19-соз

Н.И. Юдина. Рождение концепции сознания

 «Размышления о природе сознания». Главы из рукописи

Когда мы говорим о свободе человеческой личности, мы априори понимаем, что все наши сознательные действия совершаются в рамках этой свободы. Значит, алгоритм поведения человека связан, прежде всего, с тем, как он понимает свою свободу, которая, в свою очередь, не может рассматриваться без непосредственной связи с сознанием человека. То есть наши поступки – это, непременно, работа сознания.

Так каким же образом оно это делает, как функционирует, какими параметрами может быть определено? Как направляет нашу волю к действию и взаимодействию с сознанием других людей? И что, в конечном итоге, мы будем иметь на выходе наших духовно-телесных предпочтений?
Ответить на эти вопросы не удастся до тех пор, пока у нас не будет ясной концепции, которая описывает работу нашего сознания по определённой модели, работающей в функциональной зависимости параметров идеального (ментального) и материального (физического) миров.

Чтобы понять, как аналитическая философия определилась в этой части своих исследований, обратимся к мэтру философской науки (если её так можно назвать) Д.И. Дубровскому, который в одной из свои работ «Трудная» проблема сознания (в связи с книгой В.В. Васильева «Трудная проблема сознания») делает анализ поставленных нами вопросов с точки зрения самых ярких её представителей. Одно из его критических замечаний звучит так: «В последние годы заметно увеличилось число наших коллег, которые принимают участие в разработке проблемы «сознание и мозг», опираясь на материалы аналитической философии. Однако, на мой взгляд, многие из них слишком увязают в специфических концептуальных структурах, выработанных аналитической философией, не выходят за их пределы и потому зауживают свое видение возможностей теоретической разработки этой проблемы… Они как бы не замечают иных подходов, иных концептуальных возможностей, в том числе теоретических результатов и обобщений, связанных с новейшими достижениями нейронауки, которые способны существенно стимулировать и корректировать философские размышления и средства анализа проблемы».

Задавая свой вопрос В.В. Васильеву о новациях в области «трудной проблемы», Дубровский сам же поясняет, что она, прежде всего, состоит в объяснении качества субъективной реальности, и что именно в этом заключается суть проблемы сознания, поскольку специфическим и неотъемлемым качеством сознания является именно субъективная реальность. И далее продолжает: «Вот формулировка «трудной проблемы», данная Чалмерсом, которую воспроизводит В.В. Васильев: «Как мозг может быть основой субъективного опыта?». Но ведь тот же вопрос четко ставил еще И.П. Павлов. Этот ключевой вопрос был на первом плане и подробно обсуждался в 1960-1970-х гг. многими советскими философами (А. Г. Спиркиным, В.С. Тюхтиным, А. М. Коршуновым и др.). Проблема субъективной реальности как специфического качества, без которого нет сознания, и связь этого качества с физиологическими и физическими процессами была главным предметом тщательного анализа во всех моих пяти книгах и многих статьях».

Как видим, рождение субъективного рассматривается только в связи с мозгом, что и не удивительно для людей гуманистического мышления, сводящего все процессы мироздания к эволюционной теории, которая полностью включает в себя и самого человека (его сознание). В этом случае, и в связи именно с такой установкой рождается идея о том, что именно мозг должен «производить» субъективное явление. Вот как это представлено в приведённой выше работе Дубровского. «Разумеется, есть и другие «трудные» вопросы: почему в эволюции возникло качество субъективной реальности, почему информация в мозгу не просто репрезентируется, но и субъективно переживается, как совместить свободу воли с детерминизмом мозговых процессов и др.; но основными являются два вопроса:… если явлениям субъективной реальности нельзя приписывать физические свойства — массу, энергию, пространственные характеристики, — то, как объяснить 1) их связь с мозговыми процессами и 2) их каузальное действие на телесные процессы. Получив на них ответ, мы можем решать и остальные».

Не отрицая того, что субъективная реальность есть специфическое и неотъемлемое качество сознания, которое так или иначе связано с материей плотного тела человека, позволим себе подойти к «трудной проблеме» с точки зрения людей библейского мировоззрения. Если этого не сделать, мы никогда не выберемся из того «заколдованного круга», который выстроила вокруг себя школа аналитической философии. Надеемся, что вне его мы найдём совершенно иные объяснения рождения субъективной реальности, другую почву для её возникновения.

Думается, многие поняли, что имеется в виду. Мы говорим о мире духовном, мире Божественной реальности, без которой не может быть человека разумного. Без этой реальности объяснить работу сознания и его функционал не удастся, — собственно, это и становится видно в связи с чисто научным подходом к данной проблеме.

Тот же Дубровский говорит о своих коллегах по цеху так: «Те же из них, кто претендует в какой-то мере на решение «трудной проблемы», предъявляют нам такой набор суждений, который трудно назвать концепцией в силу высокой степени неопределенности и рассогласованности их объяснительных построений».

