5-кат-рег1

Валентин КАТАСОНОВ. «Жатвы Господни» — краткая история христианства

Христианство на протяжении всей своей истории существования демонстрировало победы. Эти победы святитель Николай Сербский назвал Жатвами Господними…
У святителя Николая Сербского есть работа, которая называется «Жатвы Господни». Как и многие другие произведения святителя, данная работа характеризуется острой постановкой вопроса, которая выводит читателя из состояния сонного анабиоза, заставляет задуматься о «привычных», на первый взгляд, вещах. Европейцы (и не только европейцы) XIX — XX вв. постоянно констатируют, что христианство переживает кризис и умирает. А если христианство «устарело», то его надо чем-то заместить. Ведь как-то надо продолжать жить. И тут рядом с христианством появляются наука, техника, атеистическая культура, различные философские теории и идеологии. Сначала появляются рядом, как бы сосуществуют, а потом пытаются полностью вытеснить христианство на обочину человеческой жизни или даже «упразднить». Вот что пишет святитель об этом так называемом кризисе христианства:

«При таком положении вещей неудивительно, что лишь некоторые христиане глубоко озабочены будущим своей святой веры, тогда как прочие стали равнодушными ко Христу, Его Церкви и своей собственной душе. А самые слабые из них, под давлением мощной лживой пропаганды, начали склоняться к мысли, что Христос — пережиток прошлого, что мир победил Его, и в «новой эре» двадцатого века человеку не остается ничего иного, кроме иллюзорного укрытия под якобы более надежным кровом науки или прогресса, культуры или техники, демократии или гуманности, или какой-либо другой современной идеи, движения или организации. «Только бы беспечально и комфортно прожить краткий земной век! — так говорят близорукие, испуганные и обманутые».

Сегодня, в XXI веке, о «кризисе» христианства пишется и говорится еще больше, чем во времена святителя Николая Сербского. Многие авторы подмечают негативные процессы и явления в жизни христиан нашего века. Но при этом делают неверный вывод о кризисе христианства. Вот святитель Николай Сербский и объясняет читателям, в чем заключается заблуждение подобных критиков христианства. Христианство не может устаревать, тем более умирать. Могут ослабевать духом христиане. В конечном счете некоторые (или даже многие) могут отпадать от христианства. Именно такое отпадение произошло, например, в 1054 году (мы называем это событие Великой Схизмой).

Святитель Николай Сербский пишет в этой связи: «…устарел не Христос, но мир, а Он всегда тот же «вчера и сегодня и во веки веков» (Ин. 13:8). Он вечно юн и вечно непобедим». Т.е. имеет место кризис не христианства, а человечества, которое забыло, что такое христианство.

И далее он продолжает мысль, что христианство на протяжении всей своей истории существования демонстрировало победы. Эти победы святитель назвал Жатвами Господними. Название в духе евангельских притч о ниве, семени и жатве. Речь идет о подвижниках христианских, кои удостоились за свои дела на земле Царства Божия на небе. Святитель называет семь жатв за всю земную историю христианства. Семь жатв — это семь важнейших периодов христианской истории. Каждый период дает большое количество новых граждан Царства Небесного. А запись о гражданстве совершается в Книге Жизни (Фил.4:3). Итак, дадим краткий обзор этих периодов («жатв»).

Первый период. Он начался во время земного служения Иисуса Христа, точнее, с момента Его распятия на Кресте. Мы помним диалог на Голгофе между благоразумным разбойником и Иисусом Христом: И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23: 42-43). Именно благоразумный разбойник оказался первым гражданином Царства Небесного.

Святитель пишет: «Первым современником Иисуса, восхищенным в рай, был покаявшийся разбойник с Голгофского креста, в 20-й год правления кесаря Тиберия и в 34-й год от Воплощения Бога Слово. Таким образом, Небесное Царство Христа началось с одного-единственного человека. И с какого человека? Не с великого апостола, не с Пресвятой Девы Марии, Матери Иисусовой, а с преступника, но с преступника покаявшегося, чтобы он стал символом всего рода человеческого, из любви к которому Христос претерпел страдания и пролил Свою безгрешную кровь; но и чтобы подчеркнуть спасительность таинства покаяния, одной из семи великих православных таинств».

