Время Z или ложный замах
Западная глобализация усиливает давление на Россию по всем направлениям (военном, экономическом, политическом, идеологическом). Под удар поставлено будущее России. Однако адекватного ответа на угрозу со стороны России не последовало. Сотрясение не стало для нас моментом истины.
А. Тойнби вызовами считал «обстоятельства, которые возникают при резком изменении условий жизни». Такие обстоятельства для нас наступили. Однако, по словам крупного политолога С. Кургиняна, страна не понимает масштаба вызова, а значит, не в состоянии на него ответить [1]. Даже в таком важном политическом документе, как послание Президента Федеральному Собранию, не дана надлежащая оценка внешним угрозам и действительному положению дел в стране.
В условиях возрастающей военной угрозы и международной интервенции, крайне необходимо полное переформатирование всей политической системы, усиление роли государства, укрепление централизованных и федеративных начал государственного управления. Но этого, по непонятным причинам, не происходит. В таком дезорганизованном состоянии мы просто не выдержим натиска противника. Слабыми усилиями большие задачи не решаются.
А начать надо с урока Правды, катарсиса – понимания глубины своего падения, чтобы, «Россия оттолкнулась ото дна своей истории и стала медленно всплывать к свету» [2]. Но пока ничего кардинально не меняется. Разграбление страны и утечка капитала продолжаются. Сырьевая направленность экономики препятствует модернизации и индустриализации страны. Буржуазный базис власть пытается смягчить социально-ориентированной надстройкой, надеясь «повенчать розу белую с черной жабой» (С. Есенин). Примером такой эклектики является указ Президента № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [3].
Этот указ противоречит статье 2 Конституции России, признающей человека, его права и свободы высшей ценностью [4]. А это означает, что рационализм, эгоизм и индивидуализм продолжают ставиться во главу угла национальной политики. Ведь Конституция – Основной закон, акт высшей юридической силы. Традиционные ценности, за которые ратует Президент, при таком построении, вторичны. Разнозаряженные полюса, как известно, отталкиваются, свести их вместе невозможно.
Историческими кодами русского мира являются общность, бескорыстие, духовность, ничего общего не имеющие с т. н. общечеловеческими ценностями. К тому же, если человек – высшая ценность, то где место государству и общественному благу? Непонятно, за счет чего государство, не обладающее экономической монополией, может наполнить материальным содержанием декларируемые им права и свободы.
Если Россия бросила вызов западному миру, то у нее должен быть достойный ответ. По словам К. Сивкова: «Будущее России определяется тем, что мы предложим миру» [5]. Но нам нечего предложить даже себе. Наше будущее покрыто вязкой, непроглядной мглой. Идем на ощупь, куда кривая выведет. Живем по принципу: «Пойти туда – не знаю куда, принеси то, не знаю, что». Может выбор будущего – тайная доктрина власти, которую нельзя доверять незрелому народу? Поживем – увидим. Вдруг власть осенит и объявит о великом походе.
Россия – уроки истории
В своей истории Россия не раз подвергалась атакам мирового зла, но всякий раз собиралась и давала достойный отпор. Мы побеждали за счет державной мощи и крепости национального характера. Но сегодня этот слой критически истончен. Национальный дух разъедает мамона, политические и духовные ереси, всеядность и эклектичность общественного сознания.
Россия, за многие годы, переживала не только атаки противников, но и пассионарные толчки, придающие ей долговременное ускорение. В новейшей истории (в советское время) такой подъемной силой была программа строительства коммунизма, завораживающая народ и весь мир высотой, дерзостью и масштабами замыслов.
Мы и сегодня являемся надеждой третьего (традиционного) мира, уставшего от циничного англо-саксонского диктата. Наша Победа в этой жестокой схватке может стать поворотной в мировой истории. Но к решению такого уровня задач Россия явно неготова, поскольку сама больна и живет чужой жизнью.
