DETAIL_PICTURE__46444979

Как обустроить Россию

Александр Дыма

Это очень краткие заметки, получились в результате обработки материала десятилетней давности, которые изначально готовились в стол. Поэтому они не претендуют на роль окончательного рецепта. Многие мысли изложены в иных текстах, но их поиск связан с отсутствием желания и возможности. Предлагаемые новеллы касаются в первую очередь экономики государства, но их значимость требует законодательного закрепления новелл в Конституции страны. Посягательство на любое исправление этих новелл должно расцениваться как преступление против государства, влекущее за собой безоговорочное и немедленное исключение посягателя (или группы посягателей) из числа его членов. Вид (способ) такого исключения зависит от текущей обстановки в государстве.

Первая новелла должна определять смысл существования государства – оно обязано быть социальным, то есть безусловно реализующим каждому, постоянно проживающему на территории государства, человеку его права на жизнь. Поэтому данное право не только декларируется государством, что повторяет опыт практически любой страны, но и обеспечивается им посредством безвозмездного наделения каждого человека, являющегося членом государства, социальными (нормированными) средствами жизнеобеспечения, состав которых, помимо прочего, включает в себя жильё, пропитание, а так же бытовое и медицинское обслуживание. Стандартный уровень социального жизнеобеспечения человека определяется текущим состоянием экономики государства, индивидуальный же уровень жизнеобеспечения человека полностью зависит от его положения в обществе и прилагаемых усилий (труда на пользу Отечества).

На мой взгляд, способствовать превращению общества в социальное государство должна стратификация населения на группы (сословия), оптимальный список которых невелик, это гражданеподданныежителимаргиналы и гости государства. В сословие гости включаются все граждане иных стран, прибывшие в сословное государство на вполне определённый срок. Расшифровка особенностей каждого сословия требует отдельного разговора, однако следует заметить, что отличие одного сословия от другого сводится к несовпадению перечней обязанностей, которые возлагает на себя член сословия, и, соответственно, к несовпадению перечней его прав.

Быть членом одного из первых четырёх сословий – это неотъемлемые право и, одновременно, обязанность человека, который проживает на территории государства, достиг конкретного возраста, признан дееспособным и отвечает условиям, налагаемым на члена конкретного сословия. Человеку остаётся выразить своё волеизъявление и определиться в выборе принадлежности к одному из перечисленных сословий. Однако одного желания человека принять на себя соответствующий круг обязанностей перед сообществом (то есть быть членом конкретного сословия) явно недостаточно, кроме того, социальный потенциал (сословныйстатус) человека изменяется со временем. Поэтому принадлежность человека к определённому сословию не может быть пожизненной, не должна она и наследоваться. Для всесторонней оценки качества кандидата в члены сословия и кондиций члена сословия требуется специальная государственная структура – региональный сословный Совет, права и деятельность которого (а также критерии оценки) регламентируются Конституцией. Решения сословного Совета выносятся в индивидуальном порядке и в течение календарного года обжалованию не подлежат, что даёт возможность члену сословия через год вновь обратиться в Совет.

Наличие сословий обращает социальное сообщество в сословное социальное государство, которое, как отмечалось, гарантирует любому члену любого сословия обеспечение его неотъемлемого права на жизнь. Однако данная социальная гарантия охватывает только минимум индивидуальной потребности человека в том или ином средстве его жизнеобеспечения. Понятно, что реальная потребность человека в средствах жизнеобеспечения чаще всего превышает социальный минимум, который может предложить сословное социальное государство, каким бы развитым оно ни было. Поэтому отдельный человек может удовлетворить (полностью или частично, это иной вопрос) свою индивидуальную потребность в средствах жизнеобеспечения лишь в том случае, когда он становится участником (непосредственным или косвенным) внутриэкономической жизнигосударства, объектом функционирования которой является средство жизнеобеспечения человека, члена этого государства. Отдельный человек – это субъект индивидуальной экономики, объектом функционирования которой является средство жизнеобеспечения человека. По причине объединения людей в сообщества происходит объединение индивидуальных экономик членов государства в его внутриэкономическую жизнь. И потому средство жизнеобеспечения одновременно может являться объектом функционирования обеих экономик. В нашем случае – как объектом функционирования внутриэкономической жизнисословного социального государства, так и индивидуальной экономики его члена.