Но вслед за разбойником Царство Небесное стало наполняться и другими гражданами. Кто они? Ветхозаветные праведники, «христиане до Христа», которые терпеливо ждали своего часа освобождения. Святитель пишет: «Но недолго спасенный разбойник оставался единственным человеком на Небесах. В тот же день, в Великую Пятницу, Иисус душой сошел в ад, в Шеол-преисподнюю, чтобы явить Себя и объявить Свою Благую Весть усопшим со времен Адама, которые веками ожидали окончательного решения своей судьбы. И Он, Господь Иисус Христос, «находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» Евангелие, «ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет.3:19; 4, 6).

Кем были эти обитатели ада? Это были дохристианские праведники, все, что «в вере скончались», не дождавшись исполнения Божьего обетования о Спасителе, но «только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят» (то есть гости и странники на земле), «показывают, что они ищут отечества» (Евр. 11:13-14), ибо на земле они не смогли его найти».

Святитель обращает внимание, что среди первого «отряда» праведников, оказавшихся в Царстве Небесном, были не только иудеи, как некоторые ошибочно думают. «Первенцы» Царства Небесного были представлены разными народами и племенами, никакой национальной исключительности не было. Святитель в этой связи пишет: «Ведь ни Авель, ни Сим, ни Енох, ни Ной, ни Руфь, ни Иов не были евреями. По слову апостола Павла: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему» (Деян. 10:34-35)».

Второй период. Это христиане первых трех веков христианства, которые характеризовались гонениями со стороны властей Римской империи. Они начались при императоре Нероне (54-68 гг.) и продолжались с некоторыми перерывами до императора Диоклетиана (284-305 гг.). Гонение указанного императора называется «великим» и продолжилось при соправителях Миксентии, Галерии и Констанции Хлоре. Тишина наступила лишь в 312 году. Историки насчитывают десять гонений того времени, но это были самые большие преследования; на самом деле их было больше.

Дополнительные гонения ранние христиане испытывали со стороны иудеев, которые уже во времена апостолов стали окончательно в оппозицию к последователям Спасителя. Начало этому списку раннехристианских исповедников и мучеников положил дьякон Стефан, получивший название «первомученик». Он происходил из диаспоры евреев; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года (книга Деяний святых Апостолов, главы 6 и 7). За Стефаном в Царство Небесное последовали и апостолы — большие и малые (за исключением предателя Иуды). Все большие апостолы (за исключением Иоанна Богослова) удостоились мученической смерти подобно Иисусу Христу. «Но кроме сонма мучеников за Христа, великим было число и Божьих угодников, которые хоть и не приняли мученической кончины от огня и меча, но упокоились с верой и надеждой, что будут приняты в великое Царство Христа Бога нашего! И все это на протяжении пятнадцати христианских поколений, от апостолов до великих Отцов Церкви. Поистине, сие великая Жатва Господня», — заключает святитель Николай Сербский свой рассказ о второй Жатве Господней.

Третий период. Это примерно пять первых веков существования Византийской империи, «второго Рима», которые дали множество подвижников и святых. Плюс к этому христианские монахи и пустынники за пределами Византии. При императоре Константине Великом и после него для Церкви наступила свобода, но борьба не прекратилась. Почему же борьба не прекратилась? Святитель отвечает: «Но радость свободы люди встретили по-разному. Одни приняли ее как дар Божий и повод для нового прославления Бога. Другие поняли свободу как возможность вольнодумства и необузданности языка. Третьи же — как вседозволенность в выражении своих плотских желаний. Поэтому вспыхнула борьба первых со вторыми и третьими». Вот эта борьба и дала обильную жатву. В это время зародился институт монашества, монахи и стали своей подвижнической жизнью вести невидимую борьбу с теми «свободами», которые губили души людей и мир.

