20-

Павел Сатлейкин. Еще раз об идеологии: нужна ли она России?

 

Настанет время, когда наши

потомки будут удивляться, что мы

 не знали таких очевидных вещей

Сенека

 

Аннотация: В борьбе за будущее решающая роль принадлежит идеологии, выступающей основным инструментом мировой политики. Сегодня человечество переживает, пожалуй, самый опасный период в своей истории. Сбываются древние пророчества о конце мира. Впервые дыхание Апокалипсиса и его признаки стали так явственно и столь зловеще проявляться. Но безмятежное человечество предпочитает забыться, уйти от тревожных мыслей и жить сегодняшним днем.

Первопричиной всех бед является неверно выбранная парадигма мирового развития, основанная на материалистическом понимании истории, физическом детерминизме, самоуверенности человека в своих безграничных возможностях.

Между тем, все убедительнее подтверждается тезис ученых о первичности духовной субстанции. Мир устроен гораздо сложнее и тоньше, чем считают эмпирики и рационалисты. Он развивается более динамично, чем наши познания о нем. А это значит, что мир становится все более непознаваемым, следовательно, более непредсказуемым и опасным. В этом контексте возрастает роль гносеологии (учения о познании). Идеология, как и идея, относится к структуре познавательной деятельности в области политической реальности.

Реальность же может быть как созидательной, так и разрушительной. Война — крайняя форма разрушения и меры зла. Современная война — война смыслов, противоборство мировоззрений, политических концепций и доктрин. Чьи доводы (имеющие не менее важное значение, чем сила), окажутся весомее и убедительнее, тот и победит в битве за будущее.

Однако, Россия, похоже, не созрела до такого уровня понимания. Об этом можно судить по конституционному запрету на идеологию [1]. Идеологическая неопределенность интеллектуально (и не только) разоружает страну перед лицом противника. Ее отсутствие, во-первых, свидетельствует об отказе России от участия в формировании нового мирового порядка (самоутверждения в мире); во-вторых, вторичности (эпигонстве) политического мышления, лишенного национальных ориентиров; в-третьих, непонимании руководством страны роли идеологии в мировых и внутриполитических делах. Попытке разобраться в этих и других вопросах и посвящена данная статья.

 

 

Философское понимание идеи

Философский подход глубже объясняет суть вещей. Слово «идея» с греческого означает «вид, форма, прообраз». Идея — не только достижение человеческого ума, но и результат воли, направленности человеческих дерзаний. Реальность реализуется через идеи и движется ими. Так что идея, в конечном счете, еще и эмпирическая категория. Социальная реальность, в отличие от физической, не может существовать без идеи. Общественная идея становится идеологией, и в этом качестве становится важнейшим политическим актором.

По своему содержанию идеология (если даже она официально не признана), подчиняет себе всю политическую, экономическую, правовую системы, направляет их в нужном господствующей власти направлении. В любой идеологии (как и праве), — по Марксу, — выражается воля господствующего класса, который выдает свои интересы за всеобщие.

Идеи противоборствуют между собой по силе убеждений, содержанию, направленности (о тоталитарных до солидарных). Каждое национальное государство обладает собственной мифологией, самобытностью, национально-культурными кодами. Кодами русского мира А. Проханов, например, считает код цивилизации, обозначающий исторический тип, код «творящего духа», находящийся на границе бытия и небытия и творящий бытие из небытия, код взыскания — (поиск России свое пути в новом времени), код русской мечты, находящийся в области сокровенного и отражающий народный характер [2]. Смысл кодообозначения — идентификация по линии «свой» — «чужой». Именно в кодах заложена духовная сущность народа. Обозначение системы кодов и является ядром национальной идеи.

 

Гносеологическое значение идеологии

В гносеологическом (познавательном) смысле, проблема видится в том, что Россия серьезно отстала в области социогуманитарных наук и повторяет стереотипы западных методологий, основанных на эмпиризме, плюрализме, релятивизме и механистическом детерминизме.

