0_14a5c3_a86d5d3d_orig

Бывшие и настоящие

Недавно советник президента Украины Юрий Бирюков, возглавляющий волонтёрское движение помощи армии, заявил, что у него пропала воля к борьбе. Причиной, по словам Бирюкова, стали заявления радикальных киевских политиков, что всех русскоязычных жителей Украины надо считать предателями…

«У меня опустились руки, – написал он в своём блоге. – По утверждению партии «Свобода», я поддерживаю оккупантов, разговаривая на русском языке… Оказывается, я теперь за Россию, да? И мои пацаны, 79-я Николаевская аэромобильная бригада, тоже, ведь они в большинстве своём русскоязычные… И десантники 25-й воздушно-десантной. Оказывается, все мы поддерживаем оккупантов. И многие миллионы русскоязычных – мы все, по решению «Свободы», поддерживаем оккупантов».

Особо поразило Бирюкова то, что идеи «Свободы» поддерживают многие граждане Украины: «До чёрта людей в комментах подтвердили, что они думают аналогично. Что у нас уровень патриотизма определяется тем, на каком языке ты говоришь. А раз ты говоришь на русском языке, то и не патриот. То и Украину не любишь. За это мы воюем?»

На вопросы Олега Назарова отвечает историк, уроженец Луганской области, директор Института русского зарубежья Сергей ПАНТЕЛЕЕВ.

– Сергей Юрьевич, за что же они действительно воюют, эти русскоязычные граждане Украины, столь яростно доказывающие теперь, что они настоящие захисники Украины – свидомые, справжние, щирые, гидные? И что их ждёт в той Украине, ради которой они убивают своих соотечественников в Донбассе? Готовы ли они окончательно отказаться от родного языка и русской культуры? На что они рассчитывают? Надеются, что радикальные украинские националисты, которых всё больше, простят русским их происхождение?

– По переписи населения 1989 года русских на Украине было
11 335 852 человека – более 22 процентов населения республики. По единственной переписи населения, проведённой в независимой Украине в 2001 году, русских уже было 8 334 100 человек – чуть более 17 процентов. Даже по данным официальной статистики, за 12 лет Украина потеряла более трёх миллионов русских. А ведь в те годы геноцида русского населения не было. Да, часть русских уехала в Россию. Однако массовых перемещений также не было.

– То есть часть людей, считавших себя русскими в советские времена, при переписи 2001 года обозначили себя украинцами?..

– Русские и украинцы очень близки друг другу, и переход от одного национального самоощущения к другому, от одной идентичности к другой был долгое время достаточно прост и бесконфликтен. Особенно когда отец – русский, а мать – украинка, или наоборот. После появления нового независимого государства, которое ставило своей задачей формирование единой украинской нации, многие этнические русские идентифицировали себя с украинским государством, которому были лояльны. Другое дело, что этот процесс не мог не сопровождаться размыванием русской идентичности, превращением русских в «русскоязычных украинцев».

– Лояльность украинскому государству уже немыслима без отказа от русского языка и проклятий в адрес москалей?

– А многие украинские русскоязычные и не отказываются от русского языка. Часть их вообще до сих пор не считает, что на Украине есть проблема функционирования русского языка в острой форме. Киевский еженедельник «Зеркало недели» и другие подобные издания, в которых доминируют русофобские установки и не встретишь доброго слова о России, выходят на русском языке. Исповедующие подобные взгляды русскоязычные говорят и думают по-русски и могут даже искренне считать себя русскими. Но таковых становится всё меньше, так как, становясь частью украинской политической нации, они не могут не воспринимать органически присущую ей русофобию. Я сознательно в данном случае употребляю термин «русскоязычные», а не «русские». Быть русским сегодня на Украине не значит только говорить по-русски и носить русскую фамилию. Русскоязычие вполне может уживаться с русофобией, а люди с украинскими фамилиями могут быть истинно русскими людьми. Сегодня граждане Украины расколоты не по этнической линии, а мировоззренчески и политически.

– Крым ушёл, ДНР и ЛНР ведут борьбу с киевской властью… На остальной территории Украины русские смирились с тем положением, в котором оказались?

