21-3

П.И. Сатлейкин. Свобода, традиция, закон в русской национальной жизни

 

Русские готовятся стать народом передовым,

владыками природы и истории, а не их рабами.

Д.И. Менделеев

 

Свобода и воля

Природу русского национального характера невозможно понять без оценки мотивов поведения. А установки зависят от социальной среды и ее нравов. Русский человек жил миром, общинное сознание определяло круг его интересов и степень ответственности.

Свобода для русского человека (крестьян, которых было большинство) не имела существенного значения. Да, они смутно представляли себе, что это такое — свобода. Крепко привязанному к земле, зависящему от природы больше, чем от власти крестьянину было не до свободы. Большой мир не заглядывал в его душу. Крестьянину было важно жить здесь и сейчас, выполнять текущие дела, а дальше — будь что будет.

Воля же как рубаха была ближе к телу. Порвать ее на себе, ударить с плеча, смело и с размахом ответить на вызов – это и есть загадочная русская душа. «Лишь дайте только волю, мужики!» (В.С. Высоцкий).

Воля в русском сознании – это стихия, раздолье, беспредельная физическая свобода, шаг навстречу опасному и неизведанному. Но это, казалось бы, спонтанное, авантюрное действие, все же, имело свою внешнюю причину. Исходившие отовсюду угрозы и опасности держали крестьянина на стороже. Угрозы могли исходить от стихийных сил, нападок в адрес самого крестьянина, членов его семьи или общины. К ощетинившемуся, с недобрым взглядом русскому мужику – лучше не подходить. Однако, резкость у него всегда сочеталась с милосердием. Обидит, а потом пожалеет.

Воля – это способность действовать индивидуально, распоряжаться собой, ни на кого не оглядываясь и не перед кем не оправдываясь. В воле больше эмоционального, взрывного, иррационального, чем в свободе. Не случайно, в русских поговорках укоренилось: «своя волюшка – раздольюшка», «своя воля всего дороже», «воля птичке дороже золотой клетки». Но русских пословиц и поговорок о свободе почти нет или в них под свободой подразумевается воля.

В народном эпосе мы видим, что вся героика народной жизни тоже связана с понятием воли, как акте личного выбора человека.

Понимание разницы между свободой и волей очень важно для оценки русского национального характера. Иррациональность коллективного сознания делала русский народ загадочным и непобедимым, не раз спасала Россию от бед.

Влияние православия на русский национальный характер

 

«Без Бога ни до порога»

(Русская пословица)

 

Набожность русского человека общеизвестна. С Божьей помощью, хоть на край света! С ней ничего не страшно и все возможно! Принятие православия в 988 году избавило славянские племена от сумерек язычества. Его духовная энергия дала мощный толчок объединению славянских племен и их земель. Так, постепенно, нация сложилась в государственное образование. Народ нашел свою Истинную веру и определился в самом себе. Изменились его мировоззрение и картина мира, в центре которой стал Бог. Богобоязненность определяла мотивы поведения власти и народа, стала символом государственной и общественной жизни.

Но пока русские познавали Бога и духовно возрастали, не дремал и лукавый. Разделяй и властвуй – его излюбленный прием. Он подстрекал колеблющихся и неустойчивых в вере, возбуждал амбиции, наполняя их духом своеволия и лжемудрствования. От греха, гордыни и тщеславия возникли ереси и расколы. Были предприняты даже попытки сокрушить религиозные догматы и церковные таинства. Духовное отступничество серьезно повредило народную душу, возбудило в ней мятежный дух и критическое отношение к святыням.

Свобода и мятежный дух

Необузданной свободой сполна воспользовались демоны русского «национально-освободительного» движения. «Пламенные революционеры» масонскими лозунгами: свобода, равенство, братство, оказывали на народное сознание более сильное влияние, чем церковь и духовные традиции.

Слепая стихия нашла выход в 1917 году. Все закончилось Октябрьским переворотом и гибелью Российской империи. На сторону революционеров встала и часть русского народа «не нашедшая правды Божией». А если Бог молчит, надо действовать самому.

«Никто не даст нам избавленья:

Ни Бог, ни царь и не герой.

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой» (Слова гимна Интернационала).

Даже такие кощунственные строки поэмы А. Блока «Двенадцать»: «Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь», не вызвали возмущение большинства некогда богобоязненного народа. До такой степени была повреждена его душа. Соблазнились даже избранные. От некогда единой Русской православной церкви откололась Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ). Сейчас, слава Богу, обе матери-церкви объединились и этот раскол уврачевался.

Надо сказать, что свою руку в духовном и моральном растлении русского народа приложили и внешние силы, русофобы и космополиты всех мастей и оттенков. Идеологическая и духовная война против Руси (России) началась со дня ее образования как единого государства. «А золотые купола кому-то черный глаз слепили…» (И. Тальков).

