35511

Украина: Миф о спасительности западных инвестиций. Часть 2

Привлечение капитала в страну – палка о двух концах. За иностранные инвестиции приходится расплачиваться. Во-первых, потому что иностранные инвесторы устанавливают контроль над отдельными предприятиями и целыми отраслями, страна постепенно утрачивает свой экономический суверенитет. Во-вторых, потому что иностранные инвестиции через некоторое время превращаются в «насос», который выкачивает из страны финансовые ресурсы. Речь идет о доходах иностранных инвесторов, которые либо реинвестируются на месте, усиливая контроль над экономикой страны, либо вывозятся, ухудшая состояние платежного баланса страны со всеми отсюда вытекающими негативными последствиями. 

Опять обратимся к статистике платежного баланса (ПБ) Украины. В разделе текущих операций ПБ приводятся данные о доходах иностранных инвесторов в экономике Украины и доходов, получаемых украинскими инвесторами за границей. Как видно из табл. 5, доходы иностранных инвесторов почти на порядок превышают доходы украинских инвесторов за границей. Сальдо баланса инвестиционных доходов Украины является устойчиво отрицательным с тенденцией к росту.

Вывоз инвестиционных доходов из страны за период 2008-2012 гг. составил 39.991 млн. долл. Украинские экспортеры капитала за это время получили 5.857 млн. долл. от своих зарубежных инвестиций. Сальдо баланса инвестиционных доходов Украины за пятилетний период составило:

— 39, 99 млрд. долл. + 5,86 млрд. долл. = — 34,13 млрд. долл.

Округленно получается минус 34,1 млрд. долл.

Табл. 5.

Баланс инвестиционных доходов Украины (млрд. долл.)

  2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012
Доходы иностранных инвесторов -1083 -1733 -6941 — 7049 — 6712 -9264 -10025
Доходы инвесторов из Украины 110 399 1790 1198 669 660 1540
Сальдо -973 -1334 — 5151 -5851 -6043 -8604 -8485

Теперь проведем несложные расчеты. Как видно из табл. 1, сальдо международного движения капитала Украины за период 2008-2012 гг. составило (млрд. долл.):

97,3 – 66,7 = 30.

Чтобы оценить чистый эффект от участия Украины в международном инвестиционном обмене за пятилетний период, нам необходимо сложить сальдо международного движения капитала и сальдо инвестиционных доходов (млрд. долл.):

30,6 – 34,1 = — 3,5.

Итак, чистый эффект Украины от участия в международных капитальных операциях за период 2008 – 2012 гг. равен минус 3,5 млрд. долларов. Это тот результат, который мы получили на основе официальной статистики платежного баланса Украины. А если учесть «серый» (контрабандный) отток капитала, то чистый отрицательный результат будет неизмеримо больше.

Средне – и долгосрочные последствия «привлечения» капитала Украиной

Приведенный выше расчет показывает только текущие потери страны. Но можно и нужно говорить также о средне- и долгосрочных последствиях прихода и присутствия иностранных инвесторов в экономике Украины. Прежде всего, еще раз подчеркну, что никакого зримого положительного эффекта на развитие реального сектора экономики иностранные инвестиции не оказывали и не оказывают. Опять обратимся к данными Госкомстата Украины (табл. 6).

Табл. 6.

Капитальные вложения в экономику Украины и участие иностранных инвесторов в их финансировании (млрд. грив.)

Года 2010 2011 2012
Всего 189,1 259,9 293,7
Иностранные инвестиции 4,1 7,2 5,0
Доля иностранных инвестиций, % 2,1 2,8 1,7

Как видно, за счет иностранных инвестиций обеспечивается лишь 2-3 процента капитальных вложений в экономику страны (подавляющая часть источников финансирования капитальных вложений приходится на собственные средства предприятий – около 60%; остальное – кредиты банков, средства государственного и региональных бюджетов и др.). Можно предположить, что валютные средства, которые притекают в украинскую экономику под видом прямых инвестиций, используются не для приобретения, создания, наращивания или реконструкции основных фондов украинской экономики, а для формирования оборотного капитала. Экономика Украины испытывает достаточно ярко выраженный денежный голод, валютные средства в первую очередь идут на приобретение энергоносителей и сырья, заработные платы, закупки товаров (в розничной и оптовой торговле) и комплектующих (в промышленности) и т.п. Капитальное строительство, закупки машин и оборудования, научные исследования и разработки мало интересуют иностранных инвесторов в силу длительных сроков окупаемости и высоких рисков.

За пятилетний период 2008-2012 гг. относительное благополучие экономики Украины поддерживалось за счет иностранных инвесторов, которые не только выкачивали ресурсы из страны, но также все туже затягивали петлю долговой и инвестиционной зависимости на шее Украины.

