Открываем новую рубрику «Христианская гносеология», где будем размещать статьи, посвященные религиозному взгляду на проблемы познания. Предлагаем несколько наиболее интересных с точки зрения РЭОШ глав из книги Александра Игнатенко «Критика падшего разума».
Часть 1. Критика философского разума
Вступление
Несмотря на то, что история философии уходит в глубокую древность и представлена многочисленными учениями и системами, тем не менее, содержание и сущность её предмета до наших дней остаётся непроясненной. В своем историческом развитии философия и методы философского познания претерпевали глубокую трансформацию. Философия всегда находилась в центре исторических событий, взаимодействуя с религиозными, культурными и научными процессами. Сегодня можно смело сказать, что нет такой другой области знания и познания, в такой же мере, лишенной единомыслия и ясности в познании своего предмета, как это мы наблюдаем в философии. Тем не менее, постижение философского процесса ещё не завершено и последнее слово, посвященное её предмету, ещё не сказано.
Нельзя объять необъятное, тем более в одной работе. Поэтому основное внимание в «Критике философского разума» уделяется немецкой идеалистической философии и, прежде всего, философии Гегеля, как высшей формы исторического развития западной философии, в классическом понимании содержания её предмета. Критикуя классическую немецкую и гегелевскую философию, мы, по-сути, критикуем и всю западную философию.
Особый интерес к немецкой философии в нашем исследовании обусловлен невероятным влиянием её духовно-интеллек
Литература, посвященная критическим исследованиям гегелевской и немецкой философии колоссальна и, казалось бы, предмет анализа исчерпан, и мы можем поставить на нем жирную точку. Однако это совсем не так.
Исторические опыты критики гегелевской философии западными философами оказались, с нашей точки зрения, несостоятельными
Первый серьезный анализ оснований и предпосылок немецкого идеализм, с точки зрения Восточной Православной Церкви, был проведён русской религиозной философией конца XIX- начала XX вв. Но позицию церковного сознания она не проводит до логического конца, страдая двоедушием, сохраняя два противоположных принципа в своем философствовании
В «Критике философского разума» мы предлагаем, по-видимому, единственно верный подход к критике философии Гегеля, положив в его основание анализ гегелевской формы религиозного познания (форма представления) с точки зрения православной гносеологии, и только затем переходим непосредственно к содержанию его философии. Рассмотренный способ оказался невероятно продуктивным и, что немаловажно, простым и понятным. Подобный подход никогда не применялся в русской и зарубежной философии для изучения немецкой философии, и представляет собой бескомпромиссное и последовательное проведения принципа апофатизма через всё содержание иноверных традиций, философских систем и научных теорий. Следовательно, абсолютное разоблачение и преодоление гегелевской философии (а с ней и всей мировой) возможно только в контексте православного Церковного Предания, сохранившего чистоту вероисповедания и связь с неповрежденным древнецерковным учением.
ВСТУПЛЕНИЕ
«Как организм любви Церковь не подлежит и не может подлежать суждению разума, — напротив, дело разума подлежит решающему пересмотру Церкви, а решения Церкви истекает не из логической аргументации, а из внутреннего смысла, исходящего от Бога».
А. С. Хомяков.
«…Умишко надо под ноги стоптать, вот как на иконе Михаил Архангел – это ум, покорный истине Божией, а сатана – это ум возмутительный, суемудренный, от которого все революции и в семействах и в Церкви…».
Святитель Феофан Затворник.
Первая часть трактата «Критика падшего разума» посвящена радикальной и последовательной критике предмета философии с позиции православного церковного мировоззрения (сознания). Философское учение, претендующее на историческое значение, всегда обречено определить свою позицию к христианскому вероучению как господствующему мировоззрению во всемирной истории. Поэтому философия всегда теологична и её отношение к христианству становится поистине вопросом «крёстным» ( А.И. – здесь и дальше по тексту курсив автора). Даже Хайдеггер, которого трудно отнести к религиозным философам, утверждает, что «западная метафизика теологична, даже там, где она отмежевывается от церковного богословия» [Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. М., «Республика». 1993. C. 77].
Это не означает, что Церковь не выработала своего отношения к философскому знанию. В определениях Вселенских и Поместных, особенно Константинопольс
Особый интерес к немецкой философии в нашем исследовании обусловлен также невероятным влиянием её духовно-интеллек
Первостепенное значение в немецкой философии занимает абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля (как высший и завершающий этап её классического развития) и его материалистическ
В России с германской философией сложились особые отношения. За свою многострадальную историю она испытала два иноземных ига. Первое, внешнее — монголо-татарско
Колоссальное воздействие немецкой философии на духовную, политико-экономи
В наше время, как отмечает русский геополитик Т.В.Грачева, «Марксизм оказывается фантастически востребованным архитекторами нового мирового порядка в форме глобального антигосударства» [Т. В. Грачева. Невидимая Хазария. — Рязань: Зёрна, 2009. С.308].
