10-с

В. Ю. Катасонов. Святитель Николай Сербский о народах и их судьбах

Святитель Николай Сербский очень просто и доходчиво, а, главное, догматически безупречно на почве Священного Писания и Священного Предания раскрывает христианское учение о народах и их судьбах.

 

 

Ровно полвека назад я поступил учиться в самый престижный вуз того времени — Московский государственный институт международных отношений МИД СССР. Институт действительно в те времена был очень хороший, с благодарностью вспоминаю целый ряд профессоров и преподавателей. Но вот по прошествии нескольких десятилетий после окончания МГИМО я задался вопросом, который никогда не затрагивался в процессе моего обучения. Нам на протяжении пяти лет рассказывали об отношениях между государствами (межгосударственных отношениях), при этом достаточно исчерпывающе объясняли сущность и происхождение института, называемого «государство». Но ведь в названии стояли (и продолжают стоять) «международные отношения»?

О природе и происхождении народов

О природе и происхождении народов, увы, я за все годы обучения не слышал ничего. Попытался разобраться в этом вопросе самостоятельно, но, к несчастью, литература оказалась весьма сложной, путаной и откровенно сомнительной, способной читателя не просветить, а окончательно запутать.

На помощь пришел святитель Николай Сербский, который очень просто и доходчиво, а, главное, догматически безупречно на почве Священного Писания и Священного Предания раскрывает христианское учение о народах и их судьбах.

Если брать историю человечества после Потопа, то уже на первых порах обнаружилось разделение его на три основные ветви, основателем каждой из которых были сыновья Ноя. Именно три сына Ноя — Сим, Хам, Иафет и их жены были теми людьми, которым предстояло через своих потомков заново заселить землю после Потопа. В 10 главе книги Бытие мы узнаем о 16 внуках Ноя.

В Бытие 10:1-2 говорится: «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма». Далее следуют четыре сына ХамаХуш, Мицраим, Фут и Ханаан (Бытие 10:6). И, наконец, сыновья Сима: Элам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам (Бытие 10:22). Иногда говорят, что от трех сыновей Ноя берут свое начало три основные расы человечества. В Библии нигде не упоминается понятие «раса». Раса — это термин эволюционистов. Согласно эволюционной терминологии, «раса — часть особей вида, преобразованная в новый вид».

В действительности Священное Писание нам ничего не говорит о подобных эволюционных изменениях людей. В соответствии со Священным Писанием, есть народы, племена и языки, но не расы. С самого начала истории Ноя и его потомства образовались три ветви, или части человечества, таково было решение Бога.

Вот эти части: 1. Индоевропейская группа народов — потомки Иафета (иафетиты): белое население планеты. 2. Афро-азиатская группа народов — потомки Хама (хамиты): все «цветные» народности земли — желтые, красные, коричневые и черные, включая американских индейцев, египтян, шумеров, хеттов и финикийцев древности. 3. Семитская группа народов — потомки Сима (семиты): евреи и другие семиты.

Священное Писание говорит о том, что в те времена «на всей земле был один язык и одно наречие» (Быт. 11:1). Не было также никаких жестких границ обитания потомков каждого из трех сыновей Ноя. Судя по всему, в начале сыновья Ноя и их ближайшие потомки придерживались единобожия (Священник Даниил Сысоев. Летопись начала. От сотворения мира до исхода. — М. 2011, с. 266).

 

Фото: Валерий Селезнев/YAY\TASS 

А вот что пишет святитель Николай Сербский в своей работе «Наука закона» (она у нас издавалась в России и под другими названиями, например: «Слово о законе»): «После потопа должна была начаться новая эра, с новым, лучшим человечеством, которое будет Бога бояться и жить по воле Божией. Никакого нового закона не требовалось. Воспоминания о потопе должны были послужить вечным напоминанием и быть постоянным будильником совести. Поэтому Бог Ною и его детям нового завета не дал, но лишь повторил заповеди, данные Адаму и Еве: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими… и над птицами небесными… и над всею землею (Быт. 1:28). Как и в том, первом случае, всё это следует понимать в духовном смысле, находящем свое символическое выражение физически».

Итак, по мнению святителя, человечество после Потопа задумывалось Богом как единое (несмотря на наличие некоторых внешних физических и психологических различий у представителей трех ветвей потомства Ноя).

