12-2

Валентин Катасонов. Так кто в Российской Федерации отвечает за денежно-кредитную политику?

Кто в Российской Федерации отвечает за денежно-кредитную политику? – Для многих этот вопрос может показаться странным. Большинство уверенно скажет: Банк России. На чем строится эта уверенность? – На том, что так записано в отечественных учебниках по экономике.

Так сказано и в разных иных авторитетных источниках. Вот, например, на сайте «Финансовая культура» читаем: «В России за денежно-кредитную политику государства отвечает центральный банк». https://fincult.info/article/denezhno-kreditnaya-politika-i-klyuchevaya-stavka-kak-oni-svyazany-i-na-chto-vliyayut/ А вот что по этому поводу говорит известный информационный ресурс Banki.ru: «В России денежно-кредитную политику, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 27 июня 2002 года «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», определяет и проводит ЦБ». https://www.banki.ru/wikibank/denejno-kreditnaya_politika/

А дальше для пущей уверенности в сказанном Banki.ru конкретизирует указанное положение: Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря. В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов». Отмечу, что этом фрагменте воспроизводятся положения упомянутого Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

А вот формулировка первого фрагмента дана, мягко выражаясь, с большим искажением. В статье 4 Федерального закона № 86-ФЗ сказано следующее: Банк России выполняет следующие функции: «1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику». Чувствуете отличие? Банк России денежно-кредитную политику (ДКП) разрабатывает и проводит «во взаимодействии с Правительством Российской Федерации». А правительство таинственным образом из большинства текстов по ДКП России исчезает.

Известно, что все российские законы разрабатываются на базе Конституции Российской Федерации и не должны ей противоречить. Есть ли что в Конституции что-нибудь насчет денежно-кредитной политики? – Есть! Статья 114 Конституции РФ гласит: «Правительство Российской Федерации: … обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики».

Кстати, Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в статье 19 почти дословно воспроизводит формулировку Конституции: «Правительство Российской Федерации: 1) обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики».

Итак, у нас есть Основной закон, который определяет, что Правительство отвечает за ДКП, и есть реальность, в которой де-факто ДКП оказывается в ведении Банка России. Если вдумываться в формулировки Конституции и законов, то можно предположить, что в разработке и проведении ДКП участвует и Банк России, но «коренным» в этой «упряжке» является Правительство, а Банк России «пристяжным».

Слово «единая» (денежно-кредитная политика) можно понимать двояко: 1) как совместная политика Правительства и Банка России как двух независимых субъектов; 2) как совестная политика Минфина и Банка России в рамках исполнительной ветви власти под общим руководством Правительства РФ.

Но любой грамотный и честный экономист скажет вам, что денежно-кредитная политика, проводимая автономно Правительством и Банком России как независимыми друг от друга субъектами, подобна управлению автомобилем или самолетом в четыре руки. Долго при таком управлении не проедешь и не пролетишь, все кончится плачевно.

Де-факто управление денежно-кредитной сферой (т.е. ДКП) находилось в одних руках, и это были руки Банка России. Все с точностью до наоборот (по сравнению с Основным законом). Правительство не было даже «пристяжным», оно выполняло роль статиста, создавало иллюзию, что в России действительно «единая» ДКП. Об этом свидетельствует хотя бы то, что именно Банк России готовит и вносит на обсуждение и утверждение в Государственную Думу документ под названием «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики».  Минфин, представляющий правительство, лишь формально визирует данный документ. На деле никакой «единой» ДКП нет, а есть ДКП, разрабатываемая и реализуемая Банком России. Он и держит штурвал самолета, а Правительство (Минфин) лишь пассажир в этом самолете. И этот пассажир летит туда, куда определяет пилот самолета, т.е. Банк России. Т.е. мы видим картину обратную той, которая зафиксирована в статье 114 Конституции РФ.

Картина, однако, дополнительно запутывается тем, что записано в пункте 2 статьи 75 Конституции РФ. Он гласит: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». «Защита и обеспечение устойчивости рубля» — большой кусок всей ДКП. И статья 75 определяет, что ДКП в части, касающейся обеспечения устойчивости денежной системы России, — прерогатива исключительно Банка России. Статья 75 находится в вопиющем противоречии со статьей 114 Основного закона РФ. Что-то в духе: «Казнить нельзя миловать». Я уже об этом говорил: особенностью многих законов (и даже Основного закона РФ) состоит в том, что в них заложены в разных статьях формулировки с несовпадающими и даже противоположными смыслами. Те, кому надо (государственные ведомства, частные компании, банки и др.) пользуются теми формулировками, которые им в данный момент выгодны. Вот и Банк России на своем сайте, информирующем о статусе и функциях Центробанка, уверенно сообщает, что именно он отвечает за разработку и реализацию ДКП в стране. Ссылаясь на статью 75 Конституции, но даже не упоминая статью 114 Конституции.

В общем мы видим правовой нигилизм даже на уровне Конституции, тем более — на уровне федеральных законов. Думаю, читатель понимает для чего это делается. Так легче обеспечивать внешнее управление экономикой нашей страны. И оно осуществляется Западом через посредство Банка России, который незаконно себя позиционирует как институт, находящийся вне государства и не подчиняющийся государству. Я об этом уже много писал и говорил, поэтому повторятся не буду.

Только что делегации высокопоставленных российских чиновников во главе с премьер-министром Михаилом Мишустиным посетила Китай. Они привезли оттуда много впечатлений. Говорят, что будут изучать китайский опыт управления экономикой с точки зрения его возможного применения в России. Их, между прочим, очень впечатлило тесное взаимодействие двух главных институтов денежной власти – Минфина и Народного Банка Китая. Это взаимодействие зиждется на прочно правовой основе. И Минфин, и НБК входят в исполнительную ветвь государственной власти и подчиняются Госсовету КНР (аналог нашего правительства). Там эти два института действительно разрабатывают и проводят единую государственную денежно-кредитную политику. Общую координацию указанной деятельности Минфина и НБК осуществляет Госсовет. Вот этот опыт и надо в срочном порядке перенести на российскую почву. Впрочем, не обязательно апеллировать к китайскому опыту. Можно и нужно использовать советский опыт. В СССР центральный банк (который назывался Госбанком СССР) и министерство финансов входили в исполнительную ветвь власти, а общее руководство этими ведомствами осуществлял Совет министров СССР.

Для практической реализации этой простой и понятной схемы надо руководствоваться статьей 114 Конституции, которая возлагает на Правительство Российской Федерации «проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики».  Особая тема – почему правительство на протяжении более трех десятилетий добровольно отказывалось от тех полномочий, которые ему предоставляла статья 114. Если говорить серьезно, то это не просто отказ, а неисполнение тех обязанностей, которые должно исполнять правительство. Сегодня, в условиях обостряющейся внешней и внутренней обстановки, такое игнорирование правительством своих обязанностей становится особенно недопустимым.

Что касается пункта 2 статьи 75 Конституции, то он вообще не нужен. Если, конечно, признать, что Банк России действительно является органом государственной власти, входящим в ее исполнительную ветвь и подчиняющимся Правительству Российской Федерации. Тридцать с лишним лет назад (когда готовился проект Конституции) этот пункт был вставлен ради того, чтобы возвести «китайскую стену» между Центробанком и государством (в том числе Правительством). В указанно пункте просматривается намек на «надгосударственный» статус Банка России. Между тем, отношения между Правительством и Центробанком должны выстраиваться не по «горизонтали», а по «вертикали»: Правительство — сверху,  а Центробанк — внизу.

Телеграм-канал «Шарапов» https://t.me/REOSH_Sharapov

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
ВЛАД Авторы недавних комментариев
ВЛАД
Гость
ВЛАД

Хозяева денег создают хаос и Индии. Происходит изъятия банкнот номиналом 2000 рупий. 30 сентября 2023 истечет крайний срок их внесения или обмена. Люди в одночасье бросились покупать золото, используя банкноты в 2000 рупий. Ранее в 2016 году индийское правительство Моди резко запретило использование банкнот номиналом 500 и 1000 рупий, чтобы обуздать коррупцию, черные деньