Ключевые слова: диалектика, глобализация, социализм, геополитика, мироустройство, победа, капитализм, коэволюция, развитие, цивилизация, кризис, причины, следствия.
Аннотация: Человечество за свою многовековую историю выработало и ввело в практику две основные общественно-политические формации: капитализм и социализм с различными национальными и историческими особенностями. Сегодня в мире господствует уходящий с политической арены, но еще жизнеспособный капитализм, основанный на деньгах, силе и лжи.
Глубокий кризис капитализма, его исчерпанность признают даже самые преданные его адепты. Но и потерпевший поражение мировой социализм не восстановился. На глобальном уровне сегодня некому противостоять капитализму. В результате нарушен баланс стратегических сил, обеспечивающий мировое равновесие после Второй мировой войны. Что привело к турбулентности и росту напряженности между центрами силы. В ситуации неопределенности капитализм стал диктовать свои условия и порядки миру.
Анализу причин живучести капитализма и историческим перспективам социализма, а также возможности третьего пути, посвящена данная статья.
Satleykin Pavel Ivanovich,
candidate of legal sciences,
retired police colonel, combat veteran.
Exit from the capitalist system is the main condition for the revival of Russia
Key words: dialectics, globalization, socialism, geopolitics, world order, victory, capitalism, co-evolution, development, civilization, crisis, causes, consequences.
Annotation: Over its centuries-long history, humanity has developed and put into practice two main socio-political formations: capitalism and socialism with different national and historical characteristics. Today the world is dominated by capitalism, which is leaving the political arena, but still viable, based on money, force and lies.
The deep crisis of capitalism and its exhaustion are recognized even by its most devoted adherents. But the defeated world socialism did not recover. At the global level today, there is no one to resist capitalism. As a result, the balance of strategic forces that ensured global balance after World War II was disrupted. Which led to turbulence and increased tension between centers of power. In a situation of uncertainty, capitalism began to dictate its terms and orders to the world.
This article is devoted to an analysis of the reasons for the survivability of capitalism and the historical prospects of socialism, as well as the possibility of a third way.
Диалектический подход к пониманию общественно-политической формации в контексте цивилизационного развития
Цивилизационный процесс развивается по диалектическим законам, познать которые до конца невозможно. Духовные же законы наукой почти не исследованы. Отсюда ошибки и заблуждения, неверный выбор, приведшие к глобальным кризисам. Постепенно, в ходе развития, рациональное стало вытеснять идеальное. Логика победила мораль, а разум – веру. Социальная энергия людей все больше направляется на достижение и накопление материальных благ, улучшение условий существования (комфорта). Христианский тезис: «Человек человеку Бог» трансформировался в атеистический (материалистический) антитезис: «Человек человеку рознь» (а зачастую и волк).
Человек признается самостоятельной монадой, а мир сосредоточением монад, замкнутых вокруг человека. В Универсум человек входит как самостоятельная сущность [1]. От Лейбница и пифагорейцев-платоников пошла линия материализма.
Но, кроме человека, есть еще общность (социум), государство, природа, вселенная, в которые тоже включен человек. Ведущая роль человека еще не означает его первичности. Человек не творец природы и не ее законодатель, поскольку не способен, например, управлять стихийными процессами. Далеко не все законы нами охвачены и изучены. Соответственно, люди не могут определить всю глубину причинно-следственных связей, и, тем более, первопричину. Об этом свидетельствует состояние окружающей среды и общественных нравов. Эволюция качественно не улучшила человека, не прибавила добра и не уменьшила количества зла. Совершенствуются лишь общественные отношения, развивается техника и технология.
К. Маркс убедительно показал, что естественным и высшим этапом развития производительных сил и производственных отношений является капитализм. Но внутри капитализма зреет и пробивается наружу более прогрессивное общество – социализм, который, развиваясь сам в себе, создает венец социальной эволюции – коммунизм, как царство свободы, преодолевшее необходимость. О коммунизме говорить преждевременно, но социализм стал политической реальностью. В России победила социалистическая революция, а, в последующем, была образована мировая система социализма, которая, однако, не удержалась на большом историческом пути.
