Репарации: кто кому и сколько должен
После таких бурных событий, как присоединение к России Крыма, боевые действия на юго-востоке Украины, экономические санкции Запада против нас, наша страна стала действовать более решительно. Думается, что сейчас в самый раз начинать работу и по подготовке законопроекта о полном покрытии Германией своих репарационных обязательств перед Российской Федерацией.
Вторая мировая стала самой разрушительной в истории человечества. Для СССР ущербы от нее были астрономическими. Надо сказать, работа по оценке ущербов в нашей стране в годы Второй мировой войны была налажена намного лучше, чем в годы Первой мировой войны. 2 ноября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была создана Чрезвычайная Государственная комиссия по ущербам – ЧГК – под председательством Н.М. Шверника. В нее входили академики И.Н. Бурденко. Б.Е. Веденеев, Т.Д. Лысенко, И.П. Трайнин, Е.В. Тарле, летчица В.С. Гризодубова, государственный партийный деятель А.А. Жданов, митрополит Киевский и Галицкий Николай, писатель А.Н. Толстой. Позднее было разработано и утверждено Советом Народных Комиссаров Положение о Комиссии. К ее работе были подключены все без исключения органы государственной власти, в первую очередь на местах, где протоколировались и фиксировались все случаи нанесения ущерба имуществу и дезорганизации хозяйственной жизни. Комиссия не прекращала своей работы ни на один день, вплоть до 9 мая 1945 года, продолжала она свою деятельность и после Дня Победы.
По итогам войны, комиссия опубликовала следующие данные: немецко-фашистские захватчики и их союзники разрушили 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, лишили крова около 25 миллионов человек, уничтожили около 32 тысяч промышленных предприятий, разграбили 98 тысяч колхозов.
Большие потери понесла транспортная система. Было уничтожено 4 100 железнодорожных станций, разрушено 65 тысяч километров железнодорожных путей, 13 тысяч железнодорожных мостов, повреждено и угнано 15 800 паровозов и мотовозов, 428 тыс. вагонов, 1400 судов морского транспорта. Также уничтожено 36 тысяч предприятий связи, 6 тысяч больниц, 33 тысячи поликлиник, диспансеров и амбулаторий, 82 тысячи начальных и средних школ, 1520 средних специальных учебных заведений, 334 высших учебных заведения, 43 тысяч библиотек, 427 музеев и 167 театров…
Грабежом занимались такие известные фирмы, как «Фридрих Крупп и К°», «Герман Геринг», «Сименс Шукерт», «ИТ Фарбениндустри».
Материальный ущерб составил около 30 % национального богатства СССР, а в районах, подвергшихся оккупации, — около 67 %. Народному хозяйству нанесен урон на 679 миллиардов рублей в государственных ценах 1941 года.
Отчет ЧГК был представлен на Нюрнбергском процессе в 1946 году.
Военные и косвенные расходы
Приведенные цифры далеко не исчерпывают всего ущерба. С полным основанием в расчет ущербов должны включаться и военные расходы. С началом Великой Отечественной войны потребовались существенная перестройка всей деятельности финансовой системы СССР, значительное увеличение ассигнований по смете наркоматов обороны и военно-морского флота. На оборону за 1941—1945 гг. было направлено 582,4 млрд руб., что составило 50,8% от общего государственного бюджета СССР за эти годы. От дезорганизации хозяйственной жизни снизился и национальный доход.
Расходы же Советского государства на войну с Германией и Японией, потери доходов, которые в результате оккупации понесли государственные, кооперативные предприятия и организации, колхозы и население Советского Союза, составили не менее 1890 млрд рублей. Общая сумма ущерба СССР за годы войны (прямой ущерб, потери продукции, расходы на военные цели) достигла 2569 млрд рублей.
Только прямой материальный ущерб СССР, по оценкам ЧГК, в валютном эквиваленте составил 128 млрд долл. (тогдашних долларов – не сегодняшних). А общий ущерб, включая косвенные потери и военные расходы, – 357 млрд долл. Для сравнения: в 1944 году валовой национальный продукт (ВНП) США, по официальным данным американского министерства торговли, составлял 361,3 млрд долл.
Общие потери Советского Союза оказались равными годовому валовому продукту Америки!
Ущербы СССР в сравнении с другими участниками войны
Еще до завершения Второй мировой войны было понятно, что именно на СССР легло основное ее экономическое бремя. Уже после войны делались различные расчеты и оценки, которые лишь подтвердили этот очевидный факт. Западногерманский экономист Б. Эндрукс провел сравнительную оценку бюджетных расходов на военные цели основных воюющих стран за весь период войны. Французский экономист А. Клод сделал сравнительные оценки прямых экономических потерь (разрушение и хищение имущества) основных воюющих стран.
Военные бюджетные расходы и прямые экономические ущербы основных воющих стран в период Второй мировой войны, по их оценкам, составил 968,3 млрд долл. (в ценах 1938 г.).
