Официальные власти Украины были вдохновлены громогласным заявлением премьер-министра А. Яценюка с трибуны ООН (сентябрь с.г.) о том, что суверенного дефолта страны не будет. Посыл премьера был простым и незамысловатым: в Украину будут притекать новые транши различных кредитов и займов, с помощью которых власти страны будут рефинансировать свой долг.
Финансовая помощь, только не Украине, а ее кредиторам.
Согласно экспертным оценкам, на Украину с момента «февральской революции» до сегодняшнего дня (конец сентября) поступило из различных источников (МВФ, Всемирный банк, ЕС, США) около 6 млрд. долл. Конечно, основным донором Украины оказался Международный валютный фонд. Напомним, что в конце апреля 2014 года совет директоров Фонда одобрил программу помощи Украине на общую сумму 17,01 млрд. долл. на срок два года. В мае Киев получил первый транш в размере 3,20 млрд. долл., а в сентябре – второй транш на сумму 1,39 млрд. долл. Итого по линии Фонда получено 4,59 млрд. долл. Не вдаваясь в детали, отметим, что из упомянутой суммы 6 млрд. долл. около 95% пошло на рефинансирование долга. На иные цели, которые могли бы иметь хоть какое-то отношение к решению национальных задач Украины, пришлись крохи, не превышающие 5%. Впрочем, злые языки на самой Украине (в том числе среди тех, кто делал «февральскую революцию» и оказался на обочине «революционного процесса») раскрывают страшную тайну. Они утверждают, что эти 5% — «откаты» и «распилы» в пользу новой власти. Так что на цели «национального развития» остается ровно 0%.
Когда закончится выстраивание долговой пирамиды на Украине?
Сегодня справедливо говорят, о том, что Украина – «полигон» (для отработки технологий «майданов» и «февральских революций») и «плацдарм» (для подготовки агрессии НАТО против России). Но это еще и «золотая жила» для алчных спекулянтов и финансовых олигархов (не украинских, а мировых). Создан механизм для долгового закабаления Украины». Новые возможные транши и новые возможные займы призваны быстро наращивать государственный (внешний) долг Украины. При этом курс национальной денежной единицы (гривны) будет катиться дальше вниз. В какой-то момент времени транши и займы прекратятся. В какой момент? – Он будет определяться двумя соображениями.
Во-первых, военно-политичес
Во-вторых, чисто меркантильными соображениями. Кран помощи будет перекрыт полностью и окончательно тогда, когда у Украины будет исчерпан ресурс обеспечения своих внешних обязательств. А что это за ресурс? — Все активы «незалежной»: черноземы; сланцы и другие месторождения полезных ископаемых; остаток государственных предприятий; вся инфраструктура, включая трубопроводы. Эти активы перейдут на балансы тех компаний, банков и фондов, которые являются «боковыми» структурами нынешних официальных западных «благодетелей» Киева. Одной из таких «боковых» структур является, в частности, фонд «Франклин Темплтон», который еще в прошлом году скупил существенную часть долговых бумаг казначейства Украины. Можно ожидать, что курс гривны в момент такого перехода будет находиться на уровне плинтуса.
Кстати, в полной нормализации ситуации на Украине пока не очень заинтересованы господа спекулянты (из того же фонда «Франклин Темплтон»). Военные действия на Украине и отсутствие стабильности позволяет им на данном этапе продолжать «игру на понижение». Они хотят сделать свои инвестиции в этой стране максимально «эффективными». Взять, например, Одесский припортовый завод (ОПЗ) – одно из ведущих предприятий химической промышленности. 7 лет назад, в 2007 году, предприятие оценивалось в 2,5 млрд. гривен (что по «дореволюционном
Ситуация на Украине и вокруг Украины почти шизофреническая. Спекулянты действуют по принципу «чем хуже, тем лучше» (в смысле «чем хуже, тем дешевле»). А власти Украины делают все возможное и невозможное для того, чтобы доказать, что в стране все уж так не плохо, как это может показаться на первый взгляд.
О финансовых «достижениях» новой власти.
Да, по мнению правительства, в стране есть «некоторые недостатки». Например, министерство финансов сетует по поводу того, что за 8 месяцев текущего года казна недополучила 4,4 млрд. гривен налогов. Но на фоне общего объема доходов, запланированных на весь 2014 год, это сущие «мелочи» — всего 0,6%. В расчете на год недополученные налоги могут составить немного более 1% всех бюджетных доходов. Одновременно министерство радостно рапортует о том, что объем налогов, поступающих в бюджеты Украины в нынешнем году, даже несколько превышает соответствующие показатели прошлого 2013 года. И некоторая часть обывателей действительно верят в эту статистическую кабалистику.