Марксизм, пишет русский учёный, был и остаётся политической и экономической программой переустройства современного мира. Уничтожение священной монархической государственност
В своей работе «Карл Маркс или дух мира», отмечает Т.В.Грачева, один из главных идеологов нового мирового порядка Жак Аттали превозносит Маркса как «пророка времен глобализации», дух которого определяет основные тенденции мировых процессов [Там же]. Марксизм есть не что иное, как идеология глобализма.Ещё в 1840-х годах Маркс предлагает программу действий, которая должна привести к созданию трех торгующих блоков — объединенной Европы, объединенной Америки и конгломерата Тихоокеанского бассейна под руководством высшего мирового правительства. Как мы видим, это программа почти выполнена [Там же, С.310].
Исторические опыты критики гегелевской философии западными философами оказались, с нашей точки зрения, несостоятельными
Осознание определённого тупика в критике европейской и, прежде всего, немецкой философии на основе её собственных принципов приходит и к русским философам. В своей работе «Исходный пункт теоретической философии» В.Ф. Эрн (1882-1917), размышляя над перспективами критики новоевропейской философии, и, понимая, что она не может быть основана на принципах рационалистическ
«Критика философского разума», на наш взгляд, как раз и представляет собой ответ на те задачи, которые поставил перед будущей критикой новоевропейской философии русский мыслитель. Но только этими вопросами она не ограничивается. Остриё нашего критического анализа направлено не только против новоевропейского философствования
Первый серьезный критический анализ оснований немецкого идеализма, с точки зрения Восточной Православной Церкви, был проведён русской религиозной философией XIX-XX вв. Но позицию церковного сознания она не проводит до логического конца, страдая двоедушием, сохраняя два противоположных принципа в своем философствовании
Исключительное место в критике философского знания (европейской философии) занимают богословские сочинения А. Хомякова (этого «рыцаря Православной Церкви», по словам Бердяева) и И.Киреевского. Хомяков впервые в русской религиозной философии указывает на церковность как первоисточник и мерило подлинного богословствовани
Основная тема в творчестве Хомякова состояла в том, чтобы извлечь из идеи Церкви (в православном ее понимании) основы философии и всей культуры. Это было сознательным принципом для него, ибо в Церкви он видел полноту истины и источник того света, который освещает нам все тварное бытие. Но, на этом пути он незаметно сошел с церковной почвы и стал на почву чужой ему секулярной системы (в идеях трансцендентализ
И.Киреевский, один из первых в русской философии, сущность грехопадения рассматривает как процесс повреждения ума, утраты им «первоестественн
«… как только ослабевает, или утрачивается эта цельность в духе, — пишет русский философ, — как только познавательная работа становится «автономной», – рождается «логическое мышление» или «рассудок», уже оторвавшийся роковым образом от реальности » [Там же, Стр. 245 ]. Этот разрыв совершается, утверждал Киреевский, «в глубине самосознания», т.е. во внутреннем средоточии человека» [Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академический Проект, Раритет, 2001. – 880 С. – (Summa) С.217].
И.Киреевский не принимал дуализма веры и разума, он искал форму их духовной и идейной целостности. В идее целостности он видел основу для построений разума. Для достижения этой идеи, необходимо было создать новое учение о разуме, необходима переработка обычного философского понятия о разуме. Духовным источником нового учения для Киреевского было Святоотеческое Предание [Там же, С.211 ].
Познание для И.Киреевского (как и для А.Хомякова), есть функция нашего «бытийственного» вхождения в реальность, но не одной мыслью, а всем существом мы «приобщаемся» к реальности в познании [Там же, С.216]. Познание и приобщение к реальности невозможно без веры. Без веры возникает опасность отрыва от реальности, опасность идеализма [Там же С.219]. Вера – это форма целостного состояния человеческого духа и его единства с Богом. Верующее мышление должно собрать все отдельные силы души в их единство. Именно вера вносит единство в человеческий дух, а «… тот смысл, которым человек понимает Божественное, служит ему и к разумению истины вообще» [Там же, С.217]. «Познание реальности есть функция Богопознания, и разрыв с реальностью начинается в области веры, означает ее заболевание» [Там же]. Богопознание есть внутренняя основа миропознания и должно быть того же типа, какой присущ вере: познание истины должно быть пребыванием в истине, т.е. должно быть делом не одного лишь ума, но всей жизни [Там же, С.224].
«И, во всяком случае, способ мышления разума верующего будет отличен от разума, ищущего убеждения или опирающегося на убеждение отвлеченное …» [Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. – [Электронный ресурс]. URL:http://www.vehi.
Предпосылкой идеалистической гносеологии в западной философии, согласно И.Киреевскому, явилось повреждение в самой вере, «из которого развилась сперва схоластическая философия внутри веры, потом реформация в вере и, наконец, философия вне веры» [Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академический Проект, Раритет, 2001. – 880 С. – (Summa) С. 226].
Особого внимания заслуживает утверждение русского философа о том, что «направление философии в своем первом начале зависит от того понятия, какое мы имеем о Пресвятой Троице» [И.Киреевский. Собр. cочинений в 2-х томах. Т. I., Москва, 1911. С. 74].
