20-2

П.И. Сатлейкин. Конституция России как объект политического анализа

 

Суть права состоит в равновесии

двух нравственных интересов личной свободы

и общего блага

(В.С. Соловьев)

 

Конституция, как Основной закон государства, должна безоговорочно соблюдаться всеми, вне зависимости от внутренней мотивации. Этим обеспечивается стабильность и устойчивость государства, общественная и личная дисциплина.

Но Конституция – это не только политико-юридический документ, но и продукт юридического творчества, уровень которого может быть подвергнут анализу и качественной оценке. С этих позиций и рассмотрим эффективность действующей Конституции.

История принятия действующей Конституции

Понять смысл Конституции очень сложно вне контекста времени. 1993 год характеризовался глубокими противоречиями между левопатриотическими и либерально-демократическими силами. Со всей остротой встал вопрос: кто – кого. Кульминацией противостояния стали события 3-4 октября 1993 года со штурмом телецентра «Останкино» и кровопролитием.

Конфликт разрешился радикально. Указом президента Б. Ельцина № 1400 прекращена деятельность парламента (Верховного Совета). Либералы одержали верх. Победу венчало принятие новой Конституции. Несмотря на то что указ был антиконституционным и фактически означал государственный переворот, Россия стала жить по новому времени. Живет по нему и сегодня.

Во внешнеполитическом смысле, принятие новой Конституции для России означало негласное признание поражения в идеологической (холодной) войне, что повлекло за собой, как это бывает, зависимость от победителей. Основным выгодоприобретателем стал коллективный Запад, убивший сразу трех зайцев: устранил исторического конкурента, распространил свое влияние на бывшее социалистическое и постсоветское пространство, перехватил огромные рынки сбыта с присвоением прорывных советских технологий.

После крушения СССР ведущей в Европе стала модель западной (считай буржуазной) демократии. Христианские ценности и народовластие были списаны в архив.

Потеряв лицо, Россия, тоже признала эти ценности как свои и отразила их в новой Конституции. До сих пор этот Троянский конь остается святилищем и молельней либерализма, с которым, как признает Президент, пора заканчивать. Но власть продолжает либеральный курс, несмотря на его массовое отторжение народом.

Социально-политическое измерение Конституции

Кажущаяся бесклассовость Конституции не должна вводить в заблуждение. Попытка избавиться от «измов» в Конституции под прикрытием социального, демократического и правового государства лукава и несостоятельна. Право, по Марксу, (которого в этой части никто серьезно не опроверг) – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Господствующим классом стала олигархическая верхушка, действующая в сговоре с заказчиками — транснациональными компаниями и коррумпированными чиновниками.

Декларация о том, что носителем суверенитета, единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, конституционными механизмами не подкреплена. О волеизъявлении народа власть вспоминает, когда ей надо привлечь граждан на свою сторону и очень редко. Последний всенародный референдум проводился аж в 1993 году (28 лет назад!!!). Тогда растерянный и введенный в заблуждение народ мало понимал суть происходящего и не осознавал своих коренных интересов.

А цену свободным выборам страна узнала в ходе избирательных кампаний с заведомо известными результатами в пользу Единой России. Манипуляции с выборами показали, что власть ни перед чем не остановится, пойдет на все, чтобы удержать свои позиции в стране.

Внешнеполитическое значение Конституции

Конституция стала политическим инструментом, втягивающим Россию в гибельный для нее мировой порядок, который, по откровенному признанию ярого русофоба З. Бжезинского, будет строиться (и уже строится) на обломках России и за счет России. Нашей стране было любезно предложено присутствовать на собственных похоронах.

Впервые, в новейшей истории, Россия перестала быть ведущим субъектом мировой политики и, в значительной степени, потеряла свой суверенитет. Внешнему давлению мы противостоим очень слабо, действуем непоследовательно и неуверенно. Угрозы и вызовы нарастают, а возможности адекватного ответа ограничиваются. Отражение этих угроз исключительно военными средствами малоэффективно, поскольку противник не планирует широкомасштабную войну с применением ядерных средств. Такая война была бы гибельной и для самого агрессора.

