27-1

ШУТКИ НАД СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ И «ПЛЕЙБОЙ» ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ: ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕДАГОГИ УДАРИЛИ В НАБАТ

Ряд известных православных учёных, педагогов и деятелей культуры обратились с письмом к главе Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Евгению с просьбой помочь остановить распространение в епархиях Русской Православной Церкви учебно-методического комплекта (УМК) «Приходская школа «под ключ», во многом резко противоречащего православному вероучению и нравственности. Подписанты письма решили сделать его открытым, передав для публикации телеканалу Царьград.

Его Высокопреосвященству,

Высокопреосвященнейшему Евгению,

Митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому, Председателю Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Ваше Высокопреосвященство! 

Нас побуждает обратиться к Вам распространение ряда материалов учебно-методического комплекта (УМК) «Приходская школа «под ключ» за авторством диакона Илии Кокина. Присутствующие в данном УМК грубые искажения духовно-нравственного характера вызвали широкий общественный резонанс. После того как в октябре прошлого года в интернет-пространстве были опубликованы статьи, свидетельствующие о наличии в материалах данного УМК недопустимых в православном образовании примеров и образов, последовала реакция многих священников, учителей, родителей и просто православных людей, с болью воспринявших неприкрытое кощунство.

В статье прот. Александра Шаргунова, С. Марнова, О. Шикаловой, О. Штейнера «УМК «Приходская школа «под ключ» или ключ от ящика Пандоры?» был поднят вопрос о той части материалов УМК, которые по преимуществу обращены к подростковой аудитории (IV ступень).

Оценка материалов УМК была дана также д.ю.н. Понкиным И.В., д.п.н. Слободчиковым В.И., д.ю.н. Кузнецовым М.Н. — уже с правовой точки зрения в экспертном заключении «Комплексное заключение от 12.10.2021 на материалы учебно-методического комплекта «Приходская школа «под ключ» (авторы — диакон Илья Кокин и др.)».

Помимо указанных, опубликован ряд статей, в которых звучит один и тот же призыв — исключить из УМК кощунственные материалы (перечень статей прилагается).

Против использования указанных материалов для приходского «просвещения» детей выступили такие известные и уважаемые пастыри, как прот. Владислав Свешников, прот. Сергий Правдолюбов, прот. Владимир Переслегин, прот. Андрей Хвыля-Олинтер и многие другие. Среди многочисленных комментариев к экспертным оценкам и к статьям на эту тему, собравшим десятки тысяч просмотров на сайте pravoslavie.ru, постоянно повторяется мысль: почему были допущены к публикации эти кощунства?

Приведём только три комментария, очень точно выражающие отношение православного общества к продукции подобного рода.

«Я не верю своим глазам, читая апологию диакона Илии. Я не могу представить себе, что этот текст исходит от верующего человека. Я думал, что не доживу до того времени, когда в библиографическом списке в конце диссертации в Московской Духовной Академии я увижу знаменитый журнал «Плейбой». Я не думал, что доживу до времени, когда Священное Писание будет цитироваться с двусмысленными шуточками и повышенным интересом в сексуальной области. Дожил. Ответ пред Богом будет держать не только автор, но и те руководители отделов, которые разрешили это распространять в воскресных школах и губить детей!» (прот. Сергий Правдолюбов).

«Впечатление от приведённых цитат из УМК тяжёлое. Диакон Илия утверждает, что они вырваны из контекста, переосмыслены в негативном ключе. Но даже при самом благожелательном отношении к трудам отца Илии тексты остаются текстами. Конкретным сочетанием слов. Смыслов. Аллюзий. И процитированные в статье тексты, на мой взгляд, не выдерживают критики. Сомнительные обороты, сомнительные отсылки, двусмысленные сравнения, иногда на грани кощунства. Если это предлагается в качестве нормы современного миссионерства и катехизации, то это катастрофа и миссионерства, и катехизации. Давайте искать другие подходы. Наши ошибки слишком дорого обойдутся будущим поколениям» (иеромонах Арефа (Гарбузов).

«Грех должен быть осуждён. Церковь должна быть чиста от скверны. Это обязанность каждого христианина, а тем более пастырей. Терпимость к греху как к «особенностям», искушение грехом как методологический приём — всё это инструменты «взлома» чистоты нашей веры. Церковь НИКОГДА не примет такие мерзости, не надейтесь» (Павел Панов).

В своём ответе авторам первой публикации диакон Илия уклонился от обсуждения конкретных критических замечаний, объясняя это тем, что у него «есть более важные и интересные занятия», и перешёл на личности: «Вы, собственно, кто такие? Кем вы себя возомнили?!». Автор УМК говорит о готовности внести «мелкие правки» и защищает своё «право» говорить в воскресной школе о сексе. Он не осознаёт, каким соблазном являются его тексты для подростковой аудитории (увы, и не только подростковой!).

Господь в Своей проповеди никогда не стремился понравиться кому-то. Автор же оправдывает свою позицию тем, что подросткам нравятся такие беседы. В итоге чуждая Православию (да и в целом здоровому человеческому обществу) «закваска» ориентирует молодое поколение отнюдь не на евангельский идеал чистоты и целомудрия. Вместо того чтобы постараться явить подросткам значимость святоотеческой мудрости, актуальной на все времена, диакон пишет, что «представители «старого» могут предложить только старое — консервы, изготовленные в XIX веке».

С огромным огорчением приходится констатировать, что автор прикрывается грифом Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, чем вводит в соблазн многих.

Православное сообщество не может понять, каким образом проходила экспертиза комплекта и почему до сих пор гриф СОРОиК не отозван или не приостановлено действие этого грифа? Возмущение, которое разделяют священники, православные родители и педагоги, относится не только к материалам УМК, но и к деятельности тех экспертов, которые рекомендовали комплект к распространению. В частности, оправдывая свою точку зрения, диакон Илия прямо пишет, что «именно по рекомендации эксперта Синодального отдела в комплект вошла книга «Страх возводит стены, любовь строит мосты».

Изначально у комплекта было два грифа — Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Издательского совета Русской Православной Церкви. 9 декабря 2021 года Издательский совет принял решение отозвать гриф у комплекта «Приходская школа «под ключ». Примечательно, что на сайте диакона Илии Кокина видеопрезентация комплекта по-прежнему содержит ссылку на оба грифа.

Также Издательский совет отозвал гриф у книги диакона Илии Кокина «Страх возводит стены, любовь строит мосты», которая входит в УМК. Вместе с тем перечень учебно-методических изданий с действующим грифом, представленный на сайте СОРОиК, по состоянию на 24.05.2022 по-прежнему включает в себя УМК «Приходская школа «под ключ».

Парадоксальным образом книга, уже лишённая грифа Издательского совета, и методическое пособие для IV ступени, включающее многочисленные ссылки на эту книгу, до сих пор находятся внутри УМК под грифом СОРОиК «Допущено»!

Можно предположить, что после опубликованных критических статей и общественной реакции диакон Илия внесёт коррективы в свои материалы. Также можно предположить, что после издания нового, исправленного варианта УМК вопрос о недопустимости использования старого издания уже не будет приниматься во внимание. Соответственно, огромное количество воскресных школ, закупивших этот УМК (об этом количестве писал сам диакон Илия в своей статье), будет по-прежнему обращаться ко всем материалам данного УМК.

В связи с вышеизложенным убедительно просим отозвать гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации у учебно-методического комплекта «Приходская школа «под ключ» вне зависимости от того, вносятся автором в данный момент правки в УМК или нет.

Также просим направить письмо всем воскресным школам с предупреждением о невозможности использования следующих материалов:

  1. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. Рабочая тетрадь III для детей 11-13 лет. — Издание 3-е, дополненное, исправленное. М., 2021 г. Автор: диакон Илия Кокин.
  2. Закон Божий. Методическое пособие для учителя IV. — Издание 2-е дополненное, исправленное — М., 2021 г. Рассчитано на занятия с детьми 14–17 лет. Автор: диакон Илия Кокин.
  3. Книга «Страх возводит стены, любовь строит мосты». — М.: Никея, 2020 г. В УМК предлагается подросткам 14-17 лет. Автор: диакон Илия Кокин.
  4. Материалы инфографики (наглядные схемы) онлайн-платформы, проекта «Академия веры» (в УМК она находится на диске «Справочные материалы»). Руководитель проекта — прот. Павел Великанов.