В общей сумме бюджетных военных расходов за период Второй мировой войны семи основных воюющих стран на СССР пришлось 30 %. В общей сумме прямых экономических ущербов пяти стран на СССР пришлось 57%. Наконец, в общей итоговой сумме общих потерь (сумма военных расходов и прямых экономических ущербов) четырех стран на СССР пришлось ровно 50%. Сталин на Ялтинской конференции попал в точку, когда предложил, чтобы половина всех репараций, которые будут возложены на Германию, была бы перечислена Советскому Союзу.
Ялтинские договоренности по репарациям: сталинская щедрость
В то же время Сталин на Ялтинской конференции в феврале 1945 года проявил невероятную щедрость. Он предложил установить общую сумму репараций для Германии в размере 20 млрд долл., предусмотрев, что половина этой суммы (10 млрд долл.) будет выплачиваться Советскому Союзу как стране, внесшей наибольший вклад в Победу и пострадавшей больше всех из антигитлеровской коалиции. С некоторыми оговорками Ф. Рузвельт и У. Черчилль согласились с предложением И. Сталина, о чем свидетельствует стенограмма Ялтинской конференции. 10 млрд долл. – это примерно сумма помощи США Советскому Союзу по программе ленд-лиза в годы Второй мировой войны. 10 млрд долл. при тогдашнем золотом содержании валюты США (1 долл. = 1/35 тройской унции) были эквиваленты 10 тысячам тонн золота. А все репарации (20 млрд долл.) – 20 тысячам тонн золота. Получалось, что СССР соглашался лишь на неполные 8 процентов покрытия своих прямых ущербов с помощью немецких репараций. А по всем ущербам покрытие составляло 2,8%. Итак, предложения по репарациям, озвученные в Ялте, можно действительно назвать щедрым жестом Сталина.
Как цифры Ялтинской конференции контрастируют с теми гигантскими суммами репараций, которые страны Антанты (без России) возложили на Германию на Парижской конференции в 1919 году!
По итогам Первой мировой был заключен мирный договор, по которому была определена сумма репараций: 269 миллиардов золотых марок — эквивалент примерно 100 тысячам (!) тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем и Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия в 1921 году сократила сумму до 132 млрд долл., т.е. примерно в два раза. Основные квоты в рамках этой суммы имели следующие страны: Франция (52%); Великобритания (22%), Италия (10%). Опуская многие детали истории репараций времен Первой мировой войны, отметим, что Гитлер, придя к власти, в 1933 году, полностью прекратил выплаты репараций. Те репарации, которые Франция и Великобритания получали от Германии, направлялись преимущественно на погашение их долгов перед Соединенными Штатами. Напомним, что США в результате Первой мировой войны превратились из должника в крупнейшего кредитора. Главными должниками США были именно Франция и Великобритания, сумма долга — около 10 млрд долл. До конца 1932 года эти страны успели выплатить Америке 2,6 млрд долл., причем 2 млрд долл. – репарационными деньгами.
Подходы СССР и союзников к решению репарационного вопроса
Уже после Второй мировой и образования в 1949 году Федеративной Республики Германия главы МИД США, Англии и Франции обязали её вернуться к выплате долгов по Версальскому договору. Новые репарационные требования как бы накладывались на репарационные претензии уже далекой Первой мировой войны. Сумма репарационных обязательств Германии на тот момент была определена в 50 млрд долл., причем США, Великобритания и Франция исходили из того, что погашение обязательств будет осуществляться поровну восточной и западной частями Германии. Такое решение принималось без согласования с СССР.
В 1953 году, согласно Лондонскому договору, потерявшей часть территории Германии было разрешено не платить по процентам вплоть до объединения. Объединение Германии 3 октября 1990 года повлекло за собой «реанимацию» её репарационных обязательств по Версальскому договору. На то, чтобы погасить долги, Германии было отпущено 20 лет, для чего стране пришлось взять двадцатилетний кредит в 239,4 миллиона марок. Бедная Германия завершила выплату этих репараций своим ближайшим союзникам лишь в конце 2010 года. Высокие отношения! Как это разительно отличается от политики СССР, который уже через несколько лет после окончания Второй мировой войны отказался от репараций со стороны Румынии, Болгарии и Венгрии, которые вошли в состав социалистического лагеря. Даже Германская Демократическая Республика вскоре после своего образования полностью прекратила репарационные перечисления Советскому Союзу. Это было зафиксировано специальным соглашением между ГДР, с одной стороны, и СССР и Польской Народной Республикой (ПНР) – с другой (полное прекращение репараций с 1 января 1954 г.).
Кстати, по итогам Первой мировой войны у нас никаких требований к Германии не было. Первоначально (по Версальскому мирному договору) в числе получателей репараций была и Россия. Однако в 1922 году в Рапалло (на сепаратной встрече, которая проходила параллельно с международной экономической конференцией в Генуе) мы заключили соглашение с Германией об отказе от репараций в обмен на отказ от претензий немецкой стороны в связи с национализацией германских активов в России. Согласно некоторым источникам, Советская Россия отказалась от репараций на сумму, эквивалентную 10 млрд руб.
