b332

Не собирайте сокровищ на земле…

Фрагмент лекции «Политическая этика: евразийская модель» председателя общества «Переправа» Александра Нотина.

Смотрите также начало лекции.

Нотин А.И.: Вот ответьте, как получается, что каждое поколение людей, несмотря на войны, катаклизмы, социальные передряги, тем не менее, состоит из весьма конкретных групп людей, распределенных по определенным способностям. Например, в каждом поколении удельный вес предпринимателей, то есть людей с предпринимательскими способностями, составляет примерно 10-12%. Предпринимателей в широком смысле слова — не только бизнесменов, а вообще людей предприимчивых, которые рвутся в какие-то рисковые предприятия. Одновременно рождается какое-то количество людей с хорошим слухом, с музыкальными способностями, склонных к сочинительству, учителей, инженеров, врачей и так далее. В общем, есть некий профессиональный набор, который из поколения в поколение остаётся примерно одним и тем же. Но, что значит «набор»? Полагаю, это значит, что в каждого человека неким неведомым науке образом, извне введен комплекс способностей, талантов. Эти таланты каждый из нас раньше или позже, так или иначе обнаруживает в себе: это я могу, а это не могу, это мне нравится, а это нет, сюда меня влечет, а сюда нет. Конечно, сделать так, чтобы эти таланты в дальнейшем стали профессией, очень сложно. Как ни прискорбно это звучит, но мало кому удается точно определить, к чему у него лежит душа. Единицы могут найти свою стезю, встать на тот путь, где наиболее полно реализуются его природные таланты. Но тогда вопрос о self-made man начинает, согласитесь, звучать по-другому, не так, как учит западная этика. Во-первых, что вообще такое — self-made man? Я что, сам себя что ли родил? Или я по своему желанию вступил в этот мир? Сам вместил, встроил в себя те или иные таланты? Кто мне их дал? И причем дал, заметьте, бесплатно.

Реплика: Папа с мамой.

 

10Нотин А.И.: Это мы сейчас тоже обсудим. Папа с мамой – само собой разумеется. Кстати, если вы обратите внимание, то не всегда таланты папы с мамой совпадают с талантами ребенка. Я бы даже сказал, не так уж часто это встречается. Наследственная повторяемость имеет место, но не так уж часто. Итак зафиксируем: таланты даются нам бесплатно. Теперь пойдем дальше. Вот музыкант изобретает музыку. Он для себя ее изобретает? Конечно, нет. Наоборот, для него будет страшной трагедией, если его музыки никто, кроме него самого, не услышит. Соответственно, он стремится, чтобы о результатах его труда, плодах его таланта узнало как можно больше людей. Он стремится стать известным, чтобы музыка его была известной, чтобы она осталась после смерти.

Self-made man относительно денег считает так: «Раз я заработал, значит это мое, и я никому ничего не отдам». Он присваивает данные ему таланты, связанные с предпринимательством, общественной деятельностью, политикой, общением, мышлением. Всем нам даны таланты слова: кто-то обладает даром речи, а кто-то – даром письма, кто-то лучше пишет, чем говорит, а кто-то наоборот — лучше говорит, чем пишет, впрочем, некоторые и то, и другое неплохо делают. Существует дар разрешения разных конфликтных, сложных ситуаций. Смелость, решительность, организованность, умение строить отношения с людьми – это тоже, если хотите, таланты, которые не каждому даны и не в равной степени. Сюда же относится умение терпеть, переносить нужду и тяготы, добиваться поставленной цели и так далее. Если разобраться, очень много надо разнообразных талантов, чтобы эффективно осуществлять тот или иной вид деятельности. Но, если я, следуя логике self-made man, все это себе присваиваю, то, видимо, я нарушаю какой-то важный принцип, заложенный в механизм повторяющегося «набора» профессий внутри сменяющих друг друга поколений: ни учитель на себя не работает, поскольку не будет же он учить самого себя, ни врач, ни педагог, ни музыкант.