Почему же капитализм взял реванш, а социализм легко уступил ему дорогу? Все дело в несовершенстве самой человеческой природы, стремящейся лишь к материальному благополучию. Капитализм стал ловцом человеческих душ, расковал пороки, дал почву смертным грехам: гордыне, жадности, зависти. Каков человек, таково и созданное им сообщество. Отвернувшись от Создателя, человечество стало жить своим умом, по стихиям мира. А «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:1-4). Обмирщение человечества, десакрализация сознания — вот причина всех наших проблем и бед. Раскрепощенное от страха Божьего человечество стало развиваться в сторону расширения свободы, а не преобразования души к лучшему и укрепления нравов. Именно от упадка нравственности гибли мировые империи и великие государства [2].
Капитализм стал апофеозом человеческих амбиций и пороков. Капитализм вышел из материалистической доктрины преобразования мира в угоду человеку. Основными мотивациями капитализма являются необузданное потребление, обогащение за счет других, лукаво прикрываемые конкуренцией и экономической свободой. Беспощадная эксплуатация человека человеком заложена в саму основу капитализма, что неизбежно ведет к цивилизационному тупику и деградации всех основ жизни.
Все проблемы современности – следствие исключительно материалистического понимания хода истории и социальных процессов [3]. Материалистический метод познания дает неполную, фрагментарную картину мира, в то время как первопричина и движущие силы лежат в области метафизики, глубинных основах человеческого бытия, о чем будет сказано ниже в соответствующем контексте.
Капитализм – чужеродное тело России
Особо опасен капитализм для ментально несовместимой с ним России. Он полностью противоречит смыслам и кодам Русского мира. Но, несмотря на это, буржуазные основы государственности в России сохраняются. Капитализм продолжает отравлять сознание народа, разрушать национальные и общественные устои. Но власть всячески пытается «очеловечить» капитализм, придать ему социальную направленность и национальную ориентацию. Однако от этого хищническая природа капитализма не изменится. У капитализма нет и не может быть Родины, страна для него — территория добычи. Капитализму тесно в национальных и государственных рамках. Его пространство — весь мир, а стихия — завоевание, приобретение, экспансия. Государство и капитализм враждебны друг другу. Это не тот случай, когда противоположности сходятся и создают новое качество. Из одного источника не может течь одновременно чистая и грязная вода.
Не может быть эффективным государство, сажающее на свою почву чужие (ядовитые) семена, уничтожающие национальные ценности, столпы русской жизни: соборность (коллективизм), имперскость, державность, народность. Почувствовать «вечный зов истории» в текущий момент времени — и есть высшее политическое искусство, которым действующая власть не обладает. Не чувствует этого и народ, погруженный в бытовые и текущие проблемы. Сегодня в России нет сил, обладающих достаточным историческим и национальным мышлением. И это, пожалуй, главная проблема страны.
Внутренняя политика направлена на удержание власти и частной собственности, сохранение привилегий правящей элиты. Государство перестало выполнять патерналистские (отеческие) функции заботы о гражданах. Гражданам, в свою очередь, нет оснований доверять такому государству. Взаимное отчуждение гражданина, общества, государства особенно опасно, когда страна находится во враждебном окружении, и в одиночку борется с силами мирового зла.
Проблемы России (коррупция, дезорганизация, отсутствие исполнительской дисциплины, враждебные действия «пятой колонны») особо остро обнажились в ходе проведения СВО. Страна оказалась не готова к решению задач высшей сложности. Кланово-олигархический капитализм на это не способен, а альтернатива ему, социализм — серьезно ослаблен. В результате, мелькают одни и те же лица (в т.ч., предавшие социализм), используются поверхностные методы и подходы, ничего не изменяющие по существу. Но и оппозиция, которая должна подталкивать власть к переменам, нерешительна и дезорганизована. Патриотический лагерь расколот, коммунисты отделываются ничем не обязывающей власть критикой, чем развязывает ей руки и дают карт — бланш. Не имея препятствий внутри страны, политическое руководство продолжает следовать конъюнктуре века сего, оправдывается перед Западом за свое «отступничество» и «непослушание».
