01ЭКО

ГЛАВЫ МОЕГО УЧЕБНИКА ЭКОНОМИКИ. ВВЕДЕНИЕ

От Редакции. В очередном «субботнем выпуске» знакомим гостей сайта с экономическими взглядами Михаила Антонова, неординарного современного ученого-обществоведа. Краткая справка об авторе представлена ниже, перед основным текстом.

От Автора. В 1990-х годах довелось мне преподавать экономику в гимназии. Учебники, составленные рыночниками, на мой взгляд, могли воспитывать лишь торгашей и духовно калечить юношество. Хотя завершить работу мне там не удалось, считаю, что подготовленные мною материалы могут помочь тем, кто ныне интересуется экономикой.

 

Михаил Фёдорович Антонов (16 декабря 1927, Тульская область) — советский писатель, ученый-обществовед, публицист, член Союза писателей СССР (и России), кандидат технических наук.

Был одним из руководителей «Рабочей группы теории систем» М. Антонова — Г. Щедровицкого, действовавшей в составе Секции теории и организации систем (В. П. Боголепов) Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме АН СССР.

С 1977 года работал в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР: старший исследователь, ведущий исследователь, заведующий сектором.

С 2008 года член экспертного совета и постоянный автор международного аналитического журнала «Геополитика»[2].

 

 

 

ГЛАВЫ МОЕГО УЧЕБНИКА ЭКОНОМИКИ

ВВЕДЕНИЕ

Цель и особенности данного учебника

(пояснение для преподавателей и любознательных учащихся)

Когда раненого на дуэли Пушкина привезли на его квар-

тиру, он, еще не зная, что рана смертельна, сказал по-фран-

цузски:

— il faut que j’arrange ma maison. («мне нужно привести в

порядок свой дом»).

Этими словами Пушкин как бы завещал нам, его соотечес-

твенникам — и внукам славян, и финнам, и тунгусам, и калмы-

кам — привести в порядок наш общий Дом — Россию. И важней-

шую роль в этом должна сыграть особая наука -ЭКОНОМИКА, при

условии правильного понимания ее предмета.

Сколько бы ни потешались над распространенным лет 15 -20

назад выражением «экономика должна быть экономной» (дескать,

это все равно что «масло масляное»), в глубине души мы соз-

наем, что в нём, пусть и выраженная в не совсем удачной фор-

мулировке, заключена глубокая правда. Насколько же экономна

(или эффективна, продуктивна, рентабельна) экономика нашей

страны?

Ещё недавно мы жили в великом государстве — СССР. Тогда

наш народ совершил подвиг хозяйственного строительства, ка-

кого не знала мировая история. Достаточно напомнить, что в

1920 году страна, разоренная мировой и Гражданской войнами,

выплавляла чугуна меньше чем при Петре I. А к концу 50 — на-

чалу 60-х годов она стала одной из двух сверхдержав мира,

первой проложила человечеству дорогу в космос и к освоению

энергии мирного атома.

Почему это удалось? Потому что люди были воодушевлены

великой целью построения самого справедливого (как они пола-

гали) общества, перед рядовыми гражданами, вчерашними бедны-

ми и угнетенными, были открыты двери к вершинам культуры и

власти, а народное хозяйство велось по плану и в интересах

всего государства (хотя и тогда не все пользовались благами

в одинаковой степени). В итоге росло могущество страны, пос-

тепенно улучшалась и жизнь народа, всех его слоёв.

Но у той системы хозяйства были крупные недостатки, по-

кажем их на одном примере.

Когда строили Братскую гидроэлектростацию на реке Анга-

ре, после возведения плотины выяснилось, что в зону затопле-

ния попадают 200 километров только что построенной железной

дороги и большие массивы лучшего в мире строевого леса — красной ангарской сосны. Во-

дохранилище нужно было заполнить быстро, поэтому с затопляе-

мого участка железной дороги только сняли рельсы, а лес

пришлось вообще сжечь ( это был величайший пожар, когда-ли-

бо учиненный рукой человека). Ниже плотины река обмелела на

время наполнения водохранилища, и там прекратились судоход-

ство, рыболовство, лесосплав, все виды хозяйственной дея-

тельности, которые налаживались веками. А ведь когда ГЭС

строили, обещали, что она превратит пустыню в цветущий сад,

на деле же оказалось, что она подорвала ту хозяйственную

жизнь, какая там протекала, обратила если не сад, то обжи-

тую территорию в подобие пустыни. Да и потребители энергии

ГЭС к моменту завершения её строительства не были готовы,

энергию пришлось направить в другие районы, а ведь она дешё-

вая-то именно на месте её производства. Впоследствии положе-

ние было несколько исправлено, но много средств и труда бы-

ло затрачено напрасно. Подобное положение бывало не редкос-

тью и в других районах и отраслях хозяйства. Почему — об

этом тоже будет идти речь в учебнике. Если бы не было таких

провалов, жизнь нашего народа могла бы быть много лучшей.