Поэтому разложение России изнутри, собственными силами, является основным направлением враждебных акций. У меня даже закрадывается крамольная мысль: «А не является ли Конституция ОРГОРУЖИЕМ по развалу и разложению собственной страны?». Ведь она выстроена на платформе либерализма — нашего главного исторического и сакрального противника. Но символ чужой веры, разрушающий национальное самосознание, искажающий русские смыслы стал Основным законом нашей жизни!!! Это какое-то бесовское наваждение, расплата за нашу духовную слепоту.

С принятием Конституции 1993 года, для страны наступила новая эпоха, обнулившая весь предшествующий период. Либерализм уже погубил Российскую империю, СССР, теперь добивает самый больной осколок – Россию. В третий раз наступили на те же грабли, но урок не пошел в прок.

Обнадеживает только одно: ядовитые семена либерализма с трудом приживаются на нашей почве. Терпеливый и здравомыслящий народ продолжает по инерции жить остатками благочестия, миролюбия, всем тем, что сделало Россию великой державой, а народ единым.

Искажения, конечно, поколебали национальную основу, но не изменили до конца духовный строй нашей жизни: «Единство во множестве, а множество в единстве». На том стоим и стоять будем.

 Общая характеристика Конституции

 Конституция была принята в 1993 году, в прошлом веке и в другую эпоху. С тех пор Россия и мир сильно изменились. Декоративные поправки лишь украсили фасад саморазрушающегося здания, продлили срок пребывания у власти действующему Президенту, но не изменили принципов и основ конституционного строя.

Отсутствие новелл в духе времени привело к серьезному отставанию российского законодательства от научно-технического прогресса. Появились новые, прорывные технологии, ранее неведомые объекты правового регулирования (роботы, искусственный интеллект, НИК-технологии, беспилотные транспортные средства, киборги и другие объекты). Мир стремительно вступает в постиндустриальную и постгуманистическую эпоху, а Россия к этому не готова.

Эти процессы напрямую затрагивают основные права и свободы. Под угрозу ставится вся социально-биологическая и Божественная сущность человека. Но уровень правового регулирования существенно отстает от технологического рывка. Информационные технологии продолжают поглощать людей. Технические средства уже могут считывать эмоции человека, проникать в подсознание, считывать индивидуальные физиологические реакции (проект SEWA (Automatic Sentiment of the wia).

Подобные технологии разрабатываются и в России. Так, Закон № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» втихаря принятый в декабре 2017 г. и вступивший в силе с июля 2018 г., создает единую биометрическую систему (ЕБС). Его разработчиками и операторами являются Центральный банк РФ (теперь СБЕР) и Ростелеком. Возникает вопрос: почему негосударственные органы, не обладающие соответствующими компетенциями, занимаются несвойственным им делом? Ответ простой: оцифрованный человек стал коммерческой единицей (товаром), субъектом присвоения товара становятся частные компании, направленность которых по отношению к России зачастую носит враждебный и даже подрывной характер.

Как верно заметил А. Фурсов, внепроизводственные и невещественные факторы (поведение человека, его выбор, мотивация, характер потребления) становятся основным прибавочным продуктом и объектом эксплуатации. Матрица все больше втягивает в себя человека, лишает самости, того, что делает его уникальным и самодостаточным в этой жизни. Роботизированному гражданину права и свободы не нужны, за него уже все решили, алгоритм его действий предопределен.

Противостоять информационной тирании могли бы основополагающие поправки к действующей Конституции, а еще лучше – принятие новой Конституции, основанной на национальных традициях и приоритетах. Но мировой мегарегулятор, видимо, разрешения на это не дал. Так что закабаление России посредством Конституции продолжается.

Либерально-буржуазная Конституция ориентирована на прибыль, конкуренцию, рыночную стихию, т. е. все то, что разъединяет людей, противопоставляет их друг другу. А это входит в противоречия с культурно-историческими кодами и ценностями русского мира (соборностью, патернализмом, благочестием, человеколюбием). Отсюда и разрушительный диссонанс, поразивший всю государственную и общественную жизнь.