Страна идет в фарватере капитализма, а значит, разделяет его ценности и цели, поскольку, форма диктует содержание. Политический строй, противоречащий национальной традиции, по определению не может быть устойчивым и эффективным. Он удерживается только за счет силы, лжи и политических манипуляций. Одним из изощренных видов лжи являются полуправда и умалчивание. Умалчивается, например, опыт социалистического строительства, который по эффективности на порядок превзошел нынешние показатели России, причем, по всем направлениям.
Заявление власти о создании прочного фундамента для движения вперед не подкреплено ресурсами и политической волей. Существующий режим на это просто не способен. Спонтанно-рефлексирующими методами можно решать только локальные задачи. Для стратегического прорыва нужен Великий проект будущего, каковыми были ГОЭРЛО, Программа построения коммунизма, Атомный проект, образование СССР и другие проекты, мобилизующие нацию. Именно такие масштабы задач превратили СССР в сверхдержаву и ведущую мировую силу. А что сегодня:
-сохранение населения, укрепления здоровья и повышение благосостояния людей, поддержка семьи;
-реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотической и социально-ответственной личности;
— комфортная и безопасная среда для жизни и тому подобные пожелания самим себе [4]. Разве такие второстепенные задачи (скорее лозунги и благие пожелания) способны создать подъемную силу для такой большой и инерционной страны, как Россия, вдохновить ее народ на трудовые подвиги и великие свершения?
Кроме размытости и путаности понятий между целями, задачами, ожидаемыми результатами, в Указе Президента отсутствует главное — конечная цель (фокусировка) всех национальных усилий. Отсюда возникают сомнения в достижимости ожидаемых результатов. Ведь многие из поставленных задач, если не большинство, так и не решены. Не в полном объеме (мягко говоря), выполнен Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации», майские указы Президента от 7 мая 2012 г. [5] и его 218 поручений Правительству. Во всяком случае, публичного отчета об его исполнении нет.
Полностью провалены мусорная, пенсионная, медицинская и другие реформы. Трудно назвать успешными какие-либо серьезные преобразования в стране. Ни одной политической цели они не достигли, но на их имитацию бездарно растрачены миллиарды рублей.
Систематическое невыполнение государственных задач, постоянный срыв и невыполнение планов, свидетельствуют о кризисе государственного управления и государственности в целом.
Совершенно очевидно, что адаптировать капитализм к российским условиям не получится. Он не сопоставим с русским национальным мировоззрением и типом мышления. Все негативные процессы в стране — следствие отторжения капитализма на уровне индивидуального и общественного сознания. Но власть в России находится в одном симбиозе с капитализмом, а разрушать собственный дом опасно и не разумно. Поэтому обновление и развитие страны возможны только при переходе к антиподу капитализма — социализму. Социализм, как высоко организованное, мобилизационное общество, имеет все механизмы решения задач высокой сложности. Сегодня такой задачей является победа в СВО. Эффективно решить ее может только «построенный в боях социализм» (В. Маяковский).
При всех недостатках и просчетах, советская система была самой эффективной формой государственного устройства. Для доказательства проведем сравнительный анализ. Советская экономика представляла собой вторую по объему экономику мира. На долю экономики СССР приходилось около 20% мирового промышленного производства. В России эта доля сегодня составляет 4,1%. По уровню ВВП Россия занимает 55 место в мире. Внешний долг СССР был равен 55 миллиардов долларов. По оценкам Банка России ее внешний долг составляет 304,0 мл. долларов (по данным на 2024 г.) [6].
Высокие темпы развития экономики обеспечивались общенародной собственностью на средства производства, решающей роли государства в экономике, централизованным управлением, директивным планированием, единым народно-хозяйственным комплексом и другими социалистическими инструментами [6].
К сведению: экономика Российской империи к 1913 году занимала 4 место в мире после США, Германии и Британской империи. В отдельные периоды (с. 1908 по 1917 г.г.) темпы экономического развития Российской империи были самыми высокими в тот период (свыше 7%) [7]. В таком системном и экономическом провале России оказалась впервые в новейшей истории. Могут упрекнуть в некорректности сравнения. Но здесь важны не сами показатели, а тенденция и динамика, а они — в пользу социализма.