Между тем, интеллектуальные изъяны в политике весьма опасная вещь. Пробелы в познании политической (социальной) реальности невозможно заменить (заместить) техническими инновациями и технологическими достижениями. Политика, с одной стороны инерционна, строится на устоявшихся схемах и стереотипах, с другой — обладает большой степенью неопределенности и субъективизма (если не сказать волюнтаризма). Не следует забывать и о иррациональном мышлении, эксцессах, мутациях, качественных скачках. Отсюда понятно, почему в политике рушатся, казалось бы, устойчивые логические конструкции (цепочки), резко меняются тенденции, возникают результаты, противоположные задуманному.

В этой связи, возрастает роль всеобщих, универсальных законов, важнейшим из которых является закон нравственности. Именно, (и прежде всего), несоблюдение этого закона ведет к человеческим катаклизмам. Поэтому приоритет духовной составляющей должен быть положен в основу идеологии, всей внешней и внутренней политики. Только тогда политика будет эффективной, устойчивой и долговременной.

Нравственные законы действуют с такой же неизбежностью, как и физические, но имеют иную (не очевидную) природу и более сложные причинно-следственные связи. Действие нравственных законов растянуто во времени и имеет отдаленный эффект.

Альтернативы нравственному закону — ложь, сила, произвол, доминирующие сегодня в мировой политике. Там господствует принцип: «цель оправдывает средства» (тезис, приписываемый Н. Макиавелли, «Государь» 1532 г.). Позднее, подобные мысли высказывали Т. Гоббс (1588-1679 г.), иезуит Эекобару, немецкий богослов Г. Безенбаум (1600-1688 г.) и другие философы. Блестящий отпор иезуитам дал Блез Паскаль (1623-1662 г.), достойно ответив: «Мы исправим порочность средств чистотою цели».

Но в политике с явным преимуществом победила силовая логика Н. Макиавелли. Продолжателем этого направления, но в более жестоком виде был Третий Рейх. А сегодняшним последователем англо-саксонский мир, проводящий колониальную политику в новых исторических условиях и в современных формах.

Российская империя, СССР действовали иначе, они опирались на раскрытие и поощрение лучших человеческих качеств, коллективистскую волю и здоровый национальный дух, способный «сворачивать горы» и «раздвигать горизонты». Масштабность задач заряжала созидательной энергией миллионы людей, и это давало выдающиеся результаты. Достижения СССР — вершина нашего исторического пути.

«Призрак коммунизма», материализовавшийся в России, охватил всю Европу, страны Азии, Африки и Латинской Америки. Левая идеологема жива и поныне, у нее, уверен, большие политические перспективы.

«Знание — сила» (Ф. Бекон). Но знание может быть как истинным, так и ложным (иллюзорным). Отсюда и важность выбора направления. «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся» (Л. Толстой). Но свой самостоятельный исторический выбор Россия до сих пор не сделала и продолжает топтаться на месте. В условиях обострившейся международной обстановки, «крестового похода» коллективного Запада против России, отказ от идеологии — политическое самоубийство. Ф. Папаяни резонно заметил: «… «разве история знает примеры побед в войнах без идеологической мотивации»? [3].

Критерием истинности знаний, как известно, является их достоверность. Но достоверность, как и истина, относительна. Тогда на каких же константах должна выстраиваться идеология, если нет ничего устоявшегося? Ответ есть. Идея, как идеальный образ, выходит за пределы эмпирического познания мира. Именно на этом уровне идеология приобретет свойства всеобщности, исторической преемственности (внеконьюктурности) и стратегической стабильности. Действительно, в идеологии диффузно сочетаются прошлое, настоящее и будущее. В широком смысле, идеология должна носить надклассовый, внеисторический характер и не ангажироваться интересами правящего класса.

 

Онтологическая сущность идеологии

Онтология — учение о бытие, в т.ч. и о политической реальности. Знание о предмете предполагает его полноту, непротиворечивость и достоверность. Границы познанного меньше пространства непознанного, а наши знания постоянно отстают от темпов развития. Пробел между реальностью и знаниями о ней может привести к потере контроля над ускользающей действительностью. Чтобы угнаться, и увидеть все «сверху», человечество должно перейти на иной, метафизический уровень познания, туда, где живут высшие смыслы.