А вот что сообщила в сентябре председатель Национального банка Украины (НБУ) Валерия Гонтарова. Инфляционный рост цен в этом году составит 19%. А обесценение украинской гривны по отношению к доллару США уже составило 60%. Таким образом, получается, что доходная часть бюджета Украины в реальном выражении должна быть уменьшена на эти самые 19%. А по отношению к доходам прошлого года, выраженным в постоянных гривнах, наполнение бюджета в этом году (даже с учетом достижений в деле «собираемости» налогов) доходная часть бюджета Украины сократится, по моим оценкам, на 17-18%.
Впрочем, думаю, что реальное сокращение доходной части бюджета будет намного более существенным. «Красивые» цифры налоговых поступлений в казну за первые 8 месяцев года были обеспечены в немалой степени благодаря тому, что до середины текущего года (по крайней мере, до начала лета) Донецкая и Луганские области сохраняли финансовые связи с Киевом. То есть происходили перечисления налогов в общую казну, одновременно в области поступали бюджетные средства на выплаты заработных плат бюджетникам, пенсий, пособий и т.д. Сегодня эти финансовые связи разорваны. Трагические события на юго-востоке Украины привели к тому, что значительная часть предприятий этого региона разрушена или прекратила свою работу по иным причинам. Так что даже если бы финансовые связи не разрывались, налоги из Донецкой и Луганской областей все равно не поступали бы. По причине физического уничтожения (исчезновения) налогоплательщик
Украинские аналитики справедливо обращают внимание на то, что предприятия юго-востока Украины были тесно связаны с предприятиями многих других областей страны. Остановка предприятий Новороссии уже серьезно осложнила работу многих отраслей украинской экономики. Соответственно налоговый потенциал украинской экономики падает на глазах.
Показатель ВВП: «статистический иллюзион» на Украине.
Вызывает вопросы и статистика валового внутреннего продукта (ВВП) Украины. Украинские СМИ активно дискутируют проблему: насколько упадет в 2014 году экономика страны? Яценюк относится к лагерю «оптимистов» и называет величину снижения ВВП, равную 5%. Некоторые украинские чиновники дерзко «оспаривают» оценку премьер-министра и говорят о 6-процентном падении. Впрочем, их можно назвать «умеренными» (то ли оптимистами, то ли пессимистами). А вот Международный валютный фонд прочит падение на целых 7%. Это уже крайний пессимизм. Хотя чиновники Фонда называют себя «реалистами». Мол, только на основе реальных, трезвых оценок можно принимать решения о помощи Украине. Но лично у меня не вызывает доверия ни одна из приведенных выше оценок.
Во-первых, потому, что из экономики Украины в этом году был произведен вычет в размере 16,5% ВВП. Я имею доля Донецкой и Луганской областей в создании ВВП Украины. Во-вторых, потому, что физические объемы всех видов производств даже в остальной части Украины в 2014 году будут ниже, чем в прошлом. Можно брать производство электроэнергии, чугуна и стали, вагонов и тепловозов, объемы грузоперевозок по железным дорогам и т.д. и т.п. Причин для такого падения предостаточно. Во-первых, мы уже отметили выше, что остановка шахт и заводов в Донбассе и на Луганской земле болезненно сказалось на положении многих предприятий Украины, имевших устойчивые и тесные производственно-
Так что реальное падение ВВП на Украине в 2014 году, по моим грубым оценкам, составит никак не меньше 20%. А экономические ведомства украинского правительства совместно с Международным валютным фондом проводят сеансы под названием «статистический иллюзион на Украине». Способы создания «статистических иллюзий» – разные. Например, статистическая служба Украины и МВФ продолжают включать в общую статистику по украинской экономике цифры, относящиеся к ДНР и ЛНР. Остается только загадкой, каким образом они собирают первичную статистическую информацию, если деятельность статистической службы Украины в ДНР и ЛНР прекратилась. Не менее удобным является и такой способ статистических манипуляций, как использование стоимостных показателей, не очищенных от инфляции. Если сильно разогнать инфляцию в стране, то можно не только ликвидировать падение экономики, но даже добиться неплохих темпов «экономического роста».
О «валютном допинге» и украинской экономике.
