29-ДИНАРИЙ

Перечитывая Священное Писание. О динарии кесаря

«Кесарю кесарево, а Богу Богово» — фраза, которая относилась к разряду «крылатых» и широко использовалась в светской литературе и в обиходной речи.  Тогда понимание фразы было примерно таким: каждому свое – по заслугам.  Глубинный смысл фразы тогда понимали очень немногие…

Сегодня трудно найти взрослого человека, который бы не слышал о евангельской истории, которую коротко называют историей о динарии кесаря.   Духовные и богословские смыслы этой истории во всех тонкостях прокомментированы и объяснены святыми отцами, известными богословами. Позволю себя остановиться на некоторых более частных аспектах истории, понимание которых поможет лучше разобраться в  текущих экономических и политических проблемах нашей сегодняшней жизни.

Даже в советское атеистическое время любой грамотный человек имел некоторое представление об этой  евангельской истории. «Кесарю кесарево, а Богу Богово» — фраза, которая относилась к разряду «крылатых» и широко использовалась в светской литературе и в обиходной речи.  Тогда понимание фразы было примерно таким: каждому свое – по заслугам.  Глубинный смысл фразы тогда понимали очень немногие.  Сегодня, слава Богу, издано большое количество книг и статей, относящихся к разряду «церковной литературы», в которых  подробно изложена и прокомментирована история о динарии кесаря.  Эпизод с «динарием кесаря» описан в трех книгах Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки) и относится к периоду проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме. История с «динарием кесаря» — лишь один из многочисленных эпизодов, когда вожди еврейского народа предпринимали попытки бороться с Христом, используя любые методы, в том числе такие, которые построены на дискредитации и сборе «компроматов».

В данной истории фарисеи и примкнувшие к ним иродиане[1] попытались скомпрометировать Христа провокационным вопросом: И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать? (Мк. 12:13-14).

Ответ «да» дискредитировал бы  Христа перед  евреями, которым был ненавистен Рим и римский кесарь. Ведь Иудея фактически была зависимой территорией, полуколонией в рамках Римской империи.  Ответ «да» означал бы, что Христос на стороне римских оккупантов.   Такой ответ   привел бы к тому, что народ отшатнулся от Христа, в котором многие видели будущего царя и освободителя.  Выражаясь современным языком, Его политический рейтинг упал бы до нуля, Он встал бы в ряд с такими презираемыми в Иудее людьми, как мытари – сборщики налогов, действующие в интересах оккупантов.

А ответ «нет»  можно было бы расценить как призыв к мятежу и использовать его для обвинения Христа в подготовке восстания. Как мы знаем, позднее иудейские вожди добивались от римского прокуратора Понтия Пилата казни Христа за то, что Он якобы подстрекал народ к восстанию против власти Рима.

         Некоторые исследователи Библии и историки считают, что упоминаемая в  данной истории подать —  подушный налог, установленный  по результатам переписи Квириния, описанной в Евангелии (Лк. 2:1-5)  и вызвавшей большое недовольство среди иудеев. Восстание тогда поднял Иуда Галилеянин[2], оно было подавлено, однако его  идеи сохранили значение среди партии зелотов[3] даже несколько десятилетий спустя,  в описываемый исторический момент.

Христос прекрасно понимал лукавство вопроса, ту ловушку, в которую Его заманивали фарисеи.  Реакция Христа была следующей: Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему (Мк. 12: 15-17).

В христианской литературе ответ Христа в первую очередь рассматривается  как четкая формула, позволяющая определить для христианина правильное соотношение власти духовной и власти политической, власти Церковной и власти светской (государственной).  Данный (самый главный) аспект истории о динарии кесаря рассматривается в работах очень многих святых отцов и богословов. Я его касаться не буду.  

