Продолжим разговор об организации международных расчетов России в условиях экономических санкций со стороны Запада.
Полумеры не годятся. Вспомним собственный опыт.
Хотел бы сразу подчеркнуть, что полумеры (типа внесений поправок в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле») здесь не помогут. Надо исходить из того, что Россия находилась, находится (и всегда будет находиться) в сложном мире. В таком мире, где врагов у нее всегда больше, чем друзей. Это вытекает из диаметральной противоположност
Если говорить об организации нашей внешнеэкономичес
Суть государственной валютной монополии.
Очевидно, что ГМВТ не могла эффективно реализовываться без ГВМ. ГМВТ и ГВМ – две стороны одной медали. Суть последней заключается в том, что в руках государства сосредотачиваетс
Начало государственной валютной монополии положил Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли». Однако в 1920-е гг. в связи с объявленной новой экономической политикой (НЭП) имели место серьезные отступления от принципов ГВМ. В партии и правительстве были даже сторонники полного отказа от ГВМ (например, тогдашний нарком финансов Г. Сокольников). Даже планировалось ввести полную конвертацию золотого червонца и его свободный размен на золото. Банки работали с валютой, на фондовых и товарных биржах также торговали валютой. Перелом наступил во второй половине 1920-х гг., когда началась практическая подготовка к индустриализации
ГВМ выполняла важную созидательную функцию – обеспечивала наиболее эффективное использование валютных ресурсов страны в целях выполнения планов развития народного хозяйства СССР. Наглядно эта созидательная функция ГВМ проявилась в годы индустриализации
Расчеты с предприятиями, участвовавшими во внешней торговле при посредничестве всесоюзных экспортно-импорт
Госбанк СССР устанавливал единый официальный курс рубля к иностранным валютам по всем видам операций на базе золотого содержания валют. Золотое содержание рубля было рассчитано на базе паритета покупательной способности рубля к другим валютам, так как рыночных ориентиров его определения в условиях валютной монополии не существовало. После окончательного краха золотого стандарта в международной валютной системе курс рубля был привязан к «корзине» из шести основных валют (именно поэтому с 1972 г. курс доллара к рублю стал «плавать» в зависимости от изменения стоимости данной корзины).
Развал системы валютной монополии начался в конце 80-х гг. в результате демонтажа государственно монополии внешней торговли. Сначала несколько десятков крупных производственных объединений, а затем все предприятия и организации получили право самостоятельного выхода на внешние рынки.
Внешторгбанк – главный институт ГВМ.
В основе советской банковской системы всегда было три ключевых банка. Прежде всего – Государственный банк СССР. Далее – Промстройбанк (названия этого банка периодически менялись, это последнее его названием перед развалом СССР). Третий – Банк для внешней торговли (Внешторгбанк), который занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и другими драгоценными металлами.Внешторгбанк был создан 18 августа 1922 года под названием «Росси
Во времена НЭПа банк был достаточно самостоятельной структурой, однако ближе к 30-м годам попал под жесткий контроль Госбанка СССР. Полномочия Внешторгбанка несколько расширились в 1937г., когда он получил исключительное право на проведение платежей в иностранной валюте по внешнеторговым сделкам. В 1961г., Внешторгбанку от Госбанка были переданы все операции с иностранными банками по экспорту и импорту товаров, расчеты по неторговым платежам, а также кредитование советских внешнеторговых организаций. Госбанк СССР сохранил за собой исключительное право на совершение сделок с валютными ценностями на территории страны. Банк для внешней торговли имел около 1200 корреспондентов более чем в 90 странах мира (на начало 1970-х гг.). Очередным толчком для расширения сферы деятельности банка послужила Олимпиада-80, когда он впервые внедрил практику прямых расчетов кредитными карточками, дорожными чеками, еврочеками.
