В этой, третьей статье я завершаю разговор о документе Банка России “Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023-2025 годы“, проект которого был размещен 11 августа на сайте Центробанка. (https://cbr.ru/Content/Document/File/139691/on_project_2023(2024-2025).pdf). Один из четырех разделов «Основных направлений…» (третий) посвящен трем сценариям возможного развития российской экономики в среднесрочной перспективе. Именно он привлек основное внимание российских СМИ и комментаторов. Следует отметить, что сценарии экономического развития – непременный атрибут ритуального документа «Основные направления…». Чаще всего предлагается три, иногда даже четыре сценария. Обратим внимание, что это не варианты денежно-кредитной политики, а экономические прогнозы. Причем прогнозы, которые исходят из разных возможных вариантов развития мировой экономики. Так что в основе излагаемых Банком России сценариев лежат прогнозы мировой экономики. А прогнозировать мировую экономику на год (и, тем более, на три года) – все равно, что давать прогнозы погоды на год (или три года). Увлекательное занятие, но имеющее почти нулевую практическую значимость. Подобно тому, как Россия не может управлять погодой не только в мире, но и на своей собственной территории, так и Банка России не управляет экономикой ни в масштабах мира, ни в пределах даже Российской Федерации. Метеоцентр Российской Федерации дает лишь прогнозы погоды на территории от Калининграда до Курил, но не может предотвратить ни засухи и затяжные ливни, ни аномальную жару или резкие заморозки, ни град или цунами. Более того, Метеоцентр даже не несет ошибки в своих прогнозах.
Банк России напоминает Метеоцентр. Но по Конституции Российской Федерации Центробанку поручено «управлять погодой» на всей подведомственной территории. И в отличие от Метеоцентра у Центробанка есть потенциальные средства для этого. Чтобы закрыть Россию от резких «похолоданий» или «потеплений», приходящих с мировых товарных и финансовых рынков в российскую экономику, есть такие эффективные средства, как ограничение валютных операций, запрет на свободное трансграничное перемещение капитала, регулирование торгового баланса страны и др. Как я выразился в предыдущей статье, надо закрыть распахнутые окна и двери в доме, называемом «Российская Федерация», после чего можно без особых проблем регулировать температуру в доме, используя котел или иные нагреватели. Но правила «Вашингтонского консенсуса» принуждают страны-члены МВФ жить с открытыми окнами и дверями. Банк России послушно следует этим правилам. И вместо того, чтобы поддерживать комфортную температуру в доме «Российская Федерация», он обитателей этого дома кормит прогнозами погоды на мировых товарных и финансовых рынках.
Иногда случалось, что ни один из прогнозов (сценариев), которые излагались в «Основных направлениях…» не сбывался. Но документ ни к чему не обязывает. Никакой ответственности за ошибки в прогнозах Банк России не несет. Через год, когда начинается подготовка нового документа, все (и в Банке России, и в Государственной Думе, утверждающей «Основные направления…») начисто забывают о том, что было в предыдущем документе.
В «Основных направлениях…» традиционно один сценарий является «оптимистичным» (когда с мировых рынков дуют нужные нам ветры), другой «пессимистичным» (когда с мировых рынков надвигается ненастье), третий «базовым» (когда «погода» на мировых рынках не меняется). Чисто психологически Банк России всегда желает, чтобы ситуация на мировом и российском рынках оставалась status quo. В этом случае Банк России с его так называемой «денежно-кредитной политикой» может привычно катиться по накатанным рельсам. Т.е. «таргетировать инфляцию» при сохранении установленной ранее ключевой ставки и других параметров.
Дам краткую характеристику трех сценариев в только что анонсированном проекте «Основных направлений…».
Первый – позитивный, оптимистический. Он назван «ускоренной адаптацией». Предполагает, что геополитическая ситуация в мире будет нормализоваться, антироссийские санкции ослабевать, мировой экономической рецессии не будет. Особо авторы документа рассчитывают, что ветер мировой конъюнктуры будет дуть в паруса российского углеводородного экспорта, а российский импорт в результате ослабления санкций будет восстанавливаться. «Формирование новых экономических связей и расширение механизма параллельного импорта улучшат динамику импорта на прогнозном горизонте. Стоимостные объемы экспорта также расширятся относительно базового сценария благодаря росту физических объемов экспорта, в том числе нефти и газа», – говорится в документе. Тогда, если все называть своими именами, Центробанку с его «таргетированием инфляции» и палец о палец не придется ударять. В результате реализации этого сценария годовая инфляция вернется на уровень около 4% уже к концу 2023 года и будет оставаться там и в 2024-2025 годах. Ключевая ставка же составит порядка 5-6% годовых.
