29-3

ВАлентин Катасонов. Игорь Сикорский: репетиция апокалипсиса произошла две тысячи лет назад. Но человечество об этом забыло

Большинству наших соотечественников представлять Игоря Ивановича Сикорского (1889-1972) не надо. Все знают, что это выдающийся российский авиаконструктор.

Интересы Игоря Ивановича не ограничивались только авиационным конструированием и авиастроением. В эмиграции он был активным участником монархического движения. Будучи православным, Игорь Иванович очень интересовался богословием. И оставил нам ряд очень основательных богословских работ. Наиболее известные из них: ««Отче Наш». Размышления   о Молитве Господней» (1941 г.), «Незримая борьба» (1947 г.) и «Эволюция души» (1949 г.).  Вот об этом творческом наследии знаменитого авиаконструктора я и хотел бы поговорить. Наиболее обширная из названных работ – «Незримая борьба». Она охватывает весьма широкий круг вопросов.

Один из них – уроки, которые современное человечество может извлечь из драматических событий почти двухтысячелетней истории, происходившие в Иудее и Палестине. Этим событиям Игорь Иванович придает эсхатологический смысл.  Эсхатология (греч. εσχατολογία, от др.-греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце истории, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние; также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках христианства или иной религии.  В христианской всеобщей эсхатологии центральное место занимает тема Апокалипсиса – описания последних времен земной истории по книге Священного Писания, которая называется «Откровение апостола Иоанна».  Сикорский усматривает признаки Апокалипсиса уже в событиях того времени, когда Иисус Христос ходил и проповедовал по Иудее и Палестине.

Особенно скрупулезно автор перечитывает и переосмысливает такие фрагменты Нового Завета, которые описывают искушение Христа в пустыне дьяволом. Сикорский накладывает эти фрагменты на историю еврейского народа до прихода в наш мир Христа, во время Его земного служения, и уже после Его распятия, воскресения и вознесения. И на этой основе делает выводы, которые могут помочь понять тенденции сегодняшнего времени.  По сути это вклад авиаконструктора в христианскую историософию.

Об искушениях Христа и их толковании говорится в первых четырех главах книги: 1. Фаустова Цивилизация. 2.Хлеб. 3.Кровля Храма. 4. Царства Мира. В последующих трех главах он проецирует эти искушения на жизнь ветхозаветного еврейского народа, а затем на жизнь современного человечества: 5. Трагическое Разногласие. 6. Приближение к Пропасти. 7. Добро и зло. Последние два раздела содержат размышления о том, как избежать трагических событий: 8. Выход из положения.  9. Заключение.

Надеюсь, что   читателю хорошо известна сцена искушений Христа дьяволом, которая излагается достаточно подробно в Евангелии. Искушения дьявола, адресованные Христу, идут по нарастающей. После отвержения Христом предложения дьявола тот предлагает следующее, более сильнодействующее.   Начинается с искушения хлебами. Некоторые толкователи называют это искушение голодом, другие богатством. Далее предложение спрыгнуть с кровли Иерусалимского храма. Это трактуется как искушение славой, гордыней, чудом. Наконец, искушение властью: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё» (Лк.4:6-7). Толкователи справедливо говорят, что это испытание верой. Христос ответил дьяволу: «отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк.4:8). Здесь для любого верующего очевидная мысль: Царство Небесное бесконечно дороже любого земного царства.

В пятой главе («Трагическое разногласие») Сикорский справедливо отмечает, что, если бы Христос пожелал быть земным царем, то ему не надо было бы даже «играть на повышение» и дожидаться третьего предложения дьявола. Согласись Он с первым предложением, начни Он создавать хлеба из камней или даже «из ничего» (как это было в пустыне, когда Христос насытил пятью хлебами пять тысяч человек), то Его жители Иудеи уже сделали бы своим царем. И. Сикорский пишет: «когда Христос фактически использовал свою силу для насыщения множества людей в пустыне, результатом этого было то, что тысячи людей немедленно провозгласили Его Мессией и попытались “нечаянно взять его и сделать царем” (От Иоанна, 6:14-15)».

