16 мая 2019 г. состоялось очередное заседание РЭОШ им. С.Ф.Шарапова, на котором с докладом «Русская дореволюционная литература и ее влияние на общественное сознание» выступил Павел Анатольевич Пожигайло, российский государственный деятель, бывший член Госдумы, бывший зам. министра культуры РФ, Президент Регионального общественного фонда изучения наследия П.А. Столыпина,
соавтор шеститомного учебного пособия по русской литературе «Записки сельского учителя».
Вначале докладчик выделил три основных источника, в которых можно найти ответы на все вопросы сегодняшней жизни: Священное Писание, древнегреческая мифология и русская литература. Среди наиболее известных и значимых для России и всего мира писателей П.А. Пожигайло выделил Ф.М. Достоевского и А.С. Пушкина, причем Ф.М. Достоевский – самый доступный, самый понятный для читателя. В его произведениях всегда ставится цель и диагноз болезней человеческой души, а, значит, и самого общества. Еще до ссылки на каторжные работы Ф.М. Достоевский пришел к выводу о том, что корень зла следует искать в самом человеке, в его душе. Разлом между добром и злом проходит по человеческим душам и находит отражение в антагонизме между Россией и Западом, православием и католичеством.
Согласно западной концепции, достаточно изменить общественную конструкцию, и все проблемы будут решены. Ф.М. Достоевский в своих произведениях наглядно показал всю утопичность этой концепции, которая в конечном счете приводит к крови и гибели многих людей. По мнению писателя, полем битвы является человеческое сердце. Если человек сам себя не изменит, то любая революция бесполезна. Ф.М.Достоевский убедительно доказал, что без высшей цели не может существовать человек и нация. Если нет жизни вечной, все теории тщетны. Любовь к человечеству невозможна без любви к Богу. Ф.М. Достоевский писал, что лучше остаться с Христом, чем с истиной. Россия – не Святая Русь, но Святая Русь пребывает в России как ее вера, идеал и путь. Главный смысл знаменитой Пушкинской речи Ф.М. Достоевского состоит в том, что Татьяна (подразумевается Святая Русь) прошла мимо Онегина (имеется в виду интеллигенция) неузнанной, незамеченной и неоцененной. А.С. Пушкин во время ссылки в Михайловском понял народную душу во всей ее полноте и воплотил ее в образе Татьяны.
В отличие от Ф.М. Достоевского и А.С. Пушкина, Н.А. Некрасов и И.С. Тургенев писали свои произведения не для народа, а для интеллигенции, а А.П. Чехов считал, что красивый грех возможен. Со времен Петра эта прослойка оторвалась от народа и Христа и занялась теоретизированием, что и привело к тому, что сбылось страшное пророчество Ф.М. Достоевского – произошли Февральская революция (аналогия с убийством старухи-процентщицы в «Преступлении и наказании»), свержение и убийство царя, а впоследствии и гражданская война (аналогии с убийством Елизаветы Раскольниковым), за чем последовали 70 лет атеизма (аналогия с каторгой). Общим для либерализма и социализма является отрицание Бога. Через большую часть произведений Ф.М. Достоевского красной нитью проходит мысль о том, что русский человек без веры в Бога превращается в животное. Об этом идет речь и в историософских романах писателя, какими являются «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», а также в знаменитом романе «Преступление и наказание», в котором раскрыты все тайники человеческой души и показано, что нет спасения извне и что его можно найти только в вере. По мнению Ф.М. Достоевского, само государство должно стараться стать церковью, в которой люди будут жить по вере.
Затем П.А. Пожигайло было задано множество вопросов, в частности, об отношении к фильму «Матильда», об особенностях современного мира, о миссии России, о деятельности Е.А. Авдеенко, о Фонде кино, об отношении к монархии, о литературных произведениях и авторах, которых сейчас стоит рекомендовать детям, об эстетике и красоте.
В прениях выступили как члены, так и участники и гости РЭОШ. На этом очередное заседание РЭОШ завершилось.
Ольга Рыбковская
Оставить комментарий