Возвращаясь к вопросу о сталинской щедрости, следует отметить, что причины ее Сталин не скрывал. Он не хотел повторения того, что произошло в Германии и Европе после подписания Версальского мирного договора. Фактически этот документ загонял Германию в угол и «программировал» движение Европы ко Второй мировой войне.
Участвовавший в обсуждении вопросов репараций на Парижской мирной конференции 1919 года известный английский экономист Джон Кейнс (чиновник министерства финансов) заявил, что установленные для Германии репарационные обязательства превышают ее возможности не менее, чем в 4 раза.
Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, тогдашний заместитель министра иностранных дел СССР А.Я. Вышинский разъяснял суть советской репарационной политики: «Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы».
Щадящий подход Советский Союз применял и в отношении других стран, воевавших на стороне Германии. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу репарации на сумму 100 млн долл., что составляло не больше 4-5% прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу.
Принцип щадящего подхода к определению объема репараций дополнялся еще одним важным принципом советской политики. А именно, принципом преимущественного погашения репарационных обязательств продукцией текущего производства.
Второй принцип формулировался с учетом уроков Первой мировой войны. Напомним, что репарационные обязательства, возложенные на Германию после Первой мировой войны, были исключительно денежными, причем в иностранной валюте. В этой ситуации Германии приходилось развивать те производства, которые были ориентированы не на насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами, а на экспорт, с помощью которого можно было получить необходимую валюту. А кроме того, Германия вынуждена была обращаться за кредитами для выплаты очередных траншей репараций, что загоняло ее в долговую кабалу. Повторения этого СССР не хотел. В.М. Молотов на заседании Совета министров иностранных дел 12 декабря 1947 года разъяснял советскую позицию: «Из западных зон не производится никаких текущих репарационных поставок, но промышленность в англо-американской объединённой зоне достигает всего 35 процентов от уровня 1938 г. Из советской зоны в Германии производятся текущие репарационные поставки, и промышленность здесь уже достигла 52 процентов от уровня 1938 г. Таким образом, промышленный индекс советской зоны, — хотя здесь более сложные условия для восстановления промышленности, — в полтора раза выше, чем промышленный индекс англо-американской зоны. Из этого видно, что репарационные поставки не только не мешают восстановлению промышленности, но, наоборот, содействуют этому восстановлению». Предусматривалось, что Советскому Союзу из западных оккупационных зон будет передано 25% оборудования, пригодного к использованию. При этом 15% будет передаваться в обмен на поставки товаров, а еще 10% — безвозмездно. Как отмечает Михаил Семиряга, из 300 предприятий в западных оккупационных зонах, запланированных к демонтажу в пользу СССР, к весне 1948 года было фактически демонтировано лишь 30.
Репарационный вопрос в условиях «холодной войны»
Напомним, что на Ялтинской конференции принцип немонетарного характера репараций был согласован руководителями СССР, США, Великобритании. На Потсдамской конференции наши союзники еще раз его подтвердили. А вот позднее, начиная с 1946 года, они начали его активно торпедировать. Впрочем, они торпедировали и другие договоренности, относящиеся к репарациям. Так, еще на Потсдамской конференции союзники СССР согласились, что покрытие репарационных обязательств Германии будет частично осуществляться за счет поставок продукции и демонтажа оборудования в западных оккупационных зонах. Однако союзники чинили нам препятствия в получении товаров и оборудования из западных оккупационных зон (было получено всего несколько процентов от запланированного объема). Союзники также препятствовали нам в получении доступа к германским активам на территории Австрии.
Объявление Западом «холодной войны» против СССР в 1946 году привело к тому, что единого союзнического механизма взимания репараций и их учета создано не было. А с созданием в 1949 году Федеративной республики Германии (на базе западных оккупационных зон) возможность получения Советским Союзом репарационных возмещений из западной части Германии окончательно исчезла.
Сколько же репараций получил СССР?
Конкретная общая цифра репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, после Ялтинской конференции больше не фигурировала, в том числе в документах Потсдамской конференции. Поэтому вопрос о репарациях до сих остается достаточно «мутным». После Второй мировой войны – по крайней мере, для Федеративной Республики Германии – не было репарационных положений, схожих с Версальским договором. Не было зафиксированных документально общих репарационных обязательств Германии. Не удалось создать эффективного централизованного механизма взимания репараций и учета выполнения репарационных обязательств Германией. Страны-победители удовлетворяли свои репарационные претензии за счет Германии в одностороннем порядке.
Сама Германия, если судить по заявлениям некоторых ее официальных лиц, не знает точно, сколько она выплатила репараций. Советский Союз предпочитал получать репарации не в денежной, а в натуральной форме.