Мы же, чтобы закончить цепочку ментальных выкладок представителей аналитической философии, приведём высказывание самого В.В. Васильева, книгу которого анализирует Дубровский. В последней своей главе «Назад в будущее» он говорит о «драматизме» ситуации в современной аналитической философии, состоящей в том, что в ней «пока мы просто не увидели реальных попыток позитивно решить «трудную проблему»». И действительно, ознакомившись с содержанием его монографии «Трудная проблема сознания» (https://vk.com/doc-89613093_437058750 ), против этого трудно возразить.

И сейчас, предваряя рассмотрение вопроса о трудной проблеме (возникновении субъективной реальности) нам необходимо рассмотреть проблему функционирования самого сознания, найти концептуальный подход к объяснению механизма взаимодействия информационных и энергетических потоков, формирующих не только вектор творческих сил человека и его волевой посыл, но и определяющих деятельность как таковую.
Будем иметь в виду, что однажды запущенный с творением человека универсальный механизм сознания не останавливается ни на минуту. Совершенно очевидно, что именно при помощи него движется, меняется, определённым образом формируется пространство нашего бытия, которое есть лишь отражение проекций мира наших образов, идей, смыслов и целей духовного мира.

Нужно заметить, что только человек может быть своего рода ретранслятором образов и смыслов, которые, приходя к нему из объективной и субъективной реальности, синхронизируются и преобразуются согласно его воле, свободной, но всегда находящейся под пристальным внимание Самого Создателя. Эти образы встраиваются в духовное пространство нашего бытия, структурируют и планируют его для будущего проявления в мире реальных форм.

На каком основании человек принимает одно и отвергает другое? Почему поступок одного человека спасает кому-то жизнь, а поступок другого – уничтожает её? Почему один правитель ведёт народ и свою страну к процветанию и благу, а другой к нищете и вымиранию? Чем оперирует в таком случае сознание властного субъекта, направляющего ход истории целого народа?

Информация? Безусловно. Зависимость сознания человека от поступающей к нему информации была замечена давно, и те, кто знал эту зависимость, всегда использовал её в своих целях. При транслировании информации прослеживается непосредственное её влияние на человека, но восприятие той или иной информации у всех людей разное, поскольку на уровне воли информация активно взаимодействует с чувствами и желаниями человека, выраженными через энергетическую компоненту его естества.

Заметим, что сознание работает как живой и подвижный операционный механизм памяти, управляющий потоками информации в определённой зависимости от силы воли человека, с чем нам и необходимо определиться. Можно сказать, что наше сознание проявляет себя как своего рода оператор духовного пространства, художник, если хотите, который создаёт картину своей жизни, используя все доступные для него параметры строительства включённые в образ. И такими параметрами, как представляется, могут быть только информация и энергия. Одно без другого не существует. Каким будет строительство, зависит от силы воли самого человека, которая может быть либо злой, либо доброй. Именно в этом и учит нас разбираться Православное Христианство.

Не находя устойчивого основания для формирования концепции сознания в научно — гуманистическом подходе к человеку, мы находим его в вероучительных основах Христианства и фундаментальных принципах бытия, описанных классической философией. Эти основы совершенно конкретно указывают нам на то, что сознание есть инструмент Духа Божьего в человеке, о чём нам свидетельствует и Закон Божий.

Могут спросить: в чём же проявляется это свидетельство? Будем конкретны и сразу приведём строчки из этого учебника духовной жизни.
«Тело, с помощью органов внешних чувств, дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой связи души с телом, эту жизнь нередко называют общим термином: «жизнь душевно-телесная». И далее: Тело и душа — это ещё не весь человек, вернее сказать, — не полный человек. Над телом и душой стоит ещё что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судии и души, и тела, и даёт всему оценку с особенной, высшей точки зрения. «Дух», говорит Еп. Феофан, «как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьём, удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им». Это как раз то, о чем говорил ещё блаженный Августин: «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и безпокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе». (Прот. Серафим Слободской, Закон Божий)

Когда мы читаем, что именно дух в человеке выступает в роли судии и души, и тела, и даёт всему оценку с особенной, высшей точки зрения, то ответ напрашивается сам собой: механизмом, посредством которого это делается, не может быть ничего, кроме сознания. Поэтому хочется ещё раз подчеркнуть, – сознание есть инструмент мира духовного, посредством которого человек реализует себя в жизни. Сама же картина этой жизни складывается из множества однородных потенциалов сознания других людей, влияние которых друг на друга очевидно, как очевидно единство духовной сферы их бытия.