Сегодня сложился паритет между властью, оппозицией и народом. И это равновесие сил – признак застоя. Власть опасается резких движений, оппозиция не готова принять на себя ответственность, а народ, как всегда, безмолвствует. Но все понимают, что так жить нельзя. Об этом с тревогой говорил С. Говорухин еще во времена позднего СССР. С тех про много воды утекло, но в стране мало что изменилось.
Общественные науки и политика
О том, что власть не заботится о будущем страны, свидетельствует и отсутствие теории общественного развития. Это особенно странно при наличии большого научного потенциала. Вопросы такого уровня могли бы решать Институт философии, Институт системного анализа, Отделение общественных наук РАН. Но успехов в этой области пока не видно.
Справедливости ради, надо признать, что Институт философии РАН все же разрабатывает тему: «Российский проект цивилизационного развития» (РПЦР). Но этот проект подвергается обоснованной и серьезной критике из-за монополизма темы и серьезных методологических просчетов.
Так, за научную посылку исследования, ученые взяли тезис о первичности общечеловеческих (универсальных) ценностей над национальными. И неудивительно, они строго следовали уже цитируемой статье 2 Конституции о первичности прав человека, а не социума. На этой почве в научной дискуссии победила западная социологическая школа [6]. Своя (национальная) школа по изучению общественных наук, похоже, еще не сложилась.
Что касается прогностических и футурологических исследований, то серьезных результатов здесь тоже не видно. В этом отношении показателен Указ Президента «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В новой редакции статья звучит так: «Прогноз научно-технического развития Российской Федерации разрабатывается на основе решений Президента Российской Федерации с учетом данных, представленных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академии наук» [7].
В этом перечне Академия наук стоит на последнем месте. Выходит, решение Президента выше научных исследований и рекомендаций. Где же здесь ведущая роль науки, принципы ее независимости и самостоятельности? При таком построении, наука становится служанкой политики. Но и ученые заслуживают упрека: наука – область свободного творчества, она не должна ждать милостей и подачек от государства.
Вообще, создается впечатление, что страхи и тревоги страны до политического руководства не доходят. Русский философ Ф. Степун, еще в начале прошлого века, заметил, «…мы окончательно перестали ужасаться творящему в мире безумию» [8]. С тех пор безумие в мире достигло запредельного уровня, а реакция на него критически ослабла. И эта обратная экспонента очень тревожит. Может наступить момент, когда рефлексия, уставшая от перегрузки, перестанет работать и тогда безумие заполнит собой все пространство.
Переход к эпохе постмодерна (трансгуманизма) еще больше усилил процесс расчеловечения. Все идет к тому, что патология окончательно подавит норму, а меньшинство будет диктовать волю большинству. Диктатура патологического меньшинства может оказаться последней в мировой истории.
Чтобы приостановить этот опасный процесс, необходима смена вектора мирового развития: от материи к духу, движение вверх, которое мы называем вертикальной цивилизацией. Ведь движение вперед, на краю пропасти, означает падение вниз.
Переход к новому технологическому и мирохозяйственному укладу, на что уповают технократы, всего лишь продолжение материалистической (потребительской) цивилизации, уже приведшей человечество к вселенской катастрофе.
Стране и миру нужна не смена общественно-экономической формации, а духовно-мировоззренческая революция, совершенствование самого человека, а не условий жизни. Человечество должно перейти от эго-рацио-центризма, представляющего собой цивилизацию праздности и гедонизма к цивилизации всеобщего спасения. Сегодня выбор у всех один: все выживем или все погибнем. Третьего не дано.
Духовные основы политики
Духовная сфера является доминирующим началом и в политике. Политические лозунги – ничто иное, как завуалированные духовные доктрины. Так, идея свободы (священная корова либерализма), одновременно является и духовной основой протестантизма.
Идеология, нравы, традиции – тоже производные национального духа. Запустив капитализм в наш дом, мы вольно или невольно облеклись в одежды протестантизма.
Несмотря на историческую устойчивость и консерватизм, национальный дух неоднороден и подвижен. Красная и белая Россия исповедуют разные ценности, но примирительной базой может стать патриотизм и забота об общем будущем страны.