Теперь обратимся к символам. В СССР ими были: космос, Гагарин, новостройки, оптимизм, подвиг, уверенность в будущем. Буржуазная Россия может «похвастаться» преступностью, алкоголизацией, коррупцией, клановостью, имущественным расслоением и другими «достижениями» капитализма. Ни одной Великой стройкой или мировой победой российский капитализм не отмечен. У капитализма в России узкая социальная база, состоящая из прикормленной государственной бюрократии, олигархов и тех, кто их обслуживает. Понимая это, власть, за идеологической поддержкой обратилась к правоконсервативным силам. В них она видит меньшую угрозу, чем на левом фланге. Союз власти с правыми объединяет антикоммунизм (антисоветизм) и отрицание Октябрьской революции, которую они считают исторической аномалией, отбросившей Россию на обочину истории. Левые в России остаются самой мощной оппозиционной, но идейно и организационно-разобщенной силой. Это осложняет консолидацию нации в условиях глобальных вызовов и угроз. Более того, разнонаправленность интересов и разобщенность социальных групп (что свойственно капитализму), ведет к накоплению протестного потенциала, а, в перспективе — к социальному взрыву.
Вместо того, чтобы добиваться консолидации общественных сил, повернуть курс влево, искать лучшую форму политического устройства, власть усиливает контроль над гражданами с помощью новейших информационных технологий. При этом не обращается внимание, на то, что заказчиками таких технологий являются западные спецслужбы. «Россия стала экспериментальной площадкой для обкатки новейших методов электронного управления обществом» [8]. Именно теневым структурам принадлежит в России и мире реальная власть. Легитимные органы лишь исполняют волю мирового предиктора.
Сегодня уже очевидно, что либеральный проект в России провалился, но очищения от него пока не видно. Его догмы продолжают отравлять национальное самосознание. Следы либерализма сохраняются даже в обновленной Конституции. В статье 2 Основного закона человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. А частная собственность является экономическим базисом. Эти ценности — антиподы русской жизни, искажающие национальную идею, стержнем которой является справедливость, нестяжательство и коллективистский образ жизни.
Пока Россия будет существовать в теле капитализма, ее возрождение невозможно. Никакой «общественный договор» между властью, народом и бизнесом, невозможен. Капитализм для России — «ложная операционная система» [9]. Это программа, ведущая к саморазрушению и ослаблению ее жизненных сил.
Можно ли спасти капитализм?
Капитализм выдыхается, и это понимает даже икона либерализма – К. Шваб, неслучайно в своих трудах он использует социалистическую риторику и его понятийный аппарат. Капитализм стали хоронить даже на Даосском мировом форуме, говорилось о необходимости его перезагрузки в сторону усиления социальных функций и сглаживания противоречий. Это, конечно, не забота о людях и устойчивом развитии, а попытка адаптировать капитализм к новым историческим условиям.
К сворачиванию капитализма приводит снижение нормы прибыли, стремящейся к нулевой отметке [10]. В то же время, расширяются и утверждаются зоны, недосягаемые для капитализма (эпидемии, техногенные катастрофы, мутации общественного сознания, экологические проблемы), порожденные самим капитализмом. Деньги и сила – основа капитализма в современных условиях теряют свою ведущую роль. Переход на стратегию «мягкой силы» (косвенное давление на противника, подкуп властвующих элит, продвижение собственных ценностей) все реже дает ожидаемый результат. У народов пробуждается самосознание, а у национальных элит – государственное мышление.
Мировой капитализм уже не укладывается в канву классической политической экономики и начинает испытывать все большие трудности. Темпы мирового развития замедляются, осложняется доступ к ресурсам, возникает их дефицит, что подрывает экономическую базу капитализма.
Серьезные экономические риски для капитализма вызывает геополитическая неопределенность, растет международная напряженность, обостряется недоверие между государствами. Эти тревожные сигналы – погребальный звон для мирового капитала.
Надо сказать, что и социализм небезупречен, во многом несовершенен и до конца не понят. Но, все же, ему есть куда расти, его перспективы не исчерпаны, он более вариативен в своем многообразии. Критические замечания в его адрес, в основном, связаны с непониманием сложной природы социализма, обывательским пониманием сути этого общественно-политического строя. Затруднение вызывает множественность версий и интерпретаций социализма. Кроме марксистско-ленинской трактовки у социализма могут быть и иные толкования, о которых будет сказано ниже.