Но дело даже не в одних материальных потерях. Главный

порок того строя заключался в том, что подавлялись инициати-

ва людей и возможность осуществления ими своего жизненного

призвания, терялась заинтересованность их в труде и его наи-

лучших результатах. Экономика не была ориентирована ни на потребителя продукции — на граждан, ни на экономное расходование ресурсов. Власть, сумевшая в свое время провести в

короткий срок индустриализацию страны и обеспечить переход к

индустриальному обществу, почила на лаврах и прозевала но-

вый этап свершавшейся в мире научно-технической революции,

переход наиболее развитых капиталистических стран к постин-

дустриальному, информационному обществу. Утвердившаяся в

стране система всеобщей секретности (ранее в известной мере

оправданная, потому что страна жила во враждебном окружении) привела к тому, что великолепные достижения на-

шей оборонной промышленности (или, как сейчас говорят, воен-

но-промышленного комплекса) не переносились в производство,

призванное удовлетворять повседневные потребности населения.

В итоге страна, способная запустить ракеты и спутники в кос-

мос, оказалась не в состоянии произвести современные предме-

ты широкого потребления — модную одежду и обувь, добротные

магнитофоны и телевизоры. Страна на глазах погружалась в

застой, и люди стали видеть образец современного общества на

Западе. Чувство причастности к поступательному движению ис-

тории, нахождения в авангарде человечества, двигавшее совет-

скими людьми времён первых пятилеток, исчезло, и у элиты со-

ветского общества росла горечь по поводу зря потраченных лет

на достижение ложного идеала. Отсюда — оживление частнособ-

ственнических настроений, желание этой элиты приобщиться к

тем ценностям, какие торжествовали на казавшемся уже образ-

цом капиталистическом Западе. Так была подготовлена почва

для «перестройки», приведшей к крушению великой страны.

В 1991 году СССР распался, теперь мы живем в свобод-

ной и независимой (как бы ни от кого) России. Прежнего пла-

нового хозяйства уже нет, его место занимает, как нас уве-

ряют, рыночная экономика, причем её сторонники обещали, что

с переходом к рынку у нас воцарится едва ли не рай земной,

во всяком случае, мы войдем «в семью цивилизованных наций» и

по жизненному уровню скоро догоним самые богатые страны Запа-

да. С начала «перестройки» прошло уже более 25 лет. Стала ли наша

экономика более разумной, эффективной, рентабельной? Вот другой

пример.

