Итак, сама Конституция РФ создает в стране атмосферу правового хаоса, жить в которой невозможно. Замечу, кстати, что, кроме сказанного выше, в Конституции РФ имеется еще масса противоречий, по которым нет разъяснения, как действовать. Отмечу некоторые из этих противоречий:
а. Как я уже писал выше, статья 4.2 Конституции РФ утверждает верховенство законов России, а статья 15.4 утверждает иное;
б. Статья 10 говорит о разделении государственной власти на три самостоятельных ветви: законодательную, исполнительную и судебную. А статья 11 говорит, что власть в стране осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды. Каково место Президента в системе разделения властей? Этот важнейший вопрос в Конституции остается вообще без ответа!
в. Статья 75.2 утверждает: «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».
А статья 114.1б говорит, что Правительство Российской Федерации «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики».
Но как может Правительство обеспечить проведение единой финансовой политики, если Центральный банк ему не подчиняется?! И я думаю, что очень мало кто из серьезных экономистов или финансистов оценивает сегодня финансовую политику России положительно.
г. Статья 19.1 Конституции РФ утверждает: «Все равны перед законом и судом». Однако этому явно противоречат несколько других статей, которые утверждают неприкосновенность (т.е. неподсудность) ряда высших должностных лиц страны:
— статья 91 – неприкосновенность Президента;
— статья – неприкосновенность Президента, прекратившего исполнение своих полномочий;
— статья 98 – неприкосновенность депутатов и сенаторов;
— статья 122 – неприкосновенность судей.
Поистине, как писал знаменитый Джордж Оруэлл, «Все равны, но некоторые равнее».
- Теперь перейду к вопросу о том, как Конституция РФ регламентирует государственную власть России. Разумеется, начну с власти Президента. В отличной книге «Национальные парламенты мира» автор доктор юридических наук профессор Института государства и права А.Х. Саидов говорит, что по форме правления Россия является «суперпрезидентской республикой».
Уже много лет, начиная с Б.Н. Ельцина, идут разговоры о том, что России нужна сильная президентская власть. Сделаю по этому поводу несколько замечаний. Во-первых, это утверждение довольно банально, любая власть должна быть сильной, иначе это вообще не власть.
Во-вторых, те, кто говорят о сильной президентской власти, несколько искажают смысл слова «сильная». Под этим обычно имеют в виду огромные президентские полномочия. В-третьих, если говорить о слове «сильная» в нормальном смысле этого слова, то сильная власть или нет – это зависит, в первую очередь, от человека, занимающего этот пост. И, наконец, если расставлять приоритеты, я бы не стал ставить качество «сильная» на первое место. Я бы сказал, что России, как и любой другой стране, нужна президентская власть мудрая, ответственная, эффективная, сильная – именно в таком порядке.
Регламентации президентской власти посвящена глава 4 Конституции РФ. Как я уже говорил, статьи 10 и 11 Конституции РФ противоречат друг другу, и место Президента в системе разделения властей вообще не определено. Тем не менее, глава 4 Конституции РФ наделяет Президента огромными, практически неограниченными полномочиями.
При этом в Конституции РФ нет ни единого слова об ответственности Президента за результаты его правления, за положение в стране. Впрочем, сказанное относится и ко всем другим органам государственной власти – к Парламенту, Правительству и др.
Президент России представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуру Председателя Правительства, а Председатель Правительства представляет Госдуме кандидатуры заместителей Председателя Правительства. А дальше, анализируя Конституцию, я скажу так: Госдума имеет право утверждать все эти кандидатуры, но не имеет права их отклонять, т.е. практически Президент не просто представляет Госдуме кандидатуры, а единолично производит эти назначения.
Поясню это подробнее. Статья 111.4 Конституции РФ гласит: «После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы».
Статья 112.4 Конституции РФ утверждает ту же самую процедуру в отношении кандидатур заместителей Председателя Правительства.
Статья 117 Конституции РФ утверждает, что в случае если Государственная Дума двукратно выразит недоверие Правительству, Президент опять-таки имеет право распустить Госдуму.
Статья 93 Конституции РФ регламентирует процедуру отрешения Президента от должности (процедуру импичмента). Эта процедура невероятно сложна, громоздка и практически невыполнима. Я бы назвал эту статью «О невозможности отрешения Президента от должности». В самом деле, согласно статье 93 эта процедура заключается в следующем.