Однако до настоящего времени, швы между белой и красной Россией не срослись, и рана продолжает кровоточить. Либеральные (господствующие в стране) средства массовой информации продолжают нагнетать антисоветизм, вымарывать советский период, подавать его как один из самых кошмарных в нашей истории. О каком национальном единстве тогда может идти речь? История у нас отныне и во веки веков одна. «Когда начинается ее деление, тогда получаются лишь клочки истории, какое-то сплошное разоблачение исторических святынь» [9].
К большой войне в широком смысле, приводят, сакральные противоречия. А повод и причины всегда найдутся. В схватке, как известно, побеждает сильнейший. Внутренняя сосредоточенность и собранность тоже признаки силы. Аналитическая оценка в большой политике играет решающую роль. В стратегической конкуренции зачастую побеждает самый вероломный и беспринципный игрок. Таковым проявил себя англо-саксонский мир. Однако, руководство страны этого долго не замечало, велось на грубую лесть о взаимовыгодном партнерстве, равной и не делимой для всех безопасности. Упование на то, что нас обманули, в пользу бедных. Наша искренность и открытость при враждебных замыслах, сродни преступной халатности.
СССР уже попадал на эту удочку, подписав в 1975 году Хельсинкское соглашение, в т. н. гуманитарной корзине которого, уже просматривались черты конвергенции (уступка капитализму) и универсальности прав человека. Собственно, с этого и начался идеологический распад СССР. Принятием Конституции 1993 года, выдержанной в таком духе, Россия наступила на те же грабли.
Самообман – худший вид обмана, поскольку разоружает изнутри, открывает двери врагу. Так и живем, «под собою, не чуя страны» (О. Мандельштам). Политические просчеты слишком дорого обходятся России. Не пора ли прекратить волюнтаристские экспромты над уставшим и растерянным народом.
В результате безответственной политики в самой богатой по природным ресурсам стране более 20 миллионов граждан живет за чертой бедности (по официальной статистике). По данным ВОЗ на 2022 год, Россия находится в первой десятке стран по общему коэффициенту смертности от самоубийств. Понятно, что не от хорошей жизни. Печальную статистику можно долго продолжать, но смысл ясен – власть не очень заботится о своем народе.
Постсоциализм, посткапитализм или третий путь. Куда идти России?
Идеи не несут ответственности за своих носителей. Адепты могут извратить идею до ее полной противоположности. Но ошибка выбора, ложные интерпретации необязательно дискредитируют общее направление идеи. Обжегшись на молоке, не надо дуть на воду.
Я не считаю, что социализм в России полностью себя исчерпал. Дело, скорее, в недостатке социализма, искривлении и предательстве его идеалов. Советская элита, глубоко не понимала экономической сущности социализма. Сконцентрировав в своих руках всю экономическую и политическую власть, советское руководство исказило общинный дух социализма. В результате, произошло отчуждение работника от средств производства, была подорвана хозяйственная самостоятельность, утрачены трудовые стимулы – основа экономического развития.
В определенном смысле, такой социализм был похож на госкапитализм. Отсутствие свободы хозяйствующих субъектов сдерживало производственные отношения, не стимулировало количество и качество труда. В итоге, темпы роста стали снижаться, и экономика начала давать сбои.
И все же, эти недостатки, не присущи самой природе социализма, общественного по форме и демократического по содержанию. Считаю, что отклонение от основополагающих принципов социализма в СССР носили исключительно субъективный, поисковый характер. Социализм Пол Пота Чаушеску, Ходжа, которым либералы пугает демократический мир, это извращение идеи подлинного социализма. Идеи за своих убийц и глупцов не отвечают.
На фоне глобального кризиса капитализма новое дыхание получили левые идеи. Под их знаменами собирается все больше мыслящих людей. Так что у социализма большие политические перспективы. Насильственно-принудительный (ленинско-сталинский) вариант социализма во многом объяснялся состоянием крайней государственной необходимости, вызванной враждебным окружением, идеологическим противостоянием двух антагонистических систем.