Существует ли третий (кроме капитализма и социализма) путь развития?
Проблема третьего пути, несмотря на актуальность темы, широко не обсуждается и остается уделом политических интеллектуалов. Общественные дискуссии в основном связаны с посткапитализмом и его политическими перспективами. Неолибералы пытаются «обновить» капитализм соглашением с «рабочим большинством» (термин Пола Мейсона), сглаживанием самых острых его противоречий, в т.ч. некоторыми элементами социализма. Реанимируется идея конвергенции (Гэлбрейт, Ростоу, Перру, Сахаров и другие). Но современные ее последователи идут еще дальше в примирении двух систем, и, фактически, переходят на сторону капитализма.
Совершенно очевидно, что никакие идеологические, технологические или иные инновации не спасут капитализм, не придадут ему свежего дыхания. В то же время, в мире пока нет сил, способных системно противостоять капитализму. Слабость противников только оттягивает агонию капитализма. Именно поэтому в мире продолжает господствовать неолиберальная ортодоксия, идеологом которой является «Вашингтонский консенсус» с его международными финансовыми, организационно-политическими, аналитическими и идеологическими структурами (МВФ, Трехсторонняя комиссия, Бельведерский клуб, «Богемская роща»), которых принято называть мировым правительством. Православные считают эти структуры «братством сатаны».
Против натиска глобализма (мирового сатанизма) традиционные страны выдвигают защитные барьеры. Но открытое информационное пространство, современные информационные технологи позволяют либерал-глобалистам отравлять сознание незрелых людей. От этой идеологической болезни противоядие пока не найдено.
Политика вторична по отношению к идеям и религии (продуктов сознания). Человекобожие стало мировой политической доктриной. Укоренился тезис Протагора о том, что человек — «мера всех вещей» Мера — это критерий стабильности, эталон (предел) количества и качества [11]. Нарушение меры (количества) приводит к изменению объекта, процесса, явления в качественно иное состояние. Все люди разные и далеки от совершенства, среднестатистического человека не существует. И уже это противоречит тезису Протагора о человеке как «мере всех вещей».
Но и социум не может быть мерой в силу разнонаправленности интересов его частей. Более того, коллективные заблуждения и пороки более опасны, чем личностные. Еще с древних времен люди (обыватели) насыщались хлебом и зрелищами, не углублялись в понимание высоких материй. Пороки обывателей активно использует экономически господствующий класс, выдавая, по Марксу, свой интерес за всеобщий.
В ходе противостояния власти и народа чаша весов склоняется то в одну, то в другую сторону. Сегодня, похоже, инициатива полностью перешла к силам мирового беззакония. Кто же (или что) может остановить расползающееся зло, носителями которого является безбожный Запад. Мудростью человеческой это сделать невозможно. Без обращения к Богу спасения нет, своими силами мы можем только приостановить падение, замедлить гибельный ход вещей.
Воздадим, однако, «Кесарю кесарево, а Богу Богово», и вернемся на грешную землю. От людей тоже многое зависит, в т.ч. выбор цивилизационного пути и образ жизни. Становится все более очевидным, что дальнейшая реализация потребительско-силовой парадигмы приведет к окончательной гибели человечества. Капитализм — апофеоз потребительского общества. Но и классический социализм, как течение западно-европейской мысли, из этого же рода. Он тоже обещает народу потребительский рай. В этом отношении антагонисты недалеко отошли друг от друга и находятся на одной материалистической плоскости.
Современные ученые ставят вопрос о третьем пути развития. И этот путь берет свое начало в метафизике. Меняются времена, эпохи, нравы, элиты, власть, режимы, но «кристалл жизни» нации остается незыблемым.
Через него нация возрождается и находит силы для развития. Так, СССР, будучи преемником Российской империи, сохранил матрицу соборности (общинности) как форму организации производства и социальной жизни, имперский тип государственности (создав Красную империю), единодержавие. А. Казин такой надисторический подход называет «сквозным действием» истории [12]. Собирательный, интегральный (вневременной) подход к истории, основанный на слаживании разнонаправленных тенденций и их взаимоувязанности с использованием всего нашего наследия предлагает В. Аверьянов [13].