Если вернуться к философии времён эпохи Просвещения, видим, что тогда пытались ответить на те же самые вопросы, на которые пытаются дать ответ философы нашего времени: какова природа сознания, и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом. «Рене Декарт утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру. Дуализм души и тела — точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и безсмертна. Он считал, что душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм. Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что даёт ей доступ к абсолютной истине мира идей. Дуализму противопоставляется идеализм и материализм. Теория идеализма говорит, что существует только сознание. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Материализм же, в отличие от идеализма, утверждает, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание описывается материалистами как свойство высокоорганизованной материи». (Свободная интернет-энциклопедия Википедия).

Религиозная философия в отличие от дуализма, и материализма с идеализмом, опирается в этом вопросе не на ограниченный ум человеческого разума, а на Откровение, именно в нём находя обоснование Истине.

Библия – это тот источник информации, который становится доступен людям настроившим своё сознание на волну Божественного глагола и поверившим Его Слову. Если человек не владеет информацией о духовном мире (то есть, он не знает по каким законам живёт его душа, где и как зарождается информация, как она воспринимается человеком) – то сознание его, наверняка, будет работать с большим уровнем погрешности. В этой связи говорить о работе сознания вне целостного библейского мировоззрения просто невозможно. Сознание, уже в силу своего определения — «со – знание», даже если не говорить о механизме его работы и функциональных особенностях, должно восприниматься нами как совокупность знаний на уровне мира проявленного (материального) и мира не проявленного – идеального (существующего в реальности духовной). В противном случае, мы сами же и будем ограничивать своё сознание.

В первой книге Библии читаем: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (Быт. 1,3) Евангелие от Иоанна начинается словами: Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог.

Что такое слово, какой информацией оно наполнено, и какой смысл в себе несёт? Владеть информацией – вот что важно! Сама по себе информация – явление совершенно нейтральное, когда она находится на материальных носителях, но как только информация попадает к человеку и воспринимается им, она сразу же попадает в обработку его сознанием и начинает действовать. И, как было замечено выше, одна и та же информация, воспринимаемая разными людьми, может привести к совершенно разным результатам.

От чего будет зависеть реакция на принятую информацию? Всё зависит не только от свойств источника информации, но и от того, кто её принимает. Бог – Слово был явлен миру как Истина, но многие ли пошли за ним? Очевидно, чтобы принять информацию и правильно ею воспользоваться, принимающая сторона должна иметь частоту волны стороны передающей, подобно работе радиоприёмника. Только в отличие от приёмника, сознание человека не фиксирует информацию жёстко, сразу выдавая её в эфир, а сохраняет её в памяти, накапливает, поскольку настройка и приём попадающей к человеку информации идёт по множеству разных направлений. Раскрытие информации, т.е. действие, происходит только в тот момент, когда воля источника и приёмника достигают определенной критической величины (как бы находят друг друга), и в соответствующих условиях информация проявляется на физическом уровне. Так совершаются открытия в науке, так создаются величайшие произведения искусства, так «оформляется» жизнь каждого человека на земле. Человек мыслит, обрабатывает приходящую к нему информацию, накапливает необходимый потенциал и воплощает информацию в жизнь.

Все эти размышления подводят нашу мысль к тому, что сознание проявляет себя именно как функция, занимающаяся обработкой идущей к нему по разным каналам информации. Поэтому одна из задач в определении модели сознания сводится к тому, чтобы понять, в какой функциональной зависимости находятся между собой информация и энергия, откуда человек черпает информацию и какие энергии участвуют в её обработке.
В духовной практике христианства мало прибегают к понятию сознание, скорее всего именно от того, что сознание не есть свойство человеческой души, а лишь инструмент, оперирующий этими свойствами, которые, по нашим представлениям, непосредственно связаны с духовно-нравственным состоянием человека. В процессе поисков модели сознания именно это обстоятельство стало ключевым моментом в его определении.

Очевидно, что сознание ведёт себя именно как функция, которая в каждый конкретный момент времени имеет определённую векторную величину, заставляя человека действовать в согласии с его внутренним волевым посылом. Также очевидно, что сознание осуществляет связь духовного (внутреннего) мира человека с миром внешним, который подвергается изменению согласно величине этой постоянно меняющейся силы – нашего сознания.

С другой стороны, нельзя не заметить, что и внешний мир накладывает свой отпечаток на внутренний мир человека, изменяя состояние его души через изменение сознания. В любом случае, чтобы понять, почему человек поступает так, а не иначе, почему он болеет или здоров, почему он счастлив или несчастлив в жизни, необходимо выявить алгоритм работы сознания, в котором основными параметрами являются информация и энергия.

Такой алгоритм показан в книге известного российского учёного, физика – теоретика Г.И. Шипова «Теория физического вакуума», которая вышла уже более двадцати лет назад. Именно на эту книгу хочется обратить внимание читателей, но подойти к ней необходимо критично, поскольку именно по этой книге можно проследить, как полученные открытия в мире естественных наук, интерпретируются сознанием учёного согласно своим религиозным убеждениям. Ведь труд учёного — это не только работа ума, заострённого на поиск и открытие естественных законов природы, но и соприкосновение с миром идей и смыслов, заложенных в этих законах. Фильтрацией всей этой информации и занимается наше сознание, которое у всех религиозно.

