10-кат

Валентин Катасонов. Лето Господне. О юбилеях и финансовых кризисах

Экономика — лакмусовая бумага, показывающая духовное состояние человечества. На сегодняшний день эта лакмусовая бумага демонстрирует крайнее духовное одичание человека.

Святитель Николай Сербский в своих работах и проповедях много внимания уделяет Ветхозаветным законам. Во-первых, для того, чтобы объяснить, почему избранный Богом еврейский народ в конце концов потерял свою избранность – потому, что не исполнял и даже нагло попирал эти самые законы. Во-вторых, чтобы христиане из печального опыта еврейского народа извлекли для себя уроки. В-третьих, потому, что современные христиане в духовном отношении столь ослабли и низко пали, что им стал не по силам Новозаветный закон (закон любви). Для этих «номинальных» христиан «планка» понижается до уровня Ветхозаветных законов.

Для современного «номинального» христианина порой непреодолимой планкой становится даже декалог – десять заповедей, данных Моисею Богом на горе Синай. А ведь в Ветхом Завете, кроме декалога, имеется большое количество других заповедей и норм, которые Бог давал еврейскому народу через Своих пророков. Впрочем, некоторые святые отцы полагают, что эти дополнительные (так называемые малые) заповеди просто разъясняют и раскрывают содержание главных заповедей декалога. Вот на одну из таких «малых» заповедей (точнее даже – норм) Ветхого Завета я и хочу обратить внимание.

Впрочем, упоминание об этой заповеди (норме) есть и в Новом Завете. Просто мы не всегда внимательно его читаем. Приведу фрагмент Евангелия от Луки:

«Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:17-19). Далее Спаситель говорит: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4:21).

Здесь Спаситель воспроизводит слова, содержащиеся в главе 61 (стихи 1-3) книги пророка Исаии. В устах Спасителя эти слова обретают свой особенный смысл. Христос явил подлинность пророчества Исайи: Тот, о котором говорил пророк, пришел, чтобы провозгласить спасение для всего человечества. Время очищения, освобождения и прозрения. От духовного рабства, невежества, греха и смерти. Оба отрывка с данным текстом: пророчество Исайи и Евангелие от Луки читают в Православной церкви за богослужением на праздник Новолетия (в Православном мире он отмечается 1 сентября по старому стилю и 14 сентября по новому стилю).

Особое внимание обращаю на слова «лето Господне». Это словосочетание — в памяти любого грамотного русского человека. В первую очередь у него оно ассоциируется с именем великого русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева (1873-1950), написавшего бессмертное произведение под названием «Лето Господне». Автор романа привязал его название именно к упомянутым фрагментам Ветхого и Нового Заветов.

Слово «лето» в переводе с церковнославянского имеет значения год и время. В Книге пророка Исайи выражение «лето Господне благоприятное» указывает на так называемый юбилейный год, год, установленный Богом, который совершался через семь семилетий – каждый пятидесятый год. Под юбилейным «летом» понимается время действия особых, закрепленных законом льгот для всего израильского народа. Это был период отдыха от земледельческих трудов, освобождения рабов, прощения долгов. А также возвращения земли, которая находилась под залогом у заимодавца или которая была продана первоначальным ее владельцем, попавшем в тяжелые обстоятельства.

Указания на юбилей мы находим в ветхозаветной книге Левит: «Пятидесятый год да будет у вас юбилей… священным да будет он для вас» (Лев. 25:11) – сказал Бог. «Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле» (Лев. 25:18) – говорит Создатель о юбилейном годе.

Привычное для нас слово «юбилей» в древнееврейском языке означало бараний рог, с помощью которого левиты оповещали о наступлении года великого прощения.

В молитве «Отче наш» мы произносим такие слова: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Эту молитву читали уже первые христиане, жившие в Иудее, и, полагаю, что указанные слова у них ассоциировались именно с прощением долгов, происходившим в юбилейные года. А также в так называемые субботние года.

Субботний год — каждый седьмой год календаря. В книге Левит он назван «субботой Господней».

Субботний год в Ветхом Завете встречается даже чаще, чем юбилейный. В этот год следует оставлять землю под паром, кредиторы должны прощать долги, хозяевам предписывается отпускать рабов на свободу. Кроме того, предписывается проявлять особую заботу о нищих и малоимущих, проявлять всяческую благотворительность. Например, допускать бедняков на отдыхающие поля. Порой им удавалось найти на таких полях кое-какой прокорм.

Вот некоторые напоминания в Пятикнижии Моисеевом о необходимости давать отдых земле: «А в седьмой [год] оставляй землю в покое» (Исх. 23:11); «А в седьмой год да будет суббота покоя земли» (Лев. 25:4). А вот о прощении долгов: «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг» (Втор. 15:1–2).