По данным нашего историка Михаила Семиряги, с марта 1945-го в течение одного года высшие органы власти СССР приняли почти тысячу решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Плюс еще примерно тысяча заводов была перевезена в Союз из Маньчжурии и даже Кореи. Цифры внушительные. Но все оценивается в сравнении. Мы выше привели данные ЧГК, что только количество промышленных предприятий, подвергнувшихся разрушению в СССР немецко-фашистскими захватчиками, составило 32 тысячи. Количество демонтированных Советским Союзом предприятий в Германии, Австрии и Венгрии составило менее 14%. Кстати, по данным тогдашнего председателя Госплана СССР Николая Вознесенского, за счет поставок трофейного оборудования из Германии было покрыто лишь 0,6% прямого ущерба Советскому Союзу.
Кое-какие данные содержатся в документах Германии. Так, по сведениям министерства финансов ФРГ и федерального министерства внутригерманских отношений, на 31.12.1997 изъятие из советской оккупационной зоны и ГДР до 1953 года составило 66,4 млрд марок, или 15,8 млрд долл., что эквивалентно 400 млрд современных долларов. Изъятия совершались как в натуральной форме, так и в денежной.
Основными позициями репарационных перемещений из Германии в СССР были поставки продукции текущего производства германских предприятий и денежные выплаты в различных валютах, включая оккупационные марки.
Репарационные изъятия из советской оккупационной зоны в Германии и ГДР (до конца 1953 года) составили 66,40 млрд герм. марок (15,8 млрд долл. при курсе 1 долл. США = 4,20 м).
В 1945 – 1946 гг. достаточно широко использовалась такая форма репараций, как демонтаж оборудования германских предприятий и его отправка в СССР.
Этой форме репараций посвящена достаточно обширная литература, изъятия оборудования детально документированы. В марте 1945 в Москве создали Особый комитет (ОК) Государственного комитета обороны СССР под председательством Г.М. Маленкова. В ОК входили представители Госплана, Наркомата обороны, наркоматов иностранных дел, обороны и тяжёлой промышленности. Координировал всю деятельность комитет по демонтажу военно-промышленных предприятий в советской зоне оккупации Германии. С марта 1945-го по март 1946-го приняли 986 решений о демонтаже более 4000 промышленных предприятий: 2885 из Германии, 1137 — немецких предприятий Польши, 206 — Австрии, 11 — Венгрии, 54 – Чехословакии. Демонтаж основного оборудования осуществлён на 3474 объектах, изъято 1 118 000 единиц оборудования: металлорежущих станков 339 000 штук, прессов и молотов — 44 000 штук и электромоторов — 202 000 штук. Из чисто военных заводов в советской зоне демонтировали 67, уничтожили — 170, переоборудовали для выпуска мирной продукции — 8.
Однако роль такой формы репараций, как изъятие оборудования была не очень значительной. Дело в том, что демонтаж оборудования вел к прекращению производств в восточной части Германии и росту безработицы. С начала 1947 года эта форма репараций была быстро свернута. Вместо этого на базе 119 крупных предприятий восточного сектора оккупации было создано 31 акционерное общество с советским участием (советское акционерное общество – САО). На САО в 1950 г. приходилось 22% промышленного производства ГДР. В 1954 году САО были безвозмездно переданы Германской Демократической Республике.
Есть смысл провести учет полученных репараций
Оценки репарационных перемещений в пользу СССР после Второй мировой войны содержатся также в работах ряда западных экономистов. Как правило, цифры не сильно отличаются от тех, которые предоставило правительство ФРГ. Так, американский экономист Питер Либерман констатирует, что подавляющая часть репараций в пользу СССР странами Восточной Европы осуществлялась в виде поставок продукции текущего производства (около 86% по всем странам). Примечательно, что некоторые страны Восточной Европы осуществляли репарационные трансферты в пользу СССР и при этом были получателями советской помощи. По отношению к общему объему репараций всех шести стран советская помощь составила около 6%. На Германскую Демократическую Республику пришлось 85% всех репарационных перемещений из Восточной Европы в СССР.
А как выглядели репарационные трансферты Советскому Союзу на фоне репараций западным странам? Статистика репараций Западу крайне размытая. В первые годы после войны США, Великобритания и Франция делали упор на вывоз из своих зон оккупации угля и кокса. Также очень активно вырубались леса и вывозилась древесина (как обработанная, так и необработанная). Примечательно, что большая часть поставок леса и угля не засчитывалась в качестве репараций. Из западных зон было демонтировано и вывезено оборудования на сумму 3 млрд марок (около 1,2 млрд долл.). Также США, Великобритания и Франция захватили золото общим объемом 277 тонн (эквивалентно почти 300 млн долл.), морские и речные суда общей стоимостью 200 млн долл. Под контроль союзников по антигитлеровской коалиции перешло зарубежных авуаров Германии на сумму 8 – 10 млрд марок (3,2 — 4,0 млрд долл.). Изъятие германских патентов и технической документации Соединенными Штатами и Великобританией оценивается еще примерно в 5 млрд долл. Оценивать объем репараций западными странами трудно, поскольку многие изъятия (особенно патентов и технической документации) осуществлялись без официальных регистраций и учетов и в статистику репараций не входили. В советской печати встречались оценки общих сумм репарационных перемещений из Германии в пользу западных стран намного превышающих 10 млрд долл.
