23-эк

В. В. Компаниец. О некоторых разрушительных мифах и ложных теориях в сфере экономики

Впервые опубликовано в Сборнике материалов V Международной научно-практической конференции «Православный ученый в современном мире.  Синтез науки и православия: Сохранение духовно-нравственных ценностей в современных условиях» (Ганновер — Супрасль – Воронеж  24-31 мая  2016 г.)- Сборник материалов, 2016.  165 с. — 68-72 с.

 

Наше общество уже много лет живет в условиях информационно-психологической войны. Результатом этой войны и проводимых в наших странах реформ стал резко снижающийся духовно-нравственный, интеллектуальный уровень детей и молодежи, изменение сознания нового поколения. Возникает новый культурный тип, выращенный в условиях культурной шизофрении, аномии, разрушения традиционных ценностей, нравственного релятивизма и поощрения зла. Идеология, которая утверждается в обществе, звучит очень просто: «все продается и все можно купить».

Методов информационно-психологической войны много, в частности к ним относят: технику мифов; прием искажения и подмены основных понятий и слов, символов; метод использования  авторитета науки и ученых (здесь весьма примечательны результаты эксперимента Милграмма); метод большой лжи и другие. Все они используются и в образовательном пространстве и в науке (псевдонауке).

Отдельно следует выделить технику мифов. Миф это образование рациональное, но имеющее иррациональное влияние на человека. Поэтому научный миф (ложную научную теорию) почти невозможно опровергнуть рациональным путем. Миф имеет материальную и научную основу, имеет долю правды и большую часть лжи, или замалчивание правды [1]. Миф особенно сильно действует на человека в условиях критической, неопределенной, нестабильной, ситуации, а также при невысоком уровне знаний, интеллектуальных способностей. Приведем примеры сильнодействующих современных мифов, реализуемых в научном и образовательном пространстве и относящихся к сфере экономики.

К таким ложным теориям, направлениям, мифам можно отнести: теорию глобализации, теорию устойчивого развития и выросшие на основе них экологические, демографические, экономические, образовательные программы и исследования (по сути направленные на депопуляцию, деиндустриализацию и деградацию); линейные теории социально-экономического развития (в т.ч. теорию постиндустриального общества, информационного общества), пытающиеся доказать что все страны и культуры должны слепо следовать в своем развитии за передовой западной цивилизацией, копируя все составляющие западного общества начиная от системы права и экономики и заканчивая ценностями и культурой;  проект «Культура имеет значение» и подобные исследования, пытающиеся доказать, что православие является очень неэффективной религией, не способствующей развитию экономики и общества; теорию либеральной рыночной экономики и экономического человека; новые синтетические направления исследований такие как экономика счастья или нейроэкономика  и много других.

Одним из наиболее разрушительных для нашего общества и экономики  мифов в 90-х годах ХХ столетия  стал миф об эффективности рыночной модели экономики и о западном рынке как панацее.  С помощью этого мифа осуществлялось так называемое «реформирование экономики» постсоветских государств. Материальное основание мифа было правдой, это — трудности, которые действительно сложились в советской экономике и обострились в 80-е годы. Объяснение этим трудностям (так называемое научное обоснование) – это ложь: плановая, директивная экономика неэффективна, поэтому необходима свободная рыночная, государство не должно вмешиваться в экономику (это научно-политическая модель М.Фридмана).

Что же замалчивал миф? Очень многое.

Во-первых, сам термин «рыночная экономика» достаточно молод, до 80-х годов ХХ столетия социально-экономическую систему, существующую в западных странах, называли капитализмом, но это название было пугающим и незадолго до разрушения СССР, его заменили на более красивое.

Во-вторых, либеральный рынок, который навязали нам, в Западной Европе давно не существовал, в экономической политике применялось сочетание сильного государственного регулирования, в т.ч. планирования, и рыночных механизмов. В-третьих, каждая страна имеет собственный путь социально-экономического развития, который определяется социокультурными, историческими и др. особенностями, поэтому рыночную модель выбирать было совсем необязательно. И самое главное, если внимательно проанализировать основу социально-экономической модели развития капитализма, станет понятным что она экстенсивна (ее рост связан с расширением своего влияния на другие системы за счет разных форм экспансии – культурной, экономической, военной; неэффективна (порождает «долговую экономику мыльного пузря»), паразитична (может жить только за счет эксплуатации других систем).

По мнению  многих современных ученых капитализм с экономической точки зрения является такой моделью общества, которое запрограммировано не на созидание благ, а на их перераспределение (производство благ может иметь место при капитализме, но по критериям прибыли это далеко не самый эффективный способ обогащения; перераспределение – намного эффективнее) [2]. Перераспределение благ (точнее, ограбление) может достигаться методами прямого или опосредованного насилия. К последним относятся такие основные методы как: принудительное отчуждение большей части произведенного работниками продукта (грубо говоря, существенное занижение заработной платы и за счет этого рост прибыли); отъем части оставшегося у них продукта труда с помощью монопольных цен, потребительских кредитов, в виде ссудных процентов;  уплата подоходного др. налогов, большая часть которых затем через бюджетную систему перераспределяется в пользу капиталистов. Также в глобальной экономике велика роль такого инструмента перераспределения благ как валютные войны. Особую роль в перераспределении играет ссудный процент – ростовщичество, породившее ценные бумаги и биржу и всю мировую финансовую систему, провоцирующую постоянные кризисы.