При переходе на мирные рельсы, тоталитарный (мобилизационный) вариант социализма стал давать сбои. Для дальнейшего развития необходимо было включать механизмы самоорганизации, экономической и политической свободы. А главное – развивать теорию социализма, погрязшего в догматизме и начетничестве. Но перестроечная элита посчитала социализм не реформируемым, и прорабы перестройки обратили свои взоры на казавшийся ей более успешным Запад. Так, с водой выплеснули и ребенка.
Однако опыт СССР может пригодиться и сегодня, социализму есть куда расти вверх и в глубину. Одним из перспективных направлений я бы назвал духовно-ориентированный, интегральный социализм, примиряющий (уравновешивающий) человека и государство, общее и единичное, материю и дух, вечное и временное. В. Лепехин называет подобное общество солидарным, К. Сивков – цивилизацией баланса, академик С. Глазьев – социальным обществом, А. Рязанов – народным социализмом, Н. Платошкин – обновленным социализмом, В. Квачков – православным социализмом [10]. Одни авторы базисом социализма считают материальное производство (КПРФ, Н. Платошкин, В. Лепехин), другие – религиозные ценности (В. Квачков), третьи – светские духовные ценности (А. Рязанов).
Не вступая с ними в полемику, хочу лишь подчеркнуть несовместимость религии и политики. Политика – это государственное дело, а государство не может существовать без аппарата принуждения. Религия – внутреннее состояние человека, его саморефлексия, добровольное и личное согласие с существующими порядками. Религия не решает общественных задач, хотя и мотивирует поведение людей. Для религиозного человека вера выше закона и общественных установлений.
И, все же, в глубинной основе политика отражает религиозные взгляды, за которыми стоят интересы властвующей элиты, владеющей средствами производства. Капитализм, например, олицетворяет человеческую гордыню, алчность и эгоизм – корень всех зол. Как справедливо отметил профессор В. Катасонов, – «Капитализм и русская цивилизация – вещи несовместимые». Выходит, капитализм не для России, социализм проехали, куда же идти?
Некоторые политологи предлагают обойтись без «измом». Деполитизированное государство, мол, самое демократическое и бесклассовое, в него погружено все общество. Однако, по сути, речь идет о государстве без государства. Такой подход не выдерживает никакой научной критики. Пока существует государство, будут существовать и классы. В этой части, К. Маркса еще никто не опроверг.
Разнузданная человеческая природа требует общественного контроля, а, при необходимости – принуждения и наказания. И чем больше разгул страстей и падение нравов, тем жестче должны быть правовые методы регулирования.
Что там, за горизонтом?
Приближение признаков Апокалипсиса требует от России и всего мирового сообщества пересмотра всех основ бытия, переоценки всего предшествующего пути, логика которого привела к глобальным кризисам. Возникла реальная опасность вселенской катастрофы [11]. Выходом является смена вектора общественного развития, отказ от материальных ценностей и притязаний, как основы человеческих устремлений.
Силовая парадигма должна уступить место балансу интересов. Никто не обладает абсолютным знанием и не имеет монополии на истину. Ни у кого нет абсолютного превосходства над другими. Царя горы рано или поздно свергнут. Поэтому апологетика силы, как временное явление, должна быть заменена философией ненасильственного развития [12]. Такая философия, выраженная в этической форме, давно существует. Многим известно золотое правило нравственности: «Поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступали». Это, конечно, не кодекс служения ближнему, и не Божественная любовь, но признание другого равным себе – более теплый и доверительный тип общения.
Такой подход может быть перенесен и на межгосударственные отношения. Многополярный мир, за который ратует наша страна, и есть признание равноценности всех государств. Следование этому правилу сделало бы мир более доброжелательным и стабильным.
Материалистическая цивилизация не предполагает всеобщего развития и спасения, конкуренция здесь преобладает над солидарностью. Постмодерн, как продолжение материалистической линии, окончательно добивает остатки нравственности, признает ее «отрицательным концептом современности» [13]. Действительно, свобода в западном мире, уже дошла до абсурда. Ее апофеозом может стать тезис: «запрещается запрещать».