Думается, что существующая на сегодняшний день «невнятность» вопроса того, насколько Германия исполнила свои обязательства перед СССР, недопустима. Нам есть смысл провести учет полученных репараций.
Для начала надо провести работу по выявлению необходимых документов в архивах наших российских ведомств. Прежде всего, в архиве МИДа и Минфина.
Тезис о том, что Германия, мол, сполна заплатила России за ущербы в годы Второй мировой войны, мягко говоря, сомнителен. Конечно, если сравнивать с той цифрой репараций в пользу Советского Союза, которую озвучил Сталин на Ялтинской конференции (10 млрд долл.), то Германия даже перевыполнила план. А общий объем репараций стран Восточной Европы в пользу СССР, как мы видим, оказался в два раза больше, чем Сталин просил в начале 1945 года. Но если сопоставлять фактические репарации с оценками ущерба, сделанными ЧГК, то картина выглядит совсем по-другому. Если брать за основу данные министерства финансов ФРГ, то выплаченные Германией репарации составили 12,3% величины прямых ущербов и 4,4% объема всех ущербов, понесенных Советским Союзом от Германии и ее союзников в годы Второй мировой войны.
Напомним, что озвученная на Ялтинской конференции цифра репараций в 10 млрд долл. не стала официальной. Конкретные условия выплат репараций Германией и ее союзниками по Второй мировой войне обсуждались достаточно долго в рамках постоянно действующего Совета министров иностранных дел главных стран-победительниц (он функционировал до конца 1940-х гг.). Общие суммы репараций для Германии, как мы отметили выше, не были установлены.
Что касается ее союзниц во Второй мировой войне, то тут картина более внятная. В 1946 году в Париже была проведена конференция стран-победительниц, на которой были определены условия мирных договоров этих стран с пятью государствами – союзниками фашистской Германии (Италией, Венгрией, Болгарией, Румынией, Финляндией). Было подписано большое количество двухсторонних мирных договоров государств-победителей с пятью выше перечисленными государствами. Они получили название Парижских мирных договоров, которые вступили в силу одновременно – 15 сентября 1947 г. Каждый двухсторонний договор содержал статьи (раздел) о репарациях. Например, двухсторонний договор СССР – Финляндия предусматривал, что последняя обязалась возместить убытки, нанесённые Советскому Союзу (300 млн долларов), и возвратить ценности, вывезенные с советской территории. Советско-итальянский договор предусматривал репарационные платежи Италиеи в пользу СССР в размере 100 млн долл.
Опуская многие любопытные детали реального выполнения условий соглашений, которые подписывались со странами-участницами фашистского блока, отметим, что лишь Финляндия в полном объеме выполнила все свои репарационные обязательства перед странами-победительницами. Италия репарации полностью не выплатила. Таково мнение экспертов.
Что касается Венгрии, Румынии и Болгарии, то указанные страны после войны встали на путь социалистического строительства, а в 1949 году стали членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Москва великодушно пошла навстречу этим странам и отказалась от своих требований по репарациям.
После 1975 года, когда был подписан Хельсинкский акт, к теме репараций времен Второй мировой войны уже не возвращались. Считалось, что этот документ «обнулял» все возможные требования и обязательства государств по репарациям.
Итак, Германия не выполняла свои обязательства по репарациям Второй мировой войны перед СССР в полном объеме. Конечно, можно сказать, что, мол, после драки руками не машут. Дескать, получили от Германии репараций на сумму 16 млрд тогдашних долларов, и на том спасибо. А возвращаться к теме репараций глупо и неприлично. Неприлично по той причине, что и так были достигнуты многочисленные договоренности по послевоенному устройству мира и Европы. С этим тезисом можно было бы согласиться в 70-е или даже 80-е годы прошлого века. Но не в XXI веке, когда Запад вероломно нарушил все договоренности, которые были достигнуты на конференциях в Ялте и в Потсдаме в 1945 году. А также грубо был попран Хельсинкский заключительный акт (1975 год), закрепивший политические и территориальные итоги Второй мировой войны и принципы взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принцип нерушимости границ, территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела иностранных государств.