Так, автор упомянутой книги при всей объективности сделанных им научных открытий, приходит к выводам, которые он делает на уровне сознания адептов наукоёмких сект. К примеру, дианетики Р. Хаббарда или философской доктрины мадам Блаватской. В представлении этих религиозных культов сам человек и есть Сверхсознание, которое он может в себе развить, подчиняясь установкам так называемых «Учителей».

Согласно теории о Сверхсознании, Г.И. Шипов говорит о сознании, которое зарождается на самом низком уровне развития, и им может обладать не только человек, но и иная природа, вплоть до неживой. Для верующего человека это звучит дико, но мысль автора идёт именно в этом направлении. Математические формулы, описывающие состояние физического вакуума методами теории относительности, теоретически могут обосновать алгоритм взаимодействия информационных потоков, не более того, но Шипов трактует их согласно своим духовным убеждениям и говорит о работе сознания, которое подвергается процессу эволюционного развития, и никак иначе. Давайте и мы проследим за мышлением автора теории, в которой, как мне думается, верующий человек найдёт для себя зёрна истины по данному вопросу, но которые, как это ни парадоксально, ускользнули от самого автора.

По Шипову получается так: «Человек оказывается способным получать знания из банка данных «напрямую», и именно те, которые его интересуют». Он пишет: «Исследуя процесс создания нового в науке, известный английский математик Р. Пенроуз приходит к выводу, что восприятие новых научных истин выдающимися учёными происходит не в результате логической работы ума, а посредством прямого подключения к некоторому первоначально заданному источнику знаний. В этом состоит акт вдохновения, сопровождающий творческую работу в любой сфере деятельности человека… Формирование научного мировоззрения является следствием эволюции сознания человека, а эволюция так же неотвратима, как смена дня и ночи. Поэтому научная картина мира нового тысячелетия должна отражать реальность более полно, включая сознание человека…» (Шипов Г.И. «Теория физического вакуума. Теория, эксперименты и технологии» — М., Наука, 1997) .

В приведённом отрывке важными для нас, пожалуй, являются слова о том, что научная картина мира не может отражать реальность нашего бытия, если она не включает в себя сознание человека. Только весь вопрос будет вновь и вновь сводиться к тому, что же представляет собой сознание и как оно работает. Формирование научного мировоззрения происходит постоянно, а вот эволюции сознания почему-то не происходит. Более того, очень многие учёные в своей попытке подключиться к некоему первоначально заданному источнику знаний очень часто теряют и то сознание, которое помогало им критически мыслить. Они просто теряют разум или неожиданно умирают при очередной попытке подключиться к «вселенскому банку данных», так и не успев повысить уровень своего сознания. Наука такие случаи нам объяснить не может. Зато очень подробно говорит об этом Православие, которое подразделяет мир духовной реальности (откуда мы черпаем информацию) на мир ангелов света и падших ангелов (демонов). Информация именно из этих миров постоянно соприсутствует человеку, и выборку этой информации он делает согласно уровню собственного сознания.

Прп. Серафим Саровский так говорил о падших ангелах: «Они гнусны, их сознательное противление благодати обратило их в ангелов тьмы, в невообразимые чудовища. Но, будучи по природе ангелами, они обладают необъятным могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить Землю, если бы Божественная Благодать не делала бы безсильными их ненависть против Божия творения; но они пытаются погубить тварь изнутри, склоняя человеческую свободу ко злу».

«Одним из главных образов воздействия нечистых духов на людей является воздействие на их мысленную сферу путём привнесения туда различных греховных помыслов. Находясь вне досягаемости для телесных чувств человека, демоны, воздействуя на его ум, привносят туда различные мысли, которые индивидуум, не ведущий духовную жизнь, принимает за свои. И если он принимает их и соглашается с ними, то через это становится проводником чужой злой воли, постепенно овладевающей им всецело…

Воздействуя на волевую сферу души человеческой, демон как бы лишает человека сил, энергии, способности к решительным действиям и всякому действию вообще, но опять же, при молитве отходит, будучи побежден силой Христовой…

Одновременно необходимо отметить, что падшие духи могут наделять своих служителей особым демоническим видом энергии, которая позволяет покорным исполнителям воли сил зла неутомимо работать на ниве умножения греха. Но в силу своей деструктивной сущности, лишенные способности к созиданию бесы, в конце концов, уничтожают и своих последователей…