Обращу внимание на более частный аспект. Аспект, имеющий отношение к денежной и финансовой системе Иудеи и Римской империи того времени.  Поскольку Иудея стала провинцией Римской империи, то на территории этой провинции использовались римские монеты – серебряные динарии.    В оригинальном тексте употреблено слово δηνάριον (dēnarion). Традиционно принято считать, что это был римский динарий с изображением   Тиберия, римского императора, правившего в то время. Среди нумизматов тем самым «денарием кесаря» (tribute penny) принято считать монету с изображением Тиберия, надписью «Ti[berivs] Caesar Divi Avg[vsti] F[ilivs] Avgvstvs» (Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа). На другой стороне монеты было изображение сидящей женщины, возможно, Ливии  в образе богини мира Пакс[4].

Впрочем, эти нумизматические тонкости не так важны. Главное – монета была римская. И к тому же монета, содержащая языческую символику и портреты императоров (кесарей).  Пользование такой монетой означало фактически проявление идолопоклонства, что входило в резкое противоречие с установками иудаизма, дополнительно усиленными разного рода запретами и предписаниями фарисеев. Иудея была единственной частью обширной Римской империи, где римские  монеты воспринимались крайне болезненно. Ведь лишь в этой маленькой провинции существовала монотеистическая религия, которая находилась в непримиримом противоречии с любой модификацией язычества, основанного на многобожии и идолопоклонстве. Сопротивление иудеев уплате подушного налога Риму было обусловлено не только и не столько финансовыми соображениями, сколько мотивами политического, нравственного и религиозного характера.

Иудея достаточно активно сопротивлялась различным формам римского язычества. И кое-чего народу Иудеи удалось добиться.

Во-первых, его освободили от формальной процедуры поклонения римского императору, который в том время уже при жизни имел статус бога. Также освобождались евреи от поклонения и жертвоприношений всему пантеону языческих богов.

Во-вторых, Рим не возражал против того, чтобы вожди иудаизма организовали сбор храмовой подати и десятины на территории Иудеи и других провинций Римской империи, где проживали иудеи. Храмовая подать – налог, который должен был уплачивать правоверный иудей каждый год. Он  шел на содержание Иерусалимского храма – центра духовной жизни еврейского народа[5]

В-третьих, евреи получили право чеканить свою собственную монету – так называемый «священный сикль». С помощью этой монеты происходила уплата храмовой подати, жертвоприношений в Иерусалимском храме. Мы прекрасно помним историю об изгнании Христом торговцев и менял из Иерусалимского храма. Менялы в храме как раз занимались разменом языческих монет  на  священные сикли[6]

Таким образом, слова Христа отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу можно понимать не только в высоком смысле, но и буквально. То есть: налог Риму платите  с помощью динария кесаря, а храмовую подать и другие приношения в Иерусалимский храм осуществляйте с помощью священного сикля.

По мнению святителя Василия Кинешемского, окружавший Христа не искушенный в  духовных вопросах народ  именно буквально и понял слова Спасителя:  «Люди толпы, не стремящиеся проникнуть в глубину внутреннего смысла и довольствующиеся простым, поверхностным пониманием, могли видеть здесь простое признание существующей практики сборов»[7].