На начало 2008 г. государственный долг Украины был равен 12,3% ВВП. К началу 2013 года государственный долг Украины поднялся до 38,8% ВВП, а уже в начале следующего года может достичь отметки 40% ВВП. Согласно последним данным Минфина Украины, на 1 ноября 2013 г. общий государственный долг в гривнах был равен 550,2 млрд., в том числе внутренний – 260,6 млрд., внешний – 289,6 млрд. Таким образом, государственный долг Украины на 53% является внешним долгом.

На начало 2008 г. уровень всей внешней задолженности Украины был равен 56,7% ВВП, а к середине 2013 года внешний долг вырос до 75,7% ВВП. Приведем последние данные о структуре внешней задолженности страны (табл. 7). Как видно, почти ¾ общего объема внешней задолженности приходится на негосударственный сектор экономики.

Табл. 7.

Внешний долг Украины и его основные элементы, на 01.07.2013

  Млрд. долл. По отношению к ВВП, % Доля в общем внешнем долге, %
Всего 134,4 75,7 100
Государственный сектор 30,4 17,2 26,6
Банки 21,3 12,0 15,9
Прочие сектора экономики 82,7 46,6 57,5

* * *

Власти Украины призывают общественность не волноваться по поводу задолженности страны. Мол, Украина на фоне таких стран, как Греция, выглядит очень прилично (напомню, что у Греции государственный долг варьируется в диапазоне 160-170% ВВП). Однако следует иметь в виду, что инвестиционные и кредитные рейтинги Украины являются запредельно низкими. Даже ниже, чем у Греции. Это ведет к тому, что процентные ставки по долговым обязательствам правительства, компаний и организаций Украины намного выше среднерыночных значений. Следовательно, очень высокими являются расходы по обслуживанию долгов.

Аналитики компании Standard & Poor’s увеличили шансы украинского дефолта с 34,8% летом 2012 года до 44,25% летом 2013 года. Еще в феврале нынешнего года агентство Блумберг опубликовало свои оценки возможного дефолта Украины. Вероятность дефолта была определена на уровне таких «проблемных» стран, как Аргентина и Венесуэла.

После беспорядков в Киеве в первых числах декабря 2013 г. оценки рисков дефолта Украины были пересмотрены в сторону повышения. Чутким индикатором рисков являются котировки бумаг, которые называются «кредитными дефолтными свопами» (CDS – credit default swaps). Чем выше котировки (цены) этих рыночных инструментов страхования от рисков дефолтов, тем выше риски. И наоборот. Котировки CDS по Украине всегда были высокими. Но в конце ноября – начале декабря они подскочили сразу на 100 процентных пунктов и достигли значения 1071. Что означает такая котировка? Она означает, что при покупке пятилетних долговых бумаг правительства Украины на 10 млн. долл. инвестор должен еще доплатить за страховку CDS 1.071 млн. долл. Это только в первый год. А за 5 лет (период до погашения бумаги) страховые выплаты составят 5,3 млн. долл. Т.е. бумага для инвестора оказывается более чем в полтора раза дороже по сравнению с ее номиналом. Выше котировки по страхованию рисков дефолтов только в Аргентине и Венесуэле. Для сравнения: для России на 02.12.2013 котировки CDS были равны 173,8. Согласно принятым методикам, вероятность дефолта в Украине в течение ближайших 5 лет оценивается в 53,3 %. Инвесторы могут быть готовы на такой шаг, как покупка долговых бумаг Украины лишь при условии крайне высоких процентов по займам. Доходность государственных облигаций сегодня просто «зашкаливает». Ставки по новым выпускам десятилетних облигаций Украины, номинированных в долларах США, в первые же дни после начала беспорядков в Киеве поднялись до 10,6%. Ставки по некоторым бумагам, срок погашения которых наступает в 2014 году, подскочили до 19%. Это уже откровенно ростовщические проценты, говорящие о том, что Украине придется тратить значительную часть своего бюджета на обслуживание уже имеющихся долгов.

* * *

В конце 2013 года долговая петля на шее Украины затянулась до предела. По разным оценкам, в 2014 году Киеву предстоит погасить от 8 до 10 млрд. долл. внешнего долга. Денег у правительства для такого погашения нет. А ведь надо еще обслуживать те долги, по которым срок погашения не наступил. За кадром нашего анализа мы оставляем корпоративный сектор украинской экономики, в котором каждое второе предприятие, по сути, является банкротом. Картину суверенного дефолта, таким образом, надо дополнять картиной возможных массовых корпоративных дефолтов.

Хиреющая экономика Украины приводит к тому, что платежный баланс по текущим операциям сводится со все большим дефицитом (см. табл. 8).

Табл. 8.

Сальдо платежного баланса Украины по текущим операциям (млрд. долл.)

