12-2

Валентин Катасонов. Чтобы восстановить национальный суверенитет России, надо вернуть Центробанк в лоно государства

Банк России – весьма странный и таинственный институт. 20 лет назад Юрий Юрьевич Болдырев, известный в свое время политик и общественный деятель, государственный чиновник (был, в частности, заместителем главы Счетной палаты РФ) опубликовал книгу «О бочках мёда и ложках дёгтя». Большая часть книги была посвящена Банку России. Пытаясь понять хитрый статус этого института, Юрий Юрьевич охарактеризовал Банк России словами А.С. Пушкина: «Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка» (из «Сказки о царе Салтане…»).

Казалось бы, ответ на вопрос о статусе Банка России можно найти в Конституции РФ, где этот институт упоминается несколько раз. В статье 75 Основного закона РФ сказано: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Слово «других» не оставляет никаких сомнений в том, что Банк России является органом государственной власти. В Конституции РФ говорится, что в стране три ветви государственной власти – законодательная («Федеральное собрание» — глава 5 Конституции), исполнительная («Правительство Российской Федерации» — глава 6), судебная («Судебная власть и прокуратура» — глава 7). Но никаких намеков на присутствие Банка России в указанных ветвях власти мы не находим.

Конечно, логичнее всего искать Банк России в исполнительной ветви власти. Например, в Советском Союзе Центробанк (он назывался «Госбанк СССР») входил в исполнительную ветвь власти. В современном Китае Центробанк (он называется «Народный Банк Китая») также входит в исполнительную ветвь власти и наряду с другими ведомствами подчиняется Госсовету КНР. Но в главе 6 Конституции Банк России не упоминается.  Но, может быть, мы найдем следы Банка России в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от (06.11.2020 N 4-ФКЗ)?

В статье 19 упомянутого закона говорится: «Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики». Вроде бы «денежно-кредитная политика» — прерогатива Центробанка. Но упоминания о нем в этом законе мы также не находим.

Может быть, ответ на вопрос о статусе Банка России мы найдем в Законе о Центральном банке Российской Федерации, принятом в 2002 году? Читаем пункт 1 статьи 1 упомянутого закона: «Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». Что ж, здесь лишний раз подтверждается, что Банк России все-таки орган государственной власти, как это и вытекает из статьи 75 Основного закона Российской Федерации. Чтобы не было никакого сомнения, что Банк России орган государственной власти, в пункте 2 статьи 1 закона о Банке России говорится: «Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Видим то же самое слово «других», подтверждающее государственный статус Центробанка.

Но статья 2 того же закона гласит: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства». Из нее вытекает, что Банк России – не государство. И тем более, не орган государственной власти. Это не высшая математика, а элементарная логика. Статья 2 Закона о Банке России не «бьется» со статьей 1 того же закона! Бывает, конечно, когда статья из одного закона не «бьется» с какой-нибудь статьей какого-нибудь другого закона. Где-то что-то законодатели и юристы «недосмотрели».  Но тут-т не «бьются» первые две статьи закона о Банке России!

Впрочем, со статьей 1 закона и со статьей 75 Конституции не «бьются» и некоторые другие формулировки закона о Банке России. Чего стоит, например, название Глава IV закона о Банке России: «Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления».  Должно быть: «с другими органами государственной власти…», а слово «другими» таинственным образом исчезло. Таким образом, в законе о Банке России всегда можно найти формулировку, которая нужна в данный момент и в данном случае для обоснования чего угодно. Что-то в духе «казнить нельзя миловать».

Вот такой интересный документ создавали в начале нулевых годов для того, чтобы Банк России мог себя вольготно чувствовать, и чтобы на него не было управы ни со стороны Федерального собрания, ни со стороны Правительства, ни со стороны Верховного суда и Генеральной прокуратуры. Детали истории создания лукавого закона о Банке России изложены в упомянутой мною выше книге Ю. Болдырева «О бочках мёда и ложках дёгтя».

Фактически под Россию более двух десятилетий назад закладывали мину замедленного действия. Которая уже несколько раз взрывалась. Один раз был мощный взрыв в декабре 2014 года, когда Банка, отказавшись от поддержания валютного курса рубля, спровоцировал в стране валютный кризис. Тогда курс рубля в одночасье обвалился в два раза. По оценкам экспертов, которые были сделаны тогда по горячим следам, ущерб был оценен в 200 млрд долл. Сегодня очевидно, что ущерб был гораздо большим. А в феврале-марте прошлого года коллективный Запад заморозил валютные резервы России (которые одновременно были «валютными активами Банка России») на сумму около 300 млрд долл.  Также следует вспомнить, что в марте 2022 года Банк России резко поднял ключевую ставку до 20 процентов, что спровоцировало банкротства многих компаний в стране. Список «взрывов» можно продолжать долго. Никто за них не понес ответственности. А с головы председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, которая рулит Центробанком уже десять лет, ни один волос не упал. Она и сегодня продолжает деструктивную денежно-кредитную политику. Отчасти по причине того, что это позволяет ей тот самый пресловутый закон о Банке России, который был обманным путем протащен через Государственную Думу в 2002 году.

