25-сша

Валентин Катасонов. Госдеп больше не нужен: Вашингтон заменил дипломатию санкциями

Соединённые Штаты распробовали новый способ убеждения: оказывается, с помощью санкций удаётся влиять на мировую политику и отжимать себе крупные предприятия (см. РУСАЛ), а порой и целые страны. Но однажды эта форма «дипломатии» обернётся против самих США

 

О дипломатии вообще и американской в частности

О том, что Вашингтон с приходом в Белый дом Дональда Трампа активно уничтожает остатки международного права, уже сказано и написано более чем достаточно. Но одновременно он делает всё возможное для того, чтобы уничтожить ещё один институт цивилизованного мира – дипломатию. Под дипломатией понимается деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Основным инструментом дипломатии являются переговоры, завершающиеся подписанием различных межгосударственных соглашений. Дипломатия – неотъемлемый институт Вестфальской системы международных отношений, которая была создана в Европе на основе Вестфальского мира (соглашения, которое подвело итоги Тридцатилетней войны, закончившейся в 1648 году).

В большинстве стран мира специальные органы внешних сношений называются министерствами иностранных дел. В США это Государственный департамент. Датой основания Госдепа считается 1789 год. Нынешний госсекретарь – Майк Помпео, который вступил в должность в апреле 2018 года, после того как Рекс Тиллерсон подал в отставку.

Уже при предыдущем президенте США Бараке Обаме можно было заметить падение профессионализма руководителей и сотрудников Госдепа. Одновременно падал авторитет этого ведомства как внутри США, так и за их пределами. Этот процесс деградации Госдепа ускорился при нынешнем президенте Дональде Трампе. Объяснение этому процессу очень простое – Вашингтон всё более активно замещает дипломатию как инструмент внешней политики другими, силовыми инструментами.

Во-первых, военной силой, за которую отвечает Министерство обороны (Пентагон).

Во-вторых, экономическим давлением на другие страны. За это направление отвечает Министерство финансов США.

Вместо дипломатии – санкционная дубина

В нынешнем десятилетии чётко прослеживается тенденция усиления роли американского Минфина в принятии многих решений в области внешней политики США за счёт умаления роли Госдепа. То есть традиционная дипломатия замещается экономическими санкциями. Конечно, Госдеп также участвует в принятии решений по санкциям, но он выступает в роли «пристяжного», а «коренным» в этом тандеме оказывается Минфин. О кухне подготовки санкций российская аудитория немного узнала в начале прошлого года, когда российские СМИ достаточно обстоятельно освещали процесс подготовки так называемого кремлёвского доклада. Заявления министра финансов Стивена Мнучина куда важнее, чем слова Майка Помпео. Если второй громогласен и может стучать кулаком по столу, то первый вежлив, корректен и немногословен. Но первого боятся больше, чем второго.

Ещё в прошлом столетии (в 1961 году) в недрах Минфина США родилось специальное подразделение – Управление национальной безопасности (Office of National Security), которое стали называть финансовой разведкой. Вывеска подразделения несколько раз менялась, но функции и задачи оставались теми же. Нынешнее название – Управление контртеррористической и финансовой разведки (Office of Terrorism and Financial Intelligence, TFI). На сегодняшний день – одно из самых крупных подразделений американского Минфина. Возглавляет его заместитель министра финансов, в настоящее время на этом посту дама по имени Сигал Манделкер (Sigal Mandelker). Финансовая разведка входит в состав разведывательного сообщества США (всего 17 организаций).

Управлению TFI в последнее десятилетие стало тесно в рамках привычных функций – сбора информации финансового характера о действиях других государств и находящихся в их юрисдикции физических и юридических лиц (собственно говоря, финансовой), и на первый план стало выходить такое направление, как подготовка предложений по введению экономических санкций против иностранных государств и мониторинг выполнения этих санкций.