Опытные толкователи истории о динарии кесаря обращают внимание на одну тонкость евангельского текста, которая гораздо отчетливее просматривается в тексте на греческом языке.  Вопрос фарисеев и иродиан  звучит: «позволительно ли давать?» А Христос их поправляет: «возвращайте, отдавайте назад».  В греческом языке в вопросе и ответе используются разные глагольные формы.  Именно так и поняли искушенные фарисеи ответ Христа. Ответ, который звучал для этих ревнителей чистоты религии и веры в качестве укора. Наиболее  ярко  этот нюанс истории акцентирован  Василием Кинешемским. Он пишет:  «Таким образом, Своим ответом, внутренний смысл которого, несомненно, был понят фарисеями, Господь говорил им следующее: «Лицемеры, зачем вы спрашиваете Меня? Ведь эта монета римской чеканки и вышла с императорского монетного двора. И вы принимаете ее? Вы пользуетесь ею как ходячей монетой при своих расчетах? Но вы прекрасно знаете, что принимать монету царя — значит признавать его господство. Следовательно, принимая динарий в качестве ходячей монеты, вы тем самым открыто признаете, что кесарь — ваш повелитель, и что вы — его подданные. Но раз вы признаете себя подданными кесаря, то, ясное дело, вы должны исполнять и все обязанности, вытекающие из этого подданства, в том числе и уплату податей. Таким образом, приняв римский динарий, вы уже сами решили вопрос о податях и согласились, что должны платить их. Для чего же вы еще спрашиваете Меня?»[8].  Святитель Василий, не будучи по образованию экономистом и финансистов, очень точно уловил суть денежной системы: деньги принадлежат тому, кто их выпускает (чеканит, печатает), и рано или поздно эти деньги возвращаются туда, откуда они вышли. Для простых римлян и жителей иудеи тогдашний динарий кесаря был в первую очередь, средством обмена, а для кесаря (в тот момент Тиберия) – средством сбора налогов в императорскую казну.

Христос в данной ситуации укоряет фарисеев даже не за то, что они как духовные лидеры еврейского народа допустили хождение римского динария на территории Иудеи, а именно за их лукавую двойственность. С одной стороны, фарисеи демонстрируют показной патриотизм. С другой стороны, они постоянно заигрывают с римскими властями. В Евангелии  много фрагментов, демонстрирующих такое заигрывание и двуличие. Даже в истории с динарием кесаря мы видим, что ради своих политических целей они сближаются с местными коллаборационистами — иродианами.

Можно пойти дальше и, отталкиваясь от   истории с динарием кесаря, сделать такой вывод: чтобы избавиться от унизительного налогового бремени Рима, еврейскому народу надо было избавиться от римской монеты. Налоги метрополии – вторичны, денежная система Иудеи – первична.

Взялся я писать на тему динария кесаря потому, что она очень созвучна с сегодняшними событиями в России. Вот уже более двух десятилетий Россия находится на положении полуколонии, уплачивающей дань Западу, прежде всего, Соединенным Штатам. Да, сегодня в России нет прямых налогов, которые бы непосредственно направлялись в казну Вашингтона. Но есть бесчисленное количество форм скрытой дани. Например, накопление валютных резервов в виде казначейских облигаций США и ряда других стран. Фактически это скрытый способ беспроцентного кредитования Запада. Прежде всего, направленного на ликвидацию дефицита государственного бюджета США, а дефицит этот образуется в результате гигантских военных расходов Пентагона.

Сегодня патриоты всех оттенков в России призывают положить конец подобного рода практике скрытого ограбления нашей страны. Но сделать это мы сможем лишь в том случае, если будем последовательны. Мы платим «динарии кесаря» тому, кому они принадлежат – «кесарю», «императору». Мы возвращаем с большим трудом заработанные на мировом рынке доллары туда, откуда они пришли. То есть в США. Иного быть не может. Только не надо думать, что «кесарь» применительно к Америке – президент США. Современный «кесарь» — Федеральная резервная система США, частная корпорация. А если быть более точным, то даже не         ФРС, а ее главные акционеры, «хозяева денег».

Сегодня в России появляется все больше патриотов разных оттенков, которые призывают к тому, чтобы положить конец эксплуатации России Западом. Призывы очень благородные. Но, вспоминая евангельскую историю о динарии кесаря, мы должны признать, что сначала нам надо избавиться от власти современного «динария» — доллара ФРС. К сожалению, многие наши патриоты наивно думают, что внутри  России имеет хождение не американский «динарий», а свой, национальный рубль. Однако это оптический обман. Центробанк России (фактически филиал ФРС США) выпускает рубли под накапливаемые в резервах «зеленые фантики» (доллары). Так называемый российский рубль – «зеленый фантик», перекрашенный в национальные цвета. Такая лукавая денежная система позволяет эксплуатировать жителей полуколонии, но при этом не дразнить их лишний раз напоминанием о том, что система строится на «динарии» Федерального резерва.