На завод поступает сырьё (импортное, хотя у нас есть и

свое), из которого выплавляется алюминий. Готовый металл

продается за границу, причем по дешёвке (мировой рынок дав-

но поделён, и чтобы пробиться на него, приходится сбавлять

цены на наши товары, хотя это тоже не поощряется, но об этих

подробностях у нас пойдет речь в своем месте). Получаемая за

него иностранная валюта оседает на чьих-то счетах в зарубеж-

ных банках, директор с семьей каждый год отдыхает на лучших

курортах мира и вообще живет безбедно, а выплатить рабочим

заработную плату нечем — у администрации нет денег. Произ-

водство алюминия очень вредное и для рабочих, и для окружаю-

щей природной среды, у людей выпадают зубы, а деревья на де-

сятки километров вокруг засыхают. Вся эта грязь остаётся в

нашей стране, а прибыль от производства достается иностран-

ным посредникам. Получается хозяйствование по формуле: «им —

доходы, нам — отходы». И эта картина типичная. По всей стра-

не люди работают, добывают нефть, газ, руду, золото, алмазы,

рубят лес и пр., и многое из произведённого отправляется за гра-

ницу. Но народное хозяйство не укрепляется, а все более раз-

валивается, вырученная от экспорта валюта вывозится за гра-

ницу (только за год так «утекает» из страны десятки, а то и сотни

миллиардов долларов), и ею распоряжается узкий круг лиц, в

основном спекулянтов. Обогащаются прежде всего те, кто стоит

ближе к власти, кто урвал в смутное время лакомый кусок государ-

ственной собственности или помогает иностранному капиталу в

расхищении наших ресурсов. А мелкие и средние отечественные

предприниматели задавлены непосильными налогами и не могут

развивать производство, столь нужное сейчас стране, и вынуж-

дены всеми способами укрывать свои доходы. Не удивительно,

что жизненный уровень большинства населения падает, значи-

тельная часть экономики стала «теневой», то есть контроли-

руется преступниками, и наши долги иностранным государствам

растут и растут, хотя никто не может членораздельно объяс-

нить, куда же уходят и на что тратятся деньги, полученные в

виде займов из-за рубежа под большие проценты, Внешний долг

России (и государства, и частных компаний уже достиг порядка 500 миллиардов долларов — при численности

населения около 143 миллиона человек это означает, что на

каждого россиянина, от грудного младенца до старца приходит-

ся долг иностранцам по три с лишним тысячи долларов (а выплачивать долги

придется как раз тем, кто ныне учится в школе). Специалисты

подсчитали, что если российская власть будет продолжать ны-

нешнюю свою политику, то и без того громадный внешний долг

страны примерно к 2020 году удвоится, а новых займов даже не

будет хватать на уплату долгов и процентов по ним. Вот и

спрашивается, лучше ли, эффективнее ли стала современная

российская экономика по сравнению с советской?

Но однозначного ответа на этот вопрос нет, ибо, с дру-

гой стороны, в городе Балашихе появилась земская гимназия, и

весной 1997 года вступили во взрослую жизнь первые ее выпус-

кники, окончившие одиннадцать классов и получившие такую

подготовку, какая и не снилась выпускникам даже самой прес-

тижной (не говоря уж о рядовой) советской школы. Достаточно

сказать, что почти половина выпускников окончила школу с ме-

далями, и все они, блестяще сдав экзамены, поступили в выс-

шие учебные заведения. И следующие выпуски,были не хуже первого (надо надеяться,

будут таковыми и впредь). Учащиеся любят свою гимназию и часто

задерживаются в ней после уроков, чтобы поиграть в нас-

тольный теннис или отвести душу в самодеятельности, в круж-

ках, которые там на любой вкус — от рукоделия и танцев до

театрального и журналистики. И преподаватели привязаны к

гимназии, потому что получили в ней полную свободу педагоги-

ческого творчества. И это — только один из островков того

нового, что вошло в жизнь страны в последние годы. В той же

Балашихе ( а она город вполне рядовой — отнюдь не какое-то

исключение) немало людей, которые нашли своё место в рыноч-

ной экономике, создали своё дело, предприятие, где трудятся

не по чьей-то указке, а так, как подсказывают им собственные

таланты и умение, окружающая обстановка. Их труд, может

быть, стал подчас даже более тяжёлым, напряжённым, но зато

превратился в вид творчества, и они ни при каких обстоя-

тельствах не захотят вернуться в прошлое. Значит, при оцен-

ке нынешнего состояния экономики России надо учитывать и

прошлый опыт, и новый — как положительный, так и отрица-

тельный. Сделать так, чтобы положительное усвоить, а отрица-

тельное, насколько это возможно, изжить — одна из важнейших

задач экономической науки.

Вообще давно подмечена такая особенность общественного

развития: народы, государства время от времени проходят че-

рез «перетряски», порой принимающие форму революции (неред-

ко кровавой), но за каждой такой эпохой «революционных

преобразований» неизбежно следует полоса «контрреволюции» —

не в смысле полного возврата к прошлому (такого вообще ни-

когда не бывает), а как бы «подравнивания», «устранения пе-

регибов», преодоления «забегания вперед» и пр. Тогда наибо-

лее разрушительные крайности нового отбрасываются, а те веч-

ные ценности, которые коренятся в отвергнутом старом и в мо-

менты революционного всплеска были либо забыты, либо созна-

тельно отметены, постепенно начинают, хотя и в изменённом

виде, вновь занимать положенное им место в жизни. Но это

выправление перегибов не происходит автоматически. Если не

прилагать соответствующих усилий, разрушение может принять

такой размах, что остановить этот процесс будет невозможно,

и тогда страна погибнет. Для России ныне настал именно та-

кой момент: либо она выйдет из катастрофического развала и

займет достойное место в мире ХХ1 века, либо обратится в ко-

лонию Запада и сойдет с исторической арены. Будем надеяться,

что и последствия трагических событий постсоветской отечес-

твенной истории будут со временем усилиями лучших сынов и до-

черей России сглажены, и вновь оправается предвидение наше-

го замечательного поэта И.С.Никитина:

Пронесет Бог грозу, Будет имя твое

Взглянет солнышко, Людям памятно,

Шире прежнего, Русь, Пока свету стоять

Ты раздвинешься! Богом сужено.