И.Н. Острецов тоже считает возможным и вполне реалистичным ненасильственное единение человечества. Для этого должна произойти настройка на всеобщее, в котором не будет ни иерархии, ни элит, ни насилия [14]. Такие модели близки к синергетической самоорганизации человека, социума и природы. Синергетический инструментарий исходит из того, что даже открытые, стохастические, нелинейные системы, каковой является человеческое сообщество, способны к самоорганизации. Самоорганизация исключает диктат и насилие. Такое сообщество, конечно, не семья народов, и не корабль спасения «под управлением любви» (Б. Окуджава). К необходимости единения подвигает безальтернативность и обреченность совместного существования человечества. Только понимание общей ответственности за судьбу мира, может обеспечить всеобщий гомеостазис, сохранить жизнь на земле.
Однако следует понимать, что невозможно создать идеальную модель коммуникации. Идея М. Вебера, Ю. Хабермаса, Н. Лумана о возможности достижения согласия исключительно на почве коммуникации, несостоятельна [15]. Она грешит схематичностью и механистическим подходом. Идеальной модели универсального конструирования социальной реальности при разнонаправленности интересов и ценностей субъектов политических действий быть не может. Просто нет почвы для диалога. Без ответственности части за целое, а целого за судьбу каждого, наличия единой «нервной системы», никакой самоорганизации быть не может. Самоорганизация может быть направлена вверх, преодолевая земное притяжение с выходом на планетарный уровень, как синтез материального и духовного, мирского и небесного, текущего и вечного.
Конечно, до такой высоты ни Россия, ни мир не дотянутся. Но как идеальный образ и эталон, такая модель, несомненно, возвышает и облагораживает действительность. Общество не может жить без идеалов и высоких критериев действительности.
Предлагаемый поворот мы называем осевым переходом с горизонтального на вертикальный уровень цивилизационного развития. Действительно, человечество дошло «до края земли», впереди пропасть. Возникает дилемма: идти дальше с реальной перспективой всеобщей погибели или изменить траекторию развития. Выбор невелик: измениться (в православной трактовке преобразиться) или погибнуть. Преображение и есть движение вверх — от материи к духу.
Социальные отношения являются материальной проекцией духовного мира. Вызов Богу означает возвышение над ним. Такая конструкция ничто иное, как нисходящая вертикальная цивилизация. Линейность существует только в физическом мире. Вертикаль управления (власти и подчинения) сохраняется при любых общественных трансформациях. Вопрос только в том, кто стоит во главе иерархии. По состоянию нравов и тенденций нетрудно догадаться, что человечество присягнуло «отцу лжи».
Не случайно христианская эсхатология свидетельствует о конце времен. Для вразумления полезно посмотреть на историю не с начала, а с конца. Признаки приближающегося Апокалипсиса приобретают более явственные и тревожные очертания. Остается один императив — измениться для того, чтобы выжить. Если так продолжится, то все может превратиться в труху, груду ненужных вещей. От осознания человечеством необходимость перехода к новому (духовному) бытию зависит будущее вселенной.
В то же время надо понимать, что ни этизация, ни моральные увещевания, ни благие намерения, не изменят сознание людей и их базовых ценностей. Необходимы изменения в самой структуре и направленности сознания, перекодировка мотивации и установок с материального на духовное, с личного на всеобщее, с текущего на вечное. Человечество должно понимать, что все мы единый организм, который будет здоров, если здоровы все его члены.
Такой подход некоторые ученые видят в идее коэволюции (Пауль Эрлих, Питер Рейвен и другие ученые) [16]. Коэволюция — это симбиоз существования живой и неживой материи, духо-био-эко-техно-социо-сферы как единого организма. Ведь каждая мелочь подчиняется всеобщему и имеет первопричину, кроющуюся во всеобщности. Ключевое слово коэволюции «сопряжение», казалось бы, не сопоставимых вещей с целью расширения пространства жизни, «очеловечивания» вселенной. Коэволюция — высший и самый открытый класс системы, подчиняющейся универсальным законам мироздания.
Венцом коэволюции является духосфера, не имеющая национальных границ, культурных, политических, экономических противоречий и границ. Философско-нравственной основой духосферы является идея должного, возвышенного, идеального, которые должны стать критерием действительности.