Второй – негативный, пессимистичный. Он назван «глобальным кризисом». Этот сценарий предполагает усиление фрагментации в мировой экономике и концентрацию торговли между странами в региональных блоках. При этом страны будут больше ориентироваться на увеличение локализации производств. На этом фоне ЦБ предполагает реализацию двух рисков. “Во-первых, устойчиво высокая инфляция в крупнейших экономиках может потребовать более резкого и существенного ужесточения денежно-кредитной политики в этих странах. Следствием этого будет рецессия в крупнейших экономиках”, – говорится в докладе. Вторым риском станет усиление геополитической напряженности в мире. В документе отмечается: “Сочетание этих событий может усилить дисбалансы в мировой экономике и привести к новому глобальному финансовому и экономическому кризису, сопоставимому по масштабам с кризисом 2007-2008 годов”. Для российской экономики это обернется сокращением ВВП вплоть до 2025 года и ростом инфляции до 13-16% в 2023 году. Банк России предупредил о значительном повышении ключевой ставки при реализации такого сценария.
Третий – базовый. Т.е. исходящий из того, что тенденции нынешнего года (первые семь месяцев) будут продолжаться в 2023-25 гг. Цена на нефть будет постепенно снижаться. Средняя цена марки Urals прогнозируется (долл. за баррель): 2022 г. – 80; 2023 г. – 70; 2024 г. – 60; 2025 г. – 55. Снижение ВВП составит в этом году 4-6%, в следующем – 1-4%. А в 2024 и 2025 гг. прогноз обещает прирост по 1,5-2,5%. Инфляция в этом году прогнозируется в диапазоне 12-15%. А в 2024 году она должна вернуться в оптимальное лоно 4% (как и предусматривает «таргетирование инфляции»). Если все называть своими именами, то базовый сценарий предполагает, что экономика будет находиться в состоянии стагнации. Или гниения. По уже давно заведенным правилам именно показатели базового варианта сценария в документе «Основные направления…» учитываются при разработке ориентиров федерального бюджета на следующий год и среднесрочную перспективу. Для Минфина, очевидно, «базовый» сценарий экономического развития является также наиболее комфортным.
В предложенном проекте «Основных направлений…» помимо макроэкономических оценок также содержатся прогнозные цифры по платежному балансу РФ. Приведу ключевые показатели. Положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами в 2022 году Центробанк прогнозирует в размере 277 млрд долл. Для сравнения: в прошлом году было 170 млрд долл., что уже считалось одним из самых рекордных показателей. Положительное сальдо этого года может оказаться абсолютным рекордом за все годы существования Российской Федерации. Радоваться особенно нечему. Активное сальдо отражает большой дисбаланса экспорта и импорта товаров и услуг. Банк России дает прогноз по экспорту в размере 593 млрд долл. и импорту в 316 млрд долл. Почти двукратное превышение экспорта над импортом. У России все годы было превышение экспортом над импортом, но 2022 год может стать рекордным. Радоваться особенно нечему. Избыточная валюта утекает из страны в виде экспорта капитала, к тому же львиная доля такой валюты является «токсичной» (доллары США, евро, фунты, иены и др.), т.е. в любой момент она может быть «заморожена» или даже конфискована.
И в последующие годы в «базовом» сценарии имеет место значительное превышение экспорта над импортом (млрд долл.): 2023 г. – 161; 2024 г. – 87; 2025 г. – 56. Суммарно за четыре года профицит торгового баланса оценивается в 581 млрд долл. А куда и как утекает этот профицит? Во-первых, за его счет происходит выплата доходов иностранным инвесторам, вложившимся в российские акции и облигации. Во-вторых, он используется для наращивания валютных активов Банка России (они же – валютные резервы РФ). В-третьих, валюта утекает за границу в виде экспорта частного капитала.