Кулуарные договоренности о репарациях
Несмотря на решения Совета министров иностранных дел, Хельсинкский акт и другие высокие многосторонние договоренности, некоторые вопросы репарационных требований и обязательств решались и продолжают решаться на двусторонней основе, в кулуарах, без лишнего шума. Речь, прежде всего, идет об Израиле, который без особой огласки «доил» потомков Третьего рейха на протяжении многих лет. Соглашение между Германией (ФРГ) и Израилем о репарациях было подписано 10 сентября 1952 г. и вступило в силу 27 марта 1953 г. (так называемое Люксембургское соглашение). Мол, немецкие «арии» должны искупать репарациями свой грех Холокоста. Кстати, это, наверное, единственный случай в истории человечества, когда соглашение предусматривает выплаты репараций государству, которого не существовало во время войны, породившей репарации. Некоторые даже полагают, что созданием своей экономики Израиль в большей степени обязан немецким репарациям, а не помощи Вашингтона. В период действия Люксембургского соглашения, с 1953 по 1965 год, пунктуально выполненного ФРГ, поставки в счет немецких репараций составляли от 12 до 20 % ежегодного импорта в Израиль. К 2008 году Германия выплатила Израилю в порядке компенсации ущербов жертвам Холокоста репарации на сумму свыше 60 млрд евро. Между прочим, по нашим оценкам (с учетом изменений покупательной способности валюты), сумма репараций, полученных Израилем от Германии за период 1953-2008 гг. приближается к 50% общего объема репараций, полученных Советским Союзом от Германии (1945-1953 гг.).
Вопрос о репарациях времен Второй мировой войны начинает оживать
Уже совсем скоро мы будем отмечать семидесятилетие окончания Второй мировой войны, а тема репараций всплывает то в одной, то в другой европейской стране. В качестве примера можно привести Польшу, которая в начале нынешнего века заявила, что недополучила германских репараций. История достаточно запутанная. Как известно, после Второй мировой войны довольно значительный кусок Третьего рейха отошел к Польше. Миллионы немцев в 1945 году были выселены с территории, которая стала ей принадлежать. Перемещенные немцы и их потомки стали подавать в суды Германии иски с требованием вернуть им собственность (прежде всего недвижимость), оставшуюся на их родине (на юридическом языке это называется правом реституции – восстановлением прав собственности). Следует также обратить внимание на то, что немецкие суды выносили решения в пользу истцов. Для представления интересов таких немцев было создано даже «Прусское общество за возврат собственности». К началу нынешнего века совокупные суммы исковых заявлений и судебных решений по ним уже измерялись миллиардами долларов. Бывшие немецкие собственники оставленного в Польше имущества были особенно воодушевлены тем, что Польша в 1990-е годы одна из первых в Восточной Европе приняла законы о реституции собственности для поляков. Реституция осуществлялась и осуществляется как традиционным способом (возвращение имущества в натуре), так и финансовым. Второй способ предусматривает предоставление государством бывшим собственникам специальных ценных бумаг, которые могут использоваться для приобретения различных активов или превращаться в деньги. На реституцию из казны уже потрачено более 12,5 млрд долл. И еще планируется потратить десятки миллиардов, поскольку число заявок уже превысило 170 тысяч.
Важно подчеркнуть, что право реституции распространяется лишь на поляков. Немцы никаких прав не получили, они продолжают добиваться своих притязаний через суды.
Специалисты утверждают, что именно это обстоятельство и подвигло Сейм Польши поднять в сентябре 2004 года вопрос о германских репарациях, которые якобы не были получены страной в полном объеме. Считается, что это была попытка Польши защититься от германских притязаний. Парламентом страны был подготовлен документ (резолюция), в котором говорится: «Сейм заявляет, что Польша до сих пор не получила достаточных репараций и компенсаций за огромные разрушения, материальные и нематериальные потери, которые были вызваны немецкой агрессией, оккупацией и геноцидом». Депутаты рекомендовали правительству Польши определить, какую сумму должна Германия доплатить за военные преступления вермахта на территории страны, а также передать эту информацию немецким властям. Согласно общепризнанным данным, Польша за годы войны потеряла шесть миллионов человек. С 1939 по 1944 год польская промышленность была практически уничтожена. Варшава и многие другие города Польши также были полностью разрушены. Действительно, суммы полученных Польшей репараций не могли покрыть всех ее ущербов. Возникает лишь вопрос: насколько, с точки зрения международного права, оправданны попытки пересмотреть условия репарационных выплат Германии по истечении почти семидесяти лет? Вот что думает по этому поводу один из польских юристов, опубликовавших статью по вопросу германских репараций в периодическом издании «Речь Посполитая»: «Репарации, например, охватывают, по сути, не все требования, а только вытекающие из «нормальных» военных действий, не из систематического разрушения городов, а такая судьба досталась Варшаве». Кстати, автор этой публикации вообще подводит читателя к выводу: если уж требовать дополнительных возмещений, то не от Германии, а от … России. Поскольку после войны Польша напрямую репарации от Германии не получала. СССР получал репарации с подконтрольных ему территорий, и часть их перечислял Польше.
Впрочем, насколько далеко Польша готова идти в этих своих претензиях, трудно сказать. Не исключено, что заявление Сейма было сделано лишь для того, чтобы умерить реституционный пыл перемещенных немцев и их потомков.