Получается, что имеет место некая таинственная заданность: нам даются, а лучше сказать даруются таланты, и одновременно негласно ставится некая задача: мы должны эти таланты реализовать не столько в отношении самих себя, сколько в отношении других людей. Таким образом, мы должны как бы обмениваться этими талантами: с одной стороны, делать для других ту работу, которую они не могут сами для себя сделать, с другой — пользоваться плодами их трудов и талантов: я не умею, например, сочинять музыку, зато я люблю музыку слушать. Следуя этой логике, люди, признающие бытие Божье, прекрасно понимают, что Господь именно так все и устроил на земле. Именно Он привел нас в этот мир, благословив: «Плодитесь и размножайтесь!», — когда Адам с Евой еще благоденствовали в Эдеме. Именно Он – что утверждается нашей богословской «наукой из наук» – вдохнул душу сначала в Адама, нашего прародителя, ибо вначале было создано тело его из праха земного, потом Господь «от дыхания Своего» вдохнул в него душу, и Адам стал «чистой душою». Душа наша – то, что внутри нас – в православии называется «внутренним человеком». Есть внешний человек — тело, а под телесной оболочкой или, точнее сказать, внутри нее скрывается еще и человек внутренний. Этот-то внутренний человек (душа) и оживляет тело. Он является жизнью, строго говоря. Он и есть единственный итог жизни, ибо продолжает жить, когда тело уходит туда, откуда явилось, — в прах земной. Смерть, таким образом, согласно христианской традиции, происходит не тогда, когда тело загрызли какие-то там микробы или бактерии, или оно разбилось, или утонуло. Смерть – это когда душа, то есть внутренний человек, разлучается с телом или внешним человеком, когда душа выходит из оболочки-тела, когда ее «забирают» из тела. В Евангелии есть даже такая притча: некий богач чего-то там наторговал и вечером, перед сном, размышляет — поеду туда или сюда, сделаю то или это. Сверху голос: «Дурачина. Сию же ночь душу твою исторгнут вон». Богач планирует, а времени-то у него уже не осталось. Здесь мы приближаемся еще к одной величайшей загадке жизни: получается, что мы не знаем не только, кто и зачем нас без спроса привел в этот мир, но и, когда, где, по какой причине мы его покинем.

Наконец, третий решающий момент – мы совершенно не знаем будущего. Вообще не знаем. Ни капельки. Кто из вас может угадать, что произойдет в этом зале через пять минут? А через десять секунд? Правильно, никто! Давайте и здесь сделаем маленькую зарубочку на носу. Современный человек, живущий в эпицентре стремительно ускорявшегося научно-технического прогресса, по самую маковку загружен суетой и гаджетами. Он барахтается в чудовищном информационном водовороте, ему и по сторонам-то оглянуться некогда. Ну, откуда ему, скажите мне, выкроить минуту-другую свободного времени, чтобы посидеть так, как мы сейчас сидим, и поговорить о высоких мироззренческих материях? У него на уме счета-фактуры, тут кричит радио, там ревут механизмы, на каждом шагу ему что-то внушают, навязывают и так далее. На фоне скорости, темпа, гвалта, шума, гама — когда ему, бедному, задумываться над таким «простым» вопросом, как абсолютное незнание часа и места своей смерти?

Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов — кстати, всем настоятельно рекомендую прослушать его аудио-лекции – говорит примерно так: все мы, если задуматься, на земле живем как в камере смертников. Почему? А потому что рождаемся, чтобы умереть, но не знаем, когда нашу душу «изымут из тела». Вот так. Если же смотреть на жизнь под этим углом зрения, получается интересная картина: богатство, власть, слава, приобретаемые нами на земле, похожи на слиток золота, который дают заключенному в камере смертников и говорят: «Подержи. Подержал? Теперь отдай».

