06-див

Дивиденды сквозь слезы

Статья Леонида Михеева на сайте Русская планета.

Повышение дивидендов в госкомпаниях является частью подготовки к «большой приватизации»…

/ Фото: Алексей Павлишак/ТАСС /

Согласно недавно подписанному распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева, государственные компании — такие, как «Газпром», «Алроса», «Башнефть», «Зарубежнефть», «Русгидро», «Совкомфлот», «Транснефть» и «Роснефтегаз», — обязаны не менее 50% своей прибыли направлять на дивиденды. Сами компании пытаются избавиться от нежданно свалившегося на них «счастья», а эксперты предрекают возможный дефицит инвестиций в будущем. Впрочем, главную проблему — устрашающую неэффективность — повышенные выплаты акционерам не решают, и вряд ли будут сильно способствовать успехам приватизации госимущества.

Выжимание прибыли

Прибыль госкомпаний правительство стало рассматривать в качестве источника доходов лишь в 2008 году, с наступлением первого кризиса. Тогдакомпаниям было рекомендовано перечислять в бюджет 25% прибыли. Пять лет спустя это требование стало обязательным. Пришлось раскошелиться и Центробанку — тогда же доля его прибыли, перечисляемой в бюджет, была увеличена с 50 до 75%. А с 2016 года сборы с ведомства Эльвиры Набиуллиной увеличатся до 90%. Хотя и этот порог представляется недостаточно высоким с учетом того, что ЦБ не ведет никакой производственной деятельности.

За счет дополнительных дивидендов правительство хочет получить с госкомпаний еще от 80 до 100 млрд руб., что, впрочем, не решит проблему бюджетного дефицита. Ранее дополнительные пошлины были наложены на нефтяников и металлургов, среди которых много вполне себе частных компаний — благодаря этому государство извлечет в этом году порядка 300 млрд руб. ранее не планировавшихся финансовых поступлений.

Логика нового решения простая: лучше изъять прибыль, чем оставить ее на разграбление.

Правила не для всех

Впрочем, согласия по поводу размера дивидендов госкомпаний нет даже в министерствах. Например, Минэкономразвития и Минэнерго схлестнулись по поводу дивидендов «Роснефти», которая не входит в вышеприведенный список. Но в него входит «Роснефтегаз» — компания, управляющая государственными активами в области нефтяной и газовой промышленности. «Роснефтегаз» владеет 69,50% акций «Роснефти», поэтому требование по дивидендам коснулось и ее.

Минэнерго полагало, что «Роснефти» нельзя повышать дивидендные выплаты до 50% от чистой прибыли, поскольку данный шаг приведет к сокращению инвестпрограммы на 10% и снижению добычи сразу на 2–3%. В итоге «Роснефтегаз» и «Роснефть» все же получили поблажки. «Роснефтегаз» планирует заплатить за 2015 год дивидендов в размере 25% от чистой прибыли, а совет директоров «Роснефти» рекомендовал акционерам выплатить 35% чистой прибыли.

Вдохновившись таким примером, «Газпром» также попросил правительство сделать для него исключение из общего правила и позволить ему направить на дивиденды менее 50% чистой прибыли по МСФО.

Получается, что госкомпании начали манипулировать решением правительства, еще ничего не заплатив по новым правилам. Скорее всего, оставшиеся компании из списка в скором времени также начнут придумывать оправдания, почему они ни в коем разе не могут заплатить 50% своей прибыли в бюджет.

Ни прибыли, ни инвестиций

Если бы мы говорили об эффективных рыночных компаниях, а не о прожорливых спрутах, кормящихся за наш с вами счет, то можно было бы предположить, что все средства, которые не будут направлены в бюджет, пойдут на инвестиции. В условиях, когда стоимость кредита исчисляется двузначными величинами, а доступ к зарубежным кредитным рынкам закрыт, реинвестирование прибыли становится практически единственным выходом для предприятий. И чем больше дивиденды, тем меньше инвестиции.

Увы, на самом деле прибыль в госкомпаниях тратится отнюдь не на эффективные вложения. Аналитики Центра научной политической мысли и идеологии признают, что «у госкомпаний не всегда прозрачная структура расходов. Частое явление — высокие бонусы для высшего менеджмента. То и дело попахивает коррупцией. Не факт, что те средства, которые они распределяют из чистой прибыли на внутреннее использование, тратятся честно и обоснованно». Эксперты отмечают, что гораздо правильнее было бы ввести систему оценки и контроля финансовой деятельности госкомпаний, которая позволяла бы выявлять и предотвращать нарушения. Четкое и последовательное внедрение системы контроля и ужесточение наказаний за взяточничество и прочие схемы выведения прибыли из госкомпаний привело бы к тому, что чистая прибыль по МСФО многих из них существенно увеличилась бы — и не пришлось бы в административном порядке заставлять компании перечислять больше денег в бюджет. При этом высвободились бы и средства непосредственно на развитие бизнеса. Иными словами, взялись за решение проблемы не с той стороны и не теми мерами.

Подготовка к национализации

Единственным разумным объяснением действий правительства (помимо очевидного латания дыр, вызванного неумелым управлением экономикой) является подготовка к «большой приватизации». Ведь увеличение нормы по обязательным дивидендам повышает стабильный доход частных собственников акций этих компаний (государство владеет в большинстве из них контрольными, но не стопроцентными пакетами). Рост дивидендов на руку и новым собственникам, которые могут появиться в процессе приватизации. Кроме того, решение правительства уже привело к повышению интереса инвесторов, прежде всего иностранных, к российскому фондовому рынку. Впрочем, этот интерес угасает столь же быстро, как и разгорается. Например, после появления новости о предложении «Газпрома» сократить норму дивидендных выплат его акции подешевели сразу на 4%. Вряд ли приходится говорить и об интересе инвесторов к крупным пакетам акций госкомпаний в условиях, когда их прибыли абсолютно непредсказуемы вследствие фискальной, а дивиденды — вследствие финансовой политики правительства. И новый документ премьера стал очередным доказательством этой непредсказуемости, очередной сменой правил прямо во время игры.

К слову, эффективностью управления долями государства в госкомпаниях в последние три года не так давно интересовалась Счетная палата. Выяснилось, в частности, что просроченная задолженность компаний по выплате дивидендов в пользу государства за 2014 год составила 397 млн рублей. Всего за 2014–2015 годы 7,5 млрд рублей так и не было распределено между акционерами госкомпаний без каких-либо причин. Более 400 организаций, живущих за госсчет, в последние два года вообще не распределяли прибыль — не утверждали годовые отчеты или бухгалтерскую отчетность.

Несложно догадаться, что и новое суровое распоряжение премьера будет саботироваться менеджментом госкомпаний. Прежде чем менять правила игры, стоило бы навести элементарный порядок в делах. А там, глядишь, и не потребовалось бы отдавать очередные распоряжения сомнительного экономического качества.

http://rusplt.ru/society/dividendyi-goskompanii-povyishenie-24537.html

Смотрите также