Дух Конституции или под чужим флагом

Идеология является главным оружием гибридной войны. А поле битвы, – по Ф. Достоевскому, – сердца людей. По мере обострения политической борьбы роль идеологи будет возрастать. Удар направлен прежде всего на дезориентацию противника, навязывание ему ложных смыслов и целей. Посмотрим, не находится ли наша Конституция на линии огня. В статье 13 читаем: «В Российской Федерации признается идеологическое разнообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Выходит, национальная и враждебная идеологии равны между собой? Свое и чужое равнозначно? Такой политический плюрализм порождает шизофрению в головах людей, делает их способными отделить правду от лжи, лесть от подлинной заботы о человеке. Идеологическая всеядность разрушает и государственность, поскольку сбивает национальные ориентиры и императивы. Если нет государственных предпочтений (приоритетов), то на что тогда мотивировать граждан, как стимулировать их общественно-полезное поведение? Атомизированное, корыстно-ориентированное общество не может решать созидательные задачи и ставить перед собой высокие цели. У общества, где каждый за себя, нет будущего.

Как известно, идеи правят миром, а люди являются лишь их носителями. Непонимание роли идеологии в политических процессах – верх политического невежества. Идеология – важнейшая функция государства, его краеугольный камень. Без идеологии дом стоит на песке. Считаю, что отсутствие идеологии в Основном законе не ошибка, а политическая диверсия, предательство или подлость власти.

Конституция без целеполагания, слепоглухонемая конструкция. Такая Конституция, в лучшем случае, бесполезна как компас без стрелки или машина без руля. Как правоучредительный документ, устанавливающий свод правил, определяющий статус и полномочия государственных органов, Конституция, конечно, выполняет свою роль. Но другие функции (регулятивная, охранительная, идеологическая, организаторская, воспитательная и другие) остались вне конституционного поля.

В этой связи вполне объясним и правовой нигилизм граждан по отношению к Конституции, которая находится для них в другой, параллельной реальности, несоприкасаемой с их реальными нуждами и заботами. Удаление Конституции от интересов граждан ставит под сомнение ее легитимность. А это куда серьезнее, чем правовой нигилизм. Ведь под удар ставится авторитет государства и власти.

Способ организации государственной власти

Согласно статье 11 Конституции, государственную власть в стране осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды. Власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

Однако акцент в сторону исполнительной власти во главе с Президентом очевиден. Если сравнить полномочия и функции всех носителей государственной власти, то исполнительная власть явно возвышается над другими, порождая иерархию властей. Система сдержек и противовесов не работает, Президент имеет явное преимущество. Он является главой государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, осуществляет руководство внешней политикой государства, вводит на территории Российской Федерации или отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Глава государства обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (Федерального Собрания, Правительства и суда).

Участие Президента в законодательном процессе с правом вето, (возможностью отклонения принятых Парламентов законов), правом законодательной инициативы позволяет ему влиять на законодательную власть и контролировать ее деятельность. При такой юридической конструкции Президент является первым среди равных, возвышается над остальными ветвями власти.

А если учесть монархические традиции российской государственности, то можно понять, почему Россия постоянно скатывается к единовластию, вне зависимости от роли и статуса первого лица государства. Ручное управление нынешнего Президента – это воспроизводство архетипа монархической государственности. Вспомним культ личности Сталина, Брежнева, из этого же ряда долголетие правления Путина.

Исторические традиции российской государственности

Политическую направленность Конституции можно определить по основам конституционного строя. Именно они задают траекторию развития, определяют принципы и приоритеты государственности. Как уже было сказано, высшей ценностью государства по действующей Конституции являются права и свободы человека. Но это противоречит общинности как исторической форме социальной организации народа. Сочетание монархических и общинных начал является национальной спецификой русской государственности. Община (мир) была основой жизни русского народа. В советское время общинность трансформировалась в коллективизм, совместные формы хозяйствования и общежития.

Думаю, что исторический разрыв и дискретный подход к государственности в Конституции 1993 г. не случаен. Великие завоевания Российской империи и СССР мозолят глаза нашим противникам и их внутренним приспешникам. Ведь политические результаты прошлого не сопоставимы с нынешними показателями и явно не в пользу действующей власти. Прежние завоевания отброшены, а новых достижений, кроме возвращения Крыма, пока невидно.