Года

Текущие операции

Баланс торговли товарами и услугами

Баланс торговли товарами

Баланс торговли услугами

2000

1,5

1,6

0,8

0,8

2005

2,5

0,7

-1,1

1,8

2008

-12,8

-14,4

-16,1

1,7

2009

-1,7

-2,0

-4,3

2,4

2010

-3,0

-4,0

-8,4

4,4

2011

-10,2

-10,2

-16,3

6,1

2012

-14,3

-14,3

-19,5

5,2

Как видно из приведенной таблицы, дефицит платежного баланса по текущим операциям образуется, прежде всего, за счет дефицита баланса торговли товарами. Торговый баланс Украины стал резко дефицитным после того, как страна присоединилась к ВТО, открыв свой внутренний рынок. В то же время доступа на рынки других стран Украина так и не получила в силу низкой конкурентоспособности своей продукции. Частично дефицит торговли товарами компенсируется положительным сальдо баланса торговли услугами. Значительная часть положительного сальдо образуется благодаря платежам, которые Украина получает за транзит природного газа и нефти.

И ранее невысокая инвестиционная привлекательность Украины резко упала после беспорядков в Киеве в конце ноября – начале декабря. Некоторые западные кредиторы, которые ранее практиковали для украинских компаний возобновляемые кредиты (кредитные линии), в настоящее время начинают требовать окончательного погашения кредитов, а кредитные линии закрывают. Важным индикатором надвигающегося на страну дефолта является то, что иностранный капитал начинает уходить из банковского сектора Украины. Если 1 января 2012 г. эта доля была равна 41,9%, то к 1 сентября нынешнего года она снизилась до 33,8%. К концу года, согласно прогнозам, она упадет ниже планки в 30%. Недавно прошло сообщение о том, что австрийский банк Raiffeisen International (RBI) выставил на продажу свою украинскую «дочку» — четвертый по величине банк на Украине.

Международные резервы Украины еще два-три года назад демонстрировали бодрый рост. Если в начале 2010 г. в резервах было 26,5 млрд. долл., то к началу 2011 г. – уже 34,6. В этот период времени рост резервов был обусловлен не улучшением торгового баланса страны, а значительным притоком иностранного капитала В течение 2011 года валютные резервы снизились до 31,8 млрд. долл. Затем в течение 2012 года резервы «похудели» сразу на 7,3 млрд. долл. Их «таяние» продолжилось и в текущем году: за 10 месяцев они сократились еще на 3,9 млрд. долл. В начале ноября в международных резервах осталось лишь 20,6 млрд. долл., что эквивалентно импорту товаров в течение 2,5 месяцев. НБУ продолжает тратить валюту из резервов на поддержание падающего курса гривны. На поддержание курса гривны, по оценкам, ЦБ страны в ближайшие несколько месяцев может потратить как минимум 2-2,5 млрд. долл.

Чтобы предотвратить дефолт, правительству надо срочно изыскать, по крайней мере, 10 млрд. долл. Переговоры с МВФ о новом займе зашли в тупик. Еще меньше перспектив получить необходимые деньги у Брюсселя. Европейский союз сам находится в состоянии долгового кризиса, дефолт по государственному долгу в любой момент может быть объявлен не только в Греции, но и в ряде других стран Европейского союза. Тогда возникнет «эффект домино», и Европа окажется в еще менее завидном положении, чем Украина.

* * *

Остается вариант договариваться с Россией. Этот вариант логично предполагает вступление Украины в Таможенный союз. Надо иметь в виду, что дефицит торгового баланса Украины образуется в основном на «восточном фронте». Членство в Таможенном союзе позволило бы Киеву восстановить свой торговый и платежный баланс. Во-первых, за счет дополнительных таможенных преференций для экспорта украинских товаров на рынки восточных соседей. Во-вторых, за счет получения Киевом льготных цен по природному газу. Напомним, что для Армении, вступающей в Таможенный союз, Москва снижает цену до 189 долл. за 1 тыс. куб. м.

Уже не приходится говорить о том, что Москва в случае разворота Киева на восток готова обсуждать вопрос о предоставлении Украине как банковских, так и коммерческих кредитов. В том числе в виде отсрочек платежей по поставкам природного газа. Россия – не только главный торгово-экономический партнер Украины, но и ее главный кредитор. В конце ноября президент РФ В. Путин, выступая перед журналистами, сказал, что задолженность по кредитам, которые Газпромбанк, Сбербанк, ВЭБ, ВТБ предоставили украинским банкам, составила в общей сложности 20 млрд. долл. и 280 млрд. руб. Кроме того, Россия внесла предоплату за транзит природного газа по территории Украины до января 2015 года в размере 4 млрд. долларов. Российская Федерация, как неоднократно заявлял президент России, готова обсуждать вопрос о членстве Украины в Таможенном союзе и в Евразийском экономическом союзе и в дальнейшем предоставлять ей как члену этих союзов новые кредиты…

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также