05-долг

Кто попал в украинскую западню

Глава украинского кабмина Арсений Яценюк на днях сделал крайне забавное заявление…

…Он сказал следующее: мы — то есть правительство Украины — не приемлем тех предложений по реструктуризации долга, которые Владимир Путин озвучил на саммите в Турции. Мы согласимся только на те условия, которые были выработаны ранее, в ходе переговоров с частными кредиторами. Он также добавил, что, мол, «мы не будем платить нашим соседям, которые являются государством-агрессором». Такова была основная суть этого выступления. (Я специально не привожу точных цитат, поскольку Яценюк — это всего лишь «говорящая голова», которая озвучивает то, что было велено; поэтому нет смысла полностью его цитировать.)

А что, собственно, предлагал Путин? Выступая на саммите в Анталье, он сказал, что разговаривал в кулуарах с главой Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард по поводу украинского долга, и она просила, чтобы российская сторона не настаивала на получении всех 3 млрд до конца текущего года. На что Путин ответил, что Россия готова предложить Украине более выгодные для нее условия, а именно предоставить рассрочку погашения основной суммы долга на три года — по одному миллиарду в год, с 2016-го по 2018-й. Но добавил, что в таком случае мы хотели бы получить гарантии украинских обязательств либо от Соединенных Штатов, либо от Евросоюза, либо от какого-то солидного финансового института. Для Запада это должно быть сущим пустяком. У него, у Запада, нет никаких сомнений в кредитоспособности Украины (а иначе зачем ему об этом постоянно заявлять?), так что с выставлением такой гарантии не будет никаких сложностей.

А напоследок Путин сказал еще одну замечательную фразу: мол, предварительная схема по реструктуризации долга уже согласована с Обамой и Джейкобом Лью — министром финансов США. И что эту схему неплохо бы уже обсудить и как-то отработать до 8 декабря. Напомню, срок погашения долга, который определен в соглашении о займе между Россией и Украиной, истекает 20 декабря этого года.

Прекрасный ход. Скорее всего, Обама и Лью даже не успели сообразить, в какую они попали западню. После такого заявления Путина все, естественно, ждали ответных комментариев от тех лиц, которых он упомянул. Обама, конечно, вряд ли стал бы опускаться до обсуждения украинских долгов, поэтому это должен был сделать хотя бы Лью или в крайнем случае кто-то из его заместителей. Но они все там ребята простые, «незамысловатые» и сразу поняли, что сказать-то им нечего. Выставлять гарантии они не желают, но если они в этом признаются, это автоматически поставит под сомнение кредитоспособность Украины. В мире финансов это было бы тут же воспринято как четкий сигнал: с Западом договариваться ни о чем нельзя, потому что Запад в любой момент готов отказаться от своих слов.

В итоге ничего лучше в Вашингтоне не придумали, чем поручить ответ «говорящей голове» Яценюку. Его он и озвучил в упомянутом выступлении, сказав, что реструктуризация на предложенных Россией условиях невозможна, а единственный вариант — это реструктуризация на общих основаниях, то есть списание 25% долга и растягивание срока выплат, по-моему, на четыре года.

Таким образом, в самом неприятном положении в этой ситуации снова оказалась Кристин Лагард, которая наверняка вздохнула с чувством глубокого облегчения, решив, что вопрос с украинским долгом наконец решен. И тут все по новой. На нее же очень жестко давит Вашингтон — они хотят, чтобы МВФ переписал свои правила; а поскольку на данный момент США являются главным акционером МВФ (я бы даже сказал, что МВФ можно смело называть филиалом американского Федрезерва), деваться ей некуда — придется так или иначе выполнять требования Белого дома. Причем выбирать придется между плохим и очень плохим. Плохой вариант — это переписать правила таким образом, чтобы долг Украины перед Россией был квалифицирован не как официальный государственный долг, а как частный или коммерческий. Любой финансист понимает, что это будет самое настоящее, откровенное и, я бы даже сказал, неприличное манипуляторство. И Лагард понимает. И знает, что это резко подорвет престиж и репутацию МВФ.

Второй вариант — это не производить переквалификацию долга, а просто убрать из действующих правил фонда запрет на кредитование стран, у которых возник полномасштабный дефолт. А это будет бомба замедленного действия, способная, без преувеличения, подорвать всю мировую финансовую систему. Должен сказать, что в последнее время у меня все чаще возникает ощущение, что Вашингтон строит свою политику по принципу «чем хуже — тем лучше». Сейчас его действия привели к тому, что долг всего на 3 млрд долларов (довольно небольшой в масштабах мировой экономики) используется в роли некоего детонатора, который в любой момент может взорваться. Какими будут последствия такого взрыва, трудно даже предполагать.

Основной урок, который мы должны отсюда вынести, — что с Западом никогда нельзя ни о чем договариваться (за очень редким исключением). И верить их словам тоже нельзя.

Если же мы все-таки хотим когда-нибудь увидеть свои 3 миллиарда, надо использовать этот шанс и активно действовать. О каком шансе идет речь? Киев, по сути, предложил нам присоединиться к той шайке-лейке «частных кредиторов», с которой он договорился о реструктуризации долга. Это обыкновенные финансовые стервятники, в том числе крупнейший в мире инвестиционный фонд Franklin Templeton, который скупал украинские долги с дисконтом 40%. Компания, мягко говоря, не самая достойная, но, как говорится, с волками жить — по-волчьи выть. Киев ведь договорился не со всеми частными кредиторами — некоторые не участвовали в переговорах или просто не захотели реструктуризировать долги. Мы запросто можем их отыскать и предложить им подать в суд, подобно тому, как такие же финансовые стервятники уже подавали в суд на Аргентину, требуя погашения долгов по номиналу. Тогда они сорвали аргентинскую реструктуризацию. Мы должны попытаться сделать что-то подобное. Надо, в конце концов, наступать, а не играть в поддавки.

http://rusplt.ru/views/views_61.html

 

Смотрите также