24-НОВОРОССИЯ

Российская элита стремится к тому, чтобы восстановление Донбасса финансировали киевские власти

Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров дал интервью в прямом эфире радиостанций «Спутник», «Эхо Москвы», «Говорит Москва».

Высказывания С.Лаврова, согласно которым ДНР и ЛНР должны остаться в составе Украины, прокомментировал в интервью «Русской народной линии» политолог, заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько

В ходе пресс-конференции российскому министру был задан вопрос, почему Россия отказывается признавать Новороссию. Отметив, что «Новороссия – достаточно расплывчатый термин», С.Лавров добавил, что, согласно Минским договоренностям,  «необходимо провести децентрализацию, осуществить конституционную реформу с участием и по согласованию с ДНР и ЛНР». «В наших интересах не растаскивать Украину, а сохранить ее нейтральной, прежде всего, в военно-политическом смысле. Мы же все прекрасно понимаем, что раскол страны означает только одно: тут же с западной стороны (европейской и натовской) будут предприняты попытки сделать Украину антироссийской. Еще раз подчеркну, мы хотим видеть эту страну единой. Но для этого Киев должен выполнить свои обязательства по децентрализации, конституционной реформе», — добавил министр.

Прежде всего, о Новороссии. Новороссия — действительно, понятие не то чтобы расплывчатое, а скорее обширное. Это территория Северного Причерноморья. По большому счету никто никогда границ собственно Новороссии не проводил. Новороссия – это территории, которые попали в состав Российской Империи, а потом уже, соответственно, в состав Украинской Советской Социалистической Республики в результате завоевательных походов Екатерины и разделов Польши. По большому счету — это территории, которые раньше были Диким полем, были не освоены.

Дело в том, что существовало и географическое понятие Новороссии. Но, сейчас, когда говорят о Новороссии, то имеют в виду территорию Северного Причерноморья, те территории, которые вошли в состав Российской Империи в результате завоевательных походов Екатерины II. Существовала Новороссийская губерния, Новороссийское генерал-губернаторство, но в широком смысле под этим термином понимается территория Северного Причерноморья, присоединенная к Российской империи в результате русско-турецких войн в XVIII веке. Поэтому, конечно же, это понятие гораздо более широкое, чем, скажем, понятие Донбасс, а уж тем более понятия Донецкая и Луганская народные республики.

Стремление сохранить единую Украину, высказываемое Лавровым на словах, отражает, во-первых, характер его работы, работы дипломатом, который призван всегда апеллировать к действующим соглашениям, нормам, документам, определенным гарантиям и т.д. Во-вторых, это отражает в определенной степени нежелание руководства брать на содержание эти республики. Дело в том, что признание Южной Осетии и Абхазии в значительно степени повлекло за собой не только сепарацию этих республик от Грузии, но и значительные вливания со стороны Российской Федерации. Сейчас российские элиты стремятся к тому, чтобы все-таки финансировали восстановление Донбасса или хотя бы его функционирование нынешние киевские власти. Как бы то ни было, но это действительно люди, которые являлись гражданами Украины, это люди, которые входили в пенсионную систему и систему образования Украины и т.д.

С другой стороны, Лавров заметил, что Украина должна децентрализоваться, по сути, федерализоваться, она должна провести ряд конституционных реформ и соответствовать всем Минским соглашениям, достигнутым в 2015 году. Но на практике это означает, что, вполне вероятно, Украина будет впоследствии обвинять именно Россию в том, что она не выполняла эти соглашения. И уже в этом случае Россия может с полным основанием оказать поддержку Донецкой и Луганской народным республикам всеми доступными средствами и, по ее мнению, необходимыми для этого. Сейчас мы видим, что ни один пункт Минского соглашения фактически не соблюдается. На Пасху начались боевые действия, да и перед этим они не были прекращены, а сведены, скорее, к режиму низкой интенсивности. Мы видим, что наблюдались атаки на аэропорт, на Широкино, на Спартак и т.д. Подвергался обстрелу Донецк, согласно одному из имеющихся у меня свидетельств, на Донецк было обрушено огромное количество снарядов. Какое же это перемирие и какой же это отвод тяжелой техники?