Ведя с верующими во Христа постоянную и ожесточенную брань, дух злобы, однако, никогда не насилует человеческой свободы, а прибегает к чарующим обольщениям и лукавым советам и убеждениям. Потому с помощью Благодати Божией христианин может с успехом отражать все вражьи нападения через сердечное призывание имени Иисусова и через крестное знамение, от которого трепещут демоны. При упорной бесовской брани бывают необходимы молитва и пост, которые поддерживают и подкрепляют силы души, а также духовное бодрствование (борьба с греховными помыслами), при котором духовному борцу легче бывает подметить все искусительные диавольские ухищрения и вовремя их отразить. Сам Спаситель преподал правило, как изгонять злых духов: Сей род ничем же может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29)». («О том как грех вызывает наказание». – М.: Сибирская Благозвонница, 2008)

Для большинства людей жизнь собственной души, своего «я» — мир вполне привычный и любимый. Всё чужое, незнакомое и агрессивное, как представляется человеку, находится вне его. Привязка человека к своему внутреннему духовному состоянию, какое бы оно не было, вполне оправдана, но вне духовных знаний человек никогда не сможет разобраться, насколько разумной является его душа, и к какому духовному миру «прилепилась».

Человек, не наученный опытным путём различать духов, как бы ни был он образован, никогда не сможет понять, из какого банка данных он черпает информацию, а, значит, не сможет проследить, какое воздействие она может оказать на его жизнь. Поэтому путь учёного, смотрящего на мир только глазами исследователя и закрывающего глаза на путь веры, превращается из пути проб в путь постоянных ошибок, а также в очередной эксперимент над своим сознанием. Такой путь ведёт в тупик. Наша задача сводится к тому, чтобы и самим не оказаться в тупике, а с помощью Божьей найти зерно правды, которое могло быть утеряно по дороге проложенной теоретическими исследованиями научных разработок.

В нашем случае, возвращаясь к работе сознания по теории Г.И. Шипова, этот тупик, в который учёный загнал сам себя, удалось обнаружить только при помощи тех духовно – нравственных основ, которые заложены в Православии. Никакое иное вероучение не раскрывает суть тех феноменов, на которые ссылается известный физик, когда пытается объяснить непостижимые явления при помощи религиозной теории о Сверхсознании. Так Шипов пишет: «Например, в России в городе Пенза живёт Анатолий Антипов, тело которого обладает удивительной способностью притягивать различные предметы. Анатолий может притянуть своим телом три металлические плиты общим весом 160 килограммов! Управляя этим процессом с помощью сознания, он заставляет перемещаться по телу плиту весом 60 килограммов! Ни теория гравитации Ньютона, ни теория относительности, ни электродинамика, никакая другая физическая теория современной науки не в состоянии описать это регулярно повторяющееся (по воле А. Антипова) явление». (Г.И. Шипов – там же).

Это явление стало удивительно для учёного. Но он был бы поражён ещё больше, если ли бы смог увидеть стоящую за всем этим бесовскую волю, а не отдельный фрагмент совершенно безсмысленного феномена.

Надо сказать, что таких феноменальных явлений встречается достаточно много, но в них, как это ни прискорбно, приходится констатировать лишь сочетание крайне низкого уровня сознания человека с диавольской волей, которая, как уже отмечалось, имеет огромную разрушительную для души человека силу. Одна только безсмысленность действий Антипова уже говорит о том, что человеком в этом случае владеют не силы разума, а силы безумия. Сознание в этом случае просто «замкнуло», оно не работает или работает настолько слабо, что человек даже не замечает, как начинает управляться разрушающей силой беса. Никаких своих волевых сил у человека уже нет, а через него действует огромнейшая демоническая энергия.
Далее автор теории пишет: «Надо отметить, что теория физического вакуума, в своём содержательном смысле, не является «новой теорией», поскольку много тысяч лет назад на Востоке было известно, что все материальные вещи появились из «Великой Пустоты» – физического вакуума».

Здесь мы отдаём должное учёному: он увидел мудрость Востока, но если бы он внимательнее присмотрелся к собственной исторической ойкумене, то также мог бы увидеть ничуть не менее значимые духовные знания своего народа, прямо относящиеся к его собственным исследованиям. Бог сотворил мир из Ничего, одним Своим Словом, и Слово было Бог, и оно было у Бога (Быт. 1). Но учёный этого почему-то не замечает, как не замечает он и того, что наша Святоотеческая вера также исследует явления жизни в целом, как это свойственно Востоку, на который он ссылается в своей популярной книге.

Самосовершенствование «по Шипову» в срезе Восточных религиозных культов направлено на развитие «индивидуального сознания человека», конечная цель которого «видится в достижении сознания Универсального человека (или Сверхсознания)». Эти выводы, как мы видим, прямо вытекают из философских выкладок его работы основанной на теософии, но никак не из тех научных данных книги «Теория физического вакуума», которая, как труд учёного, в целом, могла бы быть оправдана, не будь она истолкована на уровне того религиозного сознания, которое демонстрирует нам её автор.