Любое средство жизнеобеспечения характеризуется определённым и далеко не вечным набором потребительских качеств, время существования которых начинается с момента производства средства и заканчивается моментом утраты хотя бы одного из этих качеств, после чего средство должно быть утилизировано. Наряду с безусловными потребительскими качествами средство жизнеобеспечения человека может обладать дополнительными качествами, но только в случае вовлечения этого средства во внутриэкономическую жизнь государства.

У средства жизнеобеспечения человека всегда есть свой владелец (собственник), обладающий правом делать со своей собственностью (средством жизнеобеспечения) всё, что угодно, в том числе и передавать своё право собственности на средство другому человеку. Передача права собственности является экономической процедурой, которая может быть какбезвозмездной, так и возмещаемой. В последнем случае взаимная передача прав именуется меной, свершение которой подразумевает, что между двумя собственниками неодинаковых средств жизнеобеспечения человека происходит взаимная и добровольная передача прав собственности на эти средства. Стоит отметить, что только в некоторых случаях обмен правами собственности на средства жизнеобеспечения сопровождается передачей из рук в руки и самих средств. однако данное обстоятельство не исключает необходимости существования места, где должны встретиться два собственника средств, предполагающих совершить меновую операцию, то есть где индивидуальные спросы обоих собственников смогут найти их жеиндивидуальные предложения.

Подобное место встречи называется меновым рынком, на нём индивидуальный спрос ищет своё индивидуальное предложение, и только на нём средство жизнеобеспечения наделяется новыми свойствами — одним семантическим (рыночным)именем и двумя экономическими качествами (себестоимостью и рыночной стоимостью). Если средство жизнеобеспечения человека имеет материальное воплощение, то на рынке оно именуются товаром, если средство – это выполнение какого либо задания, то оно попадает в разряд услуг. Себестоимость средства есть величина переменная, определяющая оценку личных затрат собственника, понесённых во время владения средством. Рыночная стоимость средства может в любую сторону отличаться от его себестоимости, так как отражает согласие участников мены. Только в момент свершения мены выясняется окончательное значение рыночной стоимости товара или услуги. При этом подразумевается, что рыночные стоимости меняемых средств тождественны. После мены обменённые средства имеют равные себестоимости. Массив меновых операций, производимых на территории государства, понимаемый как внутренний товарооборот или внутренний рынок товаров и услуг, стремится решить проблему обеспечения населения государства необходимыми средствами жизнеобеспечения.

Однако далеко не всегда спрос находит своё предложение (и наоборот), особенно сложно эта проблема разрешается при натуральном обмене, так как отложенное предложение повышает себестоимость средства жизнеобеспечения, а отложенный спрос усложняет выполнение намеченных дел. И то и другое нарушает оптимальность индивидуального хозяйствования, что негативно сказывается и на экономике сообщества. Можно, конечно, накапливать индивидуальные спросы (и, в равной мере, индивидуальные предложения), дабы вынести их на сезонные ярмарки, где в огромной массе товаров и услуг спросы и предложения нашли друг друга. Сезонность – это в любом случае замедление темпов товарооборота, что не превращает ярмарку в панацею экономики сообщества.

По-настоящему устранить отложенный спрос (отложенное предложение) в экономике сообщества способен только меновой эквивалент стоимости средств жизнеобеспечения человека, включённых во внутриэкономическую жизнь государства. Использование менового эквивалента стоимости средств жизнеобеспечения (платёжного средства) позволяет ввести новый механизм менового рынка. Платёжное средство способно почти полностью исключить отложенное предложение и в значительной мере облегчить удовлетворение отложенного спроса. По своей сути изобретение менового эквивалента равносильно экономической революции, победным шагом прошедшей по экономикам практически всех государств.