Поскольку политика формирует события и процессы глобального характера, то требования к регулятору должны быть самой высокой пробы. Именно политика определяет цивилизационный выбор, решает вопросы войны и мира, от политиков зависит судьба всего человечества.

Однако интеллектуальный и нравственный уровень мировых лидеров вызывает серьезное опасение за наше общее будущее. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на Президента США Джо Байдена, Федерального канцлера Германии Олафа Шольца, Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности Евросоюза Жозепа Борреля. В этот ряд можно поставить наших бывших руководителей М. Горбачева и Б. Ельцина. Интеллектуальная ущербность, помноженная на аморализм — гремучая смесь, которая может взорваться в любой момент.

Поскольку в политике большую, если не решающую роль, играет субъективный фактор, политическая селекция должна быть особенно тщательной и ответственной.

 

Содержание идеологии: структура и характеристики

Как и любая социальная система, идеология имеет форму (структуру) и содержание. Остановимся подробнее на содержании. Ф. Папаяни полагает, что идеология имеет два основных вектора воздействия: морально-этический и властно-политический (нормативно-регуляционный) [4]. Мораль и нравственность (как области тонкого мира) являются существенной частью человеческой саморегуляции (самодисциплины). Подчинение общественной дисциплины не за страх, а за совесть — самая предпочтительная модель поведения, и она должна всячески поощряться государством.

Идеология цементирует и сплачивает нацию, придает ей смыслы, подвигает народ на решение общественных задач. Для коллективистской России это особенно важно. В мировой политике национальная идеология — признак суверенности и самодостаточности государства. Именно в идеологии выражается воля и вера страны в свои силы, способность (готовность) защищать свои национальные интересы. Идеология берет свое начало в прошлом, действует в настоящем и находит свое продолжение в будущем. Она обеспечивает связь времен и стратегическую преемственность.

Идеология — не иллюзорная реальность, воспроизводящая саму себя. В позитивном, практическом значении, она направлена на усовершенствование общественных отношений, повышение государственной дисциплины, укрепление основ государственной и общественной жизни. В идеологии выражается национальная устремленность народа к достижения высших целей, поставленных стране самой историей и Божественным проведением.

Идеология — катехизис всего нашего бытия, его духовная сущность. «Какова душа, таково и тело» Святитель Николай Сербский (Велимирович).

По Марксу, идеология «уяснение дела самим собой». Она направлена, прежде всего, во внутрь, и главным образом является продуктом личного (национального) потребления. Идеология должна базироваться на собственной национальной почве, что, однако, не исключает заимствований лучших гуманистических идей человечества.

В то же время, надо понимать, что идеология не панацея и не безупречный политический инструмент. Ложная идеология более опасна, чем ее отсутствие. Пробел можно восстановить, а ложный путь (выбор, лозунг, клич) может привести к национальной катастрофе. Вспомним пустопорожние слова о перестройке, гласности, демократии, общечеловеческих ценностях. Погоня за этими химерами дорого обошлась и обходится стране.

Идеология, поскольку она обобществляет (интегрирует) политические, экономические, правовые, культурологические и иные взгляды и приводит их к одному знаменателю, носит междисциплинарный характер. В этом смысле, идеологию можно назвать «сверхметодом», концептуальной формой государственного управления. В условиях глобализации, нивелирующей государственность и национальные особенности, важно иметь крепкую иммунную систему, противодействующую натиску враждебных сил. Отвечая на вопрос «зачем», идеология, тем самым, придает всем социальным процессам общий смысл и единое целеполагание.

Система, как известно, больше, чем сумма ее частей. Именно идеология придает всем социальным процессам целостный, системный и завершенный характер. Чем выше уровень организации системы, тем она более концептуальна, диалектична и устойчива, а значит, лучше адаптирована к изменяющейся среде.

