08-0

«Антигерои» Апокалипсиса и их прообразы в истории человечества

Что современный человек знает об антихристе и апокалипсисе.

Тема антихриста и  конца света  сегодня очень популярна среди разных слоев общества. Ею интересуются даже те, кто далек от Церкви и  даже не читал Новый Завет.

У нас в России тема антихриста и апокалипсиса (конца света) вышла за пределы церковной ограды  с конца  19  века. Она   стала активно муссироваться в литературе, искусстве и даже в тогдашних газетах.  Пожалуй, начало этому положили русский писатель Федор Михайлович Достоевский и основоположник русской религиозной философии Владимир Сергеевич Соловьев.  Если говорить о Достоевском, то, в первую очередь, надо вспомнить его роман «Бесы» (издан в 1871-72 гг.),  где писатель вывел образ Ставрогина, в котором просматривались признаки грядущего антихриста. А также следует назвать роман «Братья Карамазовы» (1880); признаки антихриста мы видим   в образе Смердякова.

А Соловьев незадолго до смерти написал свое яркое произведение «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1899 г.).   В него вошла «Краткая повесть об антихристе» как вполне самостоятельная часть.  Наверное, не было ни одного русского философа первых десятилетий ХХ века, кто не продолжил бы тему конца истории и антихриста (уверен, что под влиянием Соловьева). Особенно можно назвать таких представителей русской религиозной философии, как С.Н. Булгаков, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, С.П. Федотов.  Под чарующим гипнозом  Соловьева оказались поэты-символисты, особенно Александр Блок и Андрей Белый. Достаточно вспомнить незавершенную мистерию второго из названных поэтов, которая так и называлась: «Антихрист». А по поводу поэмы Блока «Двенадцать» многие до сих пор ломают голову. Кого в ней изобразил поэт: Христа или антихриста? Писателей, увлекшихся мистикой последних времен и темой антихриста, также хватало. Достаточно вспомнить Дмитрия Мережковского, написавшего трилогию «Христос и Антихрист».

Про сегодняшний день я вообще не говорю.  В эпоху кино, телевидения и интернета тема конца истории и антихриста вошла буквально в каждый дом. После второй мировой войны было снято как минимум с десяток фильмов, которые назывались просто «Апокалипсис» или содержали это слово в своем названии. Так, можно вспомнить фильм «Апокалипсис сегодня» знаменитого  режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, вышедшего на экраны в 1979 году. Из последних лент  можно назвать фильм режиссера Брайана Сингера «Люди Икс: Апокалипсис», который зрители увидели в этом, 2016 году. Точно также в названиях фильмов постоянно фигурирует слово «Антихрист» (заметим, что всегда с большой буквы).  Наиболее известен фильм Ларса фон Триера «Антихрист», представленный на Каннском кинофестивале 2009 года.

 К сожалению, содержание и идеи многих произведений искусства часто уводят человека от истинного понимания непростой темы последних времен человеческой истории. По той причине, что люди (не только читатели и зрители, но порой  и авторы)  толком не знакомы с первоисточником – Священным Писанием. И уж, тем более, с толкованиями святых отцов или хотя бы краткими объяснениями учебников по богословию. Таков дух нашего времени. Тема антихриста и  конца света  в наш падший век стала просто ходовым товаром, на который существует хороший спрос со стороны всех слоев общества, даже мусульман, буддистов и  язычников, а также убежденных атеистов-материалистов и вчерашних коммунистов.  Времена  действительно становятся «последними», или апостасийными[1].   

Мое общение с людьми, считающимися  христианами (крещенными и посещающими храм)   и даже регулярно читающими Священное Писание, показывает, что у них порой также достаточно размытое представление о последних временах и  об антихристе. А также о   других действующих лицах последней книги Священного Писания.   Я имею в виду книгу Откровения   апостола  Иоанна Богослова, или    Апокалипсис  (греч. ἀποκάλυψις —  раскрытие, откровение; снятие покрова). Иногда современные христиане даже думают, что антихрист – воплотившийся дьявол. То есть антихрист и дьявол, в их представлении,  – один и тот же персонаж.

