06-07-донбасс

Донбасские рассказы

Беседа Семёна Уралова, шефа-редактора «Однако. Евразия» с министром доходов и сборов ДНР Александром «Ташкентом» Тимофеевым

Ключевая проблема любой самоучреждённой республики — формирование доходов казны. В условиях торгово-экономической блокады со стороны бывшей Украины, коллапса банковской системы, отсутствия собственной эмиссии и без доступа к внешним кредитным ресурсам ДНР оказалась в положении, схожем с положением Советской России в период Гражданской войны 1918–1922 годов.

Один из ключевых вопросов — это вопрос о способности ДНР обеспечить доходы государственного бюджета и задать правила игры для субъектов хозяйствования. Без решения этих задач республика может стать чёрной дырой, откуда будут вымываться свободные ресурсы, а государство превратится в сборщика гуманитарной помощи.

Министерство доходов и сборов ДНР находится в здании бывшей налоговой. Меня это ведомство заинтересовало ещё в Москве: у него очень внятный интернет-сайт, изучив который, можно понять многое.

У министра Александра Тимофеева, как и у большинства в республике есть позывной, который закрепился ещё во время вооружённого восстания год назад. «Ташкент» означает, что Тимофеев учился в Ташкентском высшем общевойсковом командном училище.

Изнутри министерство больше напоминает фильмы и повести о Гражданской войне, чем чиновное место. Министр в военной форме, грудь украшает несколько боевых наград. Рабочий кабинет больше похож на штаб, чем на налоговое ведомство. На входе вежливый досмотр на предмет оружия. В приёмной туда-сюда снуют и гражданские, и военные, звонят телефоны, накурено. Рядом за ноутбуком сидит замминистра, одетый по-гражданке, но с кобурой под мышкой. Эти люди меньше всего напоминают чиновников и уж тем более налоговиков.

У нас всего 30 минут — больше времени коллеги, которые организовывали встречу, обеспечить не смогли.

 Республика существует уже год, и можно подводить первые итоги. Если с военным строительством всё вполне понятно, оно доказало на деле свою эффективность, то как обстоит дело с государственным строительством в мирной сфере? И прежде всего в такой структурообразующей сфере, как финансовая и фискальная политика. Можно ли говорить, что у правительства ДНР она есть? В чём она состоит, на каких принципах основана?

 — Сегодня можно с полным основанием говорить о том, что система состоялась. От авральных хаотических действий по «затыканию дыр» и «тушению пожаров» мы перешли к планомерной и чёткой работе по понятным и прозрачным правилам. Сегодня по этим правилам ведётся регистрация предпринимателей, физических и юридических лиц, прав собственности, систематически взымаются налоги и сборы.

Создан Республиканский банк, который проводит в республике финансовые операции. У нас официально действует т.н. «бивалютная корзина» — то есть в свободном хождении одновременно и украинская гривна, и российский рубль. А налоги с подакцизных товаров можно заплатить и в долларах США, это упрощает жизнь импортёрам. Республиканский банк ежемесячно устанавливает официальный курс. Курс гривны к рублю на сегодня один к двум. При этом официально отсутствует разница между курсом продажи и покупки, это значит, что государство не собирается зарабатывать на валютных спекуляциях.

Сформировалась система налогообложения. Причём мы без особых разговоров на практике реализовали то, о чём говорят украинские политики многие годы. У нас действует упрощённая система налогообложения. Субъект экономической деятельности облагается налогом в размере 2,5% от оборота либо 20% от прибыли.

Кроме того, на ряд видов деятельности мы оформляем патенты. Например, добыча угля кустарным способом: т.н. «копанки», на сегодня нами выведены из тени и легализованы. Ранее это был один из источников теневых доходов, той самой коррупции, которая, как ржавчина, уничтожила Украину. НДС, который был одним из ключевых элементов украинских коррупционных схем, мы просто ликвидировали. Из собираемых средств мы выплачиваем пенсии и социальные пособия, причём вышли по этим показателям на довоенный уровень.

 Получается, что те предприятия, которые ведут свою деятельность и на Украине и в ДНР, подвергаются двойному налогообложению?

 — Честно говоря, меня не особо заботит деятельность фискальных органов Украины. Мы создали простые и понятные правила игры для бизнеса здесь, и в том числе и моя задача состоит в том, чтобы они соблюдались и совершенствовались, чтобы росла наполняемость бюджета.