Историки, изучающие жизнь древнего Израиля, отмечают, что тогдашние евреи достаточно активно давали деньги и вещи в долг в начале субботнего цикла, но прекращали это делать при приближении субботнего года. Кредитная сделка становилась невыгодной. Пятикнижие Моисеево предостерегало евреев против того, чтобы отказывать просящим у них кредита: «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седьмой год, год прощения, и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему» (Втор. 15:9). Отзвук этой ветхозаветной нормы мы слышим и в Новом Завете: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42).

Тема кредитных отношений в древнем Израиле крайне обширна. Я уже сказал о требованиях прощения (аннулирования) долгов и возвращения земель и других видов заложенного имущества. А также освобождения людей, попавших в рабство из-за неуплаты своих долгов. Кроме того, существовали нормы, ограничивавшие процентные ставки по кредитам. Принцип процентных ограничений был прост: ставки могли устанавливаться на таком уровне, чтобы по истечении семи лет процентные платежи не превышали сумму основного долга. Конечно, даже в моменты истории Израиля, когда благочестие евреев было максимальным, были нередкие случаи нарушения норм кредитных отношений.

В поздний период ветхозаветной истории стали делаться попытки внесения «корректив» в те нормы, которые были прописаны в Пятикнижии Моисеевом. Книжники и фарисеи после Вавилонского пленения стали класть на бумагу так называемое устное откровение Бога Моисею, которое до этого из уст в уста передавалось книжниками и иными учителями Закона (такое «творчество» положило начало созданию Талмуда). По мнению некоторых исследователей Библии, некоторые такие «устные» откровения были инкорпорированы в виде более поздних вставок в Пятикнижие Моисеево. Особенно обращает на себя следующий фрагмент из Второзакония:

«В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего]; с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости. Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство, если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе; ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор. 15:1-6).

Здесь в явном виде просматривается система двойных стандартов в сфере кредитно-долговых отношений. Одни нормы – для «своих». Другие нормы, диаметрально противоположные принципам субботних и юбилейных годов, — для всех остальных.

В еще более откровенном виде эти двойные стандарты представлены в Талмуде. В наиболее солидном, «академическом» толковании Ветхого Завета, коим считается фундаментальный труд профессора А.П. Лопухина (1852-1904), этот фрагмент вообще оставлен без комментариев. Святые отцы, занимавшиеся толкованием Ветхого Завета и Второзакония в частности (например, Ефрем Сирин) также загадочным образом обходили указанное место. Многие современные исследователи Ветхого Завета и Пятикнижия осторожно высказывают предположение, что христианские толкователи обходили указанное место по той причине, что ставили под сомнение его божественное происхождение.

Прошу у читателя прощения, что мне приходится затрагивать фундаментальные вопросы кредитно-долговых отношений, содержащиеся в Священном Писании, используя «телеграфный» язык. Желающих поглубже окунуться в данную тематику, отсылаю к своим книгам:

Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». Изд. 4-е и дополненное. – М.: Институт русской цивилизации», 2015.

О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. «Денежная цивилизация» и современный кризис. Изд. 2-е. – М.: Кислород, 2014.

Иерусалимский храм как финансовый центр. – М.: Кислород, 2014.

Из зарубежных авторов, наиболее глубоко погрузившихся в эту тематику, я бы назвал Майкла Хадсона, известного современного американского экономиста и историка. В первую очередь можно назвать его книгу «Утраченная традиция Библейского аннулирования долга» (The Lost Tradition of Biblical Debt Cancellations, 1993). Также его книги «Долг и экономическое возрождение в древней истории Ближнего Востока» (Debt and economic renewal in the ancient Near East, 2002); «Приватизация в древней истории Ближнего Востока и классической античности» (Privatization in the Ancient Near East and Classical Antiquity, 1996); «Урбанизация и землевладение в древней истории Ближнего Востока» (Urbanization and Land Ownership in the Ancient Near East, 1999) и др.

Подробнее о Майкле Хадсоне и его трудам можно познакомиться в моей статье «Герои нашего времени: Майкл Хадсон».

Вы можете спросить: зачем нам погружаться в древнюю историю, исчисляющуюся тысячелетиями? У нас сегодня столько современных вызовов – угроза второй волны мирового финансового кризиса; война на Ближнем Востоке; острый конфликт между США и Северной Кореей, грозящий перерасти в обмен ядерными зарядами; угрозы терроризма и т.п. Уж если и заниматься историей, то, по мнению многих наших патриотов, лучше вспомнить то, что было совсем недавно: революция 1917 года, трагические события 1937 года или на худой конец финансовый кризис 2007-2009 года. Эти и многие другие события датируются годами, оканчивающимися на семерку. Такие даты называются «круглыми», или «юбилейными».