Дам короткое разъяснение по поводу главных «отрицательных» персонажей последних времен. Их трое: дьявол (сатана), антихрист и лжепророк. «Антигероев» Апокалипсиса (сил зла), конечно, гораздо больше. Но на некоторых, не относящихся к главной «троице», мы пока останавливаться не будем. Например, на Вавилонской блуднице и десяти царях, которые примут в последние времена власть на короткий срок и будут служить антихристу.

Почему нам надо знать о них? По той простой причине, что все они — так или иначе — дают о себе знать еще до наступления последних времен. И нам надо увидеть их в нашей повседневной жизни.  Все они незримо трудятся для того, чтобы эти времена наступили как можно скорее.  А если мы будем видеть их и их незримую работу, то сумеем отодвинуть эти последние времена.

 

Первый «антигерой» Апокалипсиса –  «древний змий»

08-1-денница

Самый главный из  «троицы» персонаж – дьявол. Это персонаж не только последней книги Священного Писания,   он постоянно фигурирует и в других книгах. Причем в Новом Завете  даже  чаще, чем в Ветхом Завете. И это понятно:  Бог воплотился в человека в виде Иисуса Христа, пришел на землю. Возникла угроза безраздельному господству  этого персонажа в мире. Все силы бездны напряглись. Дьявол выходит на разведку, беседует с Иисусом Христом в пустыне и пытается его искушать (Мф. 4:1-11; Лк. 4:1-13). Если в раю искушения первых людей дьяволом  через посредство змия окончились для него успехом, то тут он потерпел полное фиаско.

Дьявол – падший ангел по имени Денница, тот самый, который возжелал быть как Бог.  А в конечном счете, увлек за собой в духовную пропасть треть всех обитателей ангельского мира. С тех пор дьявол воюет с Богом и организует на эту войну всех падших ангелов. Обитатели мира падших духов (инфернального мира) помимо всего враждуют и с человеком, пытаясь увлечь его за собой в духовную пропасть и обречь на духовную смерть. В Ветхом Завете дьявол чаще всего выступает под именем сатана (евр. сатан – противник). В  Новом Завете имеет множество имен:  Вельзевул (Лук.11,15), князь мира сего (Ин.12,31), Велиар (2 Кор. 6,15), князь, господствующий в воздухе (Еф.2,2). Часто именуется такими словами, которые выражают его главные характеристики.  Например, в притче о плевелах, посеянных на пшеничном поле (Мф.13,24-30) он назван  «врагом» (греч. эхтрос). В других местах он назван    «искусителем»  (греч. пейрадзон; Мф.4,3; 1Фес.3,5). Особенно нелицеприятную оценку дьявол получает в Евангелии от Иоанна, где он назван «лжецом» и «убийцей».  Обращаясь к фарисеям и книжникам, Христос прямо сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Незримо дьявол присутствует во всех событиях, описанных в Откровении от Иоанна.   В этой книге он назван    драконом  (Откр. 12:4; 12:8; 12:13; 12:16; 12:17), красным драконом (Откр. 12:3),  великим драконом (Откр. 12:9), змием (Откр. 12:15),   древним змием (Откр. 12:9; 20:2).  В последнем  случае  подчеркивается, что это тот самый змей, который искусил первых людей в Эдемском саду.  Вот некоторые детали, описывающие внешний вид дьявола: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» (Откр. 12:3).  Безусловно, данное описание является аллегорическим.  Раскрытие его истинного исторического, политического и духовного содержания не входит в задачу данной работы.

 

Второй «антигерой» — «зверь, выходящий из моря», или антихрист.

08-ЗВЕРЬ

 

 

Центральным  «антигероем» Апокалипсиса выступает даже не дьявол, а  антихрист. Мы уже начали о нем разговор.  Он выступает под видом «зверя».  Об этом мы читаем в главе 13 Откровения.  Сказано, что он будет иметь десять рогов и семь голов, «на рогах его десять диадем, и на головах его имена богохуль­ные» (Откр. 13, 1).  Его описание очень похоже на описа­ние сатаны, или великого дракона (то же количество рогов и голов). Может быть, это все тот же великий дракон, или дьявол, который просто перевоплотился?

