KATASONOV

Актуальный комментарий от В.Ю.Катасонова: о долге Внешэкономбанка

Вопрос от Редакции: «В конце ноября Минфин обсуждал проблему долга ВЭБ. Валентин Юрьевич, каковы особенности статуса этого банка и наиболее вероятные способы выплаты задолженности?»

— Внешэкономбанк – это институт ещё советского периода нашей истории. Очень важным событием в истории ВЭБа явилось придание ему в 2007 году статуса государственной корпорации. Это достаточно крупная, значимая госкорпорация, у которой несколько функций. Формально это банк развития – в любой цивилизованной стране принято иметь свой банк развития, который выдаёт кредиты для развития инфраструктуры, для финансирования проектов с длительными сроками окупаемости и с низкой доходностью. Но, на самом деле, наш ВЭБ – это ещё и агент Минфина по распределению бюджетных средств, потому что значительная часть пассивов этого банка формируется за счёт казённых денег.

При создании госкорпорации ВЭБ мысль была такая: Минфин не имеет достаточных возможностей (квалификации и кадров) для того, чтобы обеспечивать целевое использование бюджетных средств по   финансированию инвестиционных проектов, особенно если речь идёт о финансировании на возвратной основе. По своему опыту работы — во второй половине 90-х годов я работал с Минфином, в организации, которая фактически выполняла агентские функции и распределяла деньги на возвратной основе (это был проект Всемирного банка), скажу, что «продвигать» казенные деньги до конечного получателя в реальном секторе экономики —    работа   сложная, напряжённая и рискованная.   Однако при этом  ВЭБ — институт, который действует по указаниям, прежде всего, высшего руководства страны и поэтому, с одной стороны, он должен исходить из принципов экономической эффективности, рациональности, рыночных критериев, а с другой стороны, он не может не исполнять указания высших инстанций. Такими указаниями было, в частности, распределение $50 млрд из золотовалютных резервов России для спасения наших банков и компаний, которые самостоятельно не смогли погашать свои внешние обязательства во время финансового кризиса 2008-2009 гг. Тогда ВЭБ пропустил через себя $50 млрд  валютных резервов (средства Стабилизационного фонда), и задача была выполнена, хотя и с  немалыми  издержками. После кризиса было ещё одно задание Правительства — кредитование строек Олимпийского проекта. Насколько помню, тогда было выдано 20 кредитов на 240 млрд рублей.

ВЭБ имеет высочайший статус на фоне других госкорпораций – это подтверждается тем, что Наблюдательный совет этого института возглавляет Премьер-министр – сначала это был Путин, а теперь — Медведев. И поскольку ВЭБ выполнял и продолжает выполнять задания, образно выражаясь,«партии и Правительства», возникают убытки. ВЭБ в силу своего особого статуса не находится в сфере контроля со стороны Центрального банка, на него не распространяются нормативы ЦБ по кредитам, по депозитам, по достаточности капитала и т.д. То есть он, как и любая госкорпорация, находится вне контроля соответствующих финансовых институтов – даже Счётная палата не особенно «суёт нос» в дела ВЭБа. В общем, в результате образовалось достаточно большое количество долгов – по некоторым данным, около $20 млрд.  Это преимущественно внешние долги.

Поэтому возникла проблема: как спасать ВЭБ? Ведь ВЭБ рассматривался как «спаситель последней инстанции», а сегодня идёт речь о спасении «спасителя». Первоначально предполагалось, что из бюджета будут перечислены средства порядка 1,5 трлн рублей для докапитализации банка, предполагалось, что эти деньги изыщет Минфин на финансовом рынке путём выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ). Но всё это ведёт к резкому увеличению государственного долга, отразится на бюджетных показателях. Поэтому от этой идеи отказались, и на сегодняшний день наиболее обсуждаемая и реальная схема – это обмен ВЭБом своих активов на государственную поддержку для того, чтобы он мог выполнять свои обязательства по погашению долгов, особенно внешних.

Но картина не складывается. Когда говорят про активы ВЭБа, которые он готов передать государству (точнее, Агентству по страхованию депозитов), то речь идёт об активах двух банков – «Связьбанк» и «Глобэкс», которые ВЭБ спасал во время финансового кризиса и принял на свой баланс. Я посмотрел финансовые отчёты этих банков – там максимум 50 млрд рублей. Можно считать капитал, можно считать чистые активы, но 50 млрд против 1,5 трлн рублей обязательств – это несоизмеримо.

Думаю, что произойдёт национализация убытков этого банка – дело в том, что полтора миллиарда – это ведь не обязательства, которые ВЭБ должен погасить до конца года или в течение следующего года. Это обязательства по долгосрочным кредитам, и, если распределить по годам, получится  в среднем по 150 млрд. рублей в расчете на год – всё это будет возложено на бюджет и прикрыто «фиговым листочком» операции по передаче активов в государственный сектор (ещё раз повторяю, что активы несопоставимы с той финансовой помощью, которая необходима ВЭБу). Итак, всё   более или менее равномерно распределено на несколько лет. Если сразу проводить эмиссию государственных облигаций, это резко увеличит долг, а в схеме с распределением по годам всё будет растянуто – на 6 лет, на 7, на 10 (у меня нет информации и графиках обслуживания и погашения долгов ВЭБа).

Вот такая картина. Конечно, и такие расходы являются довольно тяжёлыми для нашего бюджета. Сейчас идут разговоры о том, что бюджет, согласованный в ноябре и свёрстанный с учётом дефицита в 3% ВВП, сегодня уже требует пересмотра с поправкой на дальнейшее падение цен на «чёрное золото» и возможное    падение курса рубля.  Причём я даже не исключаю, что для того, чтобы сбалансировать бюджет и закрыть какие-то «дыры», наши власти попустят очередной обвал рубля – подобно тому, как это было сделано ровно год назад.

Смотрите также