Новая повестка для России
В переходный период перед Россией всегда вставал один и тот же вопрос: «Что делать? На него, пожалуй, лучший ответ дал В. Розанов – «препобедить всякую тьму». Буржуазность, космополитизм и богема – проявления сытого желудка и пустоты души. Они порождают нигилизм и отщепенство, которые Н. Бердяев назвал духовной основой русской революции. Сегодня выразителем этих пороков является «пятая колонна». Многие из ее рядов почувствовали конъюнктуру и «переобулись в воздухе», но их предательская сущность осталась.
Без серьезной чистки и прополки кадрового аппарата, особенно в высших эшелонах власти, страна не возродится, этот тромб будет препятствовать потоку живой энергии.
Освежить и оздоровить Россию может новая волна людей с государственным и национально-ориентированным мышлением, коллективисткой психологией, как противовес космополитам и либералам. «Западники не могут победить Запад, так как способны только подражать ему, да и не желающие его побеждать, так как ценностно-ориентированные на него» [14].
Если этим людям не дать дорогу и не открыть все кабинеты, они сами инициативно начнут наводить свой порядок, как они его понимают. Это вполне может случиться, если власть не будет реагировать на запросы общества и не начнет проводить давно назревшие реформы. Бездействие власти наводит на мысль о ее растерянности или доминировании в высшем руководстве сил, продолжающих заигрывание с Западом.
Но в стране есть и другие люди, понимающие, что происходит, зорко взглядывающие в будущее. Члены Изборского клуба говорят о сверхновой России. Какова же она? Обновленную Россию я вижу высокотехнологичным, имперским государством, державная мощь которого основывается на объединении людей, регионов, народов и культур в единый живой организм.
Это государство общего дела, зрелого разума и чистого сердца, впитавшее в себя лучшие черты народной жизни, освобожденное от исторических ошибок. Только такая Россия сегодня жизнеспособна и может достойно ответить на вызовы времени.
Но сегодняшняя власть продолжает линию на адаптацию страны к новым условиям (по сути – новому миропорядку) путем незначительных эволюционных корректировок, при сохранении либерально-буржуазной основы. По сути, это соглашательская политика, ложная поза, попытка сесть в чужой поезд. Перефразируя словами В. Ленина, можно сказать: для того, чтобы достичь своей цели, не надо останавливаться на промежуточной станции, эта остановка может оказаться последней. Компромиссы с врагом сродни предательству. Тем более, с врагом, поставившим на карту все, чтобы уничтожить Россию.
Для успешного противостояния Западу и всей антиситеме необходимо создать свою, альтернативную реальность, втянуть в нашу орбиту остальной (не западный, традиционный) мир. Только сплоченная сила способна спасти человечество от самоуничтожения. При всей своей многосложности мир двоичен: Добро – зло, Правда – ложь, Свет – тьма. Именно ложь сегодня препятствует прогрессу и развитию.
«Сегодня российскому государству принципиально не достает мобилизующего эсхатологического контента. Чтобы двигаться вперед, нужно видение будущего. И чем далее раздвинуты границы будущего, тем более высок уровень стратегии» [15]. Но духовный и интеллектуальный уровень власти (да и народа тоже), пока не дает повода для оптимистических прогнозов. Только глядя из исторической глубины в небесную высь можно увидеть будущее России.
Готова ли Россия к цивилизованному вызову?
В политике действует универсальный закон: вызов – ответ. Ответ, как минимум, должен быть симметричным. Последовал ли такой ответ от России? Считаю, что нет. Определенные шаги конечно предприняты. Переориентирована внешнеэкономическая деятельность и международные контакты с Запада на Восток. Приостановлено участие в некоторых международных структурах и выполнение их решений.
В военно-стратегической области приостановлено действие договора с США о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3). Но эти шаги не сделали страну самодостаточной, не укрепили нашу государственность и обороноспособность. Россия продолжает находиться в колониальной (финансово-экономической) зависимости от Запада.