Некоторым юбилейным датам наши СМИ действительно уделяют немало внимания. Например, столетию октябрьского переворота, совершенного большевиками в России. В этом году есть еще очень много «круглых» дат, которые можно обозвать «юбилеями». Вот лишь «круглые» даты из новейшей и новой финансовой истории:

10-летие с момента начала глобального финансового кризиса 2007-2009 гг. (начался весной 2007 года на ипотечном рынке США, летом захватил все сегменты финансового рынка США, а в конце года уже вышел за пределы Америки и стал мировым);

двадцатилетие со времени начала азиатского финансового кризиса (начался 30 июня 1997 года с обвала тайского бата и продолжался до конца 1998 года);

сорокалетие «черного понедельника» (19 октября 1987 года), который произошел на американских фондовых биржах (самый глубокий обвал индексов с октября 1929 года) и который затем перебросился на фондовые рынки многих стран мира;

160-летие с момента начала первого мирового экономического кризиса 1857-1858 годов (кризисы перепроизводства стали возникать еще в начале позапрошлого века в Англии и ряде других европейских стран, но они не выходили за границы отдельных государств; указанный кризис стал первым мировым, на что обратил внимание Карл Маркс в своем «Капитале».

 

Фото: www.globallookpress.com

И можно и дальше продолжать список печальных юбилеев из финансовой истории человечества. Но я не буду углубляться в финансовую историю. Я хочу обратить внимание на духовные истоки кризисов.

Каждый раз, наступая на грабли кризисов (экономических, банковских, финансовых, валютных), человечество задается вопросом об их причинах. Экономисты и финансовые эксперты говорят о таких причинах, как «ошибки» в денежно-кредитной политике Центробанков и финансовой политике Минфинов, «просчетах» тех или банкиров, ухудшение конъюнктуры на мировых рынках нефти или даже о «фатальном стечении обстоятельств». Но это, конечно, причины десятого порядка или просто признание того, что авторы не хотят себя утруждать поиском ответов на серьезные вопросы. О первопричинах экономисты почти никогда не задумываются. А первопричины заключаются в том, что люди забыли о Высшем законе, который им дал Бог и нарушение которого карается кризисами, войнами, природными катаклизмами, эпидемиями, голодом и т.п. А если бы они задумывались о первопричинах, тогда, наверное, реже наступали на грабли.

Вот я упомянул выше американца Майкла Хадсона, который проделал колоссальную работу по изучение кредитно-долговых отношений древнего мира. У него увлечение историей – «не искусство ради искусства». Он пытается показать, что нарушение норм, ограничивающих и запрещающих ростовщичество, в конечном счете приводит к гибели народов и государств. Его работы – предупреждение современным правителям, которые не извлекли никаких уроков из последних финансовых кризисов. Вот что недавно сказал о нынешней финансовой ситуации в мире этот выдающийся американский экономист и историк: «В долгосрочной перспективе долги не будут погашены, так же как не были погашены долги в Древнем Риме. Денежная экономика была ободрана до костей, и Империя погрузилась в долгие Тёмные века. Такова судьба, которая постигнет Запад, если он продолжит поддерживать «права» кредиторов перед правом стран и экономик на выживание».

Святитель Николай Сербский после начавшегося в 1929 году в США экономического кризиса, который вскоре перебросился на Европу, говорил, что люди забыли смысл слова «кризис». В переводе с греческого это означает «Суд Божий». Увы, забывшие Бога европейцы, как писал Николай Сербский, искали объяснения кризиса, опираясь на книги Адама Смита, Карла Маркса или Джона Кейнса. А там содержались какие-то невразумительные объяснения типа «нарушение баланса межу спросом и предложением» или «недостаток платежеспособного спроса».

Отмечая печальные юбилеи экономических и финансовых кризисов, людям было бы неплохо задумываться о смысле слова «юбилей». Господь подсказывал «избранному народу» как обеспечивать экономическую, финансовую и социальную стабильность в Израиле. Но эти подсказки и нормы в виде «субботних» и «юбилейных» годов никто не отменял. Они должны исполняться и в наше время. Но они не только не исполняются. О них никто даже не вспоминает. Что ж, игнорирование нормы, называемой «юбилейный год», приведет к тому, что забывшее Бога человечество будет готовить новые кризисы. А затем отмечать их «круглые» даты, называемые юбилеями.

Экономика – та сфера человеческой жизни, где Высший нравственный закон Бога действует также неумолимо как закон тяготения. Экономика – лакмусовая бумага, показывающая духовное состояние человечества. На сегодняшний день эта лакмусовая бумага демонстрирует крайнее духовное одичание человека.

https://tsargrad.tv/articles/leto-gospodne-o-jubilejah-i-finansovyh-krizisah_88745

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также