17-МАТВ

Декапитализация банков

Статья Андрея Полонского на сайте Русская планета.

Триллион, пущенный в банковскую систему в прошлом году, требуют вернуть в казну…

/ Фото: Николай Федоров, Валентина Матвиенко и Евгений Бушмин на заседании Совета Федерации РФ.  Владимир Федоренко/РИА Новости /

 

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подсказала правительству, откуда взять средства на покрытие бюджетного дефицита. На заседании Совфеда, посвященном новому антикризисному плану, Матвиенко потребовала вернуть в казну деньги, которые были выделены банкам в 2015 году и так и зависли там, вместо того чтобы пойти на поддержку реального сектора.

Ситуация вопиющая, и дошла она уже до того, что, пока государственные деньги пролеживают в банках или используются ради обогащения финансистов, многие регионы вынуждены все глубже влезать в уже почти неподъемные долги. «Дебиторская задолженность (региональных бюджетов. — РП.) за последние годы выросла в два раза и достигла 4 трлн рублей», — отметила Матвиенко. По ее словам, «главная проблема здесь — высокая стоимость заемных средств. Проще говоря, банковских кредитов».

Подлатаем до зимы

В целом председательское слово хорошо отразило настроения, царившие в Совфеде после обнародования не утвержденного пока списка антикризисных мер. Обсуждая план, члены СФ сошлись на том, что его авторам стоит вернуться с небес на землю и сосредоточиться на конкретных проблемах российских регионов. На сегодняшний день идей, связанных с такой поддержкой, в плане до обидного мало. Средства обещают выделить только в виде кредитов и только для того, чтобы регионы имели возможность выкупить свои старые долги (всего 310 млрд рублей). При этом даже самые необходимые для страны решения, в том числе и по борьбе с безработицей в глубинке, до сих пор не приняты.

Тем временем без рассмотрения насущных потребностей субъектов Федерации, то есть российской земли как таковой, все антикризисные планы остаются латанием тришкиного кафтана. Опыт 2015 года это наглядно показал. Однако при всех кажущихся отличиях в содержании по сути новая программа, которая официально даже не имеет статуса «антикризисной», потому как, по версии министров, кризиса в стране нет, мало чем отличается от прошлогодней. В одном углу прибавляем, из другого забираем. Да еще и требуем прибавленное обратно.


СПРАВКА: Антикризисный план 2015 года был сосредоточен на реанимации банковской системы. Теперь в правительстве говорят о поддержке промышленности. Отчасти это напоминает детскую игру в «горячо — холодно». С поддержкой промышленности стало чуть «теплее», но особенности денежно-кредитной политики, проводимой в стране, запросто могут свести эффект на нет.


Вернуть провисшие деньги

Надо сказать, что подобные настроения давно зреют не только в Совфеде. На фоне кризиса, долгов и минимальной поддержки со стороны Москвы региональные власти не без причины раздражены спущенными из федерального центра планами приватизации. Росимущество настаивает на увеличении продаж, а на местах видят в таком ведении народного хозяйства признаки безответственности и отсутствия элементарной заботы о будущем.

Это как выносить из дому последнее, вместо того чтобы засучить рукава и заняться полезной работой. Тем глупее это выглядит, когда существуют другие, гораздо менее болезненные способы донаполнить казну. Впрочем, и саму идею с докапитализацией банков ничем иным, как вселенской глупостью или намеренным саботажем, не назовешь. (В принципе и то и другое очень характерно для текущей российской действительности.) Банки взяли деньги у государства, то есть у всей страны, то есть у нас с вами, и потом эта страна, это государство, мы с вами должны занимать у них эти же средства под грабительские проценты.

Если на минутку отвлечься от высокоумных терминов и перейти на обычный русский язык: господин ростовщик жирует, и более никаких радостей.

Вероятно, в этом и заключается цель экономистов гайдаровской школы, верных выучеников Милтона Фридмана из Чикаго и других заокеанских «мэтров». При этом нет особого различия, частный ли то банк или банк с преобладанием госсобственности под руководством глубокоуважаемых менеджеров, полюбивших называть Россию страной-неудачницей. Суть та же…

 

Вспомнили про триллион

В связи с этим Валентина Матвиенко напомнила, что «за последние два года государство направило немалые деньги на поддержку банковской системы» и теперь «настало время рассмотреть вопрос об их эффективности. Если средства используются не по назначению, надо найти возможность их возврата».

Речь идет об очень значительных суммах. Только в 2015 году банки получили от государства 1 трлн рублей. В принципе, убеждена Матвиенко, и мы с вами в данном случае с ней полностью согласны, эти деньги должны были стать катализатором экономики, однако этого не произошло. «Отчеты у банков все гладкие, но средства не пошли на поддержку и кредитование экономики, в том числе малого и среднего бизнеса», —  отметила Матвиенко. Как итог нам необходима новая концепция межбюджетных отношений, которая сейчас и готовится с участием Совета Федерации.

