Photo of a Collection Plate

На защиту экономики России готов встать «альтернативный банкинг»

…Вновь к вопросу о «православном банкинге» и других формах альтернативной банковской деятельности.

На этот раз — материал Вадима Кучеренко, специально для сайта VL.ru. В материале — обширная ссылка на критическое мнение В.Ю. Катасонова о «православном банкинге».

Центробанк готов взаимодействовать с альтернативными банковскими системами при условии, что они отвечают нормам российского законодательства. Об этом заявил заместитель председателя Банка России Александр Торшин, выступая на круглом столе «Альтернативный банкинг в России: перспективы и законодательные инициативы», который прошел в пятницу, 15 мая.

По словам Александра Торшина, у Центробанка нет никаких предубеждений. Будет ли это исламский, православный или буддистский банк — главное, чтобы он работал по российским законам.

Идею так называемого «православного банкинга» не так давно озвучил председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Русской Православной Церкви протоиерей Всеволод Чаплин. Он призвал защитить российскую экономику, создав независимую банковскую систему, в основу которой легли бы этические правила христианской морали.

По замыслу представителя РПЦ, будущий банк не должен выдавать кредиты для организации спекулятивной торговли на валютном и фондовом рынках, финансировать проекты с повышенными рисками, иметь долю в денежных потоках от производства табачной и алкогольной продукции, игорного бизнеса, труда нелегальных мигрантов и всего того, что противоречит принципам христианской религии. В частности, кредитовать предпринимателей этот банк будет не под процент, а под ожидаемую прибыль предприятия. А на льготные кредиты смогут претендовать бизнесмены, заручившиеся рекомендациями православных священнослужителей.

По мнению протоиерея Всеволода Чаплина, переживаемый нашей страной кризис не является показателем реального состояния российской экономики. Просто кому-то выгодно, чтобы так думали. Поэтому он считает, что Россия может предложить миру «православную систему банкинга без ростовщичества, входящую в прямые отношения с Китаем, исламским миром, иными возрастающими в мире центрами влияния».

В подтверждение своей идеи протоиерей Чаплин ссылается, в частности, на исламский банкинг. В 40 государствах мира сегодня существуют банки, основополагающим принципом в своей работе избравшие заповеди Корана, который строго запрещает давать деньги под проценты, для производства алкоголя и табака, переработки мяса животных, которые были забиты без молитвы Аллаху, и пр. При этом уже давно многие европейские и американские банки используют исламскую систему финансирования, открывая в своих офисах специальные окна, которые выдают дозволенные с точки зрения шариата деньги. По словам протоиерея, из-за того, что исламский банкинг отказался от ростовщичества и ссудного процента, эффективности у него не убавилось.

Впрочем, по мнению многих экспертов, проблема «православного банкинга» не ограничивается «внедрением» православной этики в деятельность финансовых институтов. Об этом, в частности заявляет председатель правления банка «Миллениум» Михаил Байдаков: «Банк не может быть убыточным, он обязан зарабатывать деньги». Банкир считает, что выдача кредита под выгодный процент по неким формальным критериям не может служить основой православного банкинга, основное направление финансирования должна составлять инвестиционная деятельность. В свою очередь, доктор экономических наук Валентин Катасонов утверждает, что в переводе на русский язык термин «православный банкинг» может означать только одно: «православное ростовщичество», которое по своей духовной природе является не просто чуждым христианству, но противоположно ему. По мнению профессора Катасонова, «православные» авторы проекта не скрывают, что в какой-то мере их инициатива является реакцией на инициативы наших братьев мусульман, планирующих в ближайшее время внести поправки в российское законодательство, которые бы легализовали так называемый «исламский банкинг».

Позиция Центробанка такова: для развития любого альтернативного банкинга, будь он исламский, православный или буддистский, в России сейчас не существует серьезных препятствий, но некоторые законодательные акты требуют уточнения. Как заметил на том же «круглом столе» заместитель председателя Банка России Александр Торшин: «Чтобы потом не пришел наш банковский надзор, который, выполняя закон, не смотрит, кто какому Богу молится, а сверяет документацию с действующими правовыми актами».

Сказал свое веское слово и Минфин. Как заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев, в вопросе развития альтернативного банкинга в России министерство намерено руководствоваться принципом «нет ограничений и нет привилегий».

Источник: http://www.newsvl.ru/economics/2015/05/16/134983/#ixzz3aVVuOhA2

Смотрите также