Святитель Андрей Кесарийский, один из лучших толкователей Апокалипсиса, рассеивает наши сомнения: воплощаться ангелы не могут.  Это может делать только Творец. Он нам это продемонстрировал две тысячи лет назад, когда стал  человеком, оставаясь Богом.   Дьявол, как и прочие бесы, может лишь в кого-то вселяться. Вспомним евангельскую историю про бесноватого человека  из страны Гадаринской. В нем жили бесы. Потом они переселились по приказу Спасителя в стадо свиней, которые сиганули в море с обрыва. Святитель говорит, что никакого воплощения дьявола не было, сатана просто «прописался» и стать жить в антихристе, пребывая в нем как в своем избранном сосуде. Следовательно, антихрист – одержимый, бесноватый человек.

Апостол Иоанн Богослов видит  антихриста в виде зверя,  выходящего из моря (Откр.13,1). Словом море в библейских книгах часто метафорически обозначается множество народов. Некоторые экзегеты понимают здесь житейское море. Сегодня все чаще  в образе моря видят мир политики. Ведь антихрист будет государственным деятелем мирового масштаба.  При всех вариантах  толкований ясно выражена одна мысль, что антихрист выйдет из среды грешного человеческого мира. Мир настолько будет заражен грехом и пронизан злом, что охотно примет антихриста за выразителя своих жизненных стремлений и интересов. Диавол будет руководить действиями антихриста, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2Фесс.2,9-10).

Антихрист (др.-греч. Αντίχριστος, где приставка Αντί может означать либо того, кто должен прийти вместо Христа (Мессии), либо того, кто противостоит Христу) — описанный в христианской эсхатологии человек, противник Иисуса Христа, выдающий себя за Мессию (Мф. 24:4), но имеющий злую сущность (2Фес. 2:8).

Примечательно, что в последней книге Священного Писания слово «антихрист» не встречается.  Вместе с тем, слово «антихрист» (и  «антихристы»)  четыре раза упоминается в   посланиях  Иоанна Богослова (первом и втором).    Иоанн говорит, что теперь (в I веке н. э.) появилось много «антихристов» (1Ин. 2:18), а «дух антихриста … уже в мире» (1Ин. 4:3-9).  С антихристом обычно ассоциируется «человек греха» и «сын погибели», о котором упоминается в Евангелии от Матфея и во Втором послании апостола Павла к   Фессалоникийцам.     По словам апостола Павла, это будет человек греха, но будет выдавать себя за Христа (Мф. 24:4), за Самого Бога (2Фес. 2, 2Фес. 3 и след.). В конце времён этот посланник сатаны будет побеждён вновь явившимся на землю Христом (2Фес. 2:8).

Ранние христианские писатели, такие как Ириней Лионский и Ипполит Римский, утверждали, что антихрист будет родом из колена Данова[2]. Это будет лжемессия, или Машиах, которого ждут евреи, отвергнувшие две тысячи лет назад Истинного Мессию – Иисуса Христа.

В каком-то смысле антихриста можно назвать лже-Христом.  Потому что внешне он будет стараться быть похожим на Христа, вызывая к себе доверие со стороны людей. Христос предостерегал своих учеников о появлении лжепророков и лжехристов (Мф. 24:23–26). Лжехристов было достаточно во все времена. Появляются они и сегодня. Но большинство из них явные самозванцы, они  не «тянут» на звание даже «малого» антихриста.

 Личное имя антихриста (зверя), заключенное в числе 666, сокрыто по воле Божией с особыми премудрыми целями, и только будущее время откроет наименование злейшего врага Иисуса Христа и Его Церкви. Последний раз зверь, вышедший из моря,  упоминается в главе 19 Откровения. В ней говорится о том, что зверь брошен живым в озеро огненное (Откр. 19:20).