Сравнительный анализ советской и российской Конституций

Советская Конституция 1977 года венчала очередной этап исторического развития страны. Ядром (основой) политической системы признавалась Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). Она же руководящая и направляющая сила общества.

В сравнении с ныне действующей Конституцией, советская Конституция обладала всеми признаками системности (целостностью, связанностью, логической завершенностью). В Конституции СССР соблюдался закон взаимодействия элементов и факторов (политических, экономических, идеологических, духовных), работающих как одно целое на общий результат (программно-целевой подход). В советской Конституции четко обозначалась типология государства – Союз Советских Социалистических Республик.

Идеология играла ключевую роль. Ей подчинялась вся система государственного управления и общественного самоуправления. Конечно, идеология была догматизирована, превалировал классовый подход. Марксизм-ленинизм объявлялся единственно верным учением, что нельзя назвать строго научным методом познания и измерения мира.

И все же, эта идеология, как политический идеал, обеспечивала устойчивость и стабильность развития страны, благодаря которой СССР стал второй державой мира, лидером всего революционного движения и Движения неприсоединения, в котором участвовало большинство государств.

А каков авторитет сегодняшней России в мире? Кроме Республики Беларусь преданных союзников у нес нет. Бывшие союзные республики в своем большинстве и страны социалистического содружества от нас отвернулись, а некоторые вошли в НАТО. Такова цена исторического предательства, измены собственным идеалам.

Изъятие из Конституции идеологического стержня пошатнуло всю государственную конструкцию. Достойной замены этому институту не нашлось. Но кроме идеологии в действующей Конституции отсутствуют и другие важнейшие элементы государственности: национальные цели, политические задачи, руководящая и направляющая сила. Народ таковой не является, поскольку механизм его участия в политическом процессе не определен.

Принцип разделение властей фокусируется на одном слове – «РАЗДЕЛЕНИЕ». «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (МФ. 12:15).

В этой связи сравним политические доктрины обеих Конституций. Конституция СССР признавала высшей целью — построение бесклассового коммунистического общества. Для ее достижения ставились следующие задачи: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повышение материального и культурного уровня трудящихся.

В действующей же Конституции напрочь отсутствуют признаки системности, иерархичности и целостности. При отсутствии фундамента и его несущих конструкций становится хлипкой вся политическая система. Основные субъекты политической системы (государство, общество, гражданин) действует автономно, хаотично и сами по себе. Их синхронное взаимодействие не предполагается.

Если стратегия и историческая преемственность конституционно не закреплены, то возникает угроза волюнтаризма и субъективизма в принятии управленческих решений одним человеком – первым лицом государства. Мы знаем, к каким последствиям привели антисталинизм Хрущева и антисоветизм Горбачева. Либерализм Путина может нанести России не меньше вреда.

Теперь проверим содержание обеих Конституции по признаку демократии. В советской Конституции был определен механизм народовластия в форме Советов депутатов трудящихся, составляющих политическую основу СССР.

В Конституции России принцип народовластия закреплен в статье 3 и звучит так: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Однако формы и методы непосредственного народовластия Конституцией не определены. Народ упоминается как некая политико-юридическая абстракция, не более того.

Вопрос о собственности – главный нерв политики. В СССР экономической основой признавалась социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной (общенародный тип собственности).

Экономическая формула действующей Конституции такова: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

Обращает на себя внимание, что при всем плюрализме видов собственности, на первое место ставится частная собственность. Оговорки об общественно полезном характере частной собственности нет. Отсутствие баланса интересов хозяйствующих субъектов, частной и общественной собственности, привело к хаотизации всего политического процесса, противоречию между экономической и социальной системами. Как результат – вопиющее социальное неравенство, имущественное расслоение, рост коррупции и преступности. Вряд ли такое государство можно назвать социальным и демократическим, утверждающим «веру в добро и справедливость» (Преамбула Конституции).

Внутренние противоречия действующей Конституции

Можно сказать, что вся Конституция России несовершенна и внутренне противоречива. Начнем с анализа федеративных основ государственности, в частности, с разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Само разграничение уже разрывает единство конституционного поля, не способствует укреплению вертикали власти и политического централизма.