Увы, после Потопа человечество не сумело воспользоваться теми спасительными возможностями, которые ему предоставил Бог. До появления на исторической сцене праведного Авраама произошло, как отмечает святитель, три тяжелейших грехопадения потомков Ноя: 1) Хам допустил оскорбительный поступок в отношении своего отца Ноя; 2) люди пытались построить Вавилонскую башню «до небес», желая стать выше Бога; 3) развратное поведение жителей городов Содом и Гоморра, грубо попиравшее заповеди Бога. Знакомясь с мыслями Николая Сербского по поводу этих трех грехопадений, мы еще раз понимаем простую истину: высший закон Бога попирать нельзя, в противном случае неизбежно следует наказание.

Вместе с тем из этих историй мы также узнаем о том, каково происхождение народов и чем определяются их судьбы (вопрос, который я задал в начале статьи).

Главной отличительной чертой любого народа является язык. А откуда взялось разнообразия языков на Земле? Николай Сербский пишет по этому поводу в книге «Наука закона» (глава IX «Вавилон и содом»):

«Ученые, лингвисты и философы много раз пытались разгадать тайну человеческих языков. Однако, используя всегда методы геоцентрические вместо теоцентрических и отыскивая объяснение существованию у человечества множества различных языков в узком круге своих естественных законов, они не смогли раскрыть эту тайну и до сегодняшнего дня. Люди и народы различаются по языку сильнее, чем по облику и цвету кожи, чувствам и восприятию. Как могли возникнуть такие разительные отличия, если все люди произошли от одного прародителя, как утверждают сегодня почти все ученые?

И в этом случае причина — в области нравственной, а не материальной. Как написано в святой Книге Божией, Господь решился на смешение языков, чтобы люди перестали понимать друг друга именно из-за людского самоволия, суетности и гордости. Место, где это произошло, с тех пор так и называют — Вавилон, то есть «смешение». Тот же Господь Бог, который впоследствии послал Духа Святого в облике огненных языков на апостолов в Иерусалиме и сделал так, чтобы те стали говорить на разных языках и понимать их, лишил Духа Своего Святого гордецов вавилонских, и все те люди стали всяк по-своему произносить слова, не понимая один другого. И вместо Вавилонской башни из кирпича вознеслась Вавилонская башня смешанных языков!»

В другом месте он пишет о строительстве Вавилонской башни как первом коммунистическом богоборческом проекте: «Это был первый в истории человечества пример богоборческого коммунизма, который нашел свое выражение в строительстве Вавилонской башни, предтече всех подобных попыток в дальнейшие времена. Однако Господь решил: смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (Быт. 11:7-8)».

А разве вспоминая об уроках Вавилона, мы не замечаем параллелей с тем, что было у нас в СССР? 70 лет мы строили богоборческую башню коммунизма. За это Бог разметал народы некогда единой гигантской державы на отдельные народы со своими слабыми «самостийными» государственными образованиями (то, что мы называем развалом Советского Союза). И эти «свободные» народы, некогда говорившие на одном языке (русском), сейчас заговорили на десятках языков, которые мало понятны жителям России и другим их ближайшим соседям.

К вопросу о судьбах народных

Теперь к вопросу о судьбах народов. Это «сквозная» тема творчества Николая Сербского. Очень много у него сказано и написано о судьбе сербского народа, к которому принадлежал святитель. Также о судьбах народов братской России, Франции, Австрии, других европейских народов. Духовными скрепами европейских народов было христианство. Ветхий Завет святитель рассматривает как историю судеб тогдашних древних народов. В первую очередь еврейского, но и других, которые были до Авраама, а также тех, которые были соседями еврейского народа — финикийцев, египтян, греков, римлян, ассирийцев и др. Ветхий Завет — учебник, показывающий, что судьбы племен и народов напрямую зависят от их отношения к Богу. А также от понимания того, какую историческую миссию Творец и Промыслитель возлагает на соответствующий народ. Бог может народам помогать в выполнении возложенной миссии, может наказывать, а может даже уничтожать народ.

Яркий пример последнего случая связан с упомянутым выше первым грехопадением потомков Ноя (безумный поступок Хама в отношении своего отца). Святитель пишет: «…с наступлением новой эры новое человечество оступилось на первом же шагу… Хам бесстыдно обнажил наготу отца своего Ноя и тем самым навлек проклятие на сына своего Ханаана и все его потомство, племена Ханаанские. Из-за этого все племена Ханаанские жили и пропали, погрязнув в непроглядном мраке идолопоклонства». Тут, правда, следует обратить внимание, что святитель говорит о «племенах», а не «народах», поскольку потомки Ханаана еще не были «народами» (событие происходило до Вавилонского столпотворения, когда образовались народы).

