Worker Holding Iron Ore Rock

Россия, Китай и ВТО. О редкоземельных металлах, нефти и «опиумных войнах». I часть

Статья В.Ю. Катасонова от 07.06.2012 об опасностях членства России в ВТО. Несмотря на истекшее время с момента выхода статьи, Запад по-прежнему может использовать описанные автором инструменты для установления контроля над ресурсами России.

Спрашивается: с какой стати Западу потребовалось втягивать Россию в ВТО? К настоящему времени Россия превратилась в страну, экспорт которой почти полностью состоит из энергоносителей и сырья. На долю сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа в общей стоимости российского товарного экспорта в настоящее время приходится около 70%. А ведь еще есть металлы, руды металлов, нерудное сырье, лесоматериалы, сельскохозяйственное сырье и т.п. Все это Запад принимает из России с большим удовольствием и пошлин на импорт сырьевых товаров из России не возводил и не возводит. Ведь корпорациям нужно дешевое сырье.

Что касается барьеров для импорта товаров в Россию, то здесь также особых проблем для западного бизнеса нет. Многие иностранные компании давно уже завоевывают российский рынок изнутри, приобретая наши отечественные предприятия. Таким иностранным компаниям находиться под прикрытием импортных пошлин даже комфортно. Но тем не менее российские власти на протяжении многих лет снижали импортные пошлины, что создавало благоприятные возможности для захвата российского рынка иностранными компаниями, производство которых находится вне территории РФ. Некоторые чиновники цинично заявляют, что фактически Россия уже привела свои пошлины и всякого рода нормы в соответствие с требованиями ВТО. На данном этапе речь, мол, идет лишь о юридических формальностях (ратификация протокола о присоединении РФ к ВТО).

Большинство публикаций по проблемам ВТО в российских СМИ в основном посвящено обсуждению вопросов таможенных пошлин, в меньшей степени – государственного субсидирования экономики. Конечно, это важные, но, на наш взгляд, далеко не главные вопросы. Одна из главных угроз, исходящих от ВТО для России, — угроза установления западным капиталом жесткого прямого контроля над нашими природными ресурсами.

1. Концепция: «природные ресурсы – наследие человечества»

Мы уже неоднократно слышали высказывания разных западных государственных и политических деятелей, которые прямо или намеками проводили простую мысль: некоторые страны обладают большими природными богатствами, но эффективно распорядиться ими не могут. По их мнению, природные богатства – «общее наследие человечества». «Человечество» может (и даже обязано) установить «эффективный контроль» над природными ресурсами тех стран, которые сами не в состоянии осваивать эти ресурсы или темпы освоения этих ресурсов этими странами не устраивают «человечество». В переводе с «птичьего» языка современных политиков «человечество» — транснациональные корпорации (ТНК), а «общее наследие» — природные ресурсы, по недоразумению находящиеся под контролем суверенных государств.

Приведу примеры высказываний. Бывший госсекретарь США  Мадлен  Олбрайт: «Величайшая несправедливость, когда такими землями, как Сибирь, владеет одна Россия» (аналитическая передача «Постскриптум» весной 2005 года). А вот знакомый всем Збигнев Бжезинский: «Для европейцев Сибирь могла бы обернуться тем, чем Аляска и Калифорния, вместе взятыми, стали в свое время для американцев: источником огромных богатств … Чтобы удержать Сибирь, России понадобится помощь, ей не под силу одолеть эту задачу самостоятельно в условиях переживаемого ею демографического спада и новых тенденций в соседнем Китае. Благодаря масштабному европейскому присутствию Cибирь могла бы со временем превратиться в общеевразийское достояние, использование которого происходило бы на многосторонней основе». (З. Бжезинский. «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство»). В книге «Великая шахматная доска» («The Grand Chessboard» 1997) он прямо говорит о расчленении России на три государственных образования. Сибирь с ее природными ресурсами, по Бжезинскому, не должна находиться под контролем Москвы.