Игорь Сикорский проводит простую мысль: те искушения, которым подвергся Христос от дьявола в пустые, постоянно мучали и граждан Иудеи – начиная от самых низов и до элиты – первосвященников, книжников, фарисеев, богатых израильтян. И общество ветхозаветных евреев разделилось на две части. Одни готовы были принять незамедлительно все те предложения, которые поступали от дьявола, и даже были готовы бороться не на жизнь, а насмерть, что добиваться желаемого. Другие настороженно относились к таким предложениям и даже готовы были бороться с теми искушениями, которые посещали их. Первых было несравненно больше, чем вторых.  Именно поэтому первые так невзлюбили Христа: он ведь мог пойти им навстречу, удовлетворить их амбиции как по части хлебов и славы, так и по части власти.

Вопрос власти был очень больным в Иудее. Рим возвышался над Иудеей, он был для нее метрополией. А первосвященники в Иерусалиме имели чисто номинальную власть. Римский прокуратор (во времена Христа – Понтий Пилат), расположившись в Иерусалиме, диктовал иудеям как жить. Но самое парадоксальное: многие евреи того времени хотели не только освободиться от владычества Рима, но и сделаться владыками мира. Их вдохновляли какие-то писаные и неписаные пророчества, обещавшие «избранному народу» власть над всем миром.  Как пишет Игорь Сикорский, иудеи, любили вспоминать истории таких библейских героев, как Иосиф Прекрасный и Мардохей: «Мальчик-раб, Иосиф, фактически стал правителем Египта, в котором он превратил местное население в государственных рабов и одарил еврейских иммигрантов многочисленными привилегиями, обеспечив таким образом их процветание. Популярностью пользовалась также и история о Мардохее, который сумел стать вторым после царя человеком в Персии, где он устроил спокойную и привилегированную жизнь для своего народа и организовал уничтожение примерно 75.000 враждебных евреям людей».

Еврейский народ ждал своего Мессию, предсказанного Ветхим Заветом и иными пророчествами. Но, как выяснилось, в понимании того, чего можно и должно ждать от Мессии, еврейский народ также разделился. Как пишет Игорь Сикорский, «среди евреев и в Ветхом Завете было две противоположных точки зрения насчет Мессии — одна из них действительно касалась пришествия Христа и Его учения о правде, доброй воле и вечной жизни; другая, полностью ей противоположная, касалась земного тирана, который будет завоёвывать, терроризировать, эксплуатировать другие нации ради славы Израиля и получения окончательного превосходства над этими нациями». Вторых, конечно, было больше.

Христос как сердцеведец прекрасно чувствовал этот расклад интересов еврейского народа накануне встречи с дьяволом в пустыне. Спрашивается: почему бы чисто тактически Иисусу Христу не пойти на компромисс и не согласиться принять хотя бы одно из трех искушений? Этого было бы достаточно для того, чтобы за Ним пошел весь ветхозаветный Израиль, немедленно надев на Него царскую корону? А еще лучше, если бы Иисус Христос принял все три предложения. Тогда быстрее пали бы все враги «избранного народа», короче стал бы путь к мировому господству евреев под руководством Мессии. Вот как рассуждает И. Сикорский: «В ту эпоху Римская империя, будучи невероятно богатой, ослаблялась и разрушалась изнутри. Учитывая эти факторы, становится понятным, что власть над царствами мира, упомянутая в Истории Искушения, была не просто образным выражением; это была рекомендация на то, чтобы воспользоваться определенной политической возможностью, которая могла быть осуществлена, если бы Христос пошел на компромисс между Своими вечными идеями и чаяниями большинства еврейских людей, которые ожидали и надеялись на Мессию, Сына Давида — другими словами, царя и завоевателя». Увы, выражаясь современным языком, Иисус Христос не пошел навстречу «народным чаяниям». Через некоторое время это стало вызывать раздражение в народе, а кончилось ненавистью и криками: «Распни, распни Его!».

Разочарование в Учителе поразило и некоторых его почитателей, которые от него со временем отстали.  Да и апостол Иуда, по мнению И. Сикорского предал Учителя не из-за денег, а потому, что разочаровался в Нем: «Также я считаю, что Иуда предал Христа не просто за тридцать сребреников (из-за материальной выгоды — прим. перев.), но и из-за своих патриотических убеждений, потому что он видел, что Христос осуждает и отрицает столь пламенно приветствуемое народом восстание, поддерживая духовную составляющую идеи о Мессии вместо политической, внося разногласия и снижая боевой дух людей перед надвигающимся мятежом».