Обратим внимание на то, что зверь из морской бездны, олицетворяющий антихриста, имеет на своих головах   десять рогов. Почти все толкователи считают, что  это символ десяти последних царств. Десять царей будут служить антихристу. Но главной опорой антихриста будет третий член «дьявольской троицы».

 

Третий «антигерой» — «зверь, выходящий из земли», или лжепророк

08-2лжепророки

Теперь перейдем к третьему «антигерою», о котором, как выяснилось,  даже грамотные люди знают очень мало или ничего. Речь идет о втором звере:  «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон» (Откр. 13, 11).

Все толкователи обращают внимание на происхождение второго зверя, на то, что он вышел из земли. Это означает грубый материализм, приземленность и бездуховный характер  его мировоззрения.  На первом месте у этого существа – права человека, гуманизм, эгоизм, эгоцентризм, материальное благополучие и потребление.

Еще одна особенность: «Он имел два рога» (Откр. 13, 11). Рог — это символ силы. Значит, он будет обладать двойной силой. Если Христос имеет любовь к Богу и ближним, то этот зверь будет нена­видеть Бога и ближнего.   Два рога будут «подобны агнчим». Это значит, что он будет имитировать Христа, называемого Агнцем.   Получится пошлая  пародия на Агнца. Подобно тому, как дьявола святые отцы называют «обезьяной Бога», также и второй зверь будет «обезьяной Христа». Все святые отцы называли второго зверя ближайшим помощником антихриста, его «правой рукой». Святой Ириней Лионский называет его «оруженосцем антихриста».

Согласно некоторым источникам, у антихриста  будет несколько помощников. Чаще всего называется двенадцать – по числу апостолов Иисуса Христа.  Это будет лжеапостолы.  А лжепророк будет главным  среди них.  У священника Даниила Сысоева читаем: «Лжепророк — фальши­вый предтеча, фальшивый обольститель, злодей. Причем, как говорит древнее предание, кроме этого великого зло­дея на землю будут посланы еще двенадцать помощников антихриста. Это «апостолы» антихриста, во всем паро­дирующие Христа»[3]

Подобно тому, как Иоанн Креститель был предтечей Иисуса Христа, также и второй зверь будет предтечей антихриста.  Он будет готовить людей к принятию антихриста. Каким образом? Во-первых, путем убеждения людей и формируя у них необходимое сознание. Второго зверя иногда называют «министром пропаганды» антихриста. Во-вторых, творя разные чудеса, которые будет гипнотически действовать на людей и заставят их соглашаться со всем тем, что говорит «правая рука» антихриста. Читаем: «Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться пер­вому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на зем­лю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему тво­рить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив» (Откр. 13, 12-14).

Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Антихрист про­изведет чудеса, знамения и страхования, яко же прельстити, аще возможно, и избранныя (Мф. 24, 24), всех обмануть ложными знамениями и призраками чудес, им совершаемых<…>. Велик подвиг<…> в те времена, особливо для вер­ных, когда самим змием с великою властию совершае­мы будут знамения и чудеса, когда в страшных призраках покажет он себя подобным Богу, будет летать по возду­ху, и все бесы, подобно Ангелам, вознесутся пред мучите­лем»[4].

Не вдаваясь в детали, обрисуем некоторые важнейшие особенности лжепророка из Апокалипсиса. Он:

говорит как дракон (Откр. 13:11);

действует с силою антихриста (Откр.13:12);

заставляет всех живущих на земле поклониться первому зверю (Откр. 13:12);

творит великие знамения (Откр. 13:13);

низводит огонь с неба (Откр.13:13);

обольщает всех живущих на земле своими чудесами (Откр. 13:14)

заставляет всех людей сделать «образ зверя» (Откр. 13:14)

влагает дух в «образ зверя» (Откр.13:14-15);

требует, чтобы все поклонялись «образу зверя» (Откр. 13: 15);

принуждает всех людей к принятию начертания «зверя» (Откр.13:16-17).