– Одни смирились, другие – нет. Те, кто не смирился, это люди, которым близки православная культура и общерусская система ценностей. Не все из них ходят в церковь, но все связывают себя с российской исторической государственностью. Они помнят о том, что на протяжении веков существовала Большая Россия (сначала в политической форме Российской империи, потом – Советского Союза), и продолжают мыслить её категориями. И неважно, какую фамилию носит человек – Иванов или Иваненко.

Сегодня эти люди в Донбассе отстаивают, в том числе с оружием в руках, наши общие ценности. В других регионах Украины многие вынуждены уйти в глухое подполье, поскольку нынешний киевский режим, возникший после государственного переворота, безжалостно давит тех, кто не желает рвать связи с Россией и не считает, что восточный сосед – агрессор. Это касается также Украинской православной церкви Московского патриархата, которая сегодня подвергается дискриминации…

Но даже в этих тяжелейших условиях остаются те, кто на свой страх и риск продолжает вести активную общественную деятельность, пытаясь противостоять антироссийскому безумию, в которое повергли Украину. Основная же часть людей просто желает мирной и благополучной жизни, надеясь на лучшее.

А русским сегодня быть на Украине непросто, неуютно. Отсюда и принятие украинских реалий с, увы, неизбежным отказом от того, что определяет «русскость».

– Это смирение?

– Нет, тут приспособление обывателя к тем условиям, в которых он оказался.

– То, что некоторые украинские русские сражаются против восставшего юго-востока, вас не удивило? Они же стреляют в своих?

– Я родился на Луганщине. У меня много родственников и знакомых и там, и в других областях Украины. Мы всегда считали себя русскими, хотя моя мама – украинка. В детстве я часто бывал у родственников в городке Чугуеве Харьковской области. Город основан в XVII веке царём Алексеем Михайловичем. В XIX веке, во времена Аракчеева, получил известность как центр округа военных поселений. В советские годы он тоже оставался, по сути, военным русским городом, городом военных лётчиков. В детстве я любил ходить смотреть на военные самолёты, дислоцированные в Чугуеве. Когда киевские власти начали так называемую антитеррористическую операцию, именно из Чугуева бомбить Донбасс полетели первые самолёты и вертолёты. Вряд ли там служат исключительно выходцы из Галичины…

Как нам ни прискорбно это признать, война на юго-востоке является в том числе гражданской войной внутри русского народа. Раскол проходит внутри семей. Типичной является ситуация, когда кровные родственники, отцы и дети, родные братья и сёстры делают разный выбор. Одни выбирают сторону ДНР и ЛНР, другие оказываются на стороне Киева. Бывает и так, что, когда так называемый патриот Украины приезжает в Донбасс и своими глазами видит там гуманитарную катастрофу и сопутствующие ей трагедии и ужасы, его сознание начинает перестраиваться. Человек осознаёт, сколь далека от действительности картина происходящего в Донбассе, которую тиражируют украинские СМИ.

– Сегодня широкое распространение получило понятие «Русский мир». Как воспринимают его на Украине в условиях гражданской войны?

– Для начала внесём ясность в терминологию. Существует как минимум две трактовки этого понятия. Согласно одной, Русский мир – виртуальный продукт, возникший в среде российских интеллектуалов-постмодернистов. Для них он – сетевая структура, объединяющая людей, владеющих русским языком. По национальности и по вероисповеданию человек может быть кем угодно.

– Такому критерию и американские советологи соответствуют!

– Конечно. С этой точки зрения любой западный политик-русофоб, знающий русский язык, может считаться представителем Русского мира. Фактически, Русскому миру в таком его размытом состоянии навязывалось маргинальное положение. Он должен был остаться постмодернистским продуктом и вписаться в глобальный англо-саксонский проект.

Вторая концепция трактует Русский мир как территорию, базирующуюся на канонической территории РПЦ, на территории исторической России. Базовыми здесь являются ценности православия, российской государственности, русской культуры. Они и объединяют Русский мир.