Но даже если принять такой оптимистический взгляд на

грядущие судьбы России, не будем забывать, что провалы в хо-

зяйственной жизни государства были, а ведь она ведется на

основе науки — экономики. Имеет ли экономика право на назва-

ние «умения вести дом», как оно звучит в переводе с гречес-

кого?

Уже в первой главе учебника будет показано, что издревле

существовали рядом одна с другой две науки о богатстве.

Одна, в соответствии с достижениями научной мысли и религии,

учила, как вести хозяйство, живя достойно высокого челове-

ческого призвания, а другая — как обогащаться любыми путями,

презирая мораль и даже закон, если это сулит большие барыши

и позволяет надеяться на избежание суровой кары. Такую нау-

ку своекорыстия с давних пор бичевали лучшие умы человечес-

тва, но она дошла до наших дней под благородным названием

политической экономии, назначение которой — оправдывать нес-

праведливость в общественной жизни. «Это была, — иронически

писал М.Е.Салтыков-Щедрин, — своего рода цельная и ориги-

нальная экономическая наука, которая, в главных чертах, раз-

деляла обывателей на следующие четыре разряда. Одним предос-

тавлялось желать, но не получать желаемого; другим — желать

и получать, но не сполна; третьим — желать и получать спол-

на; четвертым — желать и получать в излишестве». Можно ска-

зать, что вся известная история человечества — это борьба

двух способов хозяйствования: жажды богатства любой ценой,

с одной стороны, и стремления очеловечить, облагородить хо-

зяйственные отношения — с другой.

В наши дни хищническое хозяйствование в «обществе пот-

ребления» порождает экологический, сырьевой, энергетический,

продовольственный и другие кризисы и, в конечном счёте, гро-

зит самоуничтожением человечества. Как это далеко от идей

выдающихся мыслителей далекого прошлого о высшей цели хозяй-

ства — превращении Земли в рай! Недаром русский мыслитель

прошлого века В.С.Соловьев писал, что при таком подходе к

хозяйствованию приходится думать не о превращении Земли в

рай, а о том, чтобы не допустить превращения её в ад.

Весь опыт последних десятилетий вопиет: настала пора

обуздать хищничество и разбой, творимые таким разруши-

тельным хозяйствованием, и перейти к рачительной экономике.

А начинать это надо с учебников, по которым учатся будущие

поколения землян, для чего необходимо создать настоящую нау-

ку экономики — не науку скопидомства, дикости и расхищения, а

науку созидания, гармонизации и облагораживания.

Нынешнее поколение преподавателей в большинстве своём

ещё застало советское время, когда в учебниках доказывалось,

что только плановая социалистическая система хозяйства, ос-

нованная на идеях марксизма-ленинизма, обеспечивает высокую

эффективность экономики, тогда как капиталистическая эконо-

мика, основанная на законе максимальной прибыли, движется от

кризиса к кризису и, в конечном счете, к краху. В основе всех

общественных наук лежал классовый подход, утверждалось, что

победа коммунизма на всей планете неизбежна («Мы живем в та-

кой век, когда все дороги ведут к коммунизму!»). И вдруг эта

система рухнула. А что же получилось на её месте? На этот

счёт писатель Феликс Кривин сочинил блестящую юмористичес-

кую миниатюру:

ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ

1. Во времена первобытного коммунизма каждый человек

на Земле был коммунистом.

2. На смену первобытному коммунизму пришло рабовла-

дельческое общество. Из бывших коммунистов получились отлич-

ные рабовладельцы, а из менее удачливых — неплохие рабы.

3. Коммунизм был детством человечества. Поэтому пов-

ториться он мог лишь как впадение в детство.

Конечно, это юмор, хотя и не вполне тактичный, если

иметь в виду, что под знаменем коммунизма жили и боролись три

поколения советских людей.