Откуда же взялись омертвление, бесчувствие, холодность народной души? От тяготения к земному благополучию, комфорту, сладостному наслаждению вещами и духовной дряблости. Когда хорошо, ничего не хочется менять. В темноте легче жить, грехов и предосудительных поступков как-бы не видно. Темнота – верный помощник в злых делах. Писание же предупреждает: «Путь же беззаконных – как тьма; они не знают обо что споткнуться» (Прит. 4:19).

Соучастие в делах тьмы дает только гнилые плоды. Да, великое благо – не участвовать «в бесплодных делах тьмы». Но не соприкасаться с ним, «живя в этом мире, невозможно» (Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)). Если нет сил на обличение, то, хотя бы, не заразиться. Но это уже выбор каждого, ответственность всегда индивидуальна.

Роль обрядов, традиций и символов в русской жизни

Русские обряды и традиции настолько глубоки, что уходят в языческие времена. Это естественно, поскольку язычество тоже отражает частицу русской души. Отголоски язычества проявляются даже в православных праздниках. Особенно это заметно на празднованиях Масленицы и Крещения. Иван Купала стал образом Иоанна Крестителя. В язычестве обряд купания (погружение в воду) имел символ очищения водой, а в православии — Святым Духом.

Конечно, языческие обряды были связаны с природным циклами, зависимостью от стихийных сил. Объектами поклонения язычества были мать-земля, вода, животные, деревья, огонь. И эта одухотворенность окружающего мира, сакрализация народного сознания способствовали быстрому прохождению христианства на Руси.

Языческие обряды, символы и традиции отражали широту и открытость русской души, ее миролюбие и доброту (обряды ритуального хождения по домам, одаривание гостей и другие дружественные обряды). Обряды – это раскрытие души, ее самой сакральной сути и глубины. Так, во время Святок и празднования дня Ивана Купалы было принято заботиться о бедных и сирых. Люди посещали приюты, тюрьмы, разносили милостыню нуждающимся.

Зачастую православные праздники соединялись с языческими традициями, создавая ритуальный симбиоз, который, в последствии, вошел в русскую традицию. Отголоски этого седого времени отразились и в песне «Калинка». Калином звали всевластного татарского царя, которого победил былинный Илья Муромец. А детская игра «Чур меня!» – в своей глубинной основе означала призыв предков на помощь. Сегодня она органично вошла в современные детские забавы. Чур (цур) у восточных славян был хранителем родового очага, оберегающим его границы. Пусть наши дети почаще говорят: «Чур меня», а наши предки всегда приходят им на помощь.

Со временем языческое притяжение ослабло, но его остаточные явления сохранились и по сей день. В том числе, в виде неоязычества. Несмотря на его кажущуюся духовную нейтральность (экологическую, фольклорную, этническую направленность), неоязычество представляет собой угрозу поражения русской души, устремленной вверх к Богу, а не вниз, к человеческим страстям.

Постепенно сложился Русский лад как единство русского строя и его порядка. Русский лад – это не кровь и почва, а прежде всего, территория. В поле ее тяготения входили не только русские, но и другие народы, совместно проживающие на этом субкультурном пространстве. А если возникали проблемы, то они решались всем миром по справедливости, на которые русский народ был особо чуток. Люди говорили друг другу «лады», что означало: мир, конфликт исчерпан. Ударив по рукам, спорящие спокойно расходились, не держа злобы друг на друга. Именно русский строй, его веротерпимость и братолюбие втягивал в себя другие народы как его равноправных участников и соделателей.

Но духовная зараза, идущая с Запада и подогреваемая изнутри, поразила и русский мир, расколов его на белых и красных, социалистов, либералов, монархистов, коммунистов и другие политические течения. Политические взгляды стали важнее общенационального единства. А это прелюдия гражданской войны.

Этапы развития свободы в национальном законодательстве

Отношение русских людей к свободе крайне противоречиво. Под свободой, как было сказано ранее, русские подразумевали волю. Сама же свобода — это, прежде всего, политическая категория. Но жившему по Правде русскому человеку, свобода была ни к чему. В русской национальной культуре и в историко-философском понимании свобода тоже не оценивалась как важная категория бытия. Для маленького человека, придавленного жизнью, границы свободы ограничивались его конкретными делами и не выходили за рамки общины.

Личное ограничение, самодисциплина – не есть ущемление свободы. Политическое (либеральное) понимание свободы и демократии имеет буржуазное происхождение. Новому классу разделение властей было необходимо для дележа власти, предупреждения ее узурпации одним человеком.

