Аристотель, мыслитель древней Греции, различал два вида хозяйственной деятельности. Один из них, «экономика» (oikos – дом, хозяйство, nomos – правило) – правило управления домохозяйством, что с греческого языка было переведено как «домостроительство». Можно сказать, что экономика-домостроительство – это система управления отдельным хозяйством и обществом в целом. Однако в научной среде под термином «экономика» часто подразумеваются всего лишь отношения людей, связанные с потреблением, производством, распределением товаров и услуг, а управленческий смысл экономики опускается.
Другой вид деятельности, который философ противопоставлял экономике – это «хрематистика», искусство накопления богатства. «При этом Аристотель обращал внимание, что для людей, вставших на путь хрематистики, накопление становится бесконечным, богатство как цель не имеет предела. Согласно Аристотелю, основные виды деятельности, укладывающиеся в понятие «хрематистика», – ростовщичество и спекулятивная торговля. Ростовщичество – предоставление денег в рост или под процент»[1].
Сегодня, в начале XXI века мы наблюдаем, что в мире доминирует хрематистика. Такое положение дел порождает массу проблем в хозяйстве на макро и микро уровнях: господство транснационального ростовщического банковского капитала и монополий, уменьшение роли государства в управлении обществом, низкая социальная ответственность людей, сконцентрировавших в своих руках богатство, жесткая конкурентная борьба, которая запускает механизм минимизации издержек, что служит причиной появления некачественных, вредных для здоровья товаров и многое другое о чем мы можем узнать из трудов современных исследователей[2].
Несколько столетий потребовалось хрематистике, как системе хозяйственных отношений, для того, чтобы охватить своими щупальцами весь мир. Если говорить о России, то под власть духа хрематистики она, будучи религиозным православным государством, попала с 19 века. Уже в начале 20 века Россия была в числе передовых стран этой богопротивной системы. Промышленность страны развивалась,[3] материальное благополучие граждан возрастало[4], но православная христианская вера в народе охладевала, в среде интеллигенции она подменялась «религией земного благополучия»[5].
Высокие идеалы христианства, поставленные во главу угла государственного домостроительства со времен крещения Руси при равноапостольном Владимире, были низвергнуты большинством подданных до уровня служения земному благополучию. Россия потеряла свою душу – Святую Русь. Осталось лишь полумертвое тело – Российская Империя, простиравшаяся более чем на двадцать миллионов квадратных километров, с численностью населения, приближавшейся к двумстам миллионам. Русский народ, чье призвание свидетельствовать миру об истине, о правде Христовой через свое деятельное служение Богу, пренебрег этой высокой миссией и предался любостяжанию. Он позабыл или разуверился в словах Святого Писания, некогда адресованных древнему еврейскому народу, но применимых и к нему самому: «если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами (Левит 26, 15-17)». Наступило время исполнения древних пророчеств на русском народе.
После революций 1917 г., позорной капитуляции в Первой Мировой Войне, когда победа была не за горами, кровопролитной гражданской войны Россия избавилась от тотальной власти духа хрематистики, оказавшись при этом в тисках атеистической государственной системы. В конце 20 века в очередной раз, без каких-либо социальных потрясений богоборческое общественное строение обрушилось, как дом, построенный на песке. СССР прекратил свое существование. Россия открылась для мира и вновь стала частью, набравшей силу глобальной экономики-хрематистики, но уже на положении сырьевого придатка, утратив значительную часть суверенитета.
Почти одновременно с этими событиями обрела свободу Православная Церковь – возобновилась проповедь христианства. Многим россиянам, воспитанным в духе атеизма, предстояло заново познать Истину и через призму православного вероучения взглянуть на тот мир, в котором они оказались. Именно с этими обстоятельствами связана настоящая публикация. Можно сказать, что это попытка осмысления роли экономики в миропонимании православного христианина.
Рассуждая об экономике, невозможно обойтись без упоминания общества, так как человек реализует свои экономические возможности как часть некоего целого, то есть общества. Поэтому определять смысл экономики целесообразно с учётом ценностей, интересов членов того или иного общества, так как слово «общество» подразумевает единство, единомыслие, согласие отдельных его членов в мотивах своего поведения.