 Капитализм — это кризисогенная система. И сегодня мыльный пузырь спекулятивной западной антиэкономики надулся так, что когда он лопнет, возникнет катастрофа, масштабы которой будут гораздо более ощутимей, чем мировой финансовый кризис 2008 года. По мнению многих экспертов (в частности В.Катасонова, М.Хазина, А.Фурсова), мир стоит на пороге глобальных перемен, которые приведут к окончательному разрушению современного капитализма и построению жестко тоталитарной модели общества и экономики (по Жаку Аттали глобальной экономики перераспределительного типа) [3]. К сожалению, только тогда для многих приверженцев рынка этот миф исчезнет, превратившись в жесткие реалии жизни в соответствии с идеологией социал-дарвинизма.

Уже в конце 90-х годов ХХ, начале ХХІ столетия очередным разрушительным мифом стал  миф об устойчивом развитии. По  определению  Комиссии  Брунтланд «устойчивым»  называется  такое  развитие, которое  «удовлетворяет  потребности  настоящего  времени,  но  не  ставит  под  угрозу способности  будущих  поколений  удовлетворять  свои  потребности» [4]. Вроде бы ничего страшного и все благородно. На самом деле (что следует, в частности, из докладов Римского клуба «Пределы роста» (1972) и др., Декларации РИО),  чтобы сохранить Землю (ресурсы) для будущих поколений, нужно не только бережно относиться к окружающей среде, но, контролировать (сокращать!) производство, сокращать потребление, контролировать (сокращать!) численность населения. Вот цитата из Декларации РИО — итогового  документа Конференции ООН по устойчивому развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в 1992 г., которая подтверждает этот тезис: «Для достижения устойчивого  развития  и  более  высокого  качества  жизни  <…>  государства  должны ограничить  и  ликвидировать  нежизнеспособные  модели  производства  и  потребления  и  поощрять соответствующую демографическую политику» [5]. То есть за благими намерениями о сохранении окружающей среды скрывается установка для правительств, прежде всего стран периферии мирового капитализма  (к ним относят и Россию с Украиной), на деиндустриализацию и депопуляцию, а также деградацию. Чтобы проверить действие мифа устойчивого развития стоит только посмотреть на цифры падения производства почти всех постсоветских государств, масштабы демографического кризиса (Украина, например, сегодня относится к разряду вымирающих государств), а также обратить внимание на нравственный облик нашего общества.

Возвращаясь к мифам и ложным теориям необходимо отметить, что настоящая беда состоит в том, что эти теории яростно продвигаются через  научное и образовательное пространство и даже ученые, считающие себя православными, не всегда могут распознать ложь и продолжают свои исследования в ложной парадигме (рассуждения могут выглядеть примерно так «православие это одно, а мои исследования – совсем другое» или «как же я буду идти против системы?»). Но становясь на подобную позицию, мы только умножаем зло. Сейчас не время спать и молчать. Тем более, что каждый из нас работает с нашим будущим – с молодыми людьми у которых под воздействием информационно-психологической войны уже изменено сознание в сторону смешения добра и зла, дерационализации и магизации.

Поэтому православному ученому необходимо, прежде всего, выяснить насколько соответствуют выбранные направления его научной работы православному мировоззрению и направить свои усилия на разрушение подобных антихристианских теорий и мифов в своих предметных областях исследования, как в своих научных разработках, докладах на конференциях, так и в работе с аудиторией.

Здесь нам поможет слово святителя Феофана Затворника, который отмечает, что исходными началами науки являются  Богооткровенные истины: «Мир ли хочешь узнавать, или человека, или историю, или другое что, – всюду проводи Богооткровенные истины и все ими поверяй, – согласное принимай, несогласное отвергай. Следствием сего будет то, что вся область нашего ведения будет проникнута Божиею истиною, которая сообщит ему единство, стройное согласие во всех частях и отсюда непоколебимую твердость. Тогда ум наш не будет уже влаяться [волноваться] всяким ветром учения» [6, с.648].

Эти ложные теории и мифы необходимо разрушать, но при этом необходимо понимать, что, только разрушая ложное, успеха достичь невозможно. Человеку всегда нужна альтернатива, а нашу молодежь часто лишают права выбора. Нужно дать его им, показав красоту православного мировоззрения. Это можно сделать  практически во всех областях исследования. Скажем в экономике, параллельно с разрушением мифа об эффективности рыночной экономики и современной модели социально-экономического развития западных стран нужно показать христианский идеал хозяйствования и практику его воплощения в дореволюционных условиях (благо, таких примеров множество), а также в наши дни (к счастью и такие примеры тоже есть).

 

Литература

  1. Лисичкин В.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. / В.А. Лисичкин, Л.А.Шелепин -М.: Инситут социально-политических исследований АСН.- 200.-304 с.
  2. Катасонов В.Ю. Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма. /В.Ю. Катасонов.– М.: Кислород, 2013 – 408 с.
  3. Фурсов А. И. Мировая капиталистическая система: новые сценарии развития (версия Жака Аттали)/ А. И. Фурсов, К.А. Фурсов.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article /n/ mirovaya — kapitalisticheskaya -sistema-novye-stsenarii-razvitiya-versiya-zhaka-attali
  4. Синицина Е. Концепция устойчивого развития.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cloudwatcher.ru/analytics/2/view/72/

5. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/8308082

  1. Феофан Затворник, святитель, Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений./ Сост. игумен Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2009. – 680 с.

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также