Так или иначе, Советская власть пала, идеи коммунизма,

по крайней мере, надолго отступили на второй план. В стране

утвердился курс на рыночную экономику, и соответственно поя-

вились учебники по экономике капиталистической ориентации, в

которых доказывалось, что социализм с его плановым ведением

хозяйства и административно-командной системой управления

порочен, а капитализм не так уж плох, да, пожалуй, и пред-

ставляет собой наилучший общественный строй, обеспечивающий

наивысшую эффективность производства и самый высокий уро-

вень жизни народа. (Покойный премьер-министр Великобритании

У.Черчилль был, кажется, более объективен. Он говорил, что

капитализм плох, но, к сожалению, ничего лучшего люди не

смогли придумать.) Но в этих учебниках, восхваляющих капита-

лизм, даже не ставится вопрос, почему же СССР в 30-е годы

при социалистической системе хозяйства совершил невиданный в

истории рывок, превратившись из отсталой и разоренной Граж-

данской войной страны во вторую индустриальную державу мира?

И почему из сотни стран с рыночной капиталистической эконо-

микой только в десятке обеспечен этот высокий уровень жизни,

тогда как множество «рыночных» государств нищи и обездолены?

Наконец, умалчивается и о том, что передовые капиталистичес-

кие страны многое переняли из опыта плановой социалистичес-

кой экономики, а внутри фирм этих стран планирование постав-

лено ещё более жестко, чем в бывшем СССР.

В советских учебниках все социалистические страны причё-

сывались под одну гребенку, даже и не ставился вопрос о ка-

ком-то особом пути России. Жизнь показала, что такие аб-

страктные и по существу космополитические теории не соответ-

ствуют действительности. Однако в рыночных учебниках все

страны также рассматриваются на один манер (за исключением

некоторых второстепенных особенностей), только таким приме-

ром для всех выступает уже не СССР, а США или Швеция. Таким

образом, космополитический подход не преодолён, только полю-

са поменялись на противоположные. Между тем национальные

особенности оказывают решающее влияние на

представления и способы хозяйствования. Еще австрийский писа-

тель Стефан Цвейг (1881-1942) написал однажды: «Герои Диккен-

са мечтают о маленьком домике, тёплом очаге и благополучии

своего потомства, герои Бальзака грезят высокими титулами и

миллионами. Герои Достоевского и Толстого никогда не прими-

рятся на личном только счастье, для них счастье — это счас-

тье всего народа, всего человечества, они так устроены, что

живут идеей космического совершенства». Можно ли считать

нормальным, что для обществ людей столь разных жизненных ус-

тремлённостей предлагаются одни и те же экономические законы?

Возьмем для наглядности такой пример: как устроена хо-

зяйственная жизнь цыган и немцев. Сколько было попыток (осо-

бенно в СССР) посадить цыган на землю, заставить их крес-

тьянствовать и пр., а чем они обычно кончались? Бывало, пос-

троят цыганам благоустроенные посёлки с Домами культуры,

оборудуют по последнему слову техники, а они поживут там

немного и… прихватив с собой всё движимое имущество, пус-

каются снова кочевать на воле, часто терпя дождь и стужу,

жару и укусы несметных комариных полчищ. (совсем недавно Франция предприняла попытку избавиться от нелегально приехавших цыган, ведущих кочевой образ жизни, и отправить их обратно в Румынию.) Немец же совершен-

но не переносит такой распущенности, он любит порядок и точ-

ность, для него даже славяне, особенно русские, как бы и

несколько неполноценные люди (если даже и не иметь в виду

расовые теории гитлеровцев), а цыгане — это вообще вне пони-

мания (не случайно в «Третьем Рейхе» на них были такие гоне-

ния). Могут ли эти два народа с таким разным духовным строем

одинаково понимать законы экономики? И ведь не случайно же у

классиков русской литературы немцы часто предстают как коми-

ческие (Шиллер и Гофман в «Невском проспекте» Гоголя или ге-

рой «Железной воли» Лескова) либо даже демонические (как Германн в

«Пиковой даме» Пушкина) персонажи. Наша работа рывками, со

штурмами и расслаблениями, с одной стороны, и немецкий раз-

меренный труд по часам и минутам — с другой, настолько раз-

ны, что соответствующие представления не могут не отра-

зиться и на сущности экономических процессов. Более того,

вопреки долго господствовавшему представлению об экономике

как базисе общества, на деле оказывается, что базис-то — это

дух народа, а экономика относится к сфере надстройки.

Но, пожалуй, главный порок существующих учебников по

экономике заключается в том, что в них положения экономичес-

кой теории излагаются абстрактно, в отрыве от экономической

политики, геоэкономической и геополитической ситуации в сов-

ременном мире, в них нет даже попыток заглянуть в ближайшее

будущее страны, а ведь выше уже было сказано, перед каким

ответственным историческим выбором стоит ныне Россия. Уча-

щимся дают много разнообразных сведений, но не показывают им

механизм закабаления нашей страны Западом, обременения её

неоплатным внешним долгом и вытекающие из этого последствия.