В структурно-функциональном смысле идеология представляет собой политический мегапроект. В советское время таким мегапроектом была Программа КПСС по строительству коммунизма. Пока же — нет образа, нет и масштабных результатов. Практика не может заменить теорию.

Идеология должна отражать не только нашу реальность, но и возвышать над обыденностью земную жизнь, придавать ей высшие смыслы. «Россия ищет не просто идеологию, она ищет то мировоззрение, ради которого была создана Господом Богом» [5].

Деидеологизация же означает, что у государства нет собственного представления о своем месте в мировой истории, отсутствуют национальные ценности, достойные государственной защиты.

 

Идеология и национальная идея

Идеология — это область идей, т.е. мысленных прообразов будущих вещей. Она преобразует мысль в форму, слово в дело, задумку в результат. Национальная идея по объему и содержанию понятие более широкое, чем идеология. Если национальная идея — политический идеал, то идеология — его реальная проекция, прикладное обеспечение замысла. Оба понятия относятся друг к другу как общее и особенное, идеальное и реальное, статика и динамика. Есть у них и общий фундамент — русская православнодуховная матрица (традиция). А социальным стержнем является русский мир, культурно объединяющий народы России.

Национальная идея и идеология решают общие задачи. В области внешней политики, они противодействуют либеральной, гибельной для России глобализации. Во внутренней политике — способствуют эффективному национальному развитию, раскрытию созидательного потенциала народа.

Если национальная идея метафизична, близкая к мифу, то идеология — ее практическое воплощение, программа действий, готовая поведенческая модель. В то же время идеология, как облегченная конструкция национальной идеи, может существовать отдельно, поскольку она гибче, динамичнее, более адаптирована к жизненным реалиям. Без национальной идеологии страна и народ живут чужой жизнью и управляется из вне. Именно идеология (своя или чужая) определяет порядок и ход вещей в государстве.

Отсутствие консенсуса о целесообразности идеологии, вовсе не означает, что эту наиважнейшую задачу нужно положить в долгий ящик и оставить ее решение до лучших времен. Идеология — не результат консенсуса различных политических сил, и не средний вектор интересов. Качество количеством не определяется. Идеология — сложная материя, ее суть понимают немногие. Обывателю же во все времена и у всех народов нужно только одно: «хлеба и зрелищ». Без национальной идеологии лучшие времена не наступят, а худшие ускорят свой бег.

 

Идеология в зеркале геополитики

Европейская политика сегодня направлена против России и всего традиционного мира. И это неудивительно, диалектика наших отношений с Западом и весь мировой опыт показывают, что «мы» и «они» — разные ментальные сущности. Давно сказано: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись» (Р. Киплинг). Разнозаряженные полюса, как известно, отталкиваются.

Но постсоветская Россия упорно продолжает пребывать в парадигме либерализма, несмотря на то что акцент все же смещается в сторону национальных ценностей. «Родимые пятна» либерализма сохраняются даже в Основном законе, конституционно-провозгласившем примат частного над общим, личности над социумом, гражданина над государством. Статья 13 Конституции признает идеологическое многообразие, устанавливает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной [6].

Говорить о деидеологизации во взаимосвязанном, открытым всем ветрам мире — верх политической наивности. Идейная незащищенность позволяет противнику беспрепятственно обрабатывать и кодировать сознание (и подсознание) людей новейшими информационными технологиями, формировать у них враждебные национальным целям установки. Результат такой политической «нейтральности» мы видим на Украине, самоутвердившейся как Антироссия. Понятно, что Украина, в этом смысле, испытательный полигон против России.

Да и само политическое руководство страны совершило много стратегических ошибок. Достаточно вспомнить позорное Хасавюртовское соглашение (август 1996 г.), итогом которого стала уступка сепаратистам, предательство памяти тысяч погибших, отдавших свои жизни за сохранение целостности России.

Неприглядно выглядят и переговоры России с Украиной (Минск-1 и Минск-2). Фактически, мы отдали на растерзание украинским нацистам исконно русские территории Донецкой и Луганской областей Украины. Позволили укрепить Вооруженные силы Украины новым современным оружием иностранного производства, которое сегодня убивает наших людей.