Таким образом, в понимании восточно-христианского мировоззрения (и этики) никакого self-made man не существует и в помине. Есть же временное распоряжение неким количеством вещества, потому что деньги, акции, власть, слава – это действительно всего-навсего некое количество вещества, вверяемое нам в пользование и распоряжение с тем, чтобы мы осуществили с этим веществом соответствующий объем работы, и, в частности, поделились им, принесли пользу другим людям. Тем самым, нам как бы исподволь, не навязчиво, как говорится, «на сообразительность» предлагается раскрыть свои таланты. На этот счет, к слову, в Евангелии имеется специальная притча о талантах — кому интересно, непременно разыщите и прочитайте: в ней говорится ровно об этом.

Чем выше уровень реализации талантов – 100% или 90%, или 50%, а может быть, всего 5% — тем, конечно, выше внутреннее моральное удовлетворение человека от. Прожитой жизни. Мы одновременно и осуществляем определенное количество работы, и приносим определенное количество пользы другим людям: своим ближним, знакомым, незнакомым, близким и далеким. Чем большему количеству людей, тем лучше. Это сформулировано еще в одной христианской заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя». Ибо в глазах ближнего мы видим отражение Бога. Он смотрит на нас через наших ближних, и когда мы им помогаем, мы исполняем Его задание, приносим Ему радость. Ибо Он есть любовь, и Он — духовный Отче наш. Его радость это радость родителя, наблюдающего успехи своего любимого чада. И именно здесь, в этой точке происходит решительное размежевание западной и восточно-христианской этик.

Завершая тему загадочности человеческой жизни, следует напомнить, что она не просто конечна — она внезапно конечна. (Так выразился известный отрицательный персонаж из Булгаковского «Мастера и Маргариты»). Человеку отведен неопределенно короткий срок жизни. Он короткий даже, если все прошло идеально, то есть, если человек прожил весь отведенный ему земной срок — сколько положено. А если жизнь обрывается раньше срока, и человек ничего не успевает понять, исправить?

Когда душа исходит из тела, она теряет возможность покаяния, то есть изменения. Покаяние, «метанойя» по-гречески, и означает изменение. Душа может измениться, исправить свои ошибки, исцелить свои язвы только будучи во внешнем теле, только здесь, на земле. Когда она вышла, и тела у нее больше нет, исправить и изменить уже ничего нельзя. Покаяние невозможно. Подводится как бы черта. В народе так и говорят: за гробом нет покаяния!

Теперь вернемся к деньгам. Западная этика убеждает: «Деньги – это все. Ты должен в исступлении, не зная ни сна, ни покоя, к ним стремиться, и тогда они к тебе придут!». Опять вопрос – откуда придут? Но самое главное даже не в этом. Хочу обратить ваше внимание: всё, здесь сказанное, относится не только к деньгам, но и к власти тоже, потому что и деньги, и власть, и слава это одна и та же «гора страстей», на которую все мы дружно ползем. Есть, правда, люди, уже побывавшие на самом верху этой горы. Был такой царь Соломон, всем вам, конечно, известный. Он считается автором Экклезиаста – одной из книг Ветхого Завета. Это был самый, наверное, богатый человек мира, обладавший несметными сокровищами, всей полнотой власти, которому поклонились и покорились все народы, и который достиг величайшей славы на Земле. Одним словом, это был человек, который достиг вершины. Оттуда сверху, из тьмы веков он посылает нам послание, если угодно, «эсэмэску», в котором сообщает: там, наверху нет ничего, кроме «суеты сует и томления духа». Мы говорим: «Не может быть. Как же так? Нас же туда так тянет, мы готовы из всех сил карабкаться, биться, драться, кусаться, лягаться, все, что хотите». Он ещё раз: «Бесполезно, ребята, все суета сует!». А места на горе мало, может, один, два, три человека там уместятся, а лезет народу много. Все лезут. Кто-то у подножья горы копошится, кто-то поднялся на двадцать пять метров, кто-то уже половину горы преодолел. Но мы ведь знаем, что ждёт наверху. Мы разве об этом не стоит помнить? Царь Соломон все сообщил. Я вам как в прошлом достаточно серьезный бизнесмен сообщу: чем выше поднимается человек по этой «лестнице, ведущей вниз», тем меньше у него времени остается на себя, друзей, близких. Это цена.

Реплика: Так всегда было.