Так что говорить о пробуждении России пока рано. Но у страны мощные исторические корни и огромный потенциал. В цивилизационном противостоянии Запад – остальной мир, Россия, с учетом ее выгодного геостратегического положения, могла бы играть роль уравновешивающей силы, мировым центром между языческим, лукаво-прагматичным Китаем и бесноватыми США. И пусть весь мир увидит на чьей стороне Правда, за кем идти, а кого опасаться.
Исторический авторитет позволяет России претендовать на роль духовного – политического лидера, предложившего миру новую повестку, каковым в свое время был СССР. Но нового, вдохновляющего, обнадеживающего слова из уст России не слышно. Более того, наши «прогрессивно» мыслящие ученые и продвинутые политики толкают Россию в цифровой концлагерь, из паутины которого уже не выбраться.
Цивилизационное противостояние – это война смыслов, ценностей и идей, фактически – идеологическая война. Но идеология – мозг и душа нации, у нас законодательно запрещена. Разве может страна с атрофированным сознанием и свернутой головой, эффективно развиваться. Для противника – это вожделенное состояние, которое он через своих агентов влияния успешно поддерживает.
Пока Россия не снимет пелену перед глазами, не освободится от собственной беспечности и наивности, она будет слабеть и топтаться на месте.
По дороге в поисках Правды наша страна сбились с пути и оказалась далеко от отчего дома. Не пора ли блудному сыну вернуться к остывшему очагу?
Выводы:
- После 24 февраля 2022 года Россия сделала серьезную заявку на самостоятельность. Но, испугавшись последствий, остановилась на половине пути. Замах оказался ложным, произошел выстрел из пушки по воробьям. Никакого перелома в противостоянии Россия-Запад не наступило. Россия осталась в поле притяжения этого враждебного мира.
- Без ответа на вопрос: «Почему все не так?» (В. Высоцкий), Россия не сдвинется с места и будет бездарно растрачивать свои ресурсы.
- Россия не может продвинуться вперед потому что ее толкают в разные стороны. А шатается она из-за отсутствия твердой веры. Наша вера предопределена предками – ходом истории. Так что выбор у нас один – возвращение к своим истокам.
Сатлейкин Павел Иванович
к.ю.н.. адвокат, полковник милиции в отставке,
ветеран боевых действий
Список литературы:
- Интервью С. Кургиняна интернет-телеканалу «Царьград».
- А. Проханов. Ловец истории. // Завтра, газ. 2023, №7 (91819).
- Указ Президента России № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей». // Российская газ., №38 (8983).
- Конституция Российской федерации (с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 г.).
- Интервью К. Сивкова интернет-телеканалу «Царьград».
- А. Гончаров. // Завтра, газ. 2023, №2 (1514).
- Российская газета №38 (8983), февраль, 2023.
- Цит. по В.Ш. Сабирову, О.С. Соина. Идея спасения в русской философии. С. Петербург. 2010. С. 60.
- Цит. по А.Н. Боханову. Российская империя. Образ и смыслы. Москва. Общество развития русского исторического просвещения. «Двуглавый орел». Из-во М.Б. Смолина. С. 101.
- Glazev.ru articies // В. Квачков, А. Рязанов. РОЙ-ТВ Интервью. К. Сивков. День — ТВ.
- Н.В. Мотрошилова. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. Российская академия наук. Институт философии. М.: 2010.
- И.Н. Острецов. Введение в философию ненасильственного развития. Концептуал. 2022.
- Эва Доманска. Философия истории после постмодернизма. Москва. 2010. С.8.
- В.Э. Багдасарян. Орден и власть. // Завтра газ. №9 (1521) март 2023.
15. В.Э. Багдасарян. С.И. Реснянский. Русская эсхатология: история общественной мысли России в фокусе апокалиптики. Коллективная монография. Издательство «БОС». М.: 2022. С.11
Оставить комментарий