Требование о предоставлении политических прав и свобод в России выдвинуло революционно-демократическое движение 40-50-х годов девятнадцатого века. Причем, эти свободы приобретали крайне радикальное направление. Их носителями были народники, народовольцами, социал-демократы, в последствии меньшевики, большевики, бундовцы и другие радикальные партии. Они исповедовали разные методы: от вхождения в народ до прямого террора, вплоть до убийства царя и свержения самодержавия.

Эта политическая разнузданность, конечно же, не имела ничего общего с реальными свободами. Борьба с самодержавием закончилась гибелью Российской империи и концом русской национальной государственности.

Первая советская Конституция 1918 года определила принципы нового государственного устройства. В последующих советских конституциях права граждан расширялись, но на практике вязли в бюрократических коридорах и были сильно идеологизированы.

Ельцинская Конституция 1993 года изменила советское государственное устройство на буржуазное, признала частную собственность, как это и положено «цивилизованным» государствам «священной и неприкосновенной». Однако, эта Конституция, при декларировании широких политических прав и свобод, не удосужилась установить механизм народовластия и граждане, фактически, лишились права участвовать в управлении делами государства. Им осталось только «правильно» проголосовать и избрать нужного власти кандидата.

Как говорил Генри Форд: «Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он будет черным». Г. Форд имел с этого выгоду, поскольку черная краска была дешевле. Если проводить политическую аналогию, то можно сказать: можешь голосовать за любого, при условии, что он будет представителем Единой России.

Эволюция свободы в России шла не в сторону укрепления основ национальной государственности, достижения общего блага, самореализации воли народа, а по либеральным лекалам. Высшее «достижение» прав и свобод российского народа закреплено в Конституции 1993 года (с поправками, принятыми в декабре 2020 года).

В Конституции России и ее поправках сохранились все базовые институты буржуазной государственности. Средства производства и командные высоты в экономике по-прежнему остались в руках олигархии. Грабительская приватизация по умолчанию, фактически, была узаконена. Верхам, как всегда, достался бублик, а народу – дырка от бублика.

По действующей Конституции – свобода объявляется исключительно частным делом граждан. Духовным содержанием такой свободы является протестантская этика. А русская традиционная культура и национальные интересы России отброшены напрочь.

Страна катастрофически теряет веками сложившийся коллективистский дух, подвижническую роль и авторитет в мире. Вместо национальной формы – суррогатные политические и правовые институты, типа разделения властей, примата частных интересов, индивидуализма. Все эти политические симулякры так и не прижились на русской почве, но отторгаются долго и мучительно.

Читаем Конституцию: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (Статья 2). Рассуждаем: человек – это частица государства. Разве часть может быть выше и важнее общего? Если телега впереди лошади, то повозка далеко не уедет.

Хорошо, человек – высшая ценность, а государство у него на побегушках. Но нас более 146 миллионов: о каком человеке идет речь? Среди нас есть патриоты и предатели, преступники и жертвы, созидатели и разрушители: все поголовно и без разбора – высшая ценность? Как же тогда определить лучших? Или они не нужны социальному государству?

Кто же тогда будет обеспечивать благополучие и процветание России? Равнодушный обыватель, коллаборационист, космополит? Если нет политических и других осязаемых критериев добра и зла (а из этих «атомов» состоит наша жизнь), то мы выходим в запредельную область: злого добра и доброго зла.

Это не абсурд и не абстракция, а направление развития современной цивилизации. Мы, тоже, вооружившись Конституцией, «задрав штаны» (С. Есенин) бежим «за авангардом». Вот в какие логические дебри заводят нас рассуждения о действующей Конституции.

Но все, конечно, гораздо проще. Все эти права и свободы профанация. Власть подменила государство и действует от его имени как заблагорассудится. Узурпация государства властью – вот где собака зарыта. Вся государственная архитектоника заточена под исполнительную власть. А на вершине вертикали – Президент. Он же разгоняет все политические процессы.

Главная задача такого государственного управления – самосохранение власти и подавление оппозиции. Такое конституционное построение, на фоне национальных традиций единодержавия, позволяет Президенту, подобно королю Франции – Людовику XIV, говорить: «Государство – это я!». В этом отношении характерно высказывание председателя Госдумы РФ В.В. Володина: «пока есть Путин – есть Россия. Нет Путина – нет России».

Граждане и гражданское общество вообще не встроены в политический процесс и, фактически, отчуждены от государства. Конституционные обязанности граждан по отношению к государству НЕ ПРОПИСАНЫ, кроме обязанности защищать Отечество.

Защита Отечества бесспорно священный долг, но оно нуждается и в созидательном, творческом труде граждан, приумножении национального достояния, укреплении общественного и государственного порядка. А без активного участия граждан в управлении делами государства это сделать невозможно.