Нотин А.И: Да, всегда. Вот видим мы какого-нибудь Абрамовича, видим его совершенно потухший взор, поникший, усталый, пресыщенный. Прежде всего мы обращаем внимание на его яхты, пароходы, охрану. Нас меньше всего интересует состояние психики этого человека, перегруженного заботами, активами, богатством. Все это я называю сверхдолжным, в строгом соответствии с христианской этикой. Я и сам был в этом состоянии, когда ты живешь, как раб на галерах. День и ночь ты думаешь о делах, о бизнесе, тебя переполняют страхи, сомнения, для радости времени не остается. Таково служение идолу денег, Мамоне. Между тем, у каждого человека есть свой уровень разумной достаточности, и каждый, конечно, знает, каков он. Перед революцией две трети совокупного капитала России принадлежало глубоко верующим людям. Для них понятие «разумной достаточности» было естественно, как воздух. Промышленников или купец устанавливал себе не прожиточный минимум или максимум, а прожиточный оптимум (!). То есть, предположим, купец средней руки считал, что в год ему и его семье достаточно сто тысяч золотых рублей. Это позволит иметь достойный выезд, соответствующий рангу, резерв на «всякий пожарный случай» и так далее. При этом наш верующий купец отчетливо понимал, что доя жизни ему нужен один дом, а не пять. А заработал он, предположим, в этот год триста тысяч рублей — год выдался удачным, все получилось. У него, представьте себе, не стояло вопроса, куда девать «излишки». Он не начинал заказывать шикарные часы, приобретать яхты и виллы в Италии, потому что понимал: невозможно одновременно находиться более, чем в одной комнате, и есть более, чем одной ложкой. К тому же с возрастом человек стареет, силы оставляют его, и кушать хочется все меньше и меньше. Возраст сам собой, естественным путем все аппетиты усмиряет. Так вот, эти «излишние» двести лишних тысяч, это «сверхдолжное» (то, что превышало его прожиточный оптимум и справедливо воспринималось им как дар Божий) наш купец-старообрядец, не особо задумываясь, отдавал на благотворительность. Он исходил из известного христианского этического постулата, согласно которому «всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть». Обратите внимание, какая поразительная мысль: даяние – благо. Не приобретение, не присвоение, не отъем, а наоборот отдавание — вот истинное благо. Это раз. И два — всяк дар, то есть все, что отдается, «совершается» свыше, то есть в согласии с Богом.

Совершенно иная логика, нежели в западной этической модели!

Почему наш предок так поступал? Как мы сейчас убедимся, это, на самом деле, не просто альтруизм, а вполне продуманная, взвешенная, рациональная (в смысле — умная) модель поведения. Каждый, кто переживал периоды взлета, а затем падения, знает, что если человек присваивает плоды собственного успеха, идет путем self-made man, он причиняет не кому-то другому, а себе огромный вред. Почему? Все довольно просто. Во-первых, в результате отступления от Бога в нем начинают плодиться неестественные потребности, действовать губительные страсти. (Кстати, слово «страсть» однокоренные со словом «страдание»). Человек начинает окружать себя избыточными объектами владения, и все время думает: «Как бы у меня это не своровали, не сожгли, не испортили, не отобрали!». Возникает — никуда не денешься! — «синдром Плюшкина».

Во-вторых, успех в бизнесе вовсе не является, и не может быть результатом субъективных усилий; одна и та же ситуация может обернуться как победой, так и поражением, поэтому христианская этика учит не уповать только на собственные силы, а молить Бога о помощи в том туманном будущем, знать которое нам не дано.

В Евангелие говорится: не собирайте себе сокровищ на Земле, где «воры подкапывают и крадут». В самом деле, вещество, из которого сделан наш мир, как и мы сами, все время находится в состоянии плохо предсказуемых изменений, часто негативных: здоровья идет на убыль, вещи дряхлеют, даже молоко, если его оставить на ночь, и то прокиснет. Все тлеет и умирает, все рождается, чтобы умереть. Ни на что в этом бренном мире по-настоящему невозможно опереться, сделать твердую ставку. Разве не так?