Сознание, как свойство присущее только человеку (что вполне очевидно для всех разумных людей), приписывается автором любым физическим системам. Шипов пишет: «Под сознанием мы будем понимать способность системы к целенаправленному самодействию или взаимодействию с другими системами. Такое общее определение сознания даёт возможность считать сознательным любую физическую систему, начиная от элементарной частицы и до Творца (системы со Сверхсознанием). Это позволяет установить шкалу сознаний, на которой человек занимает не самую высокую ступень…» (Г.И. Шипов – там же).

Одно это заставляет нас задуматься о совершенно немыслимых лабиринтах сознания самого человека: пытаясь самостоятельно, без Творца, увидеть целостную картину мира, он рассекает этот мир на пазлы, в попытке собрать его вновь, но целостной картины уже не получается и мир рушится, как карточный домик.

Но пойдём за размышлениями автора дальше. Так, в своей книге он приводит выводы другого российского учёного В.Волченко, который говорит о витальности (жизненной силе) системы «V», как отношении информативности «I» к её энергетичности «Е» или V = I/E. Именно в этой формуле мы сталкиваемся с механизмом взаимодействия информационных и энергетических потоков всевозможных систем, и это самым непосредственным образом наводит нашу мысль на взаимосвязь витальности и сознания. Однако автор теории самопроизвольно характеризует сознание в прямой зависимости от витальности, что совершенно не обоснованно. Скорее всего, такой виртуальный замес в сознании (о сознании) человека и приводит к выводу о том, что оно (сознание) присуще даже, скажем, элементарной частице. Далее, говоря о витальности и сознании, автор всё же даёт некоторые пояснения, в размышлениях о пороговой витальности, за которой и проявляется человек, но посмотрим, что последует за этими выводами.

«Исследования различных систем показали, что для неживых систем характерны большие значения энергетичности и малые значения информативности. Например, элементарная частица имеет относительно высокую энергетичность «Е» (удельную энергию) и относительно малую информативность «I» (удельную информацию). Отношение этих величин мало, поэтому витальность [и сознание] элементарной частицы невелико. Более сложные образования, такие, как минералы, образуются за счет внутренних связей системы с более высокой относительной информативностью и малой относительной энергетичностью. Соответственно витальность [и сознание] у минералов выше, чем у элементарных частиц. Сложные образования минералов приводят к появлению живых систем, например растений, которые имеют малую по сравнению с минералами энергетичность «Е» и высокую степень информативности «I». Поэтому витальность [и сознание] растений выше, чем у минералов». (Г.И. Шипов – там же).

Налицо эволюционный подход к модели мироздания, который уже давно опровергнут не ангажированными учёными, и применять его к описанию модели сознания, по нашему представлению, не стоит, поэтому из лабиринтов сознания автора теории нам придётся выбираться самостоятельно.
Не вмешиваясь в математические выкладки, описывающие энергоинформационные свойства различных систем, попробуем подойти к модели сознания в совокупности научных и религиозных представлений о человеке. Будем надеяться, что имея твёрдую опору в библейском мировоззрении, нам удастся увидеть реальную природу нашего сознания и концептуально изложить её в понятиях Православного вероучения, поскольку ни наука, ни аналитическая философия этих представлений нам не дают.

Так, пройдя по цепочке размышлений учёного, мы заметили пороговую витальность, которой он отделяет человека от остальной природы. Здесь наш путь следования за мыслями автора можно прервать и начать путь иной. Святоотеческое учение о Пресвятой Троице говорит нам о том, что при сотворении человека наделил его Господь Бог свойствами по Своему образу и подобию. В главе I Книги Бытия, стих 27 читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Из чего следует, что только человек имеет такую уникальную способность, как творчество, которой нет ни у одного живого существа, какими бы разумными свойствами оно не отличалось. Поэтому та пороговая витальность, о которой говорилось выше, только при сотворении человека приобретает свойства сознания, без которого никакое творчество и никакое разумное действие невозможно.

Более того, та кодовая структура природных начал живой и неживой природы, которая жёстко скреплялась законами физического мира, неожиданно получает возможность изменения этой природы посредством преобразованной жизненной силы человека. Согласно замыслу Божию, только человек получает возможность кодирования информации подобно Творцу, т.е. наделяется способностью творческого акта, в то время как все остальные творения более низкого уровня (будь то минералы или более высокоорганизованный животный мир) имеют жёстко кодированную систему, и сами ничего в ней изменить не могут.