Но сейчас я хочу обратить внимание еще на одну хитрость, заложенную в закон о Банке России. Еще раз воспроизведу формулировку пункта 2 статьи 1 закона: «Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Прошу сфокусировать внимание на словосочетании «осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти». Почти дословное воспроизведение формулировки из статьи 75 Конституции.

Но обращаю внимание на то, что там она была применена к выполнению такой задачи, как «защита и обеспечение устойчивости рубля», а здесь она распространяется уже на все «функции и полномочия, предусмотренные… настоящим Федеральным законом…». А одних пунктов в статье 4 насчитывается аж 19! В первоначальной версии закона под каждую функцию свой был отдельный пункт. Таким образом, изначально это был список из 19 функций. За двадцать с лишним лет неуемной законотворческой деятельности каждый пункт оброс большим количеством подпунктов (в результате принятия поправок и дополнений). Рекордсменом является пункт 18, в котором появилось аж 8 подпунктов.  Особенно много подпунктов наплодилось в 2013 году, когда Банку России был присвоен статус «финансового мегарегулятора». На сегодняшний день с учетом подпунктов у Банка России число функций насчитывает четыре десятка.

Для примера приведу некоторые пункты и подпункты этого списка функций, чтобы было понятно, о чем идет речь:

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

Мне трудно представить, как Банк России может выполнять упомянутые выше и другие (не упомянутые) функции без взаимодействия с правительством, министерствами (финансов; экономического развития; промышленности и торговли), Государственной Думой, правоохранительными органами, Счетной палатой и другими институтами государственной власти.

Исключение сделано для нескольких функций:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

18.6) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

18.7) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Итак, только по пяти функциям закон предусматривает или допускает взаимодействие Банка России с Правительством Российской Федерации. По всем остальным функциям статья 1 закона о Банке России требует от Центробанка, чтобы он выполнял свои функции автономно. Она воздвигает «китайскую стену» между Центробанком и «другими федеральными органами государственной власти». Большинство функций, перечисленных в статье 4 закона о Банке России, Центробанку просто невозможно реализовывать эффективно, не координируясь с другими органами государственной власти. Но закон о Банке России предписывает, что Центробанк не должен с ними взаимодействовать и координироваться.

Но «мина» была заложена еще в статье 75 Конституции, предусматривающей, что Банк России свою основную функцию («защита и обеспечение устойчивости рубля») обязан выполнять «независимо от других органов государственной власти». Это в принципе невозможно. О чем я уже говорил и писал многократно. См., например, статью «Государство вне государства. Центральный банк России – чужой среди своих» https://zavtra.ru/blogs/gosudarstvo_vne_gosudarstva

Российское законодательство противопоставило Банк России и государство. Тем самым реализуется принцип «Разделяй и властвуй». А кто властвует в России? – «Хозяева денег» (на сегодняшний день – анонимные главные акционеры частной корпорации «Федеральная Резервная Система США»). Сегодня с высоких трибун в России звучат призывы к восстановлению национального суверенитета. Важнейшим условием такого восстановление является ликвидация упомянутого разделения Банка России и государства.  Банк России надо вернуть в лоно государства!

Телеграм-канал «Шарапов» https://t.me/REOSH_Sharapov

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Олег Авторы недавних комментариев
Олег
Гость
Олег

Начался всемирный финансовый кризис. У ЦБ дыра в бюджете 40% , её надо заткнуть, ободрав всех без исключения их статуса граждан с помощью введения цифрового рубля. Но таким способом не решится финансовый суверенитет (зависимость от МВФ). Я не спец, но есть идея. Вспоминаем историю, как нас загнали в МВФ Указом Пр-та о смене сов. рублей на крашеные от ЦБ. Выход — как Вы говорите, банкротство ЦБ, создание Госбанка с выпуском своего, независимого от МВФ рубля, и проведением денежной реформы — обмена крашеных на гос. банковские. Произойдёт выявление незаконно нажитых активов — работа для спецслужб. Вот моя идея.

Смотрите также