Но достаточно про «статистический иллюзион» правительства Украины и МВФ. Реальная финансово-эконом
За первые 8 месяцев текущего года сальдо торгового баланса страны составило минус 2,62 млрд. долл. Опять-таки власти с гордостью говорят, что это большое достижение на фоне того, что в прошлом году дефицит торгового баланса (только по товарам, без услуг) был 19,6 млрд. долл. Однако если разбираться, то выясняется, что сокращение дефицита произошло не за счет наращивания экспорта, а за счет резкого падения импорта. Между тем, отпустив валютный курс гривны и обесценив ее на 60%, власти очень рассчитывали на то, что сработает механизм валютного стимулирования товарного экспорта. Другим странам бывает достаточно обесценить свою денежную единицу процентов на 10 для того, чтобы достичь серьезных подвижек в своем торговом балансе. У Украины не получилось. Механизм «валютного демпинга (а точнее – допинга)» нисколько не оживил товарный экспорт Украины. Квартальные показатели экспорта товаров из Украины в 2013 году были следующими (млрд. долл.): 1 кв. – 15,6; 2 кв. – 15,9; 3 кв. – 16,0; 4 кв. – 17,5. А вот данные за 2014 год (млрд. долл.): 1 кв. – 14,6; 2 кв. – 14,9. Украинская экономика мертва, ее не оживляют даже лошадиные дозы «валютного допинга».
Дефолт Украины и Россия как «непредвиденный фактор».
В прошлом году сальдо платежного баланса (несмотря на дефицит баланса внешней торговли) было положительным и равнялось 2 млрд. долл. А в этом году уже за первые 8 месяцев платежный баланс Украины был сведен с дефицитом 4,6 млрд. долл. Этот общий дефицит отражает не только дефицит торгового баланса, но также процесс устойчивого оттока капитала из Украины. При сохранении существующих тенденций дефицит платежного баланса Украины за весь 2014 год может составить порядка 7 млрд. долл. Однако во второй половине текущего года начинают действовать ряд «отягчающих» факторов, которые могут запросто увеличить дефицит платежного баланса страны до 10 млрд. долл. и более.
Скажем, в ноябре планируется опубликование самых свежих данных о величине ВВП Украины. Все интересует этот показатель. Интерес отнюдь не праздный. Величина ВВП необходима для того, чтобы определить уровень относительного государственного долга Украины. Если он перевалит за 60% ВВП, то Россия, которая в декабре 2013 года предоставила Украине заем на сумму 3 млрд. долл., может потребовать немедленного погашения всего долга (основная часть + проценты). Таковы условия займа. Уже только это событие приведет к тому, что дефицит платежного баланса перевалит через отметку 10 млрд. долл. Если Украина не получит за оставшиеся месяцы 2014 года никакой новой финансовой помощи, то ей придется закрыть «дыру» в 10 млрд. долл. своими валютными резервами. Тогда к новому году в валютной кладовой Украины останется не более 6 млрд. долл. А если мы в расчеты включим еще такой фактор, как погашение Украиной застарелого долга по природному газу перед Газпромом. Это еще как минимум еще 3 млрд. долл. Тут уж вообще наступает полный мрак. Только одна мысль о таком сценарии развития событий приводит в дрожь многих западных держателей государственного долга Украины. Может наступить тот самый дефолт, которого, по словам Яценюка, «никогда не будет». Кто-то на этом дефолте потеряет свои миллиарды, а кто-то, наоборот, несметно наживется. Впрочем, как показывает мировой опыт, дефолты редко бывают экспромтами. Чаще они готовятся «в плановом порядке», иногда в течение многих лет. Украина – не исключение. Дефолт там будет. Но тогда, когда на это дадут «отмашку» «покровители» и скромные «бенефициары» таких организаций, как фонд «Франклин Темплтон». Впрочем, мировой опыт показывает, что не всегда события по подготовке дефолта развиваются по плану. Иногда в «игру» может «вклиниться» незапланированны
Кстати, приведенный расклад финансовых обязательств Украины показывает, что от решений России в значительной степени зависит судьба «незалежной». У России более чем достаточно возможностей для того, чтобы влиять на ход событий на Украине без военного вмешательства. Россия может и должна стать тем самым «незапланированн
Россия может и должна стать тем самым «незапланированным участником».- почему должна? кто поймет на незалэжной благородных порывов?
Спасибо,
Валентин.
Иногда не без удовольствия читаю здесь твои публикации. Хотелось бы чем то отблагодарить, увы, только интеллектуально. Недавно наткнулся на выступление-интервью Джима Рикардса, автора «Конца Денег». (James G. Rickards The Death of Money: The Coming Collapse of the International Monetary System, 2014.) Если не видел, то некоторые красивые повороты в его рассуждениях возможно и тебе понравятся.
The exclusive Money Morning interview with Jim Rickards, the Financial Threat and Asymmetric Warfare Advisor for both the Pentagon and CIA: http://pro.moneymappress.com/MMRBSLG39EXT/PMMRQ980/?h=true (когда закрываешь страницу, появляется текст интервью).