По действующей Конституции РФ выходит так: пусть государство работает на меня и не пристает со своими «дурацкими» требованиями. Государство всем обязано гражданину (он же высшая ценность!), а гражданин от государственного бремени освобожден. Для лентяя и космополита идеальное государство, одни права и никаких обязанностей.

Россия сильна общинным духом. Но в действующей Конституции эта сильная сторона не прописана. Там, каждый за себя. Русские всегда жили миром, общиной, коллективом. Община, по Далю, складчина, братчина, общее имение, артельщина.

Эта традиция кое-где сохранилась и поныне, например, ЗАО «Совхоз имени Ленина» возглавляемое П.Н. Грудининым. Но как успешное, коллективное и народное предприятие, оно мозолит глаза либералам, подвергается всяческим нападкам со стороны олигархического государства.

Может быть, поэтому, в нашей стране так широко распространен правовой нигилизм, неприятие всего государственного. Если что хорошее у нас и происходит, то зачастую не с помощью, а вопреки государственной поддержке. Законы, ненаполненные национальным содержанием, в России добровольно исполняться не будут. Разрушением традиции мы потеряли Отечество, «каким нам его дал Бог…» (А.С. Пушкин).

Но не будем унывать, у нас все получится. Мы сильны духом и это наше главное оружие. Только надо вспомнить, каким был настоящий русский человек.

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, –

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек (А. Твардовский. Василий Теркин).

Выводы:

  1. Русский народ и русский мир – хребет российской государственности, а его основа – русская национальная традиция.
  2. Чтобы возродиться, русский народ должен стать собой, освободиться от своих пороков и предрассудков, вспомнить свое великое прошлое и отталкиваясь от него — смело идти в лучшее будущее.
  3. Русские должны доказать свою состоятельность и конкурентоспособность, но не коммерческой изощренностью, не подавлением других, а духовной мощью и физической стойкостью. Здесь нам нет равных.
  4. У русских есть все, кроме воли и уверенности в своих силах. А это дело наживное, надо только собраться и взяться за руки.

«Мы русские! Какой восторг!» Этот суворовский призыв должен придавать нам силы и воодушевлять на великие дела. А дел у нас впереди много, пора уже начинать.

Иллюстрация: М. Нестеров. «Святая Русь»

 

П.И. САТЛЕЙКИН

Адвокат, ветеран боевых действий, полковник милиции в отставке.

3
Оставить комментарий

avatar
3 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
ГостьАлександр Авторы недавних комментариев
Александр
Гость
Александр

Слабо, особенно выводы. 1. Русская национальная традиция не основа, основа — это православие. 2. Идти неизвестно куда просто глупо, нет целеполагания. Когда уже до народа дойдет что нужен православный царь и современная хайтек монархия. 3. По-поводу духовной мощи хорош анекдот времен Хрущева, мол, давайте догоним и перегоним америку, вот только перегонять не нужно — все увидят голую жопу, особенно если сравнивать с китайцами. 4. Есть все, вот только никто не завидует, а почему — нет своей головы на плечах, мутант какой-то: с виду русский и пейсы свисают. Неведома зверюшка. И что собственно автор собрался начитать? Сейчас наша «тройка» летит прямо… Подробнее »

Гость
Гость
Гость

Чего хочет раб? Раб хочет свободы. Но свободу дать ему нельзя, иначе он перестанет быть рабом. Можно дать иллюзию свободы. Она была разработана в древности и реализовывалась через веру: “Счастья для человека на земле нет. Счастье — только после смерти. И если ты, раб Божий, будешь себя хорошо вести в этой земной жизни, слушаться своих хозяев (вся власть от Бога!), то когда ты сдохнешь, на небе ты будешь счастлив». Позже, когда с развитием науки и техники религиозные верования себя исчерпывали, одурачивание людей было переведено в плоскость светских идеологий, и последней мощной идеологией явилось учение Карла Маркса. Кстати, оно никогда бы… Подробнее »

Гость
Гость
Гость

Язычество — возприятие всей полноты жизни, как Языка, преизполненного внутреннего смысла, на котором Бог (или боги — при многобожии) обращается к каждому из людей. Это осмысленный диалог между Богом — Творцом и Вседержителем — и человеком. Всевышний отвечает молитве верующего Ему тем, что обстоятельства жизни верующего и вокруг него изменяются соответственно смыслу его молитв тем более ярко и явственно, чем более он сам нравственно праведен и отзывчив Богу, когда Бог обращается к нему персонально через его совесть, через других людей, через памятники культуры или как-то иначе на языке жизненных знамений и обстоятельств. Бог всегда отвечает искренней осмысленной молитве: и даже… Подробнее »

Смотрите также