Важным событием третьего периода стало формирование Византийской цивилизации. Вот как ее характеризует святитель Николай Сербский: «Это, без сомнения, самая духовная и самая небесная человеческая цивилизация на земле. Спустя несколько столетий она распростерлась от Царьграда на восток, до Синайской горы, и на запад до Ирландии. Позже с ней могла сравниться лишь Славянская цивилизация, особенно Русская. Обе эти цивилизации в сущности символизировали отрешение от временного и связь с вечным, восхождение от телесного к духовному и от смертного к бессмертному».

В этот период стали рождаться и распространяться подобно микробам многочисленные ереси. И именно в этот период были проведены семь Вселенских Соборов (с 325 по 787 гг.), которые отринули все ереси и сумели сохранить и укрепить догматический фундамент Церкви.

Третья Жатва Господа была очень обильной: «Его жатва за время 500-летней Византийской свободы была более обильной, ее составляли богоугодные мужи, жены, девы и отроки, пустынники, благодетели, богословы, мудрые иерархи и учители, страдальцы и мученики. Их число несомненно в те времена достигло сотен и сотен миллионов угодников, от Британских островов до Индийского океана и таинственной страны Скифов».

Четвертый период. Закат Византии и одновременно возрождение и становление Святой Руси. Вот что святитель пишет о духовном кризисе в Византии: «В конце первого христианского тысячелетия Византия и Рим слишком увязли в земных заботах и наслаждениях и неохотно отзывались на зов Царя на брак Сына Его, слишком фамильярны стали они с Христом. В своем вызывающем высокомерии по заслугам своих праведных Отцов перед Христом они позволяли себе непозволительное в присутствии Его и во имя Его, и не только в частной жизни и политике, но даже в Церкви. И не отзывались они на приглашение Царя. Не отзывались…»

И ниже об охладевающей верой Византии: «Оскудела жатва Господня и попустил Господь бурю на лужу загнившую: сначала латинян, но не исправились люди под латинским ярмом, и, выждав недолго, вызвал Он турок издалека, народ иной расы, иного языка, иной веры, которые покорили Византию и воцарились в ней, так что и поныне она им принадлежит. Но от этого жатва Господня не уменьшалась, возрастала жатва».

А возрастать она стала на новой ниве — святой Руси, которая приняла эстафету от Византии и стала «Третьим Римом». Чтобы жатва на этой ниве была обильной, Господь попустил татаро-монгольское нашествие на Русь: «Период ига татарского принес хорошую жатву Господу — праведников, исповедников, страдальцев и множество мучеников. Да и воинов, ибо в Куликовской битве, по свидетельству летописцев, полегло 50 тысяч православных ратников». Балканские народы принято называть «малыми». Но относительное число жителей этих стран, отдавших жизни за Христа, несравненно больше, чем в традиционных христианских странах Европы. «Воистину, балканские народы на протяжении своей истории были малыми нивами, давшими Господу великую жатву», — заключает обзор пятой Жатвы святитель Николай Сербский.

Пятый период. Его святитель связывает в первую очередь с подвижниками Афона и Балканских стран. Особенно святитель выделяет подвижников Сербии. Это период, начиная с XIV-XV вв. вплоть до ХХ века. Вот что пишет святитель об Афоне как ниве Господней: «Святая Гора, Мать православного монашества всех народов Европы, за последние четырнадцать столетий принесла Господу Иисусу Христу славный урожай. Трудно себе представить величину этой жатвы Божией за такой длительный период времени, в святогорских летописях можно прочесть, что в XIV и XV веках в отдельные периоды на Афоне подвизалось 20, 30 и даже 50 тысяч монахов».