Отсутствие четких границ совместного предмета ведения Российской Федерации и ее субъектов порождает коллизии, и как результат – перекладывание ответственности друг на друга. Это особенно заметно в деле правового регулирования борьбы с Covid-19. Здесь разночтения возникают в объеме ограничений прав и свобод граждан в различных регионах страны. Между тем, в статье 55 Конституции России сказано: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в которой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства». Федеральный закон на этот счет не принят. Однако региональное законодательство повсеместно вводит QR-коды, чем ущемляет права не привитых граждан. «Изгоям» запрещается посещение публичных мест, они подвергаются преследованию, привлекаются к ответственности.

Региональными ограничениями нарушается и статья 4 Конституции, устанавливающая верховенство законов. В статье 15 прямо написано: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Под предлогом опасности короновирусной инфекцией нарушаются и другие конституционные права: неприкосновенность личной жизни, личной и семейной тайны (ст. 23), незаконный сбор хранение, использование информации о частной жизни (ст. 24), право на свободу передвижения (ст. 27). Отрицаются и умаляются другие общепризнанные права и свободы. Вот к чему приводит непродуманное разграничение предметов ведения и нечеткая формулировка конституционных норм.

Ценностным ядром, доминантой действующей Конституции являются человек, его права и свободы. Парадокс, однако в том, что это ядро является самым слабым звеном в конституционном построении. Во-первых, потому, что частное не может быть выше (важнее) общего, хвост не может вертеть головой. Во-вторых, в этом тезисе отсутствуют грани и качественное понимание свободы (свободы ОТ или свобода ДЛЯ?). А эта неопределенность может привести к злоупотреблению свободой, превращению свободы в свою противоположность. В-третьих, по указанным причинам, реализация прав и свобод весьма затруднительна, поскольку нет четких граней, разделяющих дозволения от запретов. В-четвертых, абсолютизация прав и свобод человека нарушает универсальный принцип единства прав и обязанностей. О наличии в Конституции каких-либо духовных или нравственных ориентиров и говорить не приходится. Свобода важнее всего, она Царь и Бог российской Конституции.

При этом забывается, что свобода уравновешивается необходимостью. В противном случае, свобода легко переходит в разнузданность по отношению к себе и произвол по отношению к другим. К чему приводит безрассудное использование свободы по отношению к собственной человеческой природе: мы видим в лице трансгендеров, киборгов, трансгуманистов и прочих извращенцев.

Смещение центра тяжести действующей Конституции с государства на человека, с духовного на материальное, привело к дисбалансу и хаотизации всего государственного механизма. Ослабление роли и влияние государства сделало проблематичным обеспечение прав и свобод граждан, частное победило общее. Спасение утопающих теперь стало делом рук самих утопающих.

Особую тревогу вызывает отсутствие в Конституции национальных начал, отражающих своеобразие и особенности народов России. Если наложить на Конституцию ментальную карту (термин В. Аверьянова), то, пожалуй, между ними не найдется ничего общего. Культура, дух народа, его ценностные ориентации остались за пределами действующей Конституции. «Какая польза в напрасных законах, там, где нет нравов? Что значат пустые законы без обычаев?» (Гельвеций).

Очень заметно, что конституционная характеристика российской государственности списана с кальки европейских государств (правовое государство, разделение властей, светское государство, демократическое государство, абсолютизация прав человека и т. д.). Это не делает чести Основному закону.

Исполнимость действующей Конституции

Наличие конституционных предписаний еще не означает гарантию их исполнения как гражданами, так и государством. Например, в статье 2 Конституции записано: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Гарантия – это обязательство, поручительство, которое государство принимает на себя по отношению к своим гражданам. Однако прямой записи об ответственности государства перед гражданином в Конституции нет. Выходит, государство всегда право и не подотчетно гражданину? Где же здесь принцип единства прав и обязанностей? Возникает правовая коллизия: с одной стороны, государство признает права и свободы граждан высшей ценностью, с другой – эти ценности не защищает и ответственности за свое бездействие не несет.