Когда человек начинает себя окружать избыточными вещами и заботами, он создает себе неоправданное обременение: вещи-то избыточные, то есть по-существу ему не нужные, не удовлетворяющие его нормальные потребности. Ему только кажется, что он приобрел, на самом же деле, это избыточное (то, что выше оптимума) пользы ему не принесет. С другой стороны, за «сверхдолжным» всегда тянутся темные люди и соответствующие им нежелательные ситуации. Люди, как правило, со знаком минус, а ситуации, как правило, очень опасные и болезненные, иногда смертельно опасные. Почему так происходит? А потому, что Божье задание-то нашим героем не выполнено, потому что self made man не понял, западная этика ее дала ему понять, чего от него хочет Всевышний.

Господь говорит: «Кто со мной не собирает, тот расточает». Собирать Он, естественно, предлагает не вещество, а здравие души. Человек расточающий закрывает себя для Бога, для его благодати, для его защиты, для его вразумления, наставления и так далее. Но и это, оказывается, только часть беды. Он открывается, наоборот, силам тьмы – «духам злобы поднебесной». Это они подсовывают ему излишества, приучают к порокам и злодеяниям. В конечном счете, «ищут, как его погубить».

Таким образом, мы с вами вплотную подходим к пониманию, что такое крах. Предприниматели и политики – а мы все-таки собрались в стенах школы молодого политика – должны понимать, с чем мы связали свою судьбу, куда мы вообще идем. Предприниматели и политики – это не шахтеры, это люди особо рискового рода деятельности. Не шахтеры, не космонавты, даже не саперы.. Потому что именно на них обрушивается огромный объем искушений, потенциального вреда, угрозы для человеческого двуипостасного естества. Если не разобраться, если не настроить свою душу в соответствии на правильные этические нормы и заповеди (стандарты), может и даже должен наступить крах. В разных формах и в разное время, у кого-то раньше, у кого-то позже, но именно крах, крушение, кризис. Кстати, «кризис» в переводе с греческого означает суд Божий.

Почему я так жестко ставлю этот вопрос? Потому что можно избежать подобной участи, предотвратить крах. Можно, конечно, и пережить его, как в свое время случилось со мной, и из этого горького опыта делать выводы, но это, поверьте, не самый легкий путь, ведь можно еще учиться на чужих ошибках. Можно заранее знать, где расставлены духовные мины и ловушки, и постараться их обойти, а не шагать народом по минному полю страстей и искушений.

Итак, почему купцы-старообрядцы отдавали часть своего богатства? Потому что, повторюсь, они воспринимали свои удачи как дарованное свыше. Потому что они знали: чтобы задуманное предприятие состоялось, мало одного только желания, усердия, организованности, даже таланта. Любой проект может как состояться, так и провалиться независимо от того, как он был организован. Есть факторы, превосходящие человеческий разум, человеческие возможности, человеческий контроль. Не буду сейчас останавливаться на этом — это слишком очевидно. Если получилось, значит, мы должны благодарить ту Высшую силу, которая нам благоволила; если нет, нужно искать причины не вовне и не в других, а в себе, и спрашивать себя, чем я прогневил Бога. Так устроена и так реально действует православная этика. Итак, когда наш купец отдавал, он, с одной стороны, освобождал себя от избыточного, а с другой — происходила удивительная вещь – он благотворил, то есть творил благо. Отдельный и очень непростой вопрос, конечно, как правильно благотворить. Благотворить правильно, как ни странно, сложнее, чем даже зарабатывать. Но без этого никак? Наш купец, благотворя, создавал вокруг себя и своей семьи, своего бизнеса незримое пространство света и добра. Его начинали любить, ему начинали помогать, от него отступали силы темные, которые к избыточному (темному) притягиваются, а от света бегут прочь. Известно ли вам, сколько страшных трагедий разыгрывается в семьях так называемых успешных людей, в том числе, и политиков, не имеющих понятия о разумной достаточности и благотворении?! Не счесть, но об этом не принято говорить вслух. А ведь это тоже разновидности краха. Потому что человек оправдывает себя тем, что «грешит ради детей». И вдруг с его ребенком, упаси Бог, что-то происходит… Все рушится, весь мир меркнет и теряет смысл.