Также балканские народы стали важнейшей нивой Господней в XIV и XV веках, когда начались войны православных жителей Балкан против ожесточенных нападений турок из Азии. Особо усердно послужили Господу сербы. Святитель, будучи сербом, знает, что говорит. Он подробно описывает вклад сербского народа в Жатву Господню. Особо он выделяет битву на Косовом поле: «…15 июня 1389 года произошла страшная решающая битва сербов с турками на Косовом Поле, в которой погибло все сербское войско численностью около 100 тысяч человек. Погибли и оба царя: турецкий султан Мурат и сербский царь Лазарь. Сербский народ увековечил эту битву в народном поэтическом эпосе, воспев ее как битву за православие, как духовную победу, несмотря на физическое поражение». Впрочем, кроме Афона и Балкан в эти века были и другие «малые нивы», где Господь собирал Свои Жатвы. В том числе Россия.

Шестой период. Христиане ХХ века, положившие «душу свою за други своя» (Ин. 15:13) в двух мировых войнах, а также исповедники и мученики, прошедшие испытания антихристианских гонений в большевистской России и других странах. Об этой шестой Жатве Господней святитель пишет во многих своих работах. Поэтому ограничусь лишь цитатой из рассматриваемой нами работы: «…нет причин сомневаться в истинности видения одного святогорского старца, который зрел на Небесах «народ Божий, превосходящий числом все народы, населяющие шар земной».

По расчетам, Землю населяет сейчас два миллиарда людей, что значит, что Царство Христово в наш ХХ век пополнилось не миллионами, а миллиардами бессмертных душ». В другом месте святитель пишет: «За последние 50 лет несколько поколений русских прошли сквозь огонь русско-японской войны, первой революции 1905 года, Октябрьской революции 1917 года, Первой мировой войны за сестру-Сербию, Второй мировой войны, послевоенные испытания. Прошла и все вынесла. И мы не преувеличим, сказав, что в те времена плоды жатвы Господней насчитывали сотни миллионов. Прибавим к ним многомиллионную жатву на православных Балканах за последние пятьдесят лет, сербов, греков, болгар в балканских войнах 1912-1913 годов. Прибавим и огромные мученические жертвы сербского народа в мировых войнах мужчин, женщин, детей, священников и архиереев, мученически погибших за Православие от рук австрийцев, немцев, римокатоликов, коммунистов». Добавлю, что с 2000 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (в первое воскресенье после 7 февраля). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен.

Седьмой период. Это христиане последних времен, накануне пришествия антихриста и во время его нахождения на престоле (3,5 года). «И когда внезапно придет Сын Человеческий и низвергнет «сына погибели», последнего тирана мира, найдет ли Он веру на земле? Найдет, но не явную. Найдет, но не в величественных храмах как ныне, а в пещерах и пустынях. Найдет не как чтимую и хранимую, а как гонимую и поруганную. Найдет не в сияющих литургиях, но храмах человеческих сердец и шепоте уст, ибо Церковь Его земная началась с мученичества и завершится мученичеством, братья мои. По предвидению апостола Павла среди мучеников за Христа в последние времена будет много евреев, ибо евреи положили начало Церкви», — заключает святитель.

Вот уже две тысячи лет Жатва Господня не прекращается ни на один день, ни на одну минуту. Житницы Его продолжают пополняться и сегодня (вопреки заявлениям тем, что христианство переживает «кризис»): «Жатва Хозяина началась с покаявшегося разбойника и спасенных из ада, и продолжается ежедневно и ежечасно, не прекращаясь на секунду, на каждом из пяти континентов. В назначенный день и час Он посылает каждому Своих жнецов, ангелов святых. И жнецы непрестанно в трудах: по домам, больницам, темницам и застенкам, где томятся узники, по пустыням и пещерам, по царским дворцам и нищим лачугам, на улицах и дорогах, в шахтах и заводах, на берегу, в море и в воздухе – всюду, не покладая рук. Полнятся Его житницы, и говорит Он: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2), и они населяются спасенными душами».

Святитель Николай Сербский — непревзойденный мастер точного и краткого слова. Небольшая работа «Жатвы Господни» (меньше 70 страниц) — прекрасное подспорье для тех, кто хочет понять смысл христианства и его истории.

https://tsargrad.tv/articles/zhatvy-gospodni-kratkaja-istorija-hristianstva_76745

 

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также