В связи с трагическими событиями на Украине стало очевидным то, что первая трактовка Русского мира потерпела полное фиаско. Оказалось, что если ценности размыты, то и защищать нечего. А когда понятие «Русский мир» наполнено ценностным содержанием, то люди готовы за свои ценности идти на смерть. Сегодня в Новороссии понятие «Русский мир» наполнено конкретными смыслами и на «вшивость» проверяется позиция остальных представителей Русского мира. Каждый должен определиться, на чьей он стороне: тех, кто защищает ценности Русского мира, или на стороне тех, кто, называя себя русским, желает разрушения России?

– Русские на Украине в основном живут в городах. Украинские города подверглись нашествию выходцев из сельской местности, которые не скрывают своего неприятия городской культуры и образа жизни. Что ждёт коренных жителей украинских городов?

– Действительно, русские на Украине гораздо чаще, чем украинцы, являются носителями урбанизированного мировоззрения. Этнический украинец – преимущественно селянин. И сознание у него соответствующее, со всеми плюсами и минусами. Выходцы из украинских деревень ведут себя агрессивно не только по отношению к горожанам, но и городам. Происходящие на Украине события – наглядная иллюстрация культурного столкновения города и села.

Если на протяжении 23 лет независимого существования Украина деурбанизировалась, откуда взяться новым носителям городской культуры? Города опускаются всё дальше и дальше в Средневековье. Неудивительно, что носители хуторской ментальности так ненавидят Донбасс, который всегда был самым урбанизированным регионом Украины. Сознательно разрушая городскую инфраструктуру, они провоцируют гуманитарную катастрофу. В результате население уходит из городов, уничтожаются заводы, фабрики и шахты. Дерусификация Украины в каком- то смысле равнозначна деурбанизации.

– В советское время эталоном украинца был малоросс. Теперь мы видим, что в единую общность украинцы не сложились, единый украинский народ – политизированная фикция.

– Хотя с 1991 года процесс формирования украинской политической нации шёл сложно и противоречиво, точкой отталкивания для формирования украинца неизменно оставалась Россия. Все помнят книгу Леонида Кучмы «Украина – не Россия». Говорить об украинцах как едином этносе не приходится. Вместе с тем возьму смелость утверждать, что сегодня мы являемся свидетелями того, как куётся украинская политическая нация. Это происходит в самых трагических и бесчеловечных обстоятельствах. И идея отталкивания от России задействована по полной программе.

Сегодня большая часть формирующейся украинской политической нации убеждена в том, что Украина воюет с Россией, защищается от агрессии…

– Украинская политическая нация – фикция или реальность?

– Именно сегодня процесс строительства украинской политической нации достиг своего пика. При этом «кирпичики», из которых слагается эта нация, пахнут трупами расстрелянных свидомыми украинцами жителей Новороссии. В фундаменте строительства – ложь о России и Новороссии. Она заставляет представителей украинской политической нации, во-первых, воевать с собственными родственниками, придерживающимися иных взглядов. Во-вторых, разрушать традиционные связи с Россией и русским народом.

Война – удобный предлог, чтобы скрыть свою политическую и экономическую несостоятельность и на некоторое время оттянуть социально-экономический коллапс. Но когда он наступит, тогда людям придётся очнуться от пропагандистского дурмана и осознать то, как сильно их одурачили. Тогда и встанет вопрос, как быть дальше и кем себя ощущать.

Хрестоматийный образ украинца воспет Котляревским и Гоголем. Мы знаем его по советской пропаганде – щирый полтавчанин с хитрецой. Плюс песни, пляски, борщ, вареники… Эталонный малоросс оказался наиболее страдательной стороной с точки зрения развития современной украинской идентичности. Поскольку был слишком близок России и русским.

Когда Советский Союз распался и к власти пришли бывшие украинские коммунисты во главе с Кравчуком, они восприняли ключевые постулаты взращённой на Галичине и за границей русофобии. Поменялся и эталон украинца. Был полтавчанин, а стал галичанин – Роман Шухевич и Степан Бандера. Однако такой образ не может связать воедино всю Украину – от националистического запада до пророссийского юго-востока. А Малороссия, ранее худо-бедно скреплявшая Украину, стала разрываться между Галичиной и юго-востоком, который становится другим полюсом притяжения. Центр Украины размывается. Когда наступит коллапс, то каждому гражданину Украины, и в первую очередь малороссам, придётся сделать вывод, с кем он – с Бандерой или с Олегом Кошевым. Выбирая идентичность, человек должен будет либо стать украинцем-русофобом, либо ощутить принадлежность к Русскому миру, не перестав при этом быть украинцем.