Должное, как и сущее, в скрытом виде участвует в мотивации человеческих поступков. Должное (идеальное) возвышает действительность, и, как абсолют, никогда не ошибается. «Планета ждет такую цивилизацию, которая изъяла бы из списка своих ценностей отрицание другого человека и стремление доминировать — оставило бы стремление понимать» [17].
Развращение человеческой сущности началось именно с духовно-нравственной сферы, и десакрализации сознания. Эволюция пошла по нисходящему уровню развития, игнорируя духовные факторы. До основания разрушены табу и другие запреты. И оказалось: нет ничего святого. /И ни церковь, ни кабак/ Ничего не свято!/ (В. Высоцкий).
Сохранение человеческого рода возможно только при понимании глубины нашего падения, осознании того, что спасение сверху. Только через потрясения (катарсис) человечество может обновить свою природу, приобрести новую сущность (в христианском смысле — преобразиться).
Если войти в Град Божий возможен только со Христом, то Град земной созидается людьми по человеческим законам. Альтернативой упования на Бога может быть только диктатура мирового беззакония. О свободе придется забыть окончательно.
Назрела пора принять Манифест спасения человечества, как единого целостного организма. «Все есть одно и все едино», говорят великие мыслители. Но мир расколот, и борьба за место под солнцем ожесточается. Силы мирового зла добровольно не сдадут свои позиции. Надеяться на их благоразумие тоже не приходится. Изменить тенденцию сползания в пропасть может только широкое международное движение за мир, безопасность и всеобщее выживание. В противном случае, диктатура мирового беззакония неизбежна.
Медиатором процесса спасения человечества может стать только исцелившая сама себя Россия, которая «граничит с Богом» (Райнер Мария Рильке). Россия — поперечник мира, идущая не в ногу со временем. В силу этого, только она может претендовать на мировой (вселенский) Проект спасения мира и человечества. Он должен быть направлен на изменение сознания и мировоззрение людей, их очищение от одурманивающего либерализма с его аморальными и антигуманными ценностями.
Историческая неизбежность социализма в России
Россия ближе всех не только к Богу, но и к мирской справедливости. Справедливость вытекает из всеобщего интереса, политической формой реализации которого является социализм. Историческими предпосылками социализма в России являются община, коллективное бытовое устройство, общая хозяйственная деятельность. Коллективизм (соборность) — стержень русской жизни и ее высшая ценность. Социализм глубоко созвучен русскому духу и его традициям. Он совместим с православной культурой и ценностями Русского мира. Социализм в России и в мире уже прошел «политическую обкатку» и показал свою высокую эффективность, его ресурсы и механизмы далеко не исчерпаны.
Возникает вопрос: какой социализм нужен России сегодня, чтобы идти вперед и не оглядываться назад? О формах (типах) социализма ведутся активные дискуссии, но его сторонники признают необходимость обновления в той или иной форме. Разногласия носят тактический и не принципиальный характер. При этом, большинство идеологов социализма остаются адептами его марксистско-ленинской трактовки.
Автор придерживается иного подхода, и считает, что социализму пора выходить из «тесной шинели» марксизма, избавляться от многих его догм и «родовых пятен». Необходимо диалектическое переосмысление социализма на новом историческом этапе, прежде всего, исключительно материалистическом понимании истории. Проектной единицей развития является идея (надстройка), образующая формы и вдыхающая в них жизнь. Материя и дух имеют единую, субстанциональную природу. Их разделение условно. Оба явления носят подвижный, переходящий друг в друга характер. В переходный период, например, доминирует надстройка и ведет за собой базис.
Идея материализации духа и одухотворения материи снимает различия между ними и выводит общественные отношений на новый, вертикальный (духоцентричный) уровень. В основе их единства лежат духовные начала и нематериальные факторы развития.
Такой социализм базируется на синергии (синтезе) разума, духа, материи, человека и природы, земного и небесного.
Это социализм нового типа, который сублимирует коллективную волю народов и направляет ее на достижение общего блага. Социализм, как любой общественно-политический строй, имеет не только свои фазы, типы развития, но и мутационные переходы в рамках одной системы. Только духоцентричный социализм придаст новое дыхание изнывающей в неопределенности и уставшей от лжи России.
