24-МЕТ

«Метафизика истории». Пост-релиз заседания РЭОШ

20 октября в РЭОШ состоялось представление новой книги Валентина Юрьевича Катасонова «Метафизика истории». «Зал как никогда полон; не знаю, чем это вызвано – то ли осень наступает, то ли название книжки так заинтриговало», — начал Валентин Юрьевич, окинув взглядом зал…

Видеосюжет — справа в колонке видео и ЗДЕСЬ (кликабельно)

«Метафизика истории» — первая книга в серии Международного византийского клуба. Это византийская серия, с предисловием директора Международного Византийского клуба Сергея Геннадиевича Лаковского.

«Как вы заметили, это уже не первая книга по истории у человека, которого считают экономистом». Напомним, что новую книгу отчасти предварял выход труда «История как промысл Божий» (в соавторстве с В.Н. Тростниковым и Г.М. Шимановым) – и вместе они расширяют повестку Русского экономического общества в сторону рассмотрения исторических, духовных и метафизических вопросов.

«Преумножение количества информации по истории привело многих людей не к прояснению представления о мировом историческом процессе, а наоборот – ещё больше эти представления запутало. У нас много авторов, пишущих по истории, но, к сожалению, у нас крайне мало людей, которые могли бы эту истории объяснять». Автор пояснил свой выбор термина «метафизика» – существующие альтернативы «историософия» и «философия истории» представляются ему недостаточно корректными: «Я с достаточно большим сомнением вообще отношусь к философии. Никон Воробьёв писал: «Философия – это история человеческих заблуждений».

Валентин Юрьевич рассуждал и о греческой философии: «Их (греков) имманентно-природное стремление к постижению абсолютной истины – это неосознанное влечение к Богу, к Творцу, к Промыслителю». Христианство же, по словам профессора, и дало человечеству те самые абсолютные истины.

«Мы помним сцену, когда Понтий Пилат разговаривает с Христом: перед Голгофой иудеи привели к Пилату Христа, и прокуратор задаёт риторический вопрос – «Что есть истина?». Понтий Пилат – римлянин, высокопоставленный римский чиновник, который уже давно разуверился в том, что можно познать абсолютную истину, поэтому он не ждёт от Христа ответа. Далее даже идут слова, что он развернулся и пошёл к иудеям, то есть ответом Иисуса он не интересовался. Как мы помним, и Христос промолчал, прекрасно понимая, что перед ним римлянин, которого уже не волнуют вопросы истины. Этот римлянин – прообраз современного европейца, современного человека, которого истина интересует минимально, или не интересует совсем».

Профессор прояснил своё методологическое несогласие со многими профессиональными историками: «В основном историки отвечают на вопрос «почему?». Но для того, чтобы понять ход истории, необходимо ответить на вопрос – а каковы цели исторического процесса? Иными словами, нужно ответить на вопрос «зачем?» Материя сама по себе не имеет целей. Цели может иметь Творец, её создавший».

«Для того, чтобы менять историю, необязательно менять факты. Достаточно по-другому интерпретировать уже имеющиеся факты – для этого необходимо манипулировать не архивами, а человеческим сознанием. Думаю, в дальнейшем так и будет происходить – никто уже не будет посягать на архивы, потому что гораздо эффективнее просто менять человеческое сознание». В сессии ответов на вопросы Валентин Юрьевич расширил этот тезис в контексте разговора о науке: «Человек был создан по образу и подобию Божьему и пытался через способность познавать мир приближаться к Богу – познавательная способность имманентна природе человека. Но тот институт, который возник в XVII веке под названием «наука» — это лукавый институт, он был создан не для того, чтобы постигать истины — даже относительные – но для того, чтобы создавать истины, а затем продвигать их в массы».

В.Ю. Катасонов подробно рассказал о способах понимания и интерпретации истории Л.А. Тихомирова (автора «Религиозно-философских основ истории»), Н.Я. Данилевского («Россия и Европа»), Арнольда Тойнби («Постижение истории»), Люсьена Февра (основателя школы «Анналов»), Карла Маркса и марксистов и т.д.

«Цивилизация подобна айсбергу – надводная её часть видна, но подводная — не видна. Цивилизация состоит из духовного мира, который невидим, из культуры, которую мы воспринимаем органами чувств, и, наконец, у цивилизации есть материальные элементы – например, государство с армией, с экономикой, с производительными силами. Повторюсь, цивилизация – это совокупность видимого и невидимого, и цивилизационный подход – это именно метафизический подход».

Профессор предложил подход к интерпретации истории через понимание борьбы каиновой и авелевой цивилизаций – именно этот тезис вызвал особенно активную реакцию в прениях; рассказал о современных «вавилонских башнях» как символах инфернального мира (о «ремейках» Вавилонской башни Нимрода); посоветовал аудитории переключиться с чтения СМИ на чтение Апокалипсиса — предупредив, впрочем, что это дело непростое и даже небезопасное.

«Нам, православным людям, нужен хороший учебник по метафизике истории (или богословию истории). Моя книжечка является набором скромных очерков, который дальнейшие разработчики могут использовать для написания такого учебника», — резюмировал автор.

В сессии вопросов и ответов традиционно был затронут огромный пласт самых разнообразных сюжетов: прошлое и будущее Израиля, открытие Готардского тоннеля, национальные герои России, Америка как Вавилон наших дней и даже Чарлз Дарвин (и другие «раскрученные гении»).

В ближайшее время РЭОШ будет продолжать начатую тему метафизики истории и смысла исторического процесса – уже в более узких форматах рабочих встреч и круглых столов.

Мы выражаем благодарность Международному Византийскому клубу, «Институту русской цивилизации» – и лично С. Г. Лаковскому и О. А. Платонову, а также всем участникам заседания.

Следите за нашими анонсами: новые книги и поводы к дискуссиям не заставят себя ждать.

До новых встреч!

Оставить комментарий

avatar

Смотрите также