Впрочем, пока (несмотря на возмущения наших патриотов) Россия в «добровольно-принудительном порядке» продолжает платить подати современным западным «кесарям». И будет продолжать это делать до тех пор (тут не должно быть никаких иллюзий), пока мы будем пользоваться «динарием» ФРС. А как избавиться от этого проклятого «динария»? Я об этом много раз писал. Но писал я лишь о политических и финансово-технических аспектах «отвязки» от «динария» и возвращения к национальному рублю.

Важнейшим условием успеха в деле возвращения народа к своим национальным деньгам  является напоминание Христа о том, что надо платить Богу Богово. То есть русский народ должен вернуться в лоно Православной Церкви и жить по заповедям Христа.  В том числе помнить и исполнять  слова Спасителя: «Не можете служить Богу и мамоне». Пока мы поклоняемся мамоне, мы остаемся заложниками «динария»  ФРС. Федеральный резерв США – это и символ мамоны  и  почти в буквальном смысле храм мамоны.   А пока мы заложники  «динария», то   принуждены   платить дань мамоне.  Спаситель недаром говорил: «…иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30).  Пока наш человек не поймет  простой истины, что надо платить Богу Богово и что это  иго  благо и легко,  он обречен на  бремя уплаты мамоне  «динария кесаря». Бремя тяжелое в финансовом отношении и унизительное в национальном и нравственном плане.

 

 


[1] Иродиане  — упоминаемая в евангелиях партия, враждебно относившаяся к Иисусу Христу (Мк. 3:6Мк. 12:13Мф. 22:16; отчасти также Мк. 8:15). Это приверженцы ненавистного иудеям Иродова дома, сторонники политической зависимости от Рима. В глазах фарисеев и тем более зелотов они выглядели как откровенные коллаборационисты.   Иродов дом берет начало с Ирода Великого (ок. 74—73 гг. до н. э. — 4 до н. э.; по другим данным, 1 до н. э.). Ирод Великий —  идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Царь Иудеи (40  — 4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов. Христос предостерегал своих учеников от иродиан наравне с фарисеями и саддукеями.

[2] Иуда Галилеянин упоминается в Новом Завете: «Во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались» (Деян. 5:37).

[3] Зелоты (от греч. — букв. «ревнитель, приверженец») — социально-политическое и религиозное движение  в Иудее, возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в середине I века н.э. Основной целью зелотов было упразднение эллинистического влияния и свержение римского владычества, для достижения которой считались пригодными любые средства. К середине I века н. э. зелоты оформились в политическую партию для борьбы с наследием царя Иудеи Ирода Великого. С фасада Иерусалимского храма, отстроенного Иродом, они сбили золотого орла как побуждающего к идолопоклонству и намекающего на римское владычество.

 

[4] Некоторые нумизматы и историки утверждают,  что в то время  денарии не ходили широко в Иудее, на самом деле той монетой могла быть   тетрадрахма   (также с головой Тиберия, и Августом на обороте).  Еще одна версия — денарий Августа с Гаем и Луцием на обороте, также возможно это был денарий Гая Юлия ЦезаряМарка Антония или Германика — так как монеты предыдущих правителей также могли оставаться в обороте.

[5] Подробнее см.: Катасонов В.Ю. Иерусалимский храм как финансовый центр. – М.: «Кислород», 2014, с. 45-48.

[6] Там же, с. 234-238, 240-248.

[7] Святитель Василий,  епископ Кинешемский.  Беседы на Евангелие от Марка. – М.: Отчий дом, 2014, с. 591.

[8] Там же, с. 592.

 

Смотрите также