Вот оценки Банка России по балансу первичных и вторичных доходов. За этим показателем скрывается утечка валюты в результате перечисления процентов и дивидендов иностранным инвесторам. Приведу оценки сальдо указанного баланса по годам (млрд долл., по всем годам – знак минус): 2022 г. – 33; 2023 г. -36; 2024 г. -38; 2025 г. -41. Примерно полторы сотни миллиардов долларов утечет из России в виде инвестиционных доходов, причем большинство бенефициаров – из стран коллективного Запада.
А вот прогнозные оценки чистого оттока капитала частного сектора (млрд долл.): 2022 г. -246; 2023 г. -125; 2024 г. -50; 2025 г. -15. Суммарно чистый отток частного капитала из России за четыре года, согласно базовому сценарию, составит 436 млрд долл.
Судя по всему, в ближайшие годы такой канал «абсорбции» иностранной валюты, как наращивание валютных резервов Российской Федерации, задействован не будет. Еще раз повторю, что поступающая в Россию валюта на 90 процентов – «токсичная». Банк России не может ее накапливать, так как она будет вновь заморожена или конфискована. С 28 февраля нынешнего года Банк России прекратил покупку и продажу любой валюты. По крайней мере, на сайте Банка России за все дни с того времени по ежедневным продажам и покупкам валюты стоят нули. Может быть, Центральный банк перейдет на накопление «дружественных валют». Но пока несмотря на все заявления денежных властей страны о радикальных мерах по избавлению от «токсичных» валют, они продолжают доминировать в операциях как по экспорту, так и импорту товаров и услуг.
Итак, в течение четырехлетнего периода 2022-2025 гг. страну, по оценкам базового сценария Банка России должны ограбить на сумму, приближающуюся к 600 млрд долл. Банк России бесстрастно представляет нам свои оценки ограбления и при этом не предлагает никаких серьезных мер по приостановке работы «насоса», высасывающего все соки из российской экономики.
Потому что, как говорит Банк России, у него другая задача – «таргетирование инфляции», или, как он научился выражаться виртуозно, «поддержание ценовой стабильности». В документе об это сказано категорично: «При любых сценариях развития событий как в российской, так и в мировой экономике Банк России продолжит проводить денежно-кредитную политику исходя из своей основной функции… поддержания ценовой стабильности. Ценовая стабильность является необходимым условием трансформации и развития экономики». Банк России, имеющий функции и полномочия финансового мегарегулятора (т.е. имеющего в своих руках все рычаги управления экономикой) «умывает руки» в деле «трансформации и развития экономики». Он, мол, уполномочен лишь обеспечивать одно-единственное условие такой трансформации и развития.
При этом время от времени Центробанк готовит и наносит сильнейшие удары по российской экономике. Такие, как валютный обвал рубля в декабре 2014 года или подготовка валютных резервов для их заморозки в феврале-марте этого года. Банк России – пятая колонна в чистом виде, а «таргетирование инфляции» и всякие документы типа «Основных направлений…» – лишь «дымовая завеса», прикрывающая главное направление политики Банка России – ограбление России и ее экономическое ослабление.
P.S. Центробанк РФ любит ссылаться на опыт Центробанка Новой Зеландии, который первый в мире приступил к «таргетированию инфляции» в 1989 году. Верхний предел инфляции был тогда законодательно установлен на планке в 2 процента. Примечательно, что закон предусматривал, что в случае превышения этого значения руководителя Центробанка Новой Зеландии отправляют в отставку. Центробанк России уже давно установил такую планку на уровне 4% (что из года в год указывается в «Основных направлениях…»). Почему бы не внести дополнение (поправку) в закон о Банка России, предусматривающее, что верхним пределом инфляции является показатель в 4 процента и что превышение его автоматически ведет к увольнению председателя Центробанка России? Если бы такое дополнение было сделано в 2013 году, когда Набиуллина пришла на Неглинку и впервые заявила о «таргетировании инфляции», то уже в следующем году ее там уже не было бы (напомню, что по итогам 2014 года инфляционный рост цен составил 11,4%).
Дымовая завеса «сценариев», прикрывающая продолжение Банком России своего антироссийского курса
Оставить комментарий