В итоге воспитываются эрудиты, много знающие по мелочам и не

понимающие самого главного в жизни, не готовые к решению

неотложных задач России, а ведь решать их, выбирать подходя-

щие для этого способы хозяйствования, как и, повторяю, вып-

лачивать громадный внешний долг придется в основном именно

тому поколению, которое сейчас учится в начальной или сред-

ней школе. Да и судьба самих выпускников школы неотделима от

судеб России.

Если нашей стране предстоит достойное будущее, то выпус-

кники школы смогут стать созидателями, руководителями воз-

рождаемого хозяйства, подобными легендарным наркомам 30-х

годов, новаторами производства, изобретателями, полководца-

ми, творцами ценностей культуры, и о них в будущем напишут

книги серии «Жизнь замечательных людей». Если же Россия

превратится в колонию, то и выпускники её школ в лучшем слу-

чае станут чиновниками колониальной администрации, а в худ-

шем — «лишними людьми» отнюдь не в литературном смысле. И

это не фантастическое предположение: уже сегодня во многих

наших государственных учреждениях и акционерных обществах

работает (получая солидную зарплату в долларах) немало за-

падных специалистов, которые пока скромно именуются кон-

сультантами, экспертами и советниками, а на деле готовят все

важнейшие решения. Руководители США и Международного валют-

ного фонда позволяют себе бесцеремонно вмешиваться во внут-

ренние дела России, указывают нашим властям, как им надле-

жит поступать в той или иной ситуации. Нетрудно представить,

как они поведут себя, если в самом деле станут у нас хозяе-

вами. Разве нам безразлично, какой удел мы готовим нашим де-

тям и внукам?

Если в учебниках не говорится даже о ближайших перспек-

тивах страны, то тем более не делается попыток заглянуть в

отдалённое будущее, а оно вовсе не безоблачно и не однознач-

но. Одни теоретики исходят из того, что будущее планеты —

это «мир больших денег», когда ценность человека будет опре-

деляться суммой на его счёте в банке и наличием у него «зо-

лотой» кредитной карточки, а также его принадлежностью к

«золотому миллиарду» населения развитых капиталистических

стран. Другие, наоборот, предсказывают скорый крах мировой

финансовой системы и переход на безденежную экономику. Не

рассказать об этом нынешним старшеклассникам — значит не

ориентировать их в самых сложных вопросах экономической тео-

рии, которые решать опять-таки придется в скором времени

именно им. Словом, есть множество упущений, в силу которых

нынешние учебники выглядят просто как набор бессвязных и

бесполезных для жизни сведений, а то и как энциклопедия нау-

ки о беспринципном обогащении, торгашества, служащая не вос-

питанию, а развращению юношества.

В предлагаемом курсе принято, что экономика — это нау-

ка не о том, почем кубометр бетона и как снизить его себес-

тоимость, и не о том, как частнику Дерунову-Колупаеву-Разу-

ваеву (если еще раз вспомнить персонажей Щедрина) поднять

прибыльность его предприятия (хотя и для решения таких за-

дач в нём найдется необходимый материал), а о том, как надо

разумно вести хозяйство на благо и стране, и хозяйствующему

деятелю, а это невозможно без планирования и государственно-

го регулирования экономики. При этом учитывается, что пере-

ход к рыночным отношениям, развитие частного предпринима-

тельства и пр. — это «всерьез и надолго». А значит, учащий-

ся должен получить достаточные знания, чтобы ориентиро-

ваться в условиях рынка, представлять, что такое собствен-

ное дело и как сделать его высокодоходным, каким должно быть

цивилизованное предпринимательство и чем оно отличается от

пока еще процветающего в стране дикого «бизнеса»(«пенкосни-

мательства нараспашку», опять же по Щедрину), криминального

и мафиозного. Надо сформулировать идеал предпринимателя, ко-

торый не упустит своей законной выгоды, но и не опустится до

низости, сумеет в любой ситуации действовать как патриот и

человек высокого благородства. В старину говорили: «прибыль

— превыше всего, но честь — выше прибыли». В наше время кри-

терий достоинства делового человека должен стать еще более

высоким.

Ну и, конечно, выпускники гимназии должны знать хотя бы

имена и главные идеи ведущих экономистов прошлого и настоя-

щего, чтобы не попадать в положение персонажей старого анек-

дота:

— Мама, а кто такой Карл Маркс?