Причём подготовка таких предложений поставлена в американском Минфине на конвейер. На сайте Минфина США размещён список, из которого можно получить информацию о государствах, оказавшихся объектами экономических санкций Вашингтона. Это: государства Балканского полуострова, Белоруссия, Бурунди, Центрально-Африканская Республика, Демократическая Республика Конго, Куба, Иран, Ливия, Ливан, Северная Корея, Сомали, Судан, Сирия, Россия, Йемен, Зимбабве, Венесуэла. Кроме того, многие позиции списка не привязаны к определённому государству, например Magnitsky Sanctions. Понятно, что за этим названием скрываются санкции исключительно против России, её физических и юридических лиц. Но объектами вторичных санкций могут оказаться граждане и компании любого государства мира.

 

Очередной ультиматум

Последним на данный момент взмахом дубины экономических санкций стало сделанное в понедельник, 22 апреля, заявление Белого дома об иранской нефти. Как известно, в прошлом году Вашингтон ввёл экономические санкции против Тегерана, в том числе установил ограничения на куплю-продажу иранской нефти. Белый дом согласился в течение полугода разрешить приобретение иранских энергоносителей Индии, Китаю, Турции, Греции, Италии, Южной Корее, Тайваню и Японии, но со 2 мая эти исключения перестают действовать. Продолжение импорта нефти любой из этих стран сделает её немедленно объектом экономических санкций Вашингтона. В разработке очередного ультиматума, как всегда, участвовал американский Минфин.

Начался новый виток игры на нервах. Как отреагируют упомянутые Белым домом государства на ультиматум, являющийся откровенным попранием национального суверенитета и международного права? По данным Washington Post, три из восьми покупателей иранской нефти ещё до объявления ультиматума прекратили закупки: это Греция, Италия и Тайвань. Из оставшихся пяти государств крупнейшими импортёрами чёрного золота из Ирана являются Китай и Индия.

Такая разная реакция

На ультиматум на данный момент отреагировали три государства – Япония, Турция и Китай. Индия и Южная Корея пока отмалчиваются. Япония объявила, что «проведёт с США обстоятельный обмен мнениями, чтобы сложившаяся ситуация не оказала негативного воздействия на деятельность местных предпринимателей». В общем, Токио, как всегда, продемонстрировал полную лояльность Вашингтону.

Турция и Китай, напротив, выразили протест, посчитав требование Вашингтона посягательством на их национальный суверенитет.

Решение США прекратить исключения из санкций по импорту нефти из Ирана не будет служить региональному миру и стабильности, оно нанесёт вред иранскому народу. Турция отвергает односторонние санкции и ограничения по своим отношениям с соседями,

– написал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в Twitter.

Намного более жёсткой оказалась реакция Пекина. С заявлением выступил официальный представитель Министерства иностранных дел КНР Гэн Шуан. Многие российские и зарубежные СМИ особо выделили в выступлении китайского чиновника образное сравнение экономических санкций США с «юрисдикцией длинной руки»:

Мы однозначно против односторонних мер США и американской «юрисдикции длинной руки»… Правительство КНР намерено оказывать активное конструктивное воздействие ради стабильности рынка с целью защиты законных прав своих национальных предприятий.

Между молотом и наковальней

Эксперты ранее полагали, что Вашингтон откажет в продлении исключений лишь некоторым странам из тех восьми, что получили эти исключения ранее. Подобные соображения базировались на том, что полное обнуление иранского нефтяного экспорта приведёт к резкому взлету цен на чёрное золото, а это бумерангом ударит по американской экономике. Однако Вашингтон обнародовал курс именно на обнуление. А для того чтобы не допустить чрезмерного роста цен на чёрное золото, Вашингтон в настоящее время активно обрабатывает Саудовскую Аравию. Он уговаривает её увеличить экспорт нефти, чтобы компенсировать исчезновение Ирана с рынка.