Кроме того, можно только представить себе, какой поддержкой для регионов стало бы списание с них долгового триллиона. Однако правительство, кажется, не желает и думать в этом направлении…

С мнением сенаторов согласились в Государственной думе. Так, Оксана Дмитриева отметила, что она еще при обсуждении бюджета на 2016 год предлагала «мобилизовать обратно в бюджет деньги, лежащие на депозитных счетах в банках». В общей сложности, по ее оценкам, это около 1,5 трлн неизрасходованных рублей. Банки получили средства, чтобы кредитовать экономику, но им намного выгоднее пускать деньги на валютные спекуляции и прочие схемы, не имеющие никакого отношения к нуждам страны, зато крайне прибыльные для тех, кто их проворачивает.

Почему только сейчас?

Каким образом и по чьей вине сложилась ситуация, что частные или с долей частного капитала банки получили возможность жить и зарабатывать на бюджетных деньгах? Заметим, все они в любое время могли получить деньги от Центробанка, только в виде кредита и, соответственно, под процент. Средства на докапитализацию им дали бесплатно. Чувствуете разницу?

Кто персонально ответственен за создание такой ситуации? Почему только в 2016 году хоть кто-то заговорил о том, что денежки пора бы вернуть обратно? Почему раньше об этом не было и речи?

Ответит ли кто-нибудь персонально за то, что на фоне рассуждений о кризисе, пафосных пассажей на тему необходимости урезания расходов на оборону, на медицину или на образование, падения цен на нефть и увеличения налогового бремени триллионы государственных рублей просто прокручиваются на счетах?..

Все эти вопросы, конечно, так и останутся риторическими. Однако все они указывают на одно, совершенно очевидное обстоятельство: правительство не умеет расходовать народные деньги — не научилось или не хочет. В те же дни министры, считай, расписались в своей полной неспособности рационально распоряжаться казной, признав, что в 2015 году большая часть денег, выделенных различным ведомствам, была спешно израсходована только в декабре. Причем возникло устойчивое ощущение, что сделано это было в первую очередь для того, чтоб подогнать цифры под расчет. Дмитрий Медведев был в ярости: «Это просто безобразие. Мне, когда я получаю эти бумаги где-то в конце декабря, просто хочется позвонить и принять кадровые решения в отношении тех структур, которые их долго готовили и вносили». А нам, в свою очередь, хочется спросить: так что же не принимаете, Дмитрий Анатольевич?


СПРАВКА: По данным Счетной палаты, из всех средств, выделенных Минэнерго на федеральные адресные программы в 2015 году, 95% было потрачено в декабре. За предыдущие месяцы министерству удалось отработать лишь 5%. И это не предел: Россвязь по капиталовложениям в объекты недвижимости использовала 0% выданных ей денег, Росздравнадзор — 15,8%, Минюст — 24,5%. В целом за 2015 год по 28 главным распорядителям общая доля неисполненных расходов составила более 25%. Это 243,4 млрд рублей.


Не намного эффективнее распоряжаются бюджетными инвестициями и государственные компании. Так, в Фонде содействия реформированию ЖКХ по состоянию на 1 октября прошлого года скопилось «всего» 44,3 свободных миллиарда; у «Ростеха» завалялась сумма вдвое меньше, но тоже внушительная — 22,6 млрд рублей. Нет никакой уверенности, что та же судьба не постигла хотя бы часть тех колоссальных средств, которые были выделены, например, РЖД (согласно информации Счетной палаты, с 2012-го по 2014-й корпорация получила 190,2 млрд рублей) или Агентству кредитных гарантий, ныне переименованному в Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства (50 млрд рублей за тот же период).

Есть смутное ощущение, что в 2015 году кому-то в стране этих денег не хватило, не правда ли? Хотя у господ министров может быть совсем иное мнение…

***

После всего этого новый режим выделения бюджетных денег и контроля за эффективностью их использования у нас все-таки ввели. До 1 апреля все неистраченные госсубсидии и инвестиции должны быть возвращены на счета Федерального казначейства. Что касается госкомпаний: если казенные средства будут лежать на депозитах или окажутся вложены в финансовые инструменты или в капитал других коммерческих структур, бюджетное финансирование для них грозятся перекрыть.

Если вновь попытаться перевести это с официального наречия на русский, получается, что с 1 апреля 2016 года в стране на фоне непростой экономической и внешнеполитической ситуации исполнительная власть наконец-то решила несколько затруднить прокрутку государственных денег.

Понадеемся, что решение это будет работать. Только смущает дата: как-никак 1 апреля…

http://rusplt.ru/society/dekapitalizatsiya-bankov-21401.html

Смотрите также