Также просим отозвать гриф СОРОиК у квеста «Земля Обетованная». В этом квесте очевидно смешение священного с примитивно-бытовым. Есть серьёзные сомнения: позволителен ли вообще ролевой шуточный квест по Священной истории?

Ваше Высокопреосвященство! Речь идёт о целомудрии детской души, которую Церковь призвана защищать от соблазна. Сам Господь сугубо предостерегает от соблазнения детей: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18,6).

Нелишне напомнить, какое значение имеет проблема воспитания нового поколения в нравственной чистоте и патриотизме в нынешней ситуации противостояния идеологии постхристианского Запада, с его агрессивным навязыванием всему миру, особенно молодёжи, своих извращённых ценностей. Данный УМК противоречит бескомпромиссной позиции нашего президента, Государственной Думы, большинства нашего общества в отстаивании традиционных ценностей. Мы надеемся на Вашу архипастырскую мудрость и твёрдость в решении столь ответственного вопроса в столь ответственный момент нашей истории и со своей стороны будем продолжать делать всё от нас зависящее, чтобы остановить растление детских душ.

Испрашиваем благословения и молитв Вашего Высокопреосвященства.

Алимова Е.Я., врач-невролог, кандидат медицинских наук

Катасонов В.Н., доктор философских наук, доктор богословия

Катасонов В.Ю., доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

Кибирева Е.А., член Союза журналистов России, член Союза писателей России, лауреат премии «Имперская культура» им. Эдуарда Володина в номинации «Душеполезное чтение»

Кириченко О.В., главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, главный редактор журнала «Традиции и современность»

Крутов А.Н., президент Фонда русской культуры, главный редактор журнала «Русский дом»

Крупин В.Н., писатель, секретарь правления Союза писателей России

Лайков А.Ю., кандидат экономических наук, профессор кафедры продюсерского мастерства ВГИКа

Медведева И.Я., педагог-дефектолог, писатель, директор общественной организации «Институт демографической безопасности», вице-президент и соучредитель Межрегионального фонда социально-психологической помощи семье и ребёнку, сопредседатель Международного общества артпедагогов и арттерапевтов

Моисеев С.В., председатель правления общественной организации «Русь Триединая»

Москвитин Ф.А., член Московского союза художников, доцент РПИ св. ап. Иоанна Богослова

Мурышев К.Е., кандидат физико-математических наук, кандидат философских наук

Писарев Л.В., кандидат филологических наук, заведующий кафедрой романо-германской филологии Историко-филологического факультета, доцент ПСТГУ

Толмачёв В.М., профессор, заведующий кафедрой истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ

Троицкий В.Ю., доктор филологических наук, профессор, гл.н.с. Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации

https://tsargrad.tv/news/shutki-nad-svjashhennym-pisaniem-i-plejboj-dlja-verujushhih-pravoslavnye-pedagogi-udarili-v-nabat_554394

4
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
2 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
АндрейОльгаМаринаГость Авторы недавних комментариев
Гость
Гость
Гость

Нет ответа на главный вопрос,а кто является спонсором диакона Илии Кокина?! Ни «Ельцин-центр» ли?!

Марина
Гость
Марина

Не пора ли вообще отказаться от мракобесия? России нужны ученые, а не священники, нужно изучать физику и математику, а не закон божий.

Андрей
Гость
Андрей

Совершенно правильно,Марина! Полностью поддерживаю и присоединяюсь к Вашей точке зрения! Обществу нужны «физики» и «лирики», но никак не «клирики»!

Ольга
Гость
Ольга

Множество ученых свидетельствуют о том, что религия и наука не противоречат друг другу — от Ампера и Паскаля до Томсона, Планка и Раушенбаха. Математика и физика очень важны, и не менее важна духовно-нравственная составляющая. Суть открытого письма в том, что материалы Кокина не являются Законом Божиим, и православные люди (в том числе доктора и кандидаты наук) решительно противостоят его заблуждениям.

Смотрите также