Но я могу подсказать тем, кто собирается работать с нами, что в украинском законодательстве заложены механизмы, которые позволяют оптимизировать налоговую нагрузку на Украине. Есть такое понятие, как «форс-мажор», и его нужно использовать. Желающие могут обратиться в наше ведомство, и мы расскажем, как это работает, подробнее. Естественно, это актуально в первую очередь для крупных компаний, ведущих деятельность по обе стороны линии разграничения.

 Вы сказали, что в ДНР созданы понятные для всех правила игры. А что будет с теми, кто не захочет их соблюдать?

 — Как ни банально, но для таких у нас неотвратимое наказание. Это вопрос выживания республики. Причём это касается и бизнесменов, и должностных лиц ДНР всех уровней до министра включительно.

Вот, например, у нас сейчас интенсивно идёт процесс перерегистрации предприятий. Настолько интенсивно, что даже возникла очередь из желающих. И кое-кому пришло в голову, что можно наладить схему по обходу этой очереди. Естественно, вскоре мы эту схему вскрыли, но её автор, когда понял, что мы на него вышли, предпочёл оформить явку с повинной.

Или другой пример из налоговой сферы. Мы не стали дублировать украинский опыт и создавать огромную армию проверяющих, а создали упрощённую систему, при которой платить государству удобнее, чем не платить. А для нарушителей — очень болезненное наказание, которое фактически ставит крест на предпринимательской деятельности. Например, у одной из фирм, которая занималась реализацией табачной продукции, была недоплата налогов на 40 тысяч гривен, а по итогам проверки нами было конфисковано товара на 5 миллионов. Рынок этот привлекательный, на место одних предпринимателей тут же зашли другие, но они уже вряд ли захотят повторять печальный опыт своих конкурентов — платят всё, что положено, в полном объёме.

Аналогичная ситуация с контрабандой. При задержании незаконного груза мы изымаем не только его, но и транспортное средство, которое использовалось в его перевозке. Причём вне зависимости от того, было оно в собственности контрабандистов или было ими арендовано. После нескольких таких случаев контрабанда сошла на нет.

 Каковы перспективы развития финансового сектора ДНР? Что в планах у правительства на ближайшее время?

— В мае мы планируем введение системы платёжных карт Республиканского банка ДНР. Это серьёзный шаг в развитии нашей внутренней финансовой системы.

Другое направление — это реформа, о которой очень много говорят на Украине, но никак не могут приступить к её реализации. Мы собираемся открыть реестры и кадастры, чтобы обеспечить прозрачность отношений собственности. На самом деле прозрачная собственность — это вообще база для функционирования любой нормальной экономики. БТИ, земельные ресурсы и другие профильные учреждения уже получили соответствующие распоряжения. Естественно, далеко не всё у нас есть на электронных носителях, но мы постепенно будем оцифровывать все необходимые документы и публиковать их.

Что касается налоговой сферы, то наша ближайшая задача — выйти на довоенный уровень наполнения бюджета. И это абсолютно реалистичная задача, которую ставит перед нами глава Республики. Причём это задача, так сказать, тактическая, которую мы планируем выполнить в ближайшее время.

 Как известно за этот год многие предприниматели покинули Донбасс, опасаясь войны и нестабильности. Наверняка многие из них хотели бы вернуться и работать, как и прежде, но по тем или иным причинам не решаются на это. Какой сигнал вы можете им послать?

— «Как прежде» уже никогда не будет. Всякий, кто хочет работать здесь, должен это понимать. Если вы хотите здесь снова работать, то вы не должны тащить сюда свои старые украинские привычки.

Поэтому сюда нет обратного пути тем, кто имел прямое отношение к «семье» бывшего президента. Кто был, как принято говорить, в доле с Януковичем и его ближайшим окружением. Эти люди фактически грабили Донбасс, не давали ему нормально развиваться. А когда случился переворот в Киеве, первыми поспешили присягнуть новой власти. Они просто предатели.

Естественно, закрыт сюда путь тем, кто финансирует эту войну. Кто причастен ко всем этим батальонам, кто надеялся, что сюда можно будет вернуться на украинских штыках.

Такие люди здесь не нужны. В Донбассе достаточно нормальных деловых людей с серьёзными капиталами, с которыми мы готовы работать на понятных и прозрачных основаниях.

Так что можно даже сказать, что два постулата Майдана, под которыми он изначально собирался, у нас реализованы. Первый — это смена элит, та самая люстрация, то есть очищение и обновление властных институтов. И второй — простые и прозрачные экономические институты.

Конечно, мы ещё только в начале пути, у нас всё только начинается.

http://www.odnako.org/blogs/donbasskie-rasskazi-beseda-s-ministrom-dohodov-i-sborov-dnr-aleksandrom-tashkentom-timofeevim/

Смотрите также