Следовательно, знание и умение, как правильно распоряжаться плодами своего труда, навык отдавать, а не брать, – это и есть, согласно нашей духовной этике, залог полноценной и успешной жизни. Вы спросите, а как же быть со стимулами? Ведь западная этическая модель вся строится на том постулате, что человеком движет жажда наживы, власти, славы и так далее. Без этого, дескать, не может быть прогресса! Восточно-христианская модель возражает: «Совершенно не факт!». На секунду вернемся к уже пройденному нами тезису, что в каждом предпринимателе или политике изначально заложен определенный набор способностей, и именно максимальная реализация этих способностей (самореализация личности) является главной предпосылкой того, что человек ощущает себя вполне состоявшимся. Вернемся к нашему купцу. Если Господь видит, что человек правильно «въехал» в суть вопроса, Он обязательно даст ему больше возможностей самореализации, по-западному успеха. Но когда купец это «больше» получит, он ведь поступит с ним ровно так же — оставит себе достаточное, отсечет избыточное и совершит дело благотворения. Понятна логика? То есть, его азарт, его жажда к расширению деятельности будет удовлетворена, душа же при этом не пострадает, как у selfmademan-а. Ему нужны масштабы, нужен полет, нужно творить, нужно преобразовывать мир — пожалуйста! Ведь в этом и есть его предназначение.: делиться и помогать музыкантам, учителям, поэтам, художникам, всем тем, кто не умеет зарабатывать деньги и преобразовывать активы из меньших в большие, из худших в лучшие. Какая гармония и функциональная стройность?

К сожалению, после раскола христианской Церкви, католицизм, протестантизм и лютеранство постепенно свернули с магистрального пути веры Христовой и вместе с глубинными законами духовной жизни утратили бесценный дар различения духов. А что дает этот дар? Способность видеть, от какого духа данное предприятие (любое начинание любого масштаба) — темного или светлого.

Помните классика американской сатиры О`Генри? Как начинается его рассказ «Вождь краснокожих»? Процитирую. Я даже, признаться, хотел таблички с этим высказыванием выпустить, штук этак с тысячу, чтобы дарить друзьям. Великолепная получилась бы табличка-напоминание. Она была бы уместна у двери каждого каждого политика и предпринимателя. Записывайте: «Дельце как будто наклевывалось выгодное. Как потом сказал старина Билл, нашло что-то вроде временного помутнения рассудка!»

Когда нам приходит в голову что-то сделать, например, палатку ограбить или банк открыть, чаще всего мы не задумываемся, от какого духа это искушение. И ура! Вперед! И только много позже приходит мысль о «временном помутнении рассудка»…

Наша этика учит: надлежит иметь очень активную и чуткую духовную позицию. Господь от рождения наделяет каждого из вас даром различения духов, но он пребывает в душе как бы в резерве, в потенции, что ли. Его надо развивать с помощью особых аскетических упражнений в рамках церковной традиции и опыта. Между тем, современная сугубо прагматическая культура огульно и напрочь отвергает не только эту проверенное веками традицию и этот опыт, но и сам факт существования души и Бога.

Обладая даром различения духов, вы не будете метаться по жизни, как слепые котята, но точно будете знать, куда идти, а куда нет, что делать, а от чего лучше воздержаться. Чтобы меньше совершать глупых ошибок и дел, которые, как потом выяснится, явились следствием все того де временного помрачения рассудка. Человек в духе, с Богом (Который точно знает будущее) каким-то образом чувствует: туда мне можно, там все нормально, там со мной ничего не произойдет — ни с моими деньгами, ни со здоровьем, а туда — ни-ни! К слов, несмотря на все дипломы, работу в Академии наук, в МГИМО, на дипломатическом поприще, в журналистике и бизнесе, я не считаю себя по-настоящему духовно просвещенным человеком. И это несмотря на то, что вот уже много много лет я читаю одних только Святых отцов Православия. И, пожалуйста, не думайте, что я сошел с ума. Почитайте Игнатия Брянчанинова, например, «Слово о человеке». Вместо того, чтобы читать, как Коля у Пети увел велосипед или автомашину, или горнодобывающий завод, и что потом с ними со всеми стало, как они напились, подрались, потом помирились, я открываю Отцов и взахлеб, жадно читаю… про себя! Про свою душу, ее устройство, болезни, способы ухода за нею и еще тысячи полезнейших вещей, которые тут же можно проверить на себе. И получить пользу!