Эти идеи ложатся в основание всей критики западной культуры у Киреевского. Западная Церковь, отмечает русский философ, подменила внутренний авторитет истины внешним авторитетом иерархии (когда самовольно, без согласия с Востоком, изменила Символ веры), что привело к «рациональному самомышлению» – к рационализму, т.е. к торжеству «автономного» разума. Высшую точку этого самодостаточного разума являет трансцендентализ
Идеализм, пишет И.Киреевский в письме к А.Хомякову, вскрывает неправду всего рационализма, внутри которого он неизбежен, ибо логический рассудок сам по себе оставляет нас в пределах имманентной сознанию сферы (живя логическим мышлением, «мы живем на плане, – вместо того, чтобы жить в доме,— и начертав план, думаем, что построили самое здание») [ И.Киреевский. Собр. cочинений в 2-х томах. Т. I., Москва, 1911., Стр. 67].
«Весь порядок вещей, – замечает Киреевский в своих «Отрывках», — (возникший с торжеством рационализма), влечет наше мышление к отделенности логического мышления. Потому-то вера и превышает естественный разум, что он опустился ниже своего первоестественно
«Вырвавшись из-под гнета рассудочных систем Европейского любомудрия, — пишет И.Киреевский, — русский образованный человек, в глубине особенного, недоступного для Западных понятий, живого, цельного умозрения святых отцов Церкви, найдет самые полные ответы именно на те вопросы ума и сердца, которые всего более тревожат душу, обманутую последними результатами Западного самосознания»…
Таким образом, церковное сознание у обоих мыслителей (А.Хомякова и И.Киреевского) стремится охватить все темы и искания духа, просветляя и освобождая его в аскетической работе и погружении в Церковь [Зеньковский В. История русской философии. – М.: Академический Проект, Раритет, 2001. – (Summa) С. 223]. Прот. Г.Флоровский видит в философии «славянофильства
Развивая тему церкви и церковности, о. Павел Флоренский в труде «Философия культа» исследует действительные отношения между философией и религиозным культом, средоточием которого является Таинство Евхаристии (Причащение Святых Тела и Крови Христовых). Согласно русскому философу, Евхаристия (богослужение) — основание и источник всех других видов деятельности человека: мировоззрения (философия и наука), хозяйства, искусства. В этой работе, русский философ разъясняет культовую основу философских понятий и философское значение культа. Философия в своей деятельности опирается на культовые определения, которые требуют, чтобы в реальности был установлен смысл, а признание смысла корнями своими уходит в недра культа [Свящ. Павел Флоренский. Философия культа (Опыт православной теодеции) Философское наследие, Т.133., «Мысль», М., 2004].
Название трактата «Критика падшего разума» и его разделов («Критика философского разума», «Критика научного разума») выбрано нами не случайно. Общеизвестно, что в своем труде «Критика чистого разума» немецкий мыслитель И. Кант заложил фундамент немецкой классической философии. Согласно Канту, в природе общечеловеческог
В «Критике философского разума» (I раздел “Критики падшего разума») мы исследуем следующие темы. Действительно ли, в германской философии мы имеем дело с «чистым разумом»? Какое отношение имеет «чистый разум» к христианскому учению о грехопадении? Сущность «чистого разума» в восточных нехристианских учениях. Говоря философским языком, мы исследуем метафизические последствия грехопадения. Исторически они обнаруживают себя в двух формах: западной и восточной. Первая, представлена в завершенной форме в немецкой классической философии, вторая – во всевозможных формах восточной философии и мистицизма от индуизма и классической йоги до дзен-буддизма (завершенная форма). Поэтому остальная часть работы будет посвящена восточной нехристианской традиции.
Восточная (нехристианская) традиция, независимо от Православной Церкви, выработала уникальное самобытное мировоззрение относительно природы и ценности человеческого разума в сравнении с западной философией. В философских и религиозных учениях Востока мы обнаруживаем глубокую и последовательную критику рационализма. Но эта критика, прежде всего, касается вербального и концептуального знания, в которых видится сущность заблуждений Запада. Тем не менее, в самой своей основе, принцип западного падшего разума сохранен и здесь. Здесь разум частично усмирен, но не изменен, деятельность страстей и ума частично упразднена, но не сожжена.
От «пустого» сознания нехристианского Востока до «наполненного» сознания неправославного христианского Запада, существует последовательнос
В дальнейшем, мы попробуем это важнейший вывод объяснить и углубить в отдельных главах. Здесь еще только раз подчеркнем, что метафизическими последствиями грехопадения явилось глубокое повреждение природы разума данного ему Творцом при сотворении. В лице западной философии, философских и религиозных традициях нехристианского Востока, мы имеем дело с концентрированны
Условия для преодоления первородного греха сохранила в чистоте Православная Церковь. Только в Православной Церкви под влиянием благодати возможно онтологическое изменение ума – покаяние или метанойя (по-древнегречес