Однако у всякой медали есть оборотная сторона, не избежало этой участи и платёжное средство, которое, став высоколиквидным товаром, провоцировало многих страждущих превратить его в объект накопления, часть которого, капитал можно было бы ссужать в долг. И не просто так, за спасибо, а за лихву (ссудный процент) и немалую. Против подобного превращения платёжного средства выступало большинство участников экономической жизни государств и подкрепляло своё мнение заповедями всех арамических религий. Правда, все эти религии ограничивали круг запрета понятием ближний, и в этом была скрыта лазейка для ростовщиков, которые, de juri (в религиозном, прежде всего, отношении) устанавливая для себя критерий близости, обходили все ограничения.

Тем не менее, был найден механизм, препятствующий ростовщичеству и сводимый к двум договорным положениям. Во-первых, заявляемая стоимость платёжного средства несколько превышала его себестоимость, что предотвращало накопление платёжного средства с последующим превращением его в капитал. Усиливало данный эффект и предложение ограничивать время хождения платёжного средства одним финансовым годом. Два этих предложения достаточно легко осуществлялись, так как со времён античности и вплоть до XVIII века экономика многих государств воплощала своё платёжное средство в виде монет из редкого металла. Меновая стоимость монеты, которая имела стандартный вес и, чаще всего, чеканилась из серебра, превышала стоимость такой же навески серебра. Металлическая монета ежегодно перечеканивалась с изменением рисунка её аверса или реверса. Традиция перечеканки монеты оказалась весьма живучей и прослеживается вплоть до настоящего времени, выражаясь в упорном нанесении на монету времени чекана, а не года последней денежной реформы, что имеет место в рисунке банкноты. Все видят, но никто не задаёт вопроса по поводу такой нелогичности. Эпоха существования монетной системы, применяющей указанные два положения, можно именовать временем докапиталистической экономики.

Стоит отметить, что докапиталистическая экономика не могла полностью исключить ростовщичество, она вкупе с религией только резко сокращала его возможности охвата населения. Поэтому адепты ростовщичества постоянно пытались расшатать основы экономики, по мере сил препятствующей их благоденствию. И таки они добились своего в конце XV — начале XVI веков, когда, спекулируя на возможном крахе экономик из-за резкого снижения стоимости серебра (американское Эльдорадо), сначала растащили экономики по национальным квартирам, а затем узаконили хождение вечного пфеннига, статус которого не требовал ежегодной перечеканки. Самое главное, что внедрённая экономическая новелла изменила собственника вечного пфеннига. Его владельцем становился не эмитент монеты, а хозяин кошелька, в котором эта монета звенела. Кардинальное изменение качества платёжного средства превратило его в накапливаемый высоколиквидный товар, именуемый деньги. Консолидация денег в одних руках обеспечивало возможность превращения денег в капитал с его ссудным процентом, что обусловило все ныне известные прелести капитализма. История показывает, что капитализм как форма хозяйствования реформированию не подлежит, однако он имеет ахиллесову пяту – ссудный процент.

Исключение ссудного процента из внутриэкономической жизни сословного социального государства и является третьей новеллой предлагаемого преобразования, осуществить которую можно только с помощью экономических мероприятий, препятствующих накоплению наличного платёжного средства. По своей сути предлагается возвратить государству модифицированные элементы докапиталистической экономики, которые позволят оптимально удовлетворить потребности индивидуальной экономики дееспособного члена сообщества. Платёжные средства, обеспечивающие меновой эквивалент потребности индивидуальной экономики человека, составляются не только из оплаты его труда и разного рода пособий государства, но и могут включать беспроцентный кредит государства, погашаемый заёмщиком в течение определённого времени. В свою очередь и государство вправе обратиться к населению с просьбой о ссуде, для чего оно может выпускать беспроцентные облигации, не имеющие срока давности.

В качестве внутриэкономического платёжного средства сословного социального государства предлагается использоватьказначейский рубль, содержащий сто казначейских копеек. Казначейский рубль не призван заменить рубль Банка России, он должен лишь дополнить финансовый механизм экономики страны.