а. Сначала Государственная Дума выдвигает обвинение Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Замечу здесь, что обвинение Президенту за плохое исполнение своих обязанностей, за плохие результаты правления, за плохое положение в стране, – такое обвинение, согласно Конституции, вообще невозможно. Согласно статье 93 Конституции РФ Президенту нельзя предъявить обвинение (и, соответственно, невозможен импичмент), если Президент совершил преступление, но оно не квалифицируется как тяжкое. Но даже и вышеуказанное обвинение Государственная Дума может выдвинуть только:
— по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы;
— при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой;
— если Верховный Суд Российской Федерации принял заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления;
— если Конституционный Суд Российской Федерации принял заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
— решение Государственной Думы о выдвижении обвинения Президенту принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов.
б. Затем обвинение, выдвинутое Государственной Думой, передается в Совет Федерации, который и принимает решение об отрешении Президента от должности. При этом:
— решение принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа сенаторов;
— решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения Государственной Думой. Если в этот срок решение не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Полагаю, здесь уместно будет напомнить, что сенаторы Совета Федерации не избираются населением, а назначаются Президентом.
Рассматривая полномочия Президента, предоставленные ему Конституцией, считаю необходимым упомянуть один довольно своеобразный эпизод. 15 января 2020 года Д.А. Медведев был освобожден от должности Председателя Правительства. А уже на следующий день, 16 января 2020 года, Д.А.Медведев был назначен заместителем Председателя Совета Безопасности Российской Федерации, хотя такой должности в тот момент по Закону вообще не существовало.
По некоторым весьма веским причинам, известным очень ограниченному кругу лиц, такое назначение, видимо, необходимо было сделать сверхсрочно, его нельзя было откладывать даже на несколько часов, иначе рухнул бы наш бренный мир.
Несколько позже один из журналистов робко спросил Президента В.В.Путина, как же он назначил Д.А.Медведева на должность, которой по Закону не существовало? На это В.В. Путин ответил, что если какой-то вопрос не урегулирован Законом, то Президент имеет право издать Указ на эту тему, который будет действовать до тех пор, пока не появится соответствующий закон.
По давно сложившимся общепринятым мировым юридическим нормам, человеку, гражданину разрешено всё то, что не запрещено законом, а чиновнику, должностному лицу из органов государственной власти запрещено всё то, что не разрешено законом. Так что где В.В. Путин нашел право издавать подобные указы – остается загадкой.
- Согласно статье 95 Конституции РФ Парламент России – Федеральное Собрание – состоит из двух палат: Совета Федерации (так называемая верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).
Двухпалатный Парламент – это давно устаревшая, совершенно архаичная форма Парламента, существующая в ряде стран мира в силу консервативности юридической системы. Кстати, в современном мире из 193 государств, входящих в ООН, двухпалатный парламент имеют 73 государства (т.е. 38% всех государств), а однопалатный парламент – 120 государств.
Скорее всего, авторы текста Конституции РФ, вводя двухпалатный Парламент, брали пример с американской или французской политической системы. Но в обоих этих государствах верхняя палата (сенат) избирается, а в России она назначается Президентом. Реальный смысл существования Совета Федерации заключается в том, что этот Совет должен контролировать Государственную Думу, отменять решения Думы, если они не отвечают интересам Президента РФ.
Совет Федерации – всего лишь президентский надсмотрщик над Государственной Думой, это – Парламент над Парламентом. Хотя Госдума за всё время своего существования ни разу не пошла против воли Президента, но, тем не менее, на всякий случай, такой надсмотрщик существует и финансируется из государственного бюджета, т.е. из кармана налогоплательщиков. При этом на содержание Совета Федерации, на зарплаты членам этой «верхней» палаты тратятся из бюджета весьма солидные деньги.
Если что-то не понравится Президенту в законах или постановлениях, принятых Государственной Думой, он их отменит, но сделает это не своими руками, а руками Совета Федерации.
- Статья 36 Конституции РФ говорит о частной собственности на землю. Процитирую статью 36.2: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».
