15-серые доходы

Расходы граждан берут «под колпак»

Экспертные оценки Председателя РЭОШ Валентина Катасонова и главного научного сотрудника Института экономики РАН Никиты Кричевского в материале Андрея Полунина на сайте Свободная пресса.

Налоговики разрабатывают механизм борьбы с серыми доходами…

 

Российские власти обсуждают возможность контроля за крупными расходами населения. Об этом сообщают«Ведомости». В начале 2000-х от такого механизма отказались, но теперь у налоговиков хватает информации. Поэтому Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) решили бороться с серыми зарплатами, поскольку «надо чем-то наполнять бюджет», рассказали газете шесть федеральных чиновников.

Данных у ФНС для контроля за расходами сегодня действительно достаточно. Например, при постановке автомобиля на учет ГИБДД передает данные налоговикам для начисления транспортного налога. О покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра. Кроме того, они имеют возможность получать сведения о банковских счетах граждан.

Впрочем, использовать эти данные для доначисления НДФЛ физическим лицам не так просто. До 2003 года, напоминает издание, в Налоговом кодексе имелись статьи, по которым налоговики могли контролировать расходы физических лиц. В 1990-е даже была специальная декларация о расходах. Но при этом было совершенно не ясно, как определить, откуда у гражданина доход: купил ли он, допустим, квартиру на деньги, которые занял, или на незадекларированные средства? Именно поэтому наладить контроль за расходами тогда не удалось.

Замминистра финансов Илья Трунин пояснил изданию, что и сегодня переходить к налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов напрямую нельзя. При этом он уточнил, что некоторые механизмы контроля за расходами уже имеются: многие госслужащие и сотрудники госкомпаний декларируют доходы, состояние и крупные расходы. Правда, эта информация пока не используется в налоговом администрировании.

Кроме того, в некоторых случаях НДФЛ с вмененного дохода уже взимается. Например, при продаже недвижимости: если квартира во владении меньше трех лет, налог рассчитывается от кадастровой стоимости независимо от того, какая цена указана в договоре.

В итоге, как отмечают «Ведомости», при учете доходов возможен следующий механизм. Можно обязать граждан декларировать определенные активы раз в год, и, если человек через полгода после отчетности совершил крупную покупку, которая превышает его доходы, можно при проверке смотреть на задекларированные активы.

Издание отмечает, что для начала вводить такие декларации нужно только для узкого круга лиц. После того как налоговики выявят незадекларированные доходы, простым доначислением не обойдется. ФНС должна будет передать данные в правоохранительные органы для выяснения легальности доходов.

Громоздкость процедуры собеседники «Ведомостей» объяснили тем, что «идея очень сырая». Вместе с тем, как представляется, идея для кабмина привлекательная, поскольку дает бюджету дополнительные доходы.

Каковы шансы, что контроль за расходами населения будет введен, как это можно сделать на практике?

— Во всем мире налоговые органы и органы финансового контроля стремятся к тому, чтобы минимизировать или даже полностью ликвидировать наличное денежное обращение, — отмечает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — В этом случае все транзакции отдельных физических лиц становятся видимыми, и гражданам почти невозможно уклоняться от уплаты налогов.

С другой стороны, налоговики стремятся — с точки зрения ведения финансовой отчетности — превратить физическое лицо фактически в лицо юридическое. Во многих странах от граждан уже сегодня требуется декларирование не только доходов, на основе которых идет расчет налогов, но и всего своего имущества.

Эта тенденция хорошо видна на примере новейшего проекта Налогового кодекса Украины, который был написан под диктовку консультантов Международного валютного фонда (МВФ). Этот документ предполагает декларирование не только недвижимого имущества, но и драгоценностей и даже наличных денег. Другими словами, если украинец не задекларировал деньги, которые он хранит под матрацем, и к нему пришли с налоговой проверкой — это его проблемы.

Понятно, что даже на Украине нельзя сегодня полностью ликвидировать наличное денежное обращение. Поэтому авторы кодекса и предусмотрели эту ситуацию: гражданин «незалежной», по их мнению, может хранить наличными любую сумму в любой валюте, но если эта сумма превышает 1 млн. гривен (в пересчете на национальную валюту) — необходимо ее задекларировать, и заплатить с нее налог.

«СП»: — Что мешает ввести в России систему контроля за расходами?

— В свое время Россию спасало от нашествий завоевателей бездорожье. С попытками ввести контроль над расходами ситуация в чем-то схожая. Для успеха нужно оборудовать все матушку-Россию сетью специальных аппаратов для приема к оплате пластиковых карт, а также поставить банковские терминалы во всех торговых точках. Но у нас масштабы страны препятствуют такой модернизации.

Другими словами, установить контроль за расходами россиян мешает именно техническая составляющая. И на мой взгляд, такая ситуация будет сохраняться еще довольно долго, хотя министр финансов РФ Антон Силуанов регулярно сокрушается, что мы якобы «нецивилизованная» страна, поскольку около 25% всей денежной массы в России — это наличные деньги, и с этим пора разобраться.

