В рамках Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова проводятся не только общие заседания, но и круглые столы секций. Более года действует молодёжная секция РЭОШ, а недавно возникла секция «РОСТ» (Русское Общинно-артельное СТроительство) под руководством Н.Г. Пелецкого.
Вашему вниманию предлагается текст выступления Председателя Координационного Совета Сообщества «СоКоммуникации», Председателя Совета директоров МОО «Устойчивое Развитие» С.А. Нехаева на первом круглом столе секции «РОСТ» 14 апреля 2016 года.
«Взирая на единство Святой Троицы,
побеждать ненавистную рознь –
дьявольское разделение мира сего на добро и зло»
Сергий Радонежский
В поиске пути развития общества, социально-экономических систем любого иерархического уровня, мы всегда искренне стремимся к согласованию разнородных интересов, минимизации страхов и рисков, преодоления противоборств, призывая себя к деяниям под знаменами гармонии, системности, к соразмерности неравновеликих, но значимых частей этого великого, развиваемого целого. К сожалению, в реальной жизни не всегда такие поиски идут под девизом: не дьявольское «разделяй и властвуй», но «соединяй и здравствуй» в троичной гармонии!
И совсем немыслимо, в самых высоких собраниях, научных и исследовательских кругах услышать, что при формировании концепций, стратегий развитии социально-экономических систем первоначально решается задача не сформировать, спроектировать, разработать, а сначала попытаться различить, распознать смыслы, духовные ориентиры, заложенные в объективные закономерности развития таких систем. Не спроектировать, не построить, а изначально распознать правильность направлений наших устремлений и уже потом что-то рукотворить! Не нами определено быть или не быть реализации планов развития и существования социальных и технических систем, но Промыслом Божьем!!!
Вот и стоит перед нами при решении задач устойчивого, гармоничного развития социально-экономических систем, распознать смыслы, духовные основы сохранения, умножения, развития гармоничного единого целого, не разрывая его на части, не замыкаясь в своих рукотворных теориях и страхах, интересах отдельных компаний и сообществ. А единое целое – так разнообразно: технологии, финансы, собственность, человеческие ресурсы, социальная сфера, экология, коммуникации, инфраструктура, духовность и образование. Помните ли Вы, когда участвовали в обсуждении комплексных, межотраслевых, межсистемным решений или о необходимости их консолидации для получения синергетического эффекта развития территориальных и отраслевых систем? Уж не говорю о поиске смысла, направлений развития всего этого многообразия сторон социально-экономических систем, придания им согласованного направления векторов развития…
Мы и кризисы, которые поглотили мировое развитие, воспринимаем, рассматриваем по отдельности, как частности, вне единого целого: долговой кризис (финансовый), кризис мировой валютной системы, углеводородный (энергетический), возможность военных действий, управленческий, экологический…. Вот и планируем антикризисные мероприятия, исходя не из системности кризисных явлений, их единой природы происхождения. А применяемые разрозненные воздействия на отраслевые, предметные кризисы не устраняют их источников, ведут к распылению и бессмысленному использованию бюджетных средств, средств резервных фондов, так как результаты воздействия разновекторные, разнонаправленные, что ведет всегда к погашению иногда и значительных усилий. Опять же со смыслами не определились и в главном не согласовались, замкнулись в ведомственных интересах, в кампанейщине. А ведь многие уже сегодня понимают, что — кризис-то един и по своей природе — духовный, который и определяет, пронизывает, обуславливает все остальные.
При этом никто не отменял действие закона соответствия уровня развития производственных сил и производственных отношений. Лица, принимающие решения о развития общества, регионов сегодня отпустили в свободное плавание производственные отношения, упершись в выжимание доходов, прибыли (других мнимых результатов) из развития отдельных сторон производительных сил. Отсюда и получили множество кризисных социальных явлений, тупиковых путей технологического развития и кризис системы образования и воспитания, системные кризисы региональных образований. При социализме хоть говорили о соответствии производительных сил и производственных отношений (я в далекие восьмидесятые в своей диссертационной работе доказывал наличие такого соотношений в условиях предприятий угольной промышленности). Понимая их взаимозависимость и взаимообусловленность, мы не задумывались над смыслом этого соответствия, над необходимостью гармоничного их развития для достижения целей духовного развития общества. Сегодня мы уже утверждаем (пока в рамках собственных методических и проектных изысканий), что только смысловые категории, обобщённые поколениями жизненные ценности, могли бы согласовать, гармонизировать направления развития производительных сил и производственных отношений в функции человека, природы и общества. Тем более, что в Конституции Российской Федерации (ст. 7, п. 1) определено: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
По моему глубочайшему убеждению, только духовные идеалы, жизненные ценности способны определить требования к направлениям поиска смыслов развития всего живого и рукотворного, делая этот поиск не беспорядочным, не в виде экспериментов над человеком, а целенаправленным с использованием тысячелетнего опыта смыслового поиска человечеством векторов общественного развития. Вектора такого поиска смыслов общественного развития уже заданы нам в виде заповедей Божьих, жизненных ценностей, человеческих идеалов, то есть уже есть направления, которые существенно сужают сектор смыслового поиска в современных условиях.