Важно обратить внимание на то, что лжепророк будет добиваться, чтобы все люди поклонились антихристу, а потом поклонялись «образу зверя», т.е. иконе антихриста.  Это предпоследний шаг, после этого люди поклонятся начальнику антихриста – дьяволу (принявшему образ дракона):  И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю (Откр. 13:3).

Когда мы используем слово «пророк», то представляем себе личность, которая властвует над душами других людей. Некоторые в этой связи называют лжепророка «министром пропаганды» антихриста. Это так. Но из главы 13 Апокалипсиса мы узнаем, что лжепророк  помогает антихристу непосредственно управлять людьми. В том числе с использованием прямого принуждения.  Читаем:

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16-17).

Так что второго зверя Апокалипсиса можно также назвать «главным надзирателем» антихриста. Фактически он будет не  просто надзирателем. Он будет организатором такого порядка, который можно назвать «мировым концлагерем».

 «Сатанинская  троица».

После описания трех «антигероев» Апокалипсиса остается лишь сделать следующее обобщение:  все они между собой тесно взаимосвязаны, образуют единое целое, которое можно условно назвать «сатанинской троицей». В «троице» четко просматривается иерархия (сверху вниз):  дьявол (дракон);  антихрист (зверь из моря); лжепророк (зверь из земли).  Многие авторы обращают внимание на то, что триумвират[5] «антигероев» Апокалипсиса имитирует Божественную Троицу: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа.   Тут нет ничего удивительного, поскольку дьявола святые отцы называют «обезьяной Бога», имея в виду, что дьявол может лишь подражать Богу, причем подражание  получается пародийное, карикатурное. Думаю, что читатель и сам (на основе изложенных выше сведений) может распределить роли «антигероев» в «сатанинской троице»:

Дьявол, или «древний змий»  исполняет роль Бога-отца.

Антихрист, или «зверь из моря» выступает в качестве Бога-сына.

Лжепророк, или «зверь из земли»  пародирует Духа Святого.

Священник Даниил Сысоев пишет: «Мы знаем, что есть Боже­ственная Троица: Отец, Сын и Дух Святой, Троица Еди­носущная и Нераздельная. А диавольская «троица» — это диавол, антихрист и лжепророк»[6].

Вторая и третья личности Божественной Троицы — Иисус Христос и Дух Святой — явились однажды с небес, т.е. свыше. Вторая и третья личности сатанинской троицы, антихрист и лжепророк, напротив, придут из «бездны»: «зверь, выходящий из бездны» (Откр.11,7); «Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны» (Откр. 17,8). Впрочем, Денница, ангел-бунтарь также был низвергнут Богом в преисподнюю – ту же самую  бездну, бездонную пропасть.  Так что вся дьявольская «троица» — из бездны.

Слаженная деятельность  указанного триумвирата сил зла  показана в последней книге Священного Писания. Конец его описан в главах 19-20. Началом конца беззаконий, охвативших мир, будет явление Божественного Судии (Откр.19:11). Возмездие начнется с антихриста и лжепророка. Они первыми должны познать ужасы геенны огненной, в которую совратили множество людей. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою (Откр.19: 20). Для этих прямых и самых злобных противников Царства Божьего, не будет даже и Суда. Они непосредственно из этой жизни перейдут в преисподнюю.  На это указывают слова: живые брошены. Для них сделано отступление от общего порядка: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр.9, 27)[7].

Диавол (сатана, змий древний; дракон), оставшись без своих двух главных «союзников», будет уже самостоятельно собирать силы по всей земле для того, чтобы  сразиться с Мессией. Надо сказать, что сторонников у него будет много (славно поработали антихрист и  лжепророк, совратив большую часть человечества):  выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской (Откр. 20: 7). Согласно преданиям, последняя битва сил добра и зла  будет при Армагеддоне[8]. Впрочем, Армагеддон упоминается в Откровении:

«И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:

это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.

Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его.

И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откр. 16: 14-16).