— Маркс — это экономист.

— Как наша тетя Лиля?

— Что ты! Тетя Лиля — старший экономист!

Насчет идей положение сложнее. Совсем не дети, а почти

всё взрослое население страны поверило, например, сказке

правительства Гайдара, будто оно боролось с инфляцией, тог-

да как «либерализация цен» и «шоковая терапия» в целом на

деле привели совсем не к инфляции (несмотря на рост цен в

тысячи раз), а к процессу совершенно противоположному — к

дефляции. Ведь цены-то взлетели вверх, а оборотные средства

предприятий остались прежними, и из-за нехватки денег разра-

зился кризис неплатежей, что привело к параличу большинства

отраслей народного хозяйства. Кстати сказать, предприятия,

не имея рублей для обеспечения процесса производства, вынуж-

дены были для поддержания своей деятельности приобретать

американские доллары (и другую иностранную валюту) — эти, по

сути, для США ничего не стоящие бумажки (печатание стодолла-

ровой банкноты обходится в четыре цента), но платить за них

вполне реальными товарами. Эта сторона вредительской дея-

тельности «шокотерапевтов» до сих пор еще не осмыслена об-

щественным сознанием нашей страны — и отчасти потому, что

такие понятия, как инфляция и дефляция, в учебниках пояс-

няются крайне примитивно и несколькими строчками.

Отдавая должное рыночному и классовому подходам, надо

всё же помнить, что механизм рынка может обслуживать разные

общественные уклады, играя при этом различные роли, а клас-

сы, хотя и существуют и борются между собой, тем не менее

образуют единый национальный организм и в решающие моменты

истории народ, нация, государство проявляют себя как нечто

целостное (в противном случае, возможно, перестанут существовать). Но

лицо современного мира определяют не классовая борьба и да-

же не соперничество государств, а взаимодействие разных ци-

вилизаций (западной, российской, мусульманской, китайской,

японской, индийской, африканской, латиноамериканской, — так

их определял ведущий американский специалист в этой облас-

ти знания Сэмуэль Хантингтон), каждой из которых присущи свои осо-

бенности понимания мира, смысла жизни, добра и зла, а зна-

чит, и задач экономики. Россия, например, понесла неисчисли-

мые материальные и особенно моральные потери из-за того, что

наши правящие круги, приняв решение об отражении агрессии со

стороны Чечни (во главе которой тогда оказался бывший советский генерал Дудаев), действовали совершенно без понима-

ния чеченского менталитета, руководствовались критериями,

абсолютно чуждыми как этому горскому народу, так и му-

сульманской цивилизации вообще. Сейчас руководство России

гонится за миражами, пытаясь наладить добрососедские отноше-

ния с Украиной на основе привычных нам понятий, опять-таки

не сознавая, что эта страна находится в процессе становле-

ния собственной самобытной цивилизации и что повышение роли

Киева в мире неизбежно будет происходить за счет умаления

веса Москвы. Примечательно, что сейчас на Западе стараются

всячески принизить Россию и русских, порочить наши нравы,

обычаи, способ мышления и видение мира, замалчивать наши

достижения и приписывать их другим, хотя, как теперь уста-

новлено, восемьдесят процентов выдающихся идей, опредедив-

ших развитие мировой мысли и техники с конца Х1Х века и до

наших дней, высказаны русскими или выходцами из России. Вот

почему настоящий курс выливается в конечном счете в курс

экономики русской (российской) цивилизации, имеющий много

точек соприкосновения с курсом россиеведения.

По-разному можно относиться к этой идее, но ясно, что Рос-

сия — это не просто цивилизация, а сверхдержава, Союз наро-

дов или, как выражаются современные политологи, империум. Но

это все-таки союз, все народы которого несут на себе отпеча-

ток гения русского народа, с которым они совместно творили

историю страны, и знание особенностей русского взгляда на

мир и на смысл хозяйственной деятельности необходимо всем

россиянам, и никого не должно обидеть то, что об этом откры-

то говорится в учебнике экономики.