Удивляет лишь то, что вопрос о недоплаченных репарациях «всплыл» после того, как между Польшей и Германией в 1990-1991 гг. был заключен ряд соглашений, которые, как тогда казалось, «закрыли» все встречные претензии двух государств. Уже почти десять лет Польша вопрос репараций не поднимает.
Отчасти это можно объяснить тем, что канцлер Германии А. Меркель в 2006 году публично заявила премьер-министру Польши Я. Качиньскому, что федеральное правительство «не поддерживает частные притязания немцев на возврат их собственности в Польше». После этого усилилась критика А. Меркель внутри Германии, ее обвинили в том, что правительство попирает права человека в стране и вмешивается в те вопросы, которые являются прерогативой судов. Впрочем, нет гарантий того, что в какой-то момент времени Варшава опять не вернется к тему репараций. И на этот раз со своими претензиями она может обратиться уже не к Германии, а к России.
Польша в своих репарационных притязаниях не одинока. В 2008 г. Италия направила иск в Международный суд в Гааге с требованием взыскать с Германии репарации времен Второй мировой войны (удивительно, что иск подала страна, которая воевала на стороне Германии). Этот иск остался без удовлетворения, Гаагский суд встал на защиту Германии, заявив, что требование Италии «нарушает суверенитет Германии».
«Греческий прецедент» как сигнал России
Последней страной, реанимировавшей тему репараций Второй мировой войны, стала Греция. Все хорошо знаем, что эта южно-европейская страна находится в тяжелейшем финансовом положении. Несмотря на недавно (в 2012 году) проведенную беспрецедентную реструктуризацию ее внешнего долга, Греция продолжает оставаться в группе лидеров по относительному уровню суверенного долга. На конец III квартала 2013 года суверенный (государственный) долг всех стран Европейского союза (28 государств) по отношению к их совокупному валовому внутреннему продукту (ВВП) равнялся 86,8%. В Еврозоне (17 государств) этот показатель был равен 92,7%. А в Греции он составил 171,8%, т.е. почти в два раза превышал средний уровень в ЕС. Ситуация для Греции совершенно отчаянная. Дело дошло до того, что рейтинговые агентства и международные организации перевели недавно Грецию из разряда «экономически развитых» в категорию «развивающихся» стран. Первым это сделало агентство MSCI в июне 2013 года. Напомним, что Греция вступила в Европейский союз в 1981 году, тогда страна переживала «экономическое чудо». Греция – наглядное пособие того, что дает членство в «Единой Европе» вновь присоединяющимся странам.
Но речь сейчас не о катастрофическом положении Греции, а о том, что в поисках путей выхода из своих тупиков правительство страны подготовило требование к Германии о выплате ей репараций по итогам Второй мировой войны.
К требованию приложено развернутое обоснование. Греция не отрицает, что получила от Германии в свое время определенные суммы репараций. Первый «транш» репараций был получен в конце 40-х-начале 50-х гг. прошлого века. Основная часть репарации того времени – поставки промышленной продукции. В первую очередь, станков и оборудования. Их было поставлено на общую сумму 105 млн марок (примерно 25 млн долл.). В современных ценах это эквивалентно 2 млрд евро.
Второй «транш» репараций пришелся на 60-е гг. прошлого века. 18 марта 1960 года Греция и федеральное правительство заключили договор, согласно которому 115 миллионов марок направлялись греческим жертвам режима нацистов. Эти выплаты были привязаны к отказу греков от дополнительных требований индивидуальных компенсаций. Однако сегодня Греция полагает, что двух «траншей» репараций оказалось недостаточно для покрытия всех ущербов, нанесенных Греции фашистской Германией. Исковое требование по третьему «траншу» было подано Грецией по инициативе тогдашнего премьер-министра страны Йоргоса Папандреу в Международный суд в Гааге в январе 2011 года. На какое-то время про исковое заявление Греции постарались забыть. Тем более, что Греция получила в 2012 году такой щедрый «подарок», как реструктуризация ее внешнего государственного долга.
Но идея взыскания репараций в Греции не умерла. В марте 2014 года президент страны Каролос Папульяс вновь потребовал от Германии репараций за ущерб, нанесенный стране в годы войны. Греческая сторона претендует на 108 млрд евро в качестве компенсации за разрушения и 54 млрд евро за выданные Банком Греции займы нацистской Германии, которые, конечно же, возвращены не были. Общая сумма репарационных требований Греции составляет 162 млрд евро. Сумма иска примерно в три раза меньше той оценки ущерба, которую озвучил в начале 2013 года Национальный совет по немецким военным репарациям, возглавляемый ветераном войны, политиком и активистом Манолисом Глезосом (Manolis Glezos). Национальный совет назвал сумму в половину триллиона евро. 162 млрд евро – тоже «неслабо». Чтобы это было нагляднее, представим эту денежную сумму в виде золотого эквивалента. При нынешнем уровне цен на «желтый металл» получается эквивалент 5 – 6 тысяч тонн золота. А Сталин, напомним, в Ялте озвучивал сумму репараций Советскому Союзу, эквивалентную 10 тысячам тонн металла.