Если мы хотя бы задумались об использовании этих направлений и критериев выбора векторов развития, то поняли, что все сегодня существующие цивилизации, все системы принятия решений управляют общественным развитием не системно, негуманно, интуитивно, в своих корыстных интересах, которые никак не соответствуют требованиям развития гармоничного единства общества, человека, природы.
Часто присутствуя на общественных и профессиональных мероприятиях по выбору государственных приоритетов развития технических и промышленных систем, инфраструктурного их ресурсного обеспечения, не понимаю, как можно не задумываться над тем, что существует элементарная логика ограничений перечня и приоритетов развития (обусловленная теми же жизненными ценностями, сформированными нашими предками):
- нельзя вмешиваться в деятельность биосистемы нашей планеты, пользуясь её недрами, нарушая естественный природный баланс;
- исключено загрязнение окружающей среды, среды обитания человека в результате любой хозяйственной деятельности;
- запрещено использовать технологии, наносящие вред, угрозу жизни самого человека;
- общественно опасно применение отдельных решений и технологий, не сообразуясь с существующими наилучшими отраслевыми практиками, вне комплексных региональных и отраслевых программ развития регионов и территорий.
Используя уже только эти критерии и жизненные ценности для технических систем, мы сегодня должны принимать другие решения о приоритетах развития отраслей, технологий, регионов, источников энергий и ресурсов. А технико-экономические обоснования получения прибыли, обслуживания инвестиций и кредитов банков вообще имеют второстепенный и иногда совсем не обязательный смысл (ведь не эта же цель общественного развития). Цель же отраслевого технологического развития — не освоение бюджетных ресурсов, не привлечение инвестиционных средств и кредитов, не лидерство в мировом потребительском гибельном соревновании (кто вперед придёт к краху своей экономической системы), а цель — служения человеку, обеспечение этого человека (его социальных сообществ, первоочередных потребностей) необходимым, дешевым количеством необходимых и достаточных ресурсов для творческого, духовного развития.
Кто, когда в последний раз использовал (даже упоминал) смысловые основания, жизненные ценности при развитии финансовых систем? А ведь финансовые системы только должны обеспечить хозяйственную деятельность расчетными средствами, необходимыми ресурсами. Они (финансовые системы) не должны стать смыслом общественного развития, центром концентрации общественного богатства. Конечно, мы должны увязывать развитие финансовой системы с уровнем развития и социальными потребностями других элементов социально-экономических систем, но не замыкаться их автономном, хищническом развитии. С принципами развития таких систем совсем просто, исходя их жизненных ценностей:
- неиспользование ростовщического капитала;
- приоритет интересов государства, общества, собственников, человека над интересами распорядителя и владельца капитала;
- не нанесение вреда человеку через финансирование создания вредных и экологически опасных производств;
- запрет непроизводственного обогащения за счет использования активов, общественной собственности;
- исключительно использование национальной валюты для внутренних и внешних целей субъектов хозяйствования.
Как теперь без возмущения смотреть на развития мировых финансов, на инициаторов этого развития?
Можно продолжать и дальше, понимая, куда заведет нас принцип «разделяй и властвуй» и отрицание смыслового, духовного гармоничного начала социально-экономического развития.
Не нужно проводить дополнительных исследований, искать новые аргументы, чтобы:
- перестать представлять первопричинами социального и цивилизационного развития, обрушивающихся кризисов уровнем технологических укладов, мировых финансовых систем и коммуникационных возможностей;
- прекратить принятие управляющих решений вне наличия социального заказчика, не руководствуясь критериями жизненных ценностей, которые сформулировать можно уже сегодня и что за нас во многом уже сделали предыдущие поколения;
- начать рассматривать любой общественный организм, социально-экономическую систему как некую достаточно тонко устроенную гармонию всех их частей, составляющих и факторов развития;
- прекратить, потупив взор, лицемерно утверждать, что ростовщичество начинается где-то после двух процентов годовых, а все, что до — это потенциал развития;
- обратить внимание на необходимость широко использовать общественные формы собственности и коллективные методы управления хозяйствами и территориями, признать пагубность частной собственности (не путать с личной) для общественного развития;
- развивать (создать условия для развития) немонетарные методы хозяйствования, неинвестиционные и неростовщические механизмы финансирования развития хозяйств и регионов;
- возродить функцию социального заказчика, особенно при создании программ устойчивого социально-экономического развития регионов и территорий.