Говорят, германские народы вышли на мировую арену с

идеей чести, американский — накопительства, японцы — патрио-

тизма, а русские — с идеей подвига, причем подвига не как

разовой вспышки героизма, а как пожизненного служения прав-

де и Отечеству. Много уже сказано о влиянии православия на

все стороны жизни русского народа, в том числе и на понима-

ние им хозяйства. В данном учебнике, который носит светский

характер, это влияние учитывается, но без чрезмерного углуб-

ления в тонкости религиозных представлений наших предков и

современников. Сегодня и России в целом, и каждому ее созна-

тельному гражданину нужно быть вновь готовым к подвигу вос-

становления и преображения великой державы, и курс экономи-

ки призван в какой-то мере воспитывать такую устремленность

у учащихся, указывать путь к лучшему строю жизни, к гармони-

зации хозяйственного уклада в процессе повседневной дея-

тельности.

И еще одна особенность данного курса, важная именно для

земских гимназий. Советская экономика в силу ряда причин, о

которых будет сказано в соответствующих разделах курса, бы-

ла преимущественно ведомственной, отраслевой, причем минис-

терства и ведомства часто вели себя в регионах как колониза-

торы, совершенно не считаясь с интересами территорий и насе-

ления, действуя по принципу «после нас — хоть потоп». Каж-

дая отрасль хозяйства стремилась к возможно большей соб-

ственной выгоде, к максимуму прибыли для себя, выдавая эту

эгоистическую погоню за государственный интерес, и нередко

причиняла другим отраслям неизмеримо больший ущерб (как в

приведённом выше примере со строительством Братской ГЭС).

Будущее же — за экономикой региональной, «террито-

риально-совнархозовской», в идеале — «земско-постсоветской»,

и в данном курсе сделана первая попытка наметить некоторые

ее черты.

Вернемся к главной особенности современного этапа раз-

вития человеческой цивилизации. За всю свою многотысячелет-

нюю историю человечество пережило всего четыре величайших рево-

люции, связанные со сменой технологических укладов.

Ещё в доисторические времена совершился переход от со-

бирательства и охоты к земледелию, когда главными в произ-

водстве стали биологические процессы выращивания растений и

животных.

Земледельческие культуры преобразовались в древние

ЦИВИЛИЗАЦИИ — культуры преимущественно городские, жизнь которых

базировалась в первую очередь на ремесленном производстве.

Затем, с наступлением Нового времени и до середины Х1Х

Века, происходила промышленная революция, приведшая к появле-

нию индустриального общества в двух его разновидностях — за-

падной (капиталистической) и российской (с 1917 года — социалистической).

Здесь уже главными стали процессы механической обработки ме-

таллов и других материалов с применением паровой машины,

двигателя внутреннего сгорания или электрического двигателя.

После Второй мировой войны началась и происходит по сей

день последняя революция — переход к постиндустриальному, ин-

формационному обществу, когда главными становятся процессы

получения, переработки и передачи информации. Постиндус-

триальное общество начинало складываться тоже в двух разно-

видностях — западной (посткапиталистической) и советской

(постсоциалистической), но из-за нерешенности главных теоре-

тических проблем дальнейшего развития СССР вторая линия бы-

ла свёрнута, и ныне Россия бездарно повторяет, с большим от-

ставанием и разрушительными для себя последствиями, пути

развития стран Запада, совершенно ей чуждые. Одна из важней-

ших задач отечественной науки экономики как раз и заключает-

ся в выработке самостоятельного пути развития России в усло-

виях XXI века в соответствии с нашими цивилизационными осо-

бенностями. Это тем более важно, что западный путь построе-

ния информационного общества может привести к тому, что 90

процентов населения, сформировавшегося в условиях индус-

триального общества, окажутся «лишними», а такое развитие

событий означало бы катастрофу общемирового масштаба. Вряд

ли нужно доказывать, насколько более опасными в этом отношении

были бы последствия некритического подражания Западу для

России.

Понятно, что излагать гимназистам такую сложную и

во многом новую науку так же, как студентам, в объёмистых и

скучных курсах, длинными фразами, к концу которых уже забы-

ваешь их начало, вряд ли целесообразно. Здесь нужна, если

угодно, содержательная, но и занимательная экономика. Нас-

колько это удалось в данном учебнике — судить читателям,

преподавателям и гимназистам.

У современного русского поэта Юрия Кузнецова есть такие

строки:

Бывает у русского в жизни

Такая минута, когда

Раздумье его об Отчизне

Сияет в душе, как звезда.

Очень хотелось бы, чтобы курс экономики для земских

гимназий стал для юных россиян подспорьем в таких раздумьях,

а сами эти раздумья не ограничивались минутными вспышками,

но ещё и переходили бы в дело, в высокое служение новой Рос-

сии.

http://samlib.ru/a/antonow_m_f/glavyuchebeconom.shtml

 

Смотрите также