Пример тому, статья 37 Конституции, провозглашающая право на труд и защиту от безработицы. Однако по расчетам МОТ (Международной организации труда) в России зарегистрировано 5,8 миллиона безработных. О бесплатном высшем образовании миллионы граждан могут только мечтать. Что касается гарантий социального обеспечения, охраны здоровья, благоприятную окружающую среду, то без усмешки говорить об их реализации невозможно.

Высшим содержанием права являются равенство и справедливость. Россия же стремительно превращается в сегрегированное, кастовое общество. Социальные лифты не работают. Дети элиты расселись на всех этажах власти, прибыльных коммерческих структурах, в основном, с государственным участием, «чужим» туда дорога закрыта. Если конституционные обязательства государства перед гражданами не выполняются, а только декларируются, то это лицемерие, фарисейство и прямой обман народа.

Наряду с ущемлением прав и свобод граждан сужается и пространство общественной самоорганизации. Коронавирусные ограничения фактически свели на нет права граждан на объединение, митинги, собрания и другие публичные выражения гражданской позиции.

Особую остроту вызывает социальная несправедливость, которая давно перешла критический уровень. Более 28 миллионов граждан живут за чертой бедности. В то же время по количеству долларовых миллиардеров Россия занимает «почетное» пятое место.

Гегель считал, что всеобщее не имеет силы без его частного удовлетворения, всеобщее должно перетекать в единичное, а единичное служить всеобщему. Если посмотреть с этих позиций на действующую Конституцию, то у нее другая шкала ценностей. Полностью выхолащивается все государственническое, общественное, всеобщее. Такая Конституция мотивирует эгоизм, корысть, индивидуализм, а общественный интерес и общее благо у нее на задворках.

Так же обстоят дела с декларируемыми Конституцией охраной частной жизни? Мы живем как в аквариуме. Во многих присутственных местах установлены видеокамеры. Современные технологии позволяют установить видео путь любого гражданина, документировать и хранить эти сведения.

Цифровой след от человека в электронной памяти остается навсегда. Биометрия, идентификация лиц законопослушных граждан стали нашей повседневной действительностью. Причем, информационные технологии практически не поддаются правовому регулированию, техническому и гражданскому контролю.

Речь идет не только о слежке за человеком, но и моделировании, алгоритмизации и шаблонизации его поведения. При отсутствии правовых, духовных и моральных критериев, возможности управлять человеком не ограничены. Будущее человечества все глубже перемещается из социальной в техно-гипер-сферу со всеми ее законами и угрозами. Глобальные цифровые платформы погружают человека в виртуальный мир, лишают его личностных и индивидуальных качеств. Универсальному, стандартизированному человеку уже не нужны собственное мировоззрение и патриотизм. Мораль и религия становятся личным делом гражданина, понимание добра и зла тоже свое.

Опасность этого нового явления пока не осознанное человечеством. Социальная атомизация, аполитичность, технократическое мышление размывают государственность. Институты гражданского общества в России традиционно развиты слабо, и, в значительной степени, подчинены государству. Беспомощное государство подмяв под себя все, ничего толком сделать не может, Конституция не позволяет. Кроме защиты прав человека у государства других дел нет. Несоответствие возможностей государства с охватом принятых на себя проблем, одна из основных причин неспособности власти выполнять конституционные обязательства.

Социально-политическая эффективность действия Конституции

 Эффективность государственного управления определяется социальными результатами (уровнем благосостояния народа, рождаемостью, динамикой потребления, удовлетворенностью жизнью и другими показателями). А они таковы: в стране за реальной чертой бедности проживает 19,1 млн. человек или 13,1% жителей страны. Удовлетворенность жизнью граждан еще печальнее. Алкоголизмом страдает около 2 млн. человек. По данным организации «Трезвая Россия» наркозависимых у нас более 5 млн. человек.

По демографии Росстат дает такие сведения: естественная убыль населения (разница между рождаемостью и смертностью) в России за 9 месяцев 2021 г. достигла 675, 4 тысячи человек – на 71, 6 % больше, чем за тот же период 2020 г. (минус 346,9 тыс. человек). Россия продолжает вырождаться катастрофическими темпами.