Видно, власть предержащие давно не держали в руках Священное писание. А там написано: «С милостивыми Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его» (Пс.17:26). Сказано, также: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).

Наши политики этим предостережениям не вняли, и до последнего вели унизительный и бессмысленный диалог с представителями мирового зла, единственной целью которых является ослабление, разложение и полное уничтожение России. Тем самым, политики вольно или невольно, оказались соучастниками «в делах тьмы».

На темной стороне истории находятся и ложные знания. Ибо: «Мудрости мира сего, есть безумие перед Богом» (1 Кор. 3:19).

Профессор В. Катасонов обращает внимание на опасность ересей как вида лжемудрствования, в частности, ересь гностицизма [7], пышным цветом разросшегося в науке, и даже в церковной ограде.

Надо понимать, что сакральные войны никогда не закончатся, ведь их противоборствующие источники на небесах. Компромисса света с тьмой найти не удастся, поскольку они полные антиподы. Общение с политическими бесами очень токсично для России. Улыбаясь и пожиная руку, они все равно держат камень за пазухой. Сдерживают эти инфернальные сущности только страх и сила.

Дорого обошлась стране (в т.ч. и СССР) наивность (если не сказать глупость) политического руководства. Ее плодами стали развал СССР, разграбление России, отбрасывание ее от цивилизационного потока. Причина тому — отсутствие исторической и стратегической преемственности, непонимание властью роли идеологии в мировых делах.

Наивность в политике — проявление несостоятельности, если не сказать, государственной измены. Лукавый тезис о том, что политика — это искусство возможного, придуман ленивыми дипломатами для оправдания бездействия и нерешительности. Политика — это искусство раздвигать рамки возможного, превращать невозможное в возможное.

От уступки до измены в политике — один шаг. Прагматикам и реалистам хочу привести слова признанного знатока политических интриг Роберта Грина: «Война требует, чтобы мы были истинными реалистами и видели вещи такими, каковы они есть. Слова ничего не значат. Взгляните на то, что ни сделали; дела не лгут, соврать поступком невозможно». И далее, он предостерегает: «Винить в провалах следует только себя, а не нечестного противника» [8]. Выдающийся китайский стратег и мыслитель Сунь-цзы (6-5 вв. до н.э.) по этому поводу говорил: «Непобедимость заключается в себе самом».

Сказано мудро и назидательно, но многие ли политики следуют этим принципам? Вспомним слова, сказанные нашим Президентом: «Нас банально обманули…». К этому можно только добавить: обманывали и будет обманывать, пока не поймем с кем имеем дело. Причина провалов — отклонение от исторических и политических констант, отсутствии стратегической преемственности. Наш путь предопределен предками и самим Господом. И никакие умозаключения власти не должны сбивать Россию с этого направления. Главный же код нации — духовный, символизирующий вечность и историческую устойчивость нации [9].

Как бы не пересобиралась Россия, какие бы передряги не испытывала, ее коды должны оставаться в неизменном виде. Для России это единодержавие, соборность (коллективизм), первичность духовного на материальным, нестяжательство, единодержавие.

При любых перипетиях должно быть сохранено (а желательно укреплено) культурно-цивилизационное ядро. Только тогда, когда в политике мирское (временное) будет сочетаться с возвышенным (вечным), наступит искомое для России царство справедливости. А власть и политический режим будут устойчивыми.

Напротив, революционную ситуацию порождает смена исторических архетипов. Кстати, после революции, большевики многие из архетипов сохранили, и даже приумножили, например, народовластие, коллективизм (исторический аналог общинности), принцип социальной справедливости, имперскость (в виде СССР). Но эти исторические институты имели, конечно, иную идеологическую направленность.

 

К чему приводит умерщвление идеологии

Деидеологизация вообще снимает все национальные ориентиры, делает хозяина гостем в собственном доме. В политике, она нейтрализует коды «свой» — «чужой», чем открывает ворота врагу. В нравственно-духовной сфере деидеологизация стирает критерии добра и зла, границы правды и лжи, святого и порочного. Цель деидеологизации — сдерживание России, обеспечение контроля над ее ресурсами, ослабление нашей экономической и военной мощи. В этом контексте деидеологизация фактически означает, что власть разделяет цели противника.