Выводы:
- У продолжающегося сохраняться в России либерального проекта нет будущего. Следование ему создает угрозу национальной безопасности, подрывает государственность и препятствует развитию страны.
- Затяжной, системный кризис в России, прежде всего, связан с ее волюнтаристским переходом на капиталистический путь развития, противопоказанный нашей стране.
- Полного национального суверенитета Россия может достичь только на путях возврата к социализму, единственно способному мобилизовать нацию на великие цели. Другие подходы будут толкать Россию в разные стороны и тормозить ее развитие.
- Перезапустить Русский реактор (термин А. Проханова) может только Великий национальный проект, разработка которого явно затянулась, что свидетельствует о стратегической некомпетентности власти и узости ее мышления.
- Основой возрождения России может быть только переход к традиции, духовным основам русской жизни, которым наилучшим образом соответствует обновленный духоцентричный социализм.
Сатлейкин Павел Иванович
к.ю.н., полковник милиции в отставке,
ветеран боевых действий
Используемая литература:
- Современный философский словарь. Под ред. Е.К. Кемерова и Т.Х. Керимова. «Деловая книга». Академический проект. Екатеринбург. 2015. С. 265.
- В.Ю. Катасонов. Метафизика истории. Институт русской цивилизации. Москва. 2017. С.400. А. Глашев. Апокалипсис. Гибель Рима и современность. Издательство «Наше завтра. Москва. 2023. С. 240., митрополит Тихон (Шевкунов). Гибель империи. Российский урок. «Вольный странник». Москва. 2024. С.400.
- В.Ю. Катасонов. Метафизика истории. Институт русской истории. Москва. 2017. С.400.
- Указ Президента Российской Федерации № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2023 года».
- Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Л.Н. Лазарева. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Сталинская модель социально-экономического развития страны и попытки ее преодоления (1947 – 1965 гг.).
- В.Ю. Катасонов. Адские санкции и Россия. Наш ответ: «экономика Сталина». Издательский дом «Кислород». Москва. 2022. С.241.
- О. Н. Четверикова. Цифровой тоталитаризм: как это делается в России. «Книжный мир». Москва. 2022. С. 89.
- А. Дугин. «Капитализм — это болезнь, ложная операционная система». [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/592502
- Л.Е. Гринин, С.Ю. Малков, А.Д. Гринин, А.В. Коротает. Умрет ли капитализм? Размышления о капитализме прошлого, настоящего и будущего и другие работы. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/umret-li-kapitalizm-razmyshleniya-o-kapitalizme-proshlogo-nastoyaschego-i-buduschego
- Современный философский словарь. Под ред». В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. «Академический проект». Москва. 2015. С. 355.
- А Казин. Народная монархия и многоукладный социализм. Общественно-политический журнал «Изборский клуб». № 1 (57). 2018 С. 30.
- В. Аверьянов. Полюса русской идеи в конце концов сближаются. Общественно-политический журнал «Изборский клуб». №9-10 (117-118).
- И.Н. Острецов. Введение в философию ненасильственного развития. «Концептуал». Москва. 2022. С. 154.
- О.Ю. Ролдугина. Тенденция развития общества в современную эпоху: новые перспективы и новые риски, Журнал «Социология» № 5. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-obschestva-v-sovremennuyu-epohu-novye-perspektivy-i-novye-riski
- Далекое будущее вселенной. Эсхатология в космической перспективе. Под ред. Д. Элиса. Перевод с английского. Серия «Богословие и наука». Издательство ББИ. Москва. 2012. С. 500. Ш.М. Алиев. Реализация идеи коэволюции в процессе самоорганизации сложных систем. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-idei-koevolyutsii-v-protsesse-samoorganizatsii-slozhnyh-sistem. Е.В. Сазонова. Мировоззрение русского космизма и глобальные проблемы современности. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrenie-russkogo-kosmizma-i-globalnye-problemy-sovremennosti. Т.Г. Стоцкая. Е.А. Яковлева. Философия коэволюции. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
filosofiya-koevolyutsii. - М. Ермолаев. Удел России. Завтра. Газета. Август., 2024, № 34 (1597).
Спаситель Христос, Столыпин и Сталин
Спаситель, Столыпин и Сталин…
Для конца истории человечества нужна сумма всего опыта в истории России!