Казначейство – это новая для РФ государственная структура, деятельность которой определяется специальным Законом и которая призвана сопровождать финансовую сторону внутриэкономической жизни государства. Казначейство обязано не только контролировать текущее состояние финансов, но и определять текущую суммарную потребность в казначейских рублях, которая отражает общую стоимость средств жизнеобеспечения, включённых во внутренний товарооборот государства. Рыночная стоимость любого средства жизнеобеспечения должна выражаться в единицах и долях казначейского рубля. Казначейский билет как платёжное средство должен иметь хождение (обязательность приёма) на всей территории государства, обеспечивая тем самым оптимизацию его внутреннего товарооборота. Любой отказ в приёме казначейского билета затрудняет данный товарооборот и потому должен рассматриваться как заведомо наказуемое экономическое преступление.

Казначейский билет – это, по своей сути, финансовая бумага, декретная меновая стоимость которой хотя и обеспечивается всем достоянием государства, однако не связана с текущим объёмом его золотовалютного резерва. Величина суммарной потребности государства (или, что равноценно, внутреннего рынка товаров и услуг) в казначейских рублях складывается из индивидуальных потребностей тех дееспособных членов сообщества, которые обеспечивают себя и своих иждивенцев необходимыми средствами жизнеобеспечения и которые добровольно вступают в финансовые отношения с Казначейством РФ.

Для удобства оборота казначейских рублей предусматривается две (безналичная и наличная), тождественные по значимости формы его материального существования. Материализация наличной формы казначейского рубля осуществляется путёмвыпуска (эмиссии) разного достоинства бумажного казначейского билетавладельцем которого является эмитент(государство), а пользователем – любой человек, находящийся на территории государства и ставший участником внутриэкономической жизни государства, обеспечиваемой его Казначейством.

Конкретный наличный казначейский билет любого достоинства является меновым средством, имеющим хождение только в течение одного финансового года, по истечении которого билет подлежит уничтожению. Предусматривается месячный период в конце финансового года, когда пользователь казначейского билета имеет право заменить его билетом того же достоинства, предусмотренным для хождения в следующем финансовом году. Просроченный казначейский билет в течение последующих трёх месяцев может быть возвращён в Казначейство для замены, но уже с дисконтом в 25%.

Казначейский билет нового выпуска должен обладать визуально регистрируемым отличием (прежде всего, годом обращения) от билета старого выпуска, однако легенда билета может быть постоянной и должна содержать обозначение номинала билета, а также правило обмена билета при задержке его передачи в Казначейство.

Материализация безналичной формы казначейского рубля обеспечивается путём соответствующей записи в индивидуальном именном финансовом счёте участника (юридического или физического лица) внутриэкономической жизни государства, которая обеспечивается Казначейством. Подобный участник обязан перевести на этот счёт все свои финансовые операции и получить от Казначейства расходную платёжную карту, обеспечивающую владельцу возможность самостоятельно оперировать имеющимися на счету средствами. В том числе производить перевод своих безналичных средств в наличные казначейские билеты.

Именной финансовый счёт и расходная платёжная карта должны оформляться в Сберегательном отделении Казначейства РФ, которому вменяется в обязанность обеспечивать проводку безналичных финансовых средств от одного участника экономической жизни государства другому. Для осуществления данной деятельности указанное отделение организует региональные филиалы(сберкассы), в первую очередь охватывающие клиентов конкретной территории.

Сберегательное отделение Казначейства может, по письменной просьбе владельца счёта выдать ему срочный беспроцентный кредит в казначейских рублях, необходимость обслуживания которого подразумевает разовую оплату в размере не более 0,01% от суммы кредита, что естественным образом определяет нижнюю планку кредита, подлежащего разовому обложению. Для приобретения значительного по величине кредита, погашение которого требует длительного времени, заёмщику необходимо иметь поручителя (физическое или юридическое лицо), который, в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, должен принять на себя все оставшиеся кредитные обязательства заёмщика. Выдача беспроцентного кредита и последующий его возврат регистрируются соответствующими записями в реестре операций именного финансового счёта заёмщика. Этот же реестр предназначается и для регистрации иных операций с финансовыми средствами владельца счёта.

 

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также