Российское общество включает в себя множество малых обществ. Например, религиозных, этнических, коммерческих и некоммерческих, но при этом российское общество в целом не имеет общепринятого ценностного фундамента. По этой причине мы конкретизировали взгляд на проблему, определив православное христианское учение как фундамент наших рассуждений, как доминанту нашего понимания действительности и отношения к ней.
Согласно православному вероучению цель земной жизни христианина находится за гранью видимого материального мира, ее смысл за пределами временного бытия. Христиане устремлены к Богу, святости, правде Христовой. По этой причине земная, временная жизнь христианина, его отношения с другими людьми, его экономическая деятельность так же должны служить этой главной цели христианина или как минимум не противоречить ей.
«Не можете Богу работать и мамоне» – говорит Господь (Евангелие от Мтф. 6, 24). Святые отцы так толкуют Его слова: «Невозможно есть Богу работать и имением (то есть имуществу), потому что златолюбие не только от Бога нас отлучает, но и мамоне порабощает нас. Мамона есть всякая неправда. От неправды убо паче мно́жая собираются имения»[6]. Мамона – это символ богатства и он же бог для служащих ему, потому что «каковой любо вещи сердце чие привязуется, оно есть оному Бог»[7].
Мамона в вышеприведенном святоотеческом высказывании употребляется как антипод правды. «Правда, – по словам Святителя Тихона Задонского, – есть такая добродетель, которая учит нас всем должное отдавать, и потому всеобщая есть добродетель, все добродетели в себе заключающая. […] Она во всех десяти заповедях Божиих изображена, как и всякая истинная добродетель; и потому заповеди Божия исполнять и правду творить едино есть. […] «Бог бо есть праведен и правду возлюби» (Пс. 10, 7), или паче самая Правда и Истина есть, сего ради правду и истину любит. Яко правдою вечную Его правду, истинною вечную истину почитаем, когда делаем тое, чего правда Его хощет, и хранимся от лжи, лести, лукавства и лицемерия, от чего вечная Его отвращается истина»[8].
Таким образом, если общество (будь оно малым или большим) своей конечной целью имеет накопление богатства, устроение благополучной земной жизни, то это общество служит мамоне и такое общество есть общество мамоны, которое в настоящее время подобно раковой опухоли разрослось до размеров «денежной цивилизации», поразившей практически все мировое тело человечества.
Противоположностью такого общества является общество, служащее Богу – общество правды. Тогда хрематистика – это атрибут общества мамоны. Экономика, в смысле домостроительства – общества правды. Цель экономики – созидание общества правды, то есть постоянное создание условий для облегчения главного дела христианина, что по слову преподобного Никодима Святогорца есть «сближение с Богом и пребывание в единении с Ним»[9].
Для религиозного сознания на рубеже двух столетий, когда со времени освобождения Церкви прошло три десятилетия, когда, казалось бы, русскому народу и всему православному миру России пора осознать свою миссию и прежние трагические ошибки, особенно актуален такой взгляд на экономику, потому что вышеприведенные пророчества за отсутствием всенародного покаяния имеют свое продолжение, описанное в 26 главе книги Святого Писания Левит.
[1] Катасонов В. Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации»/Научный редактор О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2013. С. 39
[2] Там же.
[3] Кафенгауз Л. Б. Эволюция промышленного производства России. – М.: Эпифания, 1994.-848 с.
[4] Борисюк А. А. История России, которую приказали забыть. Николай II и его время. – М.: Издательство М.Б. Смолина (ФИВ0, 2017. – 232с.
[5] Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. 1908. С. 177
[6] Учительное Евангелие. Слово 24, с. 5 — https://yadi.sk/d/mVyvv0er3QkRxb
[7] Там же, с. 7
[8] Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского. Правда.
[9] Никодим Святогорец. Невидимая брань / Пер. с греч. свт. Феофана Затворника. – 8-е издание. – М.: Изд-во Сретенcкого монаcтыря, 2017. С. 12.
Оставить комментарий