Итак, земля и природные ресурсы могут свободно продаваться и перепродаваться. Как показывает уже много лет международная практика, это ведет к одному из самых страшных пороков сегодняшней человеческой цивилизации – к спекуляции, которая разрушает реальную экономику. И российская Конституция спокойно вводит эту спекуляцию в нашу страну! Я считаю, что продажа земли и других природных ресурсов должна быть категорически запрещена.
- Пункт «м» статьи 71 Конституции РФ говорит о том, что в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность, а статья 13.5 говорит о запрещении создания вооруженных формирований. Однако сегодня в России, как и во всем мире, существуют ЧВК – частные военные компании (т.е. наемничество).
Первая частная военная компания появилась в 1967 году в Великобритании, а в России первая ЧВК появилась в 2005 году. По состоянию на 2019 год в мире действовало около 3 тысяч ЧВК, в том числе в России – более 30. ЧВК порой создается самим государством для выполнения, так сказать, деликатных задач за рубежом. Т.е. если государству надо выполнить какую-то задачу и при этом сделать вид, что само государство в этом не участвует, то посылается ЧВК. В целом, это очень лукавая позиция, а, точнее, позиция бесчестная.
ЧВК действуют вне закона, ибо практически во всех странах мира их правовой статус не определен. А уголовный кодекс (УК) РФ вообще запрещает наемничество, т.е., в частности, ЧВК.
Статья 359.3 УК РФ гласит: «Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью третьей статьи 208 настоящего Кодекса) – наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет».
Статья 359.1 УК РФ гласит: «Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до восемнадцати лет».
Статья 359.2 УК РФ гласит: «Те же деяния, совершенные с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет».
И при этом Президент РФ В.В. Путин сам публично заявил, что ЧВК «Вагнер» финансировался из госбюджета! Как это сочетается с законодательством России?!
А вообще любая ЧВК – это очень опасная мина замедленного действия, которая может разрушить даже свое государство. Дело в том, что главная цель ЧВК – это получение огромных доходов. И если на пути получения этих доходов появляются какие-то препятствия, в том числе, и в лице самого государства, то ЧВК готова повернуть свое оружие против этого государства. Это, кстати, очень четко показано в великолепном американском художественном фильме «Падение ангела», один из героев которого прямо говорит: война – это бизнес.
- Итак, нынешняя российская Конституция:
— нелегитимна и основана на крови осени 1993 года, когда был расстрелян законно избранный Парламент России;
— содержит массу нелепостей и противоречий, создает в стране правовой хаос и беспредел;
— ведет к разрушению России.
Казалось бы, в этих условиях нужно немедленно приступить к разработке и принятию новой Конституции. Но это сделать принципиально невозможно, ибо статья 135.2 действующей Конституции РФ говорит, что для разработки проекта и для принятия новой Конституции созывается некое Конституционное Собрание в соответствии с федеральным конституционным законом.
Но такого закона в природе нет. Прошло уже более 30 лет со дня принятия Конституции РФ, а Государственная Дума закон о Конституционном Собрании до сих пор не принимает! Видимо, должностным лицам из высшей государственной власти России выгодна такая «замороженная» ситуация, или же Государственной Думе для принятия такого закона тридцати лет оказалось мало.
Добавлю здесь еще, что по сложившимся международным юридическим нормам при проведении референдума по вопросам, относящимся к Конституции, решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа избирателей, имеющих право голоса.
А в действующей российской Конституции в статье 135.3 говорится: «При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей». Итак, норма для принятия Конституции занижена в два раза!
Как Россия живет сегодня по такой Конституции, по такому Основному Закону? Полагаю, после приведенного выше анализа не стоит удивляться тому, что, как сказал Президент РФ В.В. Путин, у нас многие законы не выполняются.
В заключение скажу следующее. Известно высказывание, что в России есть две беды: дураки и дороги. Я считаю, что это высказывание давно устарело, в России сегодня много бед. И главная беда, по моему мнению, – это безответственность власти. Мольер писал: «Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, что не делаем».
Считаю, что введение реальной ответственности всех без исключения высших должностных лиц государства за результаты из работы, за положение в стране – вот ключ к улучшению жизни людей, к возрождению России.
Михаил Челноков
народный депутат РФ 1990-1993 гг.,
член Союза писателей России,
чл.-корр. РАЕН
У Оруэлла сказано: «Все животные равны. Но некоторые животные равнее других».