Характерно, что в качестве примера Силуанов приводит Швецию. Между тем, Швеция является единственной страной в мире, где уже имеются магазины, в которых наличные не принимают. Замечу, что в Европе на протяжении двух последних десятилетий культивировалась идея, что любой магазин должен предлагать клиенту выбор: наличный расчет или безналичный. Но теперь, видимо, дело зашло еще дальше, и примеру Швеции скоро последует вся остальная Европа.

«СП»: — А как осуществляется контроль над расходами в США?

— Все американцы обязаны подать налоговые декларации до 1 апреля, и вы не представляете, в какое возбуждение они от этого приходят, поскольку боятся ошибиться при заполнении финансовой отчетности.

Американцы, на мой взгляд, уже давно находятся «под колпаком» органов финансового контроля. Многие из них не в состоянии заполнить чрезвычайно сложные формы декларации. Потому в США процветает бизнес налоговых консультантов, которые заполняют декларации за хорошую плату.

Я останавливался в Штатах в семье мелких — по американским меркам — бизнесменов. Меня удивило, что мой знакомый при разговорах по телефону что-то всегда старательно фиксировал в блокнот. Оказалось, он классифицировал звонки: этот частный, этот по вопросам бизнеса. Эти сведения также нужно было вносить в налоговую декларацию, в графу издержек по бизнесу, чтобы получить налоговые льготы.

Силуанов, видимо, именно такую модель считает идеалом.

«СП»: — Эта модель сулит ощутимый выигрыш бюджету?

— Эту модель «хозяева денег» — международные банковско-финансовые круги — разработали не для того, чтобы помочь России решить проблему с дефицитом бюджета. Ее придумали, чтобы поместить весь мир в условный электронно-банковский концлагерь. По большому счету, речь идет не о финансах, а об установлении тотального контроля над людьми.

Не дай Бог, чтобы и мы дошли до такого. В тех же США налоговую службу граждане боятся куда сильнее, чем, скажем, ФБР. Там очень легко получить штраф или даже тюремное заключение за неверные сведения, указанные в налоговой декларации.

Думаю, оговорка российских чиновников, что «идея сырая», связана с опасениями, что россияне воспримут эту инициативу в штыки.

Я же считаю, что нашим чиновником и налоговикам надо бы заняться другим — установлением контроля за сотнями миллиардов долларов, которые российские олигархи и корпорации держат в офшорах. Именно в этом направлении, на мой взгляд, находятся реальные источники пополнения бюджета России…

— Много лет подряд все российское общество буквально умоляло государство усилить контроль за расходами наиболее состоятельных граждан, — напоминает профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. — Ситуация чудовищного расслоения, при которой 1% супербогатых кичится перед 99% бедных, не устраивала никого. В итоге государство сделало ряд шагов в этом направлении, и я не считаю, что такой контроль бьет по интересам простых россиян.

Напомню, в нынешней системе контроля за крупными покупками имущественный вычет не предоставляется при покупке товара стоимостью до 250 тысяч рублей. Это значит, что все ваши расходы до указанной суммы не подпадают под какой-либо контроль. А в 250 тысяч рублей укладывается, я думаю, 99% всех покупок сограждан.

Замечу, что вся необходимая материально-техническая база для контроля за крупными покупками уже создана, и вступит в действие, в основном, в 2017 году. Речь идет о том, что все крупные покупки через кассовую технику будут автоматически учитываться по базе налоговиков. А уже сегодня налоговики имеют доступ к базам коммерческих банков — например, к базам купли-продажи валюты, — и давно «законнектились» с базами Росфинмониторинга и Росреестра.

Другими словами, отследить крупные покупки для налоговиков уже сегодня труда не составляет. Достаточно поставить соответствующий фильтр в программе, — как мы это делаем, когда, например, узнаем свою задолженность перед налоговыми органами или перед ГИБДД, — и спустя короткое время налоговый инспектор получает всю информацию о недобросовестных налогоплательщиках на подотчетной территории.

Поэтому разговоры о контроле над расходами не имеют, я считаю, отношения к подавляющему большинству российских граждан. С моей точки зрения, налоговым органам вообще нет смысла отслеживать суммы ниже 1 миллиона рублей: происхождение этого миллиона любой россиянин — при наличии средней зарплаты около 30 тысяч рублей в месяц, — может объяснить простым накоплением, и какие-либо претензии к нему предъявить едва ли удастся.

Есть еще важный момент. Общая сумма сборов по НДФЛ превышает 2,5 трлн. рублей в год. А вот сумма, которая доначисляется в процессе проверок налогоплательщиков, составляет всего 0,1% от всей суммы сборов. Это говорит о двух вещах. Во-первых, наши граждане весьма щепетильны при подготовке и подаче налоговых деклараций. Во-вторых, суммы доначисляемых средств несопоставимы с затратами на налоговые проверки. С учетом сказанного, кабмину просто нет смысла заморачиваться с широкой кампанией по контролю над расходами граждан…

 

http://svpressa.ru/economy/article/152467/

 

Смотрите также