В этих строках проводится мысль, что вся «дьявольская троица» еще до гибели антихриста и лжепророка  формировала из человечества рать, которой предстояло сразиться с  воинством Иисуса Христа в месте, называемом Армагеддон. И троица действительно преуспела в собирании своих сил на последнюю битву. Людей, которые не встали под знамена бесовского триумвирата, оказалось очень немного. Это верные Христу члены Церкви.  В главе 20 читаем о  том громадном военном преимуществе, которое имели силы триумвирата над христианами: «И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный» (Откр. 20: 8).

Однако в ход событий вмешивается Иисус Христос, и силы зла вместе со своим предводителем терпят жестокое поражение: «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20: 9-10).

Итак, вся «сатанинская троица» оказывается в озере огненном и серном и будет оставаться там вечно. Собственно на этом кончается земная история человечества. Я дал лишь схематичное описание событий последних времен, описанных апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Желающим более подробно познакомиться с последней книгой Священного Писания и понять духовный смысл описанных в ней событий рекомендую Толкование на Апокалипсис святителя Андрея Кесарийского.  Данный труд считается одним из наиболее авторитетных и доступных для понимания толкований.

Прообразы сатанинской троицы в жизни общества.

Но надо иметь в виду, что    все участники сатанинского триумвирата,  главные действующие лица драмы, называющейся «Апокалипсис»,   тайно или явно действовали на протяжении всей истории человечества и продолжают  действовать в наше время.

Дьявол, или «древний змий» начал действовать еще в то  время, когда первые люди обитали в раю.  На протяжении всей человеческой истории дьявол пытался и пытается (почти всегда тайно) поставить людей под свою власть и предать их духовной смерти. Христиане это прекрасно понимают. Они на протяжении всей своей жизни ведут духовную брань с врагом рода человеческого[9].

Люди, даже не очень образованные в богословии, понимают, что  антихрист в истории человечества – один. Его пришествие знаменует конец земной истории. За две тысячи лет многих государственных деятелей называли антихристами, но проходило время, соответствующие «герои» сходили с политической арены и умирали,  а жизнь продолжалась. Чаще всего после этого следовали признания: мол, ошиблись, это был не антихрист, а просто злой правитель. Первым звания «антихрист» удостоился римский император Нерон (находился на троне с 50 по 54 год), который прославился своими жестокими гонениями на христиан. Число последующих «антихристов» в истории человечества не поддается учету.  Это, например, вождь гуннов Аттила, который в 5 веке захватил Рим.  Основным его «званием» было «бич Божий», но также его звали и антихристом.  Папа Римский объявил антихристом императора Священной Римской империи Фридриха II Штауфена (императора подозревали в увлечении  иудаизмом и  исламом,  алхимией и т.д.; даже — в атеизме).   Когда началась Реформация (16 век), то получилось наоборот: первые протестанты объявили антихристом самого папу Римского. В начале 19 века антихристом называли Наполеона, в  20 веке  — Гитлера. В России также было много политиков, удостоившихся звания «антихрист»: Борис Годунов, Петр I,  Ленин (Ульянов-Бланк), Троцкий (Бронштейн), ряд других «пламенных революционеров». Звания «антихрист» удостоилась даже Екатерина II, которую называли «антихристом в юбке». 

Со временем люди (в первую очередь, христиане) стали понимать, что кроме того антихриста, о котором написано в Апокалипсисе, могут быть так называемые «малые антихристы». Они вполне закономерны. Они предваряют путь «большому антихристу» последнего времени и одновременно служат напоминанием христианам о последних временах, заставляя их быть бдительными и трезвыми.  Еще апостол Иоанн  говорил о неизбежном явлении многих «антихристов»   (1 Ин. 2:18). А наш русский мыслитель Лев Тихомиров называл таких малых антихристов «частичными», которые еще будут являться людям до прихода «большого антихриста».    Он справедливо отмечал, что  «частичные» антихристы всегда обладали политической  властью и использовали ее для открытых или скрытых гонений на Церковь.