Саудовская Аравия оказалась в сложном положении, ей надо пройти между Сциллой и Харибдой. Ведь, по сути, Вашингтон подталкивает Эр-Рияд к тому, чтобы тот нарушил договоренности ОПЕК+ по квотам поставок нефти на мировой рынок. Со стороны это выглядит как бесцеремонное вмешательство Вашингтона во внутренние дела даже не отдельного государства, а группы государств. К тому же если Эр-Рияд пойдёт на поводу у Вашингтона, то это будет означать, что Саудовская Аравия присоединилась к экономическим санкциям против Ирана. А если Эр-Рияд будет упираться, то Вашингтон начнёт шантажировать его тем, что продавит пресловутый закон NOPEC, призванный уничтожить нефтяной картель ОПЕК, где главной фигурой является именно Саудовская Аравия. Она, конечно, может не распускать ОПЕК, но тогда экономические санкции будут объявлены уже непосредственно против неё и других стран, пожелавших остаться в нефтяном картеле. Я специально разобрал шахматную партию, связанную с Саудовской Аравией, чтобы показать, что при переговорах почти с любым государством по любым вопросам последним аргументом Вашингтона оказывается введение экономических санкций против данного государства. Это его козырная карта.

Безопасны ли санкции для самих США?

Впрочем, избыточное использование угроз введения экономических санкций против самых разных государств мира ведёт к тому, что происходит определённая девальвация таких угроз. Государства могут на словах соглашаться с ультиматумами Вашингтона, но всё равно искать возможности уклонения от их исполнения. Так, сейчас все эксперты гадают: как будет себя вести Пекин после 2 мая. Да, заявление китайского МИДа было очень резким (таких ответов Вашингтон давно не слышал), но со временем риторика Китая, который всё ещё продолжает пользоваться инструментом дипломатии, станет более спокойной. Думаю, что Пекин будет действовать по формуле «ни мира, ни войны, а покупать иранскую нефть будем». Только без лишней публичности. Ведь Китай покупал её ещё во время предыдущих санкций против Ирана (которые действовали до «оттепели» 2015-2016 гг.), у торговых партнёров уже имеются некоторые «ноу-хау» в этой области. То же самое можно сказать и про Турцию, которая покупала у Ирана нефть, используя в качестве средства расчётов золото, турецкие лиры и иранские риалы. Не исключено, что будет реанимирован большой российско-иранский проект бартерного обмена иранской нефти на российские товары, услуги и строительные работы (он готовился ещё в первой половине текущего десятилетия, но ввиду временного снятия санкций с Ирана после подписания шестистороннего соглашения по ядерной программе был заморожен).

Вашингтон явно перебарщивает с угрозами применения санкций. Ограничения могут иметь эффект лишь тогда, когда они используются дозированно. А размахивание ими как дубиной может привести к обратному эффекту. Взять, например, Турцию. Ведь кроме нынешнего ультиматума по иранской нефти Вашингтон выставил Анкаре немало других. Наиболее известный – угроза применения санкций в случае, если Анкара закупит российский ЗРК С-400. В таком же положении оказалась Индия. Думаю, что те страны, которые Вашингтон достаёт постоянными угрозами экономических санкций, рано или поздно перестанут их воспринимать. Санкционное давление Вашингтона, вопреки его желаниям, сближает с Россией и Турцию, и Индию.

А Вашингтону злоупотребление инструментом внешней политики под названием «экономические санкции» грозит ещё тем, что страны будут всё более активно искать возможности замены доллара США другими валютами. С упорством, достойным удивления, Вашингтон делает всё возможное для того, чтобы расшатать и уничтожить долларовую международную валютную систему, которую он же создавал на протяжении многих десятилетий. А экономические санкции Вашингтона без монопольных позиций доллара США – бумажный тигр.

Фото: designer491 / Shutterstock.com

https://tsargrad.tv/articles/gosdep-bolshe-ne-nuzhen-vashington-zamenil-diplomatiju-sankcijami_196424

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также