Пороговая витальность, о которой говорит учёный, становится функционально подвижной и может устремляться не только к источнику своей силы, но и действовать против него. Это и называется сознанием, которое получает возможность удерживать элементы всех живых и неживых систем в стабильном равновесном состоянии или разрушать их, действуя по своей воле (своевольно). Человеческий разум, подчиняющий себя Воле Творца, ясно это понимает.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт.2, 7) Через Дух Святой, Который Самовластен и Самодвижим, человек подключается к системе жизни мироздания и вмещает в себя все знания о Вселенной, сотворённой Словом Бога. Способность человека владеть этими знаниями и заниматься творчеством, управляя разными уровнями информации, заложенной в подчинённой ему природе, даётся человеку именно через сознание. Каким будет сознание человека, таким будет и мир, который он создаёт вокруг себя.

Безусловно, та математическая модель витальности, которую мы можем отнести и к сознанию, близка к нему лишь функционально. В полной же мере эту модель, работающую как сознание, можно считать таковой только тогда, когда информационная составляющая этой функциональной схемы подключается к Воле Своего Создателя и получает возможность самостоятельного изменения потенциала этой векторной величины. При этом видно, что наше сознание тем выше, чем глубже оно постигает себя по отношению к Воле Бога, которую нужно учиться распознавать. Падение же этого уровня начинается с того момента, когда Воля Создателя уходит на второй план, и человеком начинают управлять помыслы, явно расходящиеся с жизненно важными задачами, противодействующие им, стремящиеся подавить их, прокладывающие путь греху.

Сознание в предложенной модели выступает как катализатор греха, оно его нейтрализует, поэтому очень важно, чтобы сознание работало правильно, иначе грех может разрушить всё естество человека.

Так, на первый план выступает духовно — нравственное состояние человека, которое непосредственно связано с энергетической компонентой сознания. Именно оно подвержено изменению, в отличие от информационной компоненты, которая, в сущности, совершенно нейтральна, пока находится на материальных носителях. И, только воспринимаемая сознанием человека, эта компонента начинает активно обрабатываться, порой изменяясь до неузнаваемости.

Если принять рассматриваемую концепцию сознания за реально действующий алгоритм работы, нужно будет признать, что уровень сознания человека определяется личными качествами его собственной души. Только её целомудрие, целостность и неискажённость, дают нам возможность удерживать систему Жизни (мир Божий) от разрушающего воздействия подсистемы (мира демонического), осуществляя равновесие всего мироздания. Но после грехопадения это равновесие в природе было нарушено. Потенциал необходимой для безсмертия жизненной силы (витальности) человека, соединяющей его с Богом через сознание, стал неумолимо падать, и человек стал умирать. Вместе с ним стала падать и жизненная сила другой природы, с которой человек неразрывно связан всеми звеньями своего существа.

Если мы ещё раз посмотрим на приведённую выше модель сознания, выраженную через формулу витальности, в которой показана зависимость сознания человека от его энергетической компоненты и получаемой информации, то можем заметить непосредственную реализацию в этой формуле Заповедей Божиих.

Они — это информация духовного уровня, она постоянно соприсутствует человеку, но не все об этом знают, и потому воспринимают всякую информацию как продукт деятельности человеческого разума и накопленных веками знаний о мире природы, что далеко не так.
Возможность распознавания информации сопряжена с духовными и душевными качествами человека, как их описывает Закон Божий. Если эти качества не развивать, то отследить и распознать потоки информации, идущие к человеку из разных источников, будет весьма сложно. Человек крутится в этом сжигающем его душу информационном вихре, как челнок, болеет, гибнет в катастрофах, как бы безпричинно умирает и даже не хочет задуматься над тем, какими же именно силами он управляется. Но мы всё же разумные существа и должны об этом задумываться, поставив на первое место мысль о спасении своей безсмертной души.

Духовный мир – пространство вполне конкретное, устроенное иерархически. Есть низшие слои, и есть высшие. Каждый из этих миров оказывает своё воздействие на человека, в зависимости от того, каким сознанием он обладает, каково состояние его души и духа. Информация об этих мирах (ангельском и демоническом), хотя и очень скупая, но всё же есть.

«Небесные силы составляют «ангельский собор», а люди — «человеческий род». «Поэтому, — замечает В. Н. Лосский,- единство ангельского мира совершенно отлично от нашего единства. Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них — отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое… , но гармоническое».

«В основе «гармонического» единства ангелов лежит иерархический принцип. На это указывает ап. Павел (Еф 1. 21; Кол 1. 16) и многие отцы и учители Церкви. Строй «небесной иерархии» подробно описан в «Ареопагитиках». Ангельская иерархия состоит из 3 триад: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы, власти; 3) начала, архангелы, ангелы (CH VI 2)…

Ангелы завершают строй небесной иерархии; через них Божественный благодатный свет нисходит на землю. Их отличает особая близость к людям». (Православная энциклопедия — http://www.pravenc.ru/text/115092.html )

О низших слоях мира духовного (аде) известно меньше, но, тем не менее, несмотря на всю сложность проникновения этой информации в мир людей, она также существует.