Но Россия всегда пытается вести дипломатическую игру таким образом, чтобы была очевидна всему миру несостоятельность обещаний украинского руководства, грубейшее нарушение со стороны именно украинского руководства всех Минских соглашений. Даже при полной монополии информации на Западе невозможно скрыть этот факт от широких слоев общественности. Даже в западноевропейских странах проходят демонстрации людей, которые поняли, что украинское руководство является зачинателем гражданской войны и уничтожает мирных жителей на Донбассе. Даже в Швейцарии проходили демонстрации в пользу Донбасса и русских людей, которые там живут.

Поэтому всегда, когда вы слушаете выступления Лаврова, учитывайте, что он дипломат. Дипломатия — это мощный инструмент, но он, к сожалению, не универсален. Максимум из того, что могла сделать российская дипломатия, был достигнут в соглашениях «Минск-2». Это была попытка заморозить конфликт: прекратить огонь, отвести вооружение, чтобы сесть дальше за стол переговоров и прийти к каким-то соглашениям. Это была попытка подтолкнуть украинское руководство к реформированию своей собственной страны с тем, чтобы можно было сесть за стол переговоров с представителями Донбасса. Но, как мы видим, этого сейчас не получается. Эти инструменты достигли максимальной своей мощности, они не могут сделать из киевских политиков людей самостоятельных, независимых от США и других стран, которые оказывают влияние на Украину в деле реализации своих геополитических интересов. К сожалению, российские дипломаты не могу прекратить боевые действия.

Я думаю, что Лавров, конечно, высказывает, во-первых, те пожелания, которые соответствуют стремлениям российской стороны, а во-вторых, те пожелания, которые соответствуют мировоззрению и точке зрения на будущее Украины жителей Донбасса. Но, я думаю, что и Лавров, и другие российские политики и представители элит прекрасно понимают, что никакая настоящая конституционная реформа на Украине невозможна. В лучшем случае, это будет имитация, на которую Донбасс не пойдет. А в Минских соглашениях очень четко сказано, что все шаги, все реформы должны согласовываться с представителями Донбасса. Поэтому то, что говорил Лавров о конституционной реформе, может означать не только последовательность выполнения Минских соглашений, но и констатацию через некоторое время того факта, что Украина не выполняет эти соглашения.

Существуют понятия «акривия» и «икономия», когда есть более жесткий подход и, наоборот, более снисходительный. Можно было бы еще каким-то образом отнестись более спокойно к тем временным рамкам, которые были установлены. Просто в силу того, что эти рамки установлены дипломатами, которые, возможно, не могли бы учесть все необходимые временные затраты на процессы, которые должны были быть запущены на Донбассе. Но временные рамки всегда можно обговорить дополнительно, всегда можно попросить какую-то отсрочку и т.д. Но если на Донецк обрушиваются десятки тысяч снарядов, здесь речь не идет ни о каких временных рамках. Если я не могу с десятью солдатами вывести 500 танков из области, это вполне понятно. Эта моя просьба об увеличении срока была бы удовлетворена. Но если я разворачиваю танки и обстреливаю мирный город, это не договоренности о расширении временных рамок, это просто нарушение всех соглашений, которые были достигнуты, причем принципиальное нарушение.

Украинскому руководству кажется, что ему выдали универсальную индульгенцию, – оно может нарушать Минские соглашения, а вот Луганск и Донецк – нет. Как только они попробуют их нарушить, их тут же обвинят в срыве Минских договоренностей и начнут против них масштабную военную кампанию.

 

http://ruskline.ru/news_rl/2015/04/23/rossijskaya_elita_stremitsya_k_tomu_chtoby_vosstanovlenie_donbassa_finansirovali_kievskie_vlasti/

Смотрите также