Лжепророк Апокалипсиса подобно антихристу на протяжении всей истории христианства имел своих предшественников, или прообразов – «малых» лжепророков. Поговорим о них подробнее.

О «малых» лжепророках.

О неизбежности появления таких лжепророков прямо сказал Спаситель: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). Также среди признаков последних времен Он называл появление большого количества лжепророков: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». (Мф. 24:24).

«Малые» лжепророки появились уже в самом начале христианской эры. Об этом мы читаем в послании апостола и евангелиста Иоанна: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). Иоанн также называет лжепророков обольстителями: «наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, ибо многие обольстители вошли в мир» (2 Ин. 1:8, 7). Опять-таки апостол не говорит «войдут», он говорит «вошли».   Две тысячи лет назад уже были «малые» лжепророки!  Апостол Петр называет этих  обольстителей  лжеучителями, что по смыслу близко к лжепророкам: «у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, отвергаясь искупившего их Господа» (2 Петр. 2:1).   Апостолы давали ранним лжепророкам  и другие определения и названия. Например, апостол Павел называл их  обманщиками  «злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13). В другом месте он их называет обольстителями: «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1). А вот  развернутое описание этих обольстителей, данное апостолом Павлом: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3-4).

Лжепророков, которые на протяжении двух тысяч лет искушали, совращали, обманывали, прельщали, очаровывали, было бесчисленное количество. Имя  этим лжепророкам, выражаясь словами гадаринского бесноватого  —  «легион» (Лк. 8:30).

О первых лжепророках мы узнаем уже из Нового Завета. В первую очередь, я имею в виду Симона Волхва, описанного в Деяниях Апостолов (Деян. 8: 9-24). Если так можно выразиться Симон был «классическим» лжепророком, поскольку умел творить чудеса, изумлял народ и производил впечатление «сверхчеловека». Читаем:  «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.  А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями» (Деян. 8: 9-11).  Упомянутый волхв, видя силу Божию, которая является в Церкви Христианской, крестился.   Он   решил приобрести власть, которую имеют апостолы (дар с помощью возложения рук подавать Святого Духа).  Для этого он  предложил денег апостолам за сообщение ему их дара и был строго обличён   апостолом Петром[10].   Эта история являет пример, как христиане должны реагировать на акции подобного рода  со стороны лжепророков.

Говоря   о лжепророках в целом, следует признать, что наиболее опасные  среди них —   еретики внутри христианства.  Кстати, по мнению некоторых древних христианских писателей (Иустин, Ириней, Ипполит, Тертуллиан и пр.), упомянутый выше  Симон Волхв был родоначальником гностицизма и всех ересей в церкви. Преподобный Иоанн Дамаскин,  живший в VIII веке на Востоке, провел «инвентаризацию» основных ересей, которые возникли с начала христианства.  В его трактате «О ересях» получилось около ста ересей[11].  Но ереси возникали и после  написания  трактата  Иоанна Дамаскина.  Так, вскоре, в 787 году, VII Вселенским Собором была осуждена ещё одна немаловажная ересь — непочитание икон (соответственно был утверждён догмат об иконопочитании). В наше время православные богословы говорят о появлении  ереси экуменизма. Многие называют ее даже суперересью.  В данном случае нас интересует больше вопрос даже не ересей, а еретиков, представляющих собой важную разновидность лжепророков. Нередко у той или иной ереси бывает несколько авторов, а затем в ее распространении участвует большое количество других людей (между прочим, находящихся внутри церковной ограды).  А по большому счету еретиками оказываются: а) авторы; б) распространители; в) принявшие еретические взгляды христиане (ереси могут быть настолько опасными, что после их принятия люди превращаются в номинальных христиан). Но все-таки к разряду лжепророков, наверное, правильно было бы причислить лишь первую группу – авторов. Между прочим, толкования святых отцов первых веков христианства, касающиеся  лжепророка из Апокалипсиса, чаще всего увязывали его с ересями, коих в это время было много.