Может возникнуть вопрос: причем здесь Конституция? А при том, что государство не очень-то заботится о своей высшей ценности – человеке, его правах и свободах. Как основной закон, она во многом определяет качество государственного управления, которое, судя по социальным результатам, находится на крайне низком уровне.

Неэффективность государственного управления во многом связана с несогласованностью действий основных субъектов политического процесса (государства, общества, гражданина). Все они действуют автономно, каждый сам по себе, общность политических действий отсутствует. В русской тройке, символе нашей жизни, был коренник и пристяжные, и все они, умножая усилия, двигались в одном направлении. Сегодняшняя тройка – лебедь, рак и щука. Отсюда шатания: шаг вперед, два шага назад, шаг влево, два шага вправо. Живем по принципу Э. Бернштейна: «Движение – все, цель – ничто», или топчемся на месте, не понимая, куда идти.

Слабость механизма правового регулирования замещается социальной инженерией, управленческие решения подменяются по сути техническими алгоритмами, разрабатываемые неизвестно кем и непонятно в чьих интересах.

Ложь как символ нового времени, глубоко поразила и Россию. Ложно все то, что не от Бога. Ложной может быть свобода, нравственность, духовность и даже благочестие (видимость праведности). Л.Н. Толстой пророчески заметил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

У России явно сбилась система координат, исказился фокус восприятия действительности. Нужна концепция новой, победоносной России, смело и уверенно устремленной в будущее. Нам по силам решать любые задачи, лишь бы они служили великому делу – возрождению и процветанию страны.

Духовидцы и поводыри в России есть, но время их призовет, когда народ будет к этому готов.

Главная задача сегодняшнего дня — преодоление растерянности и разобщенности народа, дать ему великие смыслы существования. Россия не может думать мелко, ходить короткими шажками – она или падает, или летит.

Выводы:

  1. Действующая Конституция имеет либеральную направленность и буржуазное содержание. Они антиподы русской жизни. Их ценности и мораль противоречат менталитету и духу народов России. В таком виде Конституция не может служить эффективным инструментом управления обществом.
  2. Главный недостаток Конституции – отсутствие официальной идеологии, без которой не может развиваться ни одно цивилизованное государство. Надо вытеснить враждебную идеологию и найти ей национальную замену. Россия должна восстановить свое национальное достоинство и могущество. Ей по силам стать лидером нового миропорядка. Это у нас на роду написано.
  3. Первым делом России нужна национальная идея, на платформе которой должна выстраиваться концепция новой государственности.
  4. Грядущая Россия должна вернуться «на круги своя». Только обогатившись опытом прошлого, признанием собственных ошибок и заблуждений Россия может с уверенность смотреть в будущее. Пора преодолеть пораженческую, упадническую психологию и заряжаться священным духом Победы, Победы над темными силами, со всех сторон терзающих Россию.
  5. Для этого нам нужно принять новую Конституцию, выросшую из своего корня, взращенную на национальной почве. Россия не нуждается в подражании и чьих-то советах. Вектор нашего развития устремлен вверх к небу и Божественным смыслам.

Постскриптум. Я бы очень не хотел, чтобы критика действующей Конституции воспринималась как подрыв ее авторитета и призыв к неповиновению. Мое оценочное суждение может быть ошибочным и субъективным. Конституция, пока она действует, должна безоговорочно соблюдаться.

 

к.ю.н.

П.И. САТЛЕЙКИН

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Александр Авторы недавних комментариев
Александр
Гость
Александр

К сожалению, очень плохо. Основа права — это естественное право или Старый завет. Естественное право — это комплекс отношений в родоплеменной общине семей живущих на своей земле, где главой обязательно является царь и его наследники. По формальным признакам Советский Союз с самого своего основания был ост-советской колонией возглавляемой тайным советом в Москве и так до сего дня, то есть был потерян религиозный православный суверенитет и огнем и мечом насаждена модернистская протестантская конституционная форма силового подавления, что полностью соответствует положению захваченной страны второго мира. Всем магометанам сейчас насаждают идеологию модернового шариата по такой же схеме, что полностью копирует схему большевизма в… Подробнее »

Смотрите также