Внешторгбанк СССР являлся акционерным обществом, действовавшим на основании устава. В числе его акционеров в разные времена числились: Государственный банк СССР, Министерство финансов СССР, Министерство внешней торговли СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по внешним экономическим связям, Ингосстрах СССР, Министерство морского флота СССР, Стройбанк СССР, Центросоюз, внешнеторговые организации («Экспортлес», «Союзпромэкспорт
Передовой валютно-кредитны
У СССР существовала сеть совзагранбанков, которые обслуживали внешнеэкономичес
Закат совзагранбанков начался еще в годы горбачевской перестройки и продолжился в период либеральных экономических реформ эпохи Б. Ельцина. Это очень интересная и печальная страница отечественной банковской истории, которая завершилась примерно полтора десятилетия назад. Роковым для совзагранбанков оказался «черный август» 1998 года. Тогдашний главный акционер совзагранбанков — Внешэкономбанк объявил дефолт по внешним государственным обязательствам России. Естественно, что держатели российских бумаг в лице крупнейших инвестиционных фондов и банков Запада стали требовать «сатисфакции» за счет активов совзагранбанков, которые де-юре были собственностью Внешэкономбанка СССР.
А дальше произошло следующее: все совзагранбанки по единой команде вошли в состав группы нашего банка ВТБ (этот Внешторгбанк был создан в 1990 году, не путать со старым советским Внешторгбанком, преобразованным в ВЭБ). Теперь вся эта сеть бывших совзагранбанков работает под вывеской (брэндом) «VTB-Europe». К сожалению, институты этой группы превратились в обычные коммерческие банки, они уже давно утратили все те функции, которые имели в СССР и которые были связаны с реализацией государственной валютной монополии.
Выводы и предложения.
С учетом отечественного опыта экономического развития СССР в условиях перманентной экономической войны со стороны Запада Российской Федерации необходимы следующие шаги по восстановлению и укреплению своей независимости в сфере международных валютных и экономических отношений.
-
Запрет на свободное обращение иностранной валюты на территории Российской Федерации, а также ее свободное перемещение через государственную границу Российской Федерации (как в наличной, так и безналичной форме).
-
Запрет на осуществление операций в валюте для всех банков Российской Федерации за исключением специального уполномоченного банка.
-
Создание специального государственного уполномоченного банка Российской Федерации, который бы мог выполнять все функции в области государственной валютной монополии. Основной функцией такого банка (условное название – «Валютный банк Российской Федерации») должно стать выполнение международных расчетов и платежей в интересах предприятий и организаций Российской Федерации.
-
Перевод валютных резервов Банка России на баланс Валютного банка Российской Федерации. Внесение поправок в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации», предусматривающи
х кардинальную перестройку эмиссионного механизма ЦБ (отход от эмиссии рублей под накапливаемые валютные резервы и переход к эмиссии в виде кредитов для внутренней экономики). -
Перестройка работы ЦБ неизбежно потребует перестройки работы всей банковской системы Российской Федерации. Основной функцией российских банков станет рублевое кредитование предприятий и организаций реального сектора экономики. Что, в свою очередь, потребует длинной цепочки неотложных мероприятий по перестройке принципов работы как в банковском, так и реальном секторах экономики.
-
Определение порядка расчетов по экспортным, импортным и иным операциям уполномоченного банка с российскими предприятиями и организациями в национальной валюте, т.е. в рублях.
-
Создание в составе правительства специального органа (ведомства), которое бы занималось подготовкой государственных валютных планов, представлением этих планов на утверждение правительством и контролем за реализаций планов.
-
Поэтапное восстановление государственной монополии внешней торговли. Создание специализированн
ых государственных организаций, имеющих полномочия проводить экспортные и импортные операции и тесно взаимодействующи х с упомянутым выше уполномоченным Валютным банком РФ. -
Определение порядка взаимодействия и расчетов всех российских предприятий и организаций со специализированн
ыми экспортно-импорт ными организациями. -
Создание нескольких акционерных банков, зарегистрированн
ых в иностранных государствах и осуществляющих операции по поручению и в интересах Валютного банка РФ. Определение статуса таких банков как «дочек» Валютного банка РФ.
Предложенные шаги описаны крайне схематично. Но логика их понятна – восстановление государственной монополии в сфере внешней торговли и валютных операций, кардинальная перестройка Банка России и превращение его из института «валютного управления» в национальный центральный банк, коренные преобразования во всем банковском секторе страны и т.д. Многих может напугать или, по крайней мере, насторожить подобный план грандиозной перестройки нашей валютно-кредитно
1 Правопреемником ВЭБа является созданная на его базе в 2007 году Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономичес
Оставить комментарий