Реплика: Пожалуйста, повторите еще раз.

Нотин А.И: Игнатий Брянчанинов «Слово о человеке». И еще его же «Слово о смерти». Хорошо, продолжу: перечитайте отца Серафима Роуза, все, что вам попадется. Это американский православный священник, монах, который, когда у нас были гонения на церковь, изучал с позиций Святых отцов западные духовные ереси – смеси христианства с буддизмом, дзеном, а также нью-эйдж и прочие лжеучения. Мы должны понимать, в чем основное отличие христианства от всех остальных учений. Христианство — оно от Бога, Бог есть источник нашего знания о самих себе, о Нем и о том, как организовать отношения между нами и Им. Когда вы будете читать, вы постепенно просто это почувствуете, потому что путь современного человека к Богу пролегает скорее через его ум, чем через чувства.

Реплика: Через сердце?

Нотин А.И.: Через сердце – это не для каждого. Большинству из нас это просто невозможно, потому что для этого надо быть очень простыми людьми. А мы уже с вами очень даже не простые люди, вот беда. Понимаете? Паскаль – основатель квантовой механики говорил: если бы я смог верить как простая бретонская крестьянка, я был бы самым счастливым человеком на свете! Но он не мог, потому что его мозги были изрядно загружены. У нас с вами мозги тоже загружены, поэтому с них и надо начитать, их включать. Чтобы включить мозги, читайте отца Серафима Роуза, Игнатия Брянчанинова. Еще посмотрите «Толкования на Евангелие от Марка» Василия Кинешемского. Прочитайте сначала само «Толкование…», а потом обязательно сделайте то же самое вместе с Евангелием. И вы тогда поймете, что такое Евангелие.

Как-нибудь мы с вами проведем занятие по двум ипостасям – внешнему и внутреннему человекам – и я вам постараюсь доказать, что внешнего-то вы хорошо знаете, и ему внимание уделяете на сто процентов. Так ведь? Больше того, вся реклама настроена так, все телевизоры так настроены, вся наша жизнь так настроена, что призывает нас его причесывать и приглаживать, припудривать и подкрашивай, лечить и сытно кормить, защищать, обувать и воспитывать. В то же время внутренний, тонко-материальный человек, который даже контуры имеет внешнего человека, та феноменальная душа, о которой Иоанн Златоуст, один из трех величайших учителей нашей Церкви, сказал: «Вот стар я уже, но до сих пор не понимаю, что такое душа», душа, о которой Господь сам говорит: «Какая польза человеку, если он весь мир обретет, а душе своей повредит?», — весь мир, представляете? — эта душа, этот единственный результат земного бытия остается без всякого внимания и заботы. Оказывается, что вред душе перевешивает в глазах Бога обладание всеми богатствами мира. Я вам скажу, почему. Ответ очень прост. А потому что когда душа «забирается» из тела, разлучается с ним, она разлучается и со всем миром вещества, и теряет всякую способность владеть, управлять, пользоваться этим веществом. Она полностью от него отделяется. Оказывается, результатом нашей жизни не могут считаться ни приобретенные на земле знания, ни самые великолепные отношения, ни тем более богатства, которое мы в своей жизни наберем, здания, которые успеем построить и т.д. Результатом нашей жизни является только одно – в каком виде и в каком состоянии, здоровой или больной покинет наше тело наша душа.

http://pereprava.org/privacy/2937-ne-sobirayte-sokrovisch-na-zemle.html

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

wpDiscuz

Смотрите также