентов конечной продукции), наращивание объемов производства (инвестиции в создание дополнительных производственных мощностей) и др. Одной из действенных мер по наведению порядка в ОПК стало внесение осенью прошлого года поправок в Уголовный кодекс РФ, ужесточивших ответственность за нарушения в выполнении ГОЗ.

Российский ОПК представляет собой набор предприятий, производящих конечную продукцию военного назначения и включенных в специальный реестр, который ведет Минпромторг. Сегодня этот реестр стал закрытым, ранее к нему был открытый доступ, он включал более 1500 предприятий (численность работников – около 2 миллионов человек). Это официальный, или «узкий», круг ОПК. Но ведь надо иметь в виду, что для изготовления конечной продукции военного назначения могут требоваться сырье, полуфабрикаты, детали и комплектующие, изготавливаемые десятками, сотнями, а иногда и тысячами других предприятий. Это очень широкий круг предприятий, без которых функционирование «узкого» круга предприятий ОПК невозможно. Контроль за стороны государства как заказчика военной продукции над предприятиями широкого круга был слабым или даже вообще отсутствовал. Широкий круг – тысячи и даже десятки тысяч предприятий, относящихся к самым разным отраслям экономики: добыче полезных ископаемых, металлургии, машиностроению, химической промышленности, микроэлектронике и др.

В конце 2022 года на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам президент РФ поручил скорректировать параметры работы военно-промышленного комплекса и гособоронзаказа, резко расширив их рамки: «Необходимо ускорить подготовку обновлённых планов развития ключевых отраслей отечественной экономики, включая металлургическую промышленность, автопром, энергетику, скорректировать планы развития оборонно-промышленного комплекса и параметры гособоронзаказа».

В то время, когда реестр предприятий ОПК был открытым, можно было прикинуть, какая их часть приходилась на государственный сектор экономики. По моим тогдашним оценкам, получалось не более 10%. Остальные – частный сектор, иногда смешанная форма собственности. При этом в достаточно большом количестве предприятий присутствовал иностранный капитал.

В ноябре прошлого года правительство приняло постановление, уточняющее порядок ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса. Согласно документу, в реестр будут включать организации, которые участвуют в выполнении заданий государственного оборонного заказа или обеспечивают их выполнение. То, что теперь туда включаются предприятия, обеспечивающие выполнение ГОЗ, дает основание полагать, что официальный круг предприятий ОПК существенно расширяется. Соответственно, на большое количество новых участников ОПК будут распространяться те правила, которые до этого применялись в отношении узкого круга предприятий ОПК. А это правила, которые уже не позволяют жить предприятиям по законам свободного рынка.

То состояние, в котором сегодня пребывают российские власти, можно назвать когнитивным диссонансом. Это состояние психического дискомфорта, вызванное столкновением в сознании конфликтующих представлений. С одной стороны, власти понимают, что экономика под ударами западных санкций слабеет, что надо добиваться победы в гибридной войне, что нужна военно-экономическая мобилизация. С другой стороны, страшно от мысли: а как нарушить правила вашингтонского консенсуса? Как поступиться либерально-экономическими принципами?

Вместо радикальных реформ управления экономикой мы видим оппортунистическую формулировку: «адаптация экономики к новым условиям». Преодоление когнитивного диссонанса в сфере экономической политике происходит, но медленно, непоследовательно, мучительно, с большими издержками для общества.

Одним из шагов на пути преодоления стал подписанный 3 марта указ президента РФ «О некоторых вопросах осуществления деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа». Указ разрешает при военном положении приостанавливать права акционеров и полномочия руководства компаний, нарушающих свои обязательства по поставкам в рамках ГОЗ. На таких предприятиях должно вводиться внешнее управление.

По мнению некоторых юристов, указ можно будет реализовывать лишь в случае введения военного положения в масштабах всей Российской Федерации. Впрочем, другие утверждают, что достаточно введения военного положения хотя бы в одном субъекте Российской Федерации. Между тем с 19 октября 2022 года в России военное положение действует на территории Луганской и Донецкой народных республик, Запорожской и Херсонской областей, которые вошли в состав Российской Федерации в конце сентября. Член Ассоциации юристов России Ольга Турунина комментирует указ президента следующим образом: «Военного положения в регионах достаточно для распространения действия указа на все предприятия гособоронзаказа. Предприятия гособоронзаказа имеют особый правовой статус, в связи с чем положения законодательства распространяются независимо от места нахождения предприятий». По мнению О. Туруниной, указ начал действовать с момента его подписания, т. е. с 3 марта.

Этим же указом глава государства поручил образовать при коллегии Военно-промышленной комиссии РФ рабочую группу по вопросам деятельности хозяйственных обществ, участвующих в выполнении гособоронзаказа в период действия военного положения.

Кстати, рабочей группе следует обратить особое внимание на те предприятия, работающие по ГОЗ, в капитале которых участвуют нерезиденты или граждане России, находящиеся за рубежом и оттуда управляющие этими предприятиями. Я уже писал об одном таком предприятии – Климовском специализированном патронном заводе (КСПЗ). По мнению президента Союза адвокатов России Игоря Трунова, в некоторых случаях такой инструмент, как внешнее управление, является важным стимулом работы компаний. В беседе с NEWS.ru он, комментируя указ президента РФ от 3 марта, отметил, что в РФ «есть большое количество стратегических предприятий, принадлежащих бизнесменам, которые проживают за рубежом и в той или иной мере неэффективны».

Некоторые эксперты утверждают, что упомянутый указ открывает возможность для национализации предприятий ОПК. Пока все-таки речь идет о внешнем управлении, причем временном. Указ требует разработки ряда нормативных документов, и не исключается внесение поправок в действующие законы. Вполне вероятно, поправки могут оказаться «сильнее» самого указа и предусмотреть в случае особо грубых нарушений со стороны предприятия его национализацию (вместо введения временного внешнего управления). Кстати, в настоящее время в Думе начинается обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном оборонном заказе”». Скорее всего, положения президентского указа от 3 марта найдут свое отражение в указанном законопроекте. Было бы желательно включить в проект закона опцию национализации предприятия, участвующего в выполнении ГОЗ.

Как бы там ни было, президентский указ от 3 марта дал гражданам России надежду на то, что военно-экономическая мобилизация в стране всё-таки начнется. Бывший председатель парламента Новороссии Олег Царев остроумно заметил: «Фактически указом вводится механизм национализации оборонных предприятий. Решение непрямого действия, но механизм рабочий. Я бы вообще все предприятия ВПК (а еще лучше вообще всю крупную промышленность) передал бы в собственность государства. А яхты наших олигархов переоборудовал бы под военные крейсеры».

Фото: topwar

https://www.fondsk.ru/news/2023/03/10/o-preodolenii-kognitivnogo-dissonansa-v-sfere-ekonomicheskoj-politiki-58706.html

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также