Совершенно очевидно, что без идеологии говорить о национальном суверенитете не приходится. Суверенитет — это прежде всего самостоятельное политическое мышление, свобода выбора, независимая экономическая и финансовая система.

Дух действующей Конституции, ее институты и модель государственности, свидетельствуют о ее латентной буржуазной направленности. Так, что деидеологизация — есть политическое лукавство, под флагом которого контрабандным путем протаскивается буржуазная идеология. Национальный суверенитет и олигархический капитализм несовместимы.

В политике вакуума не существует: «Пока мы стыдливо обходим термин «идеология» как атрибут «тоталитарного режима», Запад естественным образом вписал свою идеологию в систему общечеловеческих ценностей и активным образом, системно, комплексно, целенаправленно проводит ее в нашей стране — и не без успеха» [10].

Оппоненты обвиняют идеологию в навязывании народу государственных стандартов, ущемлении личных прав и свобод, однако эти абсурдные обвинения легко опровергаются, все, с точностью до наоборот. Именно плюрализм и деидеологизация препятствуют целостности мышления, фрагментируют картину мира, что и позволяет тайным силам манипулировать общественным сознанием. «Мерцающее существование», колеблющийся человек, его некритичное, стадное мышление — вожделенная цель мирового регулятора. Кодирование легковерных, удержание их в неведении — и есть настоящая политика Запада в отношении профанов, которыми они нас считают.

 

Заключение и выводы:

  1. России, как воздух, нужна идеология. Идеология, базирующаяся на прочном фундаменте национальных традиций, исторической и стратегической преемственности. Наша идеология — идеология духа, а не мамоны, сердца, а не холодного рассудка, Божественной, а не земной Правды.
  2. России необходима духовная санация. Создание институтов по обезвреживанию духовной заразы, защиты от политического мракобесия, всякого рода ересей и других чуждых смысловых конструкций. Пора прекращать закабаление национального сознания враждебным духом и возвращаться к национальным истокам.

В этой связи, соглашусь с Ф. Папаяни и поддерживаю его мысль о том, что в стране необходимо создать Идеологический генштаб, а для реагирования на осквернение национальных ценностей — идеологический СМЕРШ [11]. Но для этого, должна быть сформулирована и законодательно закреплена идеология.

  1. Идеология формирует образ будущего. Не будет образа, не будет и будущего. Именно такова сегодня роль идеологии для России.

 

Список литературы и источников:

  1. Конституция Российской Федерации (с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года).
  2. Проханов А. Русские коды. Геостратегический фон. Русские коды. Наше завтра. Москва. 2022. С. 5-8.
  3. Папаяни Ф. Идеологическое противостояние в России. Международный издательский центр «Этносоциум». Москва, 2018. С. 5.
  4. Папаяни Ф. Идеологическое противостояние в России. Международный издательский центр «Этносоциум». Москва. 2018. С. 14.
  5. Проханов А. Еще раз о царстве // Завтра газ. 2023 №47 (1559).
  6. Конституция Российской Федерации (с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года).
  7. Катасонов В. Философия и христианство. Полемические заметки «непрофессионала». Библиотека РЭО им. С.Ф. Шарапова. Москва. 2018. С.101.
  8. Грин Р. 33 стратегии войны. Рипол Класик. Москва. 2022. С.24.
  9. Аверьянов В. Духовный код. Витки спирали. Авторский доклад Изборскому клубу. Русские коды. Наше завтра. Москва. 2022. С. 8.
  10. Стерлигов А., Батанов И. Осознание национально-государственных интересов и государственное устройство России. Москва. 2022. С. 63.
  11. Папаяни Ф. Восход России, от Федерации к империи // Завтра газ. 2023. № 48 (1560).

 

Сатлейкин Павел Иванович

кандидат юридических наук, полковник милиции в отставке, ветеран боевых действий.

 

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также