Не надо думать, что разговоры об «общем наследии человечества» — новинка конца XX – начала XXI вв., связанная с глобализацией и резким усилением в мире экономического и политического влияния ТНК. Примерно четверть века назад известный наш экономист и публицист А. Цикунов (псевдоним «Кузьмич») писал: «В конце XIX века, с развитием промышленного производства, проблема сырья встала срочно на повестку дня. В 1884 году в Берлине ведущими странами мира был принят «Акт Берлинской конференции», в котором закреплялся принцип эффективной оккупации, суть которого сводилась к тому, что каждая страна обязана была эффективно добывать сырье на своих территориях и пускать его в оборот, а если не позволяли технические средства, то допускать к эксплуатации другие страны и картели» (1). Далее автор продолжает мысль: на основании установок Берлинской конференции «Россия стала объектом совместной эксплуатации международных концернов». Таковы были политические установки Западной Европы.

А вот Америка еще в начале XIX века провозгласила доктрину Монро, согласно которой вся Америка (и Северная, и Южная) с ее природными ресурсами принадлежит Соединенным Штатам, вернее — ее частному капиталу. Известный американский геополитик адмирал Мэхен в 1895 году сделал следующее политическое заявление: «Большая часть мира все еще принадлежит дикарям или же государствам, которые в экономическом или политическом отношениях недоразвиты и из-за этого не в состоянии использовать полный потенциал территорий, которыми они владеют. С другой стороны, у высокоцивилизованных государств накапливаются излишки энергии. Эта энергия в очень близком будущем должна быть направлена на завоевание новых пространств». Вскоре начался выброс «излишков энергии» в виде империалистических войн за раздел и передел международных рынков и захват источников сырья на планете.

2. ВТО как инструмент посягательства ТНК на природные ресурсы России

Уже в годы существования государства Российская Федерация предпринималось несколько попыток поставить под полный контроль Запада наши природные ресурсы. Наиболее известная вылилась в проект многостороннего международного соглашения, получившего название Европейская энергетическая хартия (ЕЭХ). Данное соглашение с участием России призвано было обеспечить западноевропейским корпорациям неограниченный доступ к нашим запасам энергоресурсов (нефть и природный газ). Фактически указанная хартия предусматривала серьезное ограничение суверенных прав России в части, касающейся природных ресурсов. У наших политиков и законодателей хватило благоразумия и силы воли противостоять давлению Запада.

Другая попытка – навязывание России соглашений о разделе продукции (СРП). В основном эти соглашения предполагалось использовать для разработки крупных и крупнейших российских месторождений нефти, природного газа, золота, некоторых других ресурсов. Суверенные права России по распоряжению стратегически важными запасами природных ресурсов в рамках указанных соглашений резко ограничивались (2). Слава богу, в 1995 г. проект федерального закона о СРП был нашими народными избранниками отклонен как откровенно подрывающий суверенитет России над своими природными ресурсами.

Протокол о присоединении России к ВТО – еще одна попытка в том же направлении. Изучение опыта давления стран Запада в рамках ВТО на государства, которые обладают богатыми природными ресурсами, показывает, что это давление осуществляется по двум направлениям.

Во-первых, давление в виде требований ослабить различные ограничения на деятельность иностранных инвесторов, разрабатывающих природные ресурсы в странах-членах ВТО. Принимающие иностранные инвестиции государства могут, в частности, вводить экологические и социальные нормы производственной деятельности. Если эти нормы снижают прибыли ТНК в данной стране, то власти той страны, в которой зарегистрирована корпорация, могут через своего торгового представителя в ВТО требовать ослабления или даже полной отмены этих норм. Пока ТНК не могут напрямую вступать в споры с принимающими государствами, а вынуждены полагаться на механизмы наднационального лоббизма. Однако ВТО не стоит на месте. В ее недрах готовится специальный пакет документов, который предполагает, что ТНК получат право непосредственно (через суд) оспаривать любые законы тех государств, где эти корпорации осуществляют свою производственную, коммерческую и финансовую деятельность. На наших глазах ВТО из организации, занимающейся вопросами международной торговли, превращается в наднациональный центр, разрушающий последние государственные институты по регулированию инвестиций.

Во-вторых, ТНК, будучи основными потребителями природных ресурсов, добываемых в странах периферии мирового капитализма, могут использовать механизмы ВТО для того, чтобы диктовать последним условия поставок природных ресурсов. Например, оспаривать уровень цен, считая их «чрезмерными», «монопольными», «нерыночными». Также диктовать объемы добычи и поставок природных ресурсов на мировой рынок. События вокруг Китая последних лет показывают, что страны Запада начинают активно задействовать этот механизм ВТО.

07.06.2012

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также