Мы (коллективы единомышленников общественных организаций, в которых я участвую) пошли в направлении практического поиска смысловых путей, формирования комплекса жизненных ценностей, критериев выбора путей комплексного развития социально-экономических систем, сформировав Социальную Программу «РОСТ». Кстати, общественную программу, управляемую горизонтально сформированным сообществом инициаторов, участников и партнеров. Мы уверены, что только так могут развиваться и управляться социально-экономические системы. Отдельные же проекты и программы развития формируются как вертикально организованные сообщества, но под наблюдательным управлением более широкой горизонтально ориентированной части. В этом сообществе сбалансированно присутствуют представители многих отраслей и направлений развития, представители многих механизмов и инструментария развития социально-экономических систем, что и позволяет принимать системные решения по формированию и развитию отдельных отраслевых и региональных проектов.
Внутренние интерфейсы (площадки) развития проектов и программ в составе Социальной Программы «РОСТ» создаются, формируются и отбираются на основе вышеназванных принципов, критериев, жизненных ценностей. При формировании собственных социально ориентированных программ, мы пытаемся рассмотреть, распознать смыслы и направления общественного развития, возможности консолидации тех или иных решений, но всегда комплексно, всегда выполняя роль своеобразного социального заказчика. Рассматриваются исключительно регионально тиражируемые, распространяемые проекты и программы. Да, сегодня мы формируем локальные проекты и программы, но других задач гармонизации инструментов и механизмов развития социально-экономических систем более высокого уровня мы перед собой и не ставим! Мысля глобально, действуем локально, и всегда гармонично!!!!
Хорошо понимаю трудности практической реализации высказанных здесь соображений, подходов. На уровне сложившихся мировых цивилизаций о гармоничном развитии даже думать бессмысленно. Потребительский характер всех мировых экономик, отсутствие базы духовного развития, формирование духовно-нравственных ориентиров приведет их к неминуемому краху. Поэтому даже мысли ориентации на их инструменты, принципы и механизмы развития преступны. Об этом говорят уже и сами представители этих сообществ. Их взоры давно направлены на Россию, с её особым местом в цивилизационном гармоничном развитии.
На уровне нашего государства, точнее существующей системы управления им, можно и нужно говорить о гармоничном социально-экономическом и духовном развитии. Но делать это нужно больше с целью пропаганды идей гармоничного развития, рассмотрения процессов развития в единстве их многообразия, в особом национальном векторе развития, опоре на имеющий колоссальный опыт формирования устоев, жизненных ценностей и идеалов развития. Беда либеральной России демократического выбора – это стратегическая растерянность власти перед лицом системного кризиса индустриального общества расширенного воспроизводства, упершегося в «пределы роста» по ресурсам, экологии, долгам, смыслам, политической воли.
А вот на уровне малых социумов, отдельных хозяйств, территорий развивать такую целостную, духовно ориентированную экономику обязательно нужно. Созидая в существующей системе законодательства, обладая политической волей участников проектов (всегда единомышленников) возможно и использовать инновационные и прорывные решения, и осуществлять правильное смысловое целеполагание собственного развития, и использовать коллективные методы управления и немонетарные методы хозяйствования и готовить необходимые кадры, деятельно образовывать и воспитывать своих детей. Этим заняты уже многие группы наших граждан, понимая, что это сегодня единственный путь возрождения России. Такой подход позволит постепенно заполнять жизненное пространство россиян территориями гармоничного развития, постепенно предопределяя направления общественного развития регионов и государства.
Такая философия малых шагов гармоничного социально-экономического и духовного развития – одна из основных возможностей развития России, гармоничного выхода из всех видов кризисов. Такая гармония единого целого и его составных, на основе современных социально ориентированных возможностей развития — есть национальная идея России, или хотя бы осмысленное направление её поиска, но поиска, основанного уже на результатах опыта наших предков. Это есть и процесс осмысления промыслительных путей, направлений общественного развития !!!
Нехаев С.А.
Председатель Координационного Совета
Сообщества «СоКоммуникации»,
Председатель Совета директоров
МОО «Устойчивое Развитие»