Опустим многие страницы рассуждений И. Сикорского. Земной путь Иисуса Христа закончился. Его как «смутьяна» распяли. Внешняя жизнь Иудеи и Иерусалима сильных изменений вроде бы не претерпела. Недовольство еврейского народа и его верхов владычеством Рима продолжало накапливаться, а желание мировой власти усиливаться.

Прошло примерно 35 лет после того, как на Голгофе был казнен ложный, как казалось иудейским вождям, мессия. Началось восстание против Рима, которое затем переросло в Иудейскую войну, хорошо описанную древнееврейским историком и военачальником Иосифом Флавием 1 века по Р.Х. в «Иудейской войне» и «Иудейских древностях». Из миллиона двухсот пятидесяти тысяч человек, живших в Иерусалиме в начале осады, только девяносто семь тысяч осталось в живых после того, как римляне захватили город. И что примечательно: «Большая часть убийств и невероятных истязаний была совершена именно еврейскими бунтовщиками и только меньшая часть — римлянами», — пишет И. Сикорский. И этого не фантазия, автор ссылается на Иосифа Флавия. Например, приводится следующая цитаты древнееврейского историка: «Все человеческие права зелоты (революционеры, наиболее активные борцы за независимость Иудеи – В.К.) попирали ногами, божественное они осмеивали, а над словами пророков издевались, как над пустой болтовней… Разбойничья жадность их сделалась ненасытной: дома богатых обыскивались; убийства мужчин и оскорбления женщин служили им утехой». Как показывает И. Сикорский, Иудейская война была не столько войной еврейского народа с войсками римского полководца Тита, сколько это была гражданская война. На первый взгляд, противоречия внутри еврейского народа носили политический характер, но, в конечном счете, как подчеркивает И. Сикорский, они были духовно-религиозные.

Сикорский отдельными штрихами рисует картину ужасающих страданий и потерь, которые понес еврейский народ в той войне. Это покруче, чем холокост времен второй мировой войны прошлого века. Большая часть примеров и фактов взята из «Иудейской войны» Иосифа Флавия.  Хотели править миром, а потеряли даже остатки собственного Израильского государства, причем почти на два тысячелетия. И. Сикорский справедливо отмечает, что та война имела глобальные последствия: «Очевидно, что это трагичное восстание причинило ужасающий вред не только еврейской нации, и человечеству вообще. Поэтому очень важно понять характер и причины восстания. Оно не было неизбежным. Многие другие нации, находясь под римской властью, сохраняли мир в пределах своих территорий. Некоторые из них, включая Францию и Германию, в конечном счете легко вернули себе независимость во время падения Римской Империи и продолжили развиваться в пределах своих земель, пока не обрели политический вес на мировой арене. Несомненно, аналогичные процессы происходили бы и с еврейским народом, если бы это ужасное бедствие не уничтожило весь цвет нации вместе с процветающий тысячелетней столицей — центром национальной религии и культуры. Если бы не эта революция, евреи, оставаясь и объединяясь в пределах своей собственной территории, постепенно создали бы мощное независимое государство, территория которого вполне могла бы простираться от Египта до Черного моря и от Средиземноморья до Индийского Океана. Страна, расположенная на перекрестках путей из Европы в Индию, из Китая в Австралию, была бы процветающей и мощной, со столицей в Иерусалиме, ставшим бы одним из главных городов мира. Если бы там главенствующую религиозную позицию заняло христианство, то это государство, бесспорно, стало бы центром Христианства, осуществляя огромное религиозное и политическое влияние на весь христианский мир. Катастрофа, разрушившая эту возможность, может по праву считаться одним из величайших бедствий не только для еврейской нации, но и для всего мира».

Иудейская война – урок, который показывает, что отказ людей признать Иисуса Христа своим духовным руководителем порождает катастрофические последствия уже в земной жизни.  Вспомним страшные слова Христа о том, что отказ большей части еврейского народа (особенно его вождей) следовать за Христом как владыкой Небесного царства приведет к гибели остатков их земного царства (Иерусалима и Иудеи): «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: «О, если бы и ты хоть в этот твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (От Луки, 19:41-44).  Это, как пишет И. Сикорский, «должно быть воспринято буквально как определение первопричины этой катастрофы».