Вне христианства  также  было много лжепророков. Прежде всего, это номинальные христиане. Те, кто, восприняв ереси, в конце концов, отпали от Церкви.  Прежде всего, это католики после Великой Схизмы 1054 года. Безусловно, это и протестанты, которые возникли в недрах католицизма, а после Реформации стали самостоятельной конфессией. И католики, и протестанты разных толков ведут постоянную борьбу с Православием (истинной Церковью),  используя для этого разных «лжепророков». Речь идет об известных католических и протестантских теологах, проповедниках, миссионерах. Многие понтифики католицизма являют собой яркий пример лжепророков.

Еще одна   группа  лжепророков, находящихся вне ограды Церкви, — разные язычники, пропагандисты оккультизма, «черной магии», колдовства, сатанизма, каббалы, алхимии, астрологии, спиритизма  и т.п.  В эту же категорию можно также включить различные тоталитарные секты (некоторые из них прикрываются христианской лексикой и символикой). К ним же примыкают разные тайные ордена и масонские ложи, которые используют для борьбы с христианством конспирацию и политическое влияние[12].

О перечисленных мною разных видах лжепророков написано громадное количество книг и статей. Многие из них очень профессиональные, убедительные и   полезные  для христиан.  И я не собираюсь повторять их. Цель моей публикации состоит в том, чтобы закрыть громадное «белое пятно» во многих работах подобного рода. Я имею в виду, что в таких работах не  говорится  или почти ничего не говорится о науке и философии. В их недрах возникает большое количество  лжеучений, которые  оказывают разрушительное влияние на мировоззрение не крепких духом и умом христиан.  У таких научных и философских лжеучений есть свои авторы. Их с полным основанием  можно называть лжепророками. И таких лжепророков от науки и философии становится все больше. Вот о них мы и поговорим следующий раз.

 



[1] Апостасиия (греч. Αποστασία —  отступничество) — отступничество от христианства, вероотступничество. Вероотступничество представляет собой полный отказ человека от прежней своей христианской веры, отрицание её догматов, сопровождающееся отпадением от Церкви. Отпадение может означать переход  на позиции атеизма или в другую веру.

 

[2] О Дане Иаков (тот самый, от которого пошли двенадцать колен Израилевых)  говорил, что он  аспид при дороге: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт. 49, 17), то есть змеем, который кусает коня так, что наездник падает.

 

[3] Священник Даниил Сысоев.  Толкование на Апокалипсис. Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». — Москва, 2011, с. 188.

[4] Преподобный Ефрем Сирин. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово (http://lib.pravmir.ru/library/readbook/852).

 

[5] Триумвират (от лат. tres — три + vir — муж: «союз трёх мужей») — политическое соглашение, союз влиятельных политических деятелей и полководцев в Риме в период гражданских войн I века до нашей эры, направленный на захват государственной власти. Сегодня часто слово используется для обозначения союза трех участников. 

[6] Священник Даниил Сысоев. Толкование на Апокалипсис. Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». — Москва, 2011, с. 188

 

[7] Исключение из правила будет также для люди, которых    второе пришествие  Иисуса Христа застанет в живых. Они не умрут, но претерпят изменения: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся (1Кор.15,51). Потом для них, как и для воскресших людей, будет Суд.

 

[8] См.: В.Ю. Катасонов. Третья мировая. Ближний и Средний Восток – альфа и омега земной истории (http://reosh.ru/tretya-mirovaya-blizhnij-i-srednij-vostok-alfa-i-omega-zemnoj-istorii.html).

[9] См.: Священник Родион. Люди и демоны. Образы искушения современного человека падшими духами. – Киев, 2003.

[10] В дальнейшем покупка и продажа священства получит название симония, по имени Симона Волхва, который первым пытался купить благодатный дар священства у апостолов.

[11] Список его начинается со следующих четырех первоересей:  «варварство», » скифство», «иудейство» и «эллинство»

[12] См.: Священник Николай Карасев. Путь оккультизма. Историко-богословское исследование. – М.: Пренса, 2003; Н. Добролюбов. Тайные общества ХХ века. – СПб, 1996.

Смотрите также