– Сопротивляющиеся киевской хунте жители Донецкой и Луганской областей категорически не хотят возврата в состав Украины и отказываются от украинства. Кем они себя ощущают?

– До последнего времени Донбасс давал Украине деньги и ресурсы, но не культурный продукт. У многих жителей Донбасса существовало чувство неполноценности по отношению к западенцам, активно культивируемое украинскими массмедиа. Мои земляки, считая, что на западе Украины живут совсем другие люди, иногда говорили: «У них есть своя история и культура». Иногда добавляли: «А у нас – как в России».

Почему возникла такая недооценка самих себя? Донбасс формировался во времена поздней Российской империи и Советского Союза на месте Дикого поля. Люди туда приезжали отовсюду. Донбасс стал промышленным центром с рабочим классом. Регион был молодым, истинно пролетарским, советским… и без глубоких корней, без выраженного национального самосознания. А Галичина как раз ощущала себя «украинским Пьемонтом» со своей, если угодно, «миссией».

Советские ценности Донбасса с распадом СССР независимой Украине стали не нужны. Главный герой Донбасса Олег Кошевой и главный герой Галичины Бандера несовместимы. Между ними лежит огромная культурная, историческая и политическая пропасть. Ценности от Бандеры были и остаются глубоко чуждыми жителям Донецкой и Луганской областей. Помню разговор со знакомой украинкой, дочь которой вышла замуж. Спрашиваю: «За кого?» Отвечает: «Да наш, хохол, русский». Бесхитростный ответ простой украинки демонстрирует наличие общерусского сознания, которое лежит глубже разделения на этнических украинцев и великороссов.

Несмотря на все превратности судьбы, многие украинцы сохранили такое сознание. С началом «Русской весны» эти глубинные архетипы, как трава сквозь асфальт, начали пробиваться. Агрессия радикального украинского национализма привела в движение пласты исторического самосознания жителей Донбасса. Оказалось, что это не Дикое поле. Здесь живут люди со своими корнями, традициями и менталитетом.

Сегодня мы только начинаем осознавать, что Донбасс – это не только шахты, металл, рабочий класс. Донбасс – это часть исторической Новороссии, простиравшейся от Харькова до Бессарабии. Это земли исторической Славяносербии, земли Всевеликого войска Донского. Это земля создателя Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля, подписывавшегося «Казак Луганский». Это земля, воспетая Чеховым и Буниным. Здесь жили многие поколения русских людей, которые строили Российское государство, обустраивали его рубежи, создавали его экономику, развивали русскую культуру. Причём, будучи русскими, они могли быть по происхождению и украинцами, и татарами, и сербами, или даже, как Даль, датчанами.

Соединение этого дореволюционного имперского опыта общего русского дела и советского интернационального опыта, в известной мере наследовавшего первому, и является основой для формирования современной новороссийской идентичности, которая станет естественным элементом общерусской идентичности.

– Как оцениваете шансы новороссийской идеи на успех?

– В Донбассе, где льётся кровь, происходят события огромной исторической важности. Они связаны с рождением нового национального самосознания и политически оформленных регионов. Процесс будет идти очень сложно. Возрождение Новороссии встречает огромное геополитическое сопротивление. Националистическая Украина – не главный противник, а лишь дубинка в руках крупных и суровых геополитических игроков. Но я уверен, что этот процесс уже не остановить. Новороссия никогда не согласится остаться в составе унитарной националистической Украины. Именно она может стать той силой, которая поможет очнуться от националистического дурмана киевской пропаганды гражданам Украины.

Беседовал Олег НАЗАРОВ

«Литературная газета». 2015. 3 – 4 (6494). 28 января.

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также