Следует отметить, что греческая инициатива не прошла незамеченной в других странах Европы. Все внимательно следят за развитием событий. Например, вот что пишет Дмитрий Верхотуров в статье «Греческий прецедент» в «Столетии» о возможном «демонстрационном эффекте» греческой претензии: «Требования репараций Германии вправе выдвинуть, скажем, Кипр, в годы войны оккупированный немцами, или — Италия, которая после падения режима Муссолини также была оккупирована немцами, и на ее территории развернулись бои. Если у Франции дела тоже пойдут не очень хорошо, то и у нее будет возможность истребовать у Германии платежей за оккупацию и разрушения. А Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, Дания? И Великобритания может потребовать оплатить последствия жестоких бомбардировок. Вот Испании трудно будет обосновать свои претензии к Германии, но что-нибудь можно придумать, например, «повесить» на немцев ущерб от гражданской войны (1936 – 1939). Если развитие событий пойдет по «греческому варианту», то за считанные годы от Евросоюза могут остаться одни воспоминания».
Некоторые депутаты Государственной Думы РФ предложили провести ревизию полученных Советским Союзом германских репараций. Однако в техническом отношении задача крайне сложная, да и требующая немалых бюджетных затрат.
Поэтому пока до законопроекта дело не дошло. В связи с «греческим прецедентом» появились интересные публикации в российских СМИ, в которых авторы пытаются самостоятельно оценить, насколько германские репарации помогли нам восстановить разрушенную войной экономику. Павел Пряников в статье «Греция требует с Германии репарации» (Newsland) пишет: «Греческое дело против Германии очень важно для России, которая за ужасы Второй мировой получила от немцев сущие копейки. В общей сложности немецкие репарации в СССР вылились в цифру в 4,3 млрд долларов в ценах 1938 года, или 86 млрд рублей того времени. Для сравнения: капитальные вложения в промышленность в 4-ю пятилетку составили 136 млрд руб.В СССР было передано 2/3 немецкой авиационной и электротехнической промышленности, примерно 50% ракето- и автомобилестроения, станкостроительные, военные и др. заводы. Как утверждает американский профессор Саттон (книга Sutton A. Western technology… 1945 to 1965 – по ней частично и цитируется), репарации позволили примерно на 40% компенсировать утраченным Советским Союзом в войне с Германией промышленный потенциал. При этом вычисления американцев («Бюро стратегических служб» США, от августа 1944 года) о возможных репарациях Советского Союза после победы над Германией показывали цифру в 105,2 млрд долларов того времени – в 25 раз больше, чем в итоге СССР получил от немцев. В нынешних долларах те 105,2 млрд долларов – примерно 2 трлн долларов. За эти деньги, да ещё и руками и головой немецких специалистов (их труд можно было бы зачесть в счёт долга) можно было бы обустроить и весь СССР и тем более нынешнюю Россию. Понятно, что законных способов взыскать эти деньги с немцев, нет. Но постоянное напоминание им о невыплаченном долге могло бы стать хорошим инструментом во внешней политике, позволяя добиваться от Германии уступок по важным вопросам. Другое дело, что Россия в нынешнем состоянии неспособна и на такую игру.
Но будем тогда «болеть» за Грецию – вдруг она покажет пример половине Европы, пострадавшей от немцев во время Второй мировой, как надо бороться за свои интересы и даже получать от такой борьбы материальные дивиденды». Обращу внимание, что процитированная статья писалась в мае 2013 года.
Заключение
Не исключаю, что после попрания Хельсинского акта и перечеркивания всех иных договоренностей по послевоенному международному порядку в Европе может начаться вакханалия взаимных требований репарационного характера. Для этого, между прочим, сегодня так активно переделывается история Второй мировой войны.
Сегодня мир пытаются убедить в том, что решающий вклад в победу над Германией и странами фашистской «оси» внес не СССР, а страны Запада. Следующий шаг в ревизии истории – зачисление Советского Союза в главные инициаторы Второй мировой войны.
А после этого можно и начать предъявлять Российской Федерации, как правопреемнице СССР, репарационные претензии. Мол, СССР не освобождал Европу, а захватывал, порабощал и разрушал. Резюмируя все выше изложенное по теме репараций времен Второй мировой войны, следует признать, что эта тема до сих пор не является «закрытой». Нам следует поднять все документы Чрезвычайной Государственной комиссии по ущербам, материалы Ялтинской и Потсдамской конференции 1945 года, документы Совета министров иностранных дел стран-победительниц, наши двусторонние соглашения Парижского мирного договора 1947 года. А также изучить опыт европейских и иных стран по предъявлению репарационных требований к Германии через многие годы после окончания войны.
Оставить комментарий