«Разумное существо, захотевшее остаться без Бога, само себя ставит в условия аномального существования. Как наделенное Богом даром жизни, оно продолжает жить, но там, где нет жизни (такое существование становится по сути существованием-в-смерти, или вечным умиранием). Состояние богооставленности, т. о., не требует с необходимостью особого «места», где оно могло бы быть реализовано. Оно зарождается в волевом акте отпадения от Бога и переживается непосредственно самим существом, совершившим этот акт. «И рай, и ад,- гласит христианская мудрость,- зарождаются в сердце человека». При всей справедливости этого изречения следует, однако, иметь в виду, что по аналогии с раем, который не только зарождается в сердце, но и является местонахождением первых людей до совершения ими греха, библейские свидетельства дают основание полагать, что Ад, появившийся в тварном мире вместе с появлением греха в человеческом сердце, также занимает какое-то место, недоступное чувственному восприятию». (Православная энциклопедия — http://www.pravenc.ru/text/63424.html )

Исходя из этого можно заключить, что мир демонов также устроен иерархически, соответственно, и демоны могут приближаться к человеку и оказывать на него свое влияние. Если этого не знать, то человек, живя на земле, не сможет даже помыслить о том, какое место уготовано ему в вечности, а оно обязательно будет уготовано сообразно тому потенциалу духовных сил, который будет наработан в душе при помощи своего же сознания. Это весьма убедительно подтверждается ещё одним повествованием Православной энциклопедии, из которого мы видим, что удовольствие и радость «жизни» человек может получать и от зла, которое поведёт его совсем в иные миры.

«Радость, порождаемая злом, естественно, не имеет ничего общего с радостью жизни в Боге. Она, подобно червю (сравните «геенский червь»), будет вечно пожирать грешников в Аде; адские страдания будут тяжелыми и безысходными, хотя и различными по своей силе в зависимости от глубины падения того или иного грешника».

И здесь мы тоже видим некие уровни пространства, также, по всей видимости, иерархически устроенные. Только, если в первом случае духовный мир состоит из иерархически устроенных ангельских триад, как небесной твердыни, на которой находятся воскресшие люди и ангелы, то во втором – это безконечное падение в бездну шеола (ада).

Если бы всё в нашем мире зависело только от науки, то, возможно, учёные рано или поздно смогли бы создать такой прибор, который бы определял уровень сознания человека. Но, увы, это невозможно в принципе, хотя бы потому, что не существует единицы измерения духовности. Поэтому мы оставляем за собой право ориентировать человека на духовно-нравственное развитие, как это делает наша Церковь, очищая его от грехов через Таинства и настраивая на полноценную работу сознания.

Если оно будет работать в полную силу и бороться с грехом, то вероятность стать наследницей обителей Божиих для души может возрасти согласно силе той надежды, которую человек возлагает на Господа Бога. И, если бы мы не знали о тех этапах восхождения души, которые даны нам в Предании Церкви, можно было бы сказать о душе как о стреле в тетиве натянутого лука. При своём отрыве от тела, она полетела бы в невидимое пространство Вселенского бытия в том направлении и с такой силой, которую приобрела себе на земле. Именно об этом пишет Архиепископ Димитрий (Вознесенский) 1871 – 1947гг. в своей книге «Апокалипсис», изданной в 2009 году Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом относительно упокоения святых. «Да, то, что предуказано было о себе ап. Павлом, когда он о смерти своей филлипийцам писал: Желание имый разрешитися (от уз тела) и со Христом быти (Флп. 1:23); что выявлялось в многовековой истории Церкви, в длинном ряде видений о смерти праведников, как молния, по выражению преподобного Серафима, пролетавших, минуя мытарства, к небесной своей славе…».
По Преданию же, душа удерживается Богом на определённых уровнях духовного пространства три, девять и сорок дней, как бы соизмеряя её силу с мирами, в которые ей надлежит войти при помощи Ангелов.

При переходе в мир иной наше сознание уже ничем не сможет помочь душе, поскольку своя воля, которая поддерживала механизм работы сознания в плотном теле, отсутствует. Посмертная участь человека полностью становится зависимой только от Воли Божией. Поэтому так важно разобраться с работой своего сознания ещё при жизни на Земле.

Свои замечания и мысли на данную тему можно направить автору по адресу: udinanadejda@yandex.ru

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Юлия Авторы недавних комментариев
Юлия
Гость
Юлия

«Совершенно очевидно, что именно при помощи него движется, меняется, определённым образом формируется пространство нашего бытия, которое есть лишь отражение проекций мира наших образов, идей, смыслов и целей духовного мира».

Интересно, как автор определяет пространство в контексте? Таких вопросов по ходу чтения возникает немало. Непонятно, насколько осмыслено то, о чем утверждается. Автор, определение сформулируйте!

Смотрите также