А далее И. Сикорский переходит уже к временам ХХ века и показывает, что урок Иудейской войны оказался не выученным. Причем не только иудеями, но и христианами, ибо отказ от следования Христу произошел и в так называемых «христианских» странах. И этот отказ привел к величайшим катастрофам указанного века – двум мировым войнам и многочисленным гражданским войнам и революциям: «Мы живем в один из наиболее мрачных периодов истории человечества. Несмотря на ускоренное развитие индустриальной цивилизации и научно-технический прогресс, значение духовных ценностей у всех так называемых “цивилизованных” наций падает с большой скоростью. Вследствие этого современная цивилизация установила ужасающий рекорд. За короткий период времени между 1914 и 1945 годами две мировые войны и Красная революция унесли, по всей вероятности, более ста миллионов человеческих жизней. Сегодня материального богатства в руках человечества сосредоточено больше, чем во все предыдущие времена, и все же количество женщин и детей, намеренно умерщвляемых голодом и мором, которые можно было бы предотвратить, в наши дни намного больше, чем было в любые тридцать или сто лет истории человечества».

Еще не успела осесть пыль второй мировой войны, а И. Сикорский вопреки всеобщему победному «мажору», тиражировавшемуся тогдашними СМИ и политиками, говорит о новых угрозах. Он видит, что мировая война не вразумила элиту, не вернула ее на путь христианства. А это открывает дорогу следующей мировой войне или глобальной революции: «Мы живем в один из наиболее мрачных периодов истории человечества. Несмотря на ускоренное развитие индустриальной цивилизации и научно-технический прогресс, значение духовных ценностей у всех так называемых “цивилизованных” наций падает с большой скоростью». Как отмечается в редакционном предисловии к первому изданию книги, «автор проводит очень подходящие параллели между событиями истории и показывает, как снова и снова человечество отдавало предпочтение всему материальному, что противоречило принятому Христом решению. Если, говорит Сикорский, миром будут управлять духовно мертвые люди, то его можно сравнить с самолётом, которым управляет экипаж, находящийся в бессознательном состоянии». Сегодня мы видим признаки того, что этот воображаемый самолет взлетел.  Видимо, это произошло в 2020 году, когда президент Всемирного экономического форума (ФЭВ) профессор Клаус Шваб от имени и по поручению мировой элиты озвучил старт «Великой перезагрузки» (The Great Reset).  А сегодня, в 2923 году мы видим все признаки того, что экипаж самолета находится «в бессознательном состоянии».  Посмотрите на нынешних государственных руководителей – Джо Байдена, Эммануэля Макрона, Олафа Шольца, Джастина Трюдо и прочих президентов, премьеров и канцлеров. Разве они не пребывают «в бессознательном состоянии»?  Очевидно, что риск авиакатастрофы невероятно высок. Человечеству было дано две тысячи лет для осмысления тех событий, которые происходили в Иудее и Палестине и которые Сикорский определял как репетицию Апокалипсиса. Поскольку человечество почти полностью утратило способность осмысления тех уроков, то срок завершается. На горизонте маячит настоящий Апокалипсис.

P.S. Подробнее с творческим наследием Игоря Ивановича Сикорского как богослова можно познакомиться, обратившись к моей книге:  «Трагедия «Фаустовой цивилизации». Размышления над книгой И. Сикорского «Незримая борьба»» (М.: «Кислород», 2020).

Телеграм-канал «Шарапов» https://t.me/REOSH_Sharapov

2
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Гость Авторы недавних комментариев
Гость
Гость
Гость

Но самопожертвование не может быть самоцелью для живущих под водительством эгрегора преодоления катастроф, что отличает их от одержимых библейским лжехристианством, которые ищут каждый свою «голгофу» вместо того, чтобы просто творить Жизнь во всех её аспектах в русле Промысла.

Гость
Гость
Гость

Однако при этом важно различать живую религию — взаимосвязи души и Бога — от религиозных конфессий, вероучений и обрядоверия. Если рассуждать, по совести, логично и здраво, то Богу не нужны наши конфессиональные ритуалы (они нужны эгрегориальным менеджерам и отчасти людям, поскольку через них тоже возможно вхождение индивида в живую религию), Ему нужно, чтобы мы реализовали потенциал развития и стали наместниками Божьими на Земле, а для этого — соблюдали праведную этику, чувствовали и понимали законы бытия Мироздания и реализовывали свой творческий потенциал во благо общества и Мироздания. В этом суть изначальной религии, а все остальное — это национальные культурно-исторические религиозные традиции.… Подробнее »

Смотрите также