Николай Сербский обращает внимание на то, что многие народы переживали тяжелейшие времена в своей истории, подвергались репрессиям, находились в рабском состоянии, пребывали в невероятно трудных условиях.  Выражаясь современным языком, были объектом политики геноцида. Но при этом чудесным образом выживали и даже укреплялись. Он приводит пример: «В Америке народы красной и черной рас, индейцы и негры, несмотря на все притеснения, не только не исчезли с лица земли, но даже увеличили свою численность, особенно те негры, что приняли крещение». А вот потомки Ханаана исчезли бесследно: «Между тем все племена Ханаанские: сидонцы, хетейцы, евсеи, аморреи, гергесеи, евеи, арукеи, арвадеи, самареи, аматеи, химафеи, как бы они ни назывались, исчезли со временем либо от меча семитского, либо от меча иафетского (Тир, Сидон, Карфаген)».

Я уже писал в статье «Святитель Николай Сербский о законах настоящих и придуманных» о том, что, по твердому убеждению святителя, в мире нет законов природы (которые придумали представители жреческой корпорации, называемой «Наука»), а действует лишь один высший закон — нравственный закон Бога. При этом важно подчеркнуть, что этот закон распространяется не только на каждого отдельного человека, но и на народ. В частности, потомки Ханаана были приговорены к исчезновению именно на основе указанного высшего закона: «Их исчезновение можно объяснить лишь действием нравственного закона Бога. Ной проклял внука своего Ханаана, и под тяжестью этого проклятия пали и исчезли последние его потомки».

Не менее поучительно и третье грехопадение потомков Ноя: «Третьим проявлением зла у людей был крайний разврат в Содоме. Жители того города, ставшие абсолютно глухими и слепыми к духу и истине, видели только тело, жили только плотской жизнью, стремились лишь к плотским удовольствиям, но всё это — противоестественно. Гнусный и непростительный порок их стал называться у человечества по имени их города — содомия. Единственным праведником пред Господом в том городе был Лот, да и он был пришлым. После того как Господь вывел того праведника из города, Он обрушил с небес дождь огненный и серный (Лк. 17:29). Так город Содом, а за ним и Гоморра были стерты с лица земли». Кстати, Содом и Гоморра были населены потомками Ханаана. Наказание за третье грехопадение было продолжением истории, связанной с первым грехопадением. Содом и Гоморра — лишь эпизод в длительном процессе уничтожения племени. Бог может проводить «хирургические операции», ликвидируя лишь отдельные «метастазы», пытаясь таким образом продлить жизнь здоровой части народа. Содом — хрестоматийный пример наказания Божьего, посылаемого «собраниям нечестивых» (Псалом 1).

Но таких примеров в истории человечества бесконечно много. Святитель перечисляет некоторые «содомы» более поздних времен: «…гибель Содома нельзя объяснить ничем другим, кроме как беспутностью людей и наказанием Божиим. Точно такой же нравственной причиной объясняется и гибель Помпеи, Геркуланума, Мартиники, легендарной Атлантиды, да и других мест на планете земной».

В своей недавней статье «115 лет назад человечеству было явлено грозное напоминание о жизненно важном законе» я пишу об одном из таких «содомов» — острове Мартиника, жители которого были уничтожены мощным извержением вулкана в мае 1902 года. Гибель подобных «содомов» не может быть объяснена действием так называемых природных законов. Это приговоры Бога за нарушение высшего нравственного закона: «Если некоторые вспоминают при этом о вулканах, землетрясениях, волнах морских, о водяных потоках вследствие ливней, то они перечисляют лишь орудия, но не причины и не Того, Который все это вызвал. Для нас ясно, что все эти три события, точно так же как всемирный потоп, показывают и доказывают, что на этом свете действует исключительно нравственный закон Бога, а так называемых законов природы, физических законов, естественных законов, не существует».

Сегодня в России только и говорят о необходимости ее спасения. И вроде бы принимаются какие-то шаги в этом направлении. Так, в мае Президент России подписал указ о Стратегии экономической безопасности России до 2030 года. Стратегии, программы и законы — необходимое, но недостаточное условие спасение русского народа и России. На спасение мы можем рассчитывать лишь в том случае, если будем помнить о высшем нравственном законе Бога.

И не только будем помнить, но и исполнять.

 

https://tsargrad.tv/articles/o-narodah-i-ih-sudbah_67690

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также