11-ТРАНШ

В. Ю. Катасонов. «Спасительный» транш МВФ для Украины. Актуальный комментарий – часть 1

Вопрос от Редакции. Валентин Юрьевич, согласно сообщениям СМИ, Украина получила очередной транш в размере одного миллиарда долларов от Международного валютного фонда. Как бы Вы прокомментировали подобное решение МВФ и позицию Российской Федерации в этой ситуации?

— Конечно, решение Международного валютного фонда о предоставлении очередного транша Украине как минимум знаменательно. Надо сказать, МВФ довольно долго тянул резину, и тянул ее, видимо, потому, что ждали какой-то отмашки со стороны США – главного акционера МВФ. Затяжка была вызвана тем, что администрация определяла свою позицию в отношении Украины.

Сейчас уже более-менее стало понятно, что Вашингтон будет продолжать прежнюю линию отношений по вопросу Украины, разве что часть издержек постарается переложить на своих союзников из Европы. А так как политическая позиция осталась примерно та же, то это и послужило основанием для того, чтобы МВФ в очередной раз принял решение о выдаче одного миллиарда долларов.

Эта сумма долго не задержится на Украине: она предназначена для покрытия текущих обязательств перед кредиторами, в том числе перед тем же Международным валютным фондом. По моим данным, в этом году Киев должен погасить обязательства только перед МВФ на сумму более 1 млрд долларов. Не исключено, что большая часть, если не весь транш, пойдет на покрытие именно этого долга.

В итоге на Украине мы наблюдаем некое беличье колесо, которое проворачивает крупные транши, но при этом ни одного доллара не поступает на развитие экономики страны. Более того, мы видим, что каждый следующий транш обставляется все новыми и новыми условиями. В настоящее время на первый план выходят такие условия, как пенсионная реформа, приватизация, легализация свободной торговли землей.

По поводу пенсионной реформы Киеву все-таки удалось отбить большую часть притязаний Международного валютного фонда. Видимо, прошла инсайдерская информация о том, что в любом случае будет принято положительное решение о транше.

Действительно, с точки зрения финансово-экономической целесообразности альтернатив нет, потому что возможна абсурдная ситуация, при которой Украина объявит дефолт не только перед частными или перед суверенными кредиторами, как в случае с Россией в конце 2016 года, но и перед Международным валютным фондом, а это кредитор, как говорится, последней инстанции. После него, без вариантов, страну придется объявить банкротом.

Таким образом, происходит некоторая игра. Киев сопротивляется, и, надо сказать, небезуспешно, понимая, что и Запад уже в какой-то степени зависит от Украины, так как деньги предоставляются не Украине, а Западу. Это могут быть как кредиторы в лице МВФ или других международных финансовых организаций, так и какие-то иные кредиторы. Но это всё закулисная кухня, на которой ведут переговоры исключительно западные кредиторы. Туда даже Украину не приглашают.

Необходимо сказать, что этой весной стоит ожидать сильный нажим на Киев по вопросу открытия земельного рынка. Конечно, на прямую, может быть, это не отражается на войне в Новороссии, но косвенно, конечно, да.

Дело в том, что каждый следующий транш МВФ – это есть некая морально-политическая поддержка Киева. Понятно, что эта поддержка исходит не от самого валютного фонда, а из недр главного акционера МВФ – США. Так, что это некий такой индикатор, выявляющий позицию США: «Вы ребята – идете верным путем! Нас не смущает, что у вас на территории фактически идет война». Это важно подчеркнуть, так как правила Международного валютного фонда запрещают осуществление каких-либо кредитных операций со странами, на территории которых идут гражданские войны.

Стоит отметить, что Международный валютный фонд давно уже наплевал на те правила, которые были написаны еще после окончания Второй мировой войны и неукоснительно соблюдались в течение нескольких десятков лет. Последние годы МВФ, как говорится, ударился во все тяжкие и стал нарушать все эти правила или на ходу переписывать их. Например, если говорить о наиболее фундаментальных из них, то это положение о том, что МВФ не может предоставлять кредиты стране, которая объявила дефолт по суверенным обязательствам. Такой суверенный дефолт произошел в декабре 2016 года. Это обязательство Украины по займу, который был предоставлен Российской Федерацией Украине в декабре 2013 года в размере 3 млрд долларов. Киев отказался погашать эти обязательства, требуя, чтобы Москва участвовала наравне с частными кредиторами в реструктуризации долга, на что Москва, совершенно справедливо ответила, что нельзя приравнивать этот долг к долгам перед частными кредиторами. На это МВФ долго держал паузу, делал вид, что он ничего не слышит, что он не в курсе, но потом все-таки МВФ пришлось признать, что обязательства по займу, полученному Украиной в декабре 2013 года, – это суверенные обязательства. И тем не менее Киев плевать хотел на эти правила! Более того, именно под Киев стали подстраивать Международный валютный фонд, главный акционер которого (США) и настоял на том, чтобы в 2016 году были внесены поправки в правила.

Теперь эти поправки звучат примерно так, что «если нельзя, но очень хочется, то можно», а конкретно, если страна объявила дефолт по суверенным обязательствам, то она всё равно может рассчитывать на кредиты МВФ, но при этом она должна демонстрировать свои добросовестные попытки урегулировать отношения со своим кредитором. Таких попыток в урегулировании отношений со своим кредитором, в данном случае в лице Москвы, не было. Более того, были ультиматумы и даже такие эпатажные заявления, что «мы и международного суда не боимся!».

Недавно, кстати, международный суд вынес решение, подтвердив законные притязания Российской Федерации на сумму в три миллиарда с набежавшими процентами. МВФ закрыл глаза и на эти скорректированные правила, потому что добросовестных попыток урегулировать конфликт не было, и плевать он хотел на решение международного суда. Это и многое другое делает очевидным тот факт, что МВФ совершенно нелегитимно действует в отношении Украины, в этом также проявляется  кризис валютного фонда.

При таком раскладе Россия, в свою очередь, должна была бы более активно себя вести по отношению к этой международной организации. Но тут хочется спросить, а как себя вёл директор Международного валютного фонда от Российской Федерации господин Алексей Можин? Голосовал ли он каким-то образом, пытался ли он как-то убеждать других членов совета директоров в том, что это нелегитимная операция, искал ли поддержки и консолидации с представителями других государств, например СНГ,   стран БРИКС. По моему мнению, мы проводим крайне вялую политику в Международном валютном фонде. В первую очередь, на повестку дня необходимо поставить вопрос о нелегитимности всех траншей Международного валютного фонда. Во-вторых, нам необходимо создать какие-то блоки союзников в совете директоров, особенно на основе государств БРИКС. В совокупности эти страны обладают таким количеством голосов, которые позволяют блокировать решения совета директоров. Конечно, чуть-чуть будет не хватать, но если присоединится какая-либо страна, например, Иран, то этого будет достаточно для блокирующего процента голосов.

Очевидным оказывается тот факт, что здесь мы явно плывем по течению. В своих публикациях я уже не раз высказывал предложения по поводу того, как нам можно   оживить свои позиции в Международном валютном фонде.

Возвращаясь к Украине, хочу сказать, что условие Международного валютного фонда начать свободную продажу украинской земли вызвало резкую оппозицию, и сегодня уже даже некоторые политики из Верховной Рады говорят о том, что пора «закругляться» с Международным валютным фондом. Это, стоит отметить, какие-то новые ноты, которых раньше не звучало во всей этой «лебединой песне».

Если вернуться к ранее упомянутому решению о транше в один миллиард долларов, то есть еще один момент, который возмущает и удивляет: так называемые санкции в отношении украинских дочек российского Сбербанка абсолютно нелегитимны. Дело в том, что в подобных ситуациях Международный валютный фонд сразу же объявлял бойкот такой стране, и вокруг нее возникала некая особая «зона отчуждения». Но в данном случае Международный валютный фонд плевать хотел на эти принципы, которые раньше озвучивал и декларировал. Он готов поддерживать любые режимы, которые попирают «святые» принципы капитализма, конкретно —  принцип  неприкосновенности частной собственности. В данном случае это институты, которые регулируются и контролируются национальным банком Украины и которые, к сожалению, действуют в интересах не России, а Украины. Это, конечно, с точки зрения здравомыслящих, даже украинских экономистов, похоже на театр абсурда: Киев рубит сук, на котором сидит сам.

Здесь на самом деле всё очень понятно – речь идет об очередной коррупционной схеме, которую в очередной раз разработали клептоманы, для того чтобы продать за бесценок, точнее по цене ниже капитала,  банки неким третьим лицам — бенефициарам. Просто вот такая вот мародерская операция, которая наносит ущерб не столько даже России. Ведь украинские дочки действовали достаточно автономно и, может быть, даже в каком-то смысле ослабляли экономический потенциал нашей страны, хотя конечно и незначительно, но тем не менее ослабляли, потому что капитализация украинских дочек проходила за счёт средств материнских компаний. Наибольший экономический ущерб нанесен, конечно, самой Украине. И нанесен он только ради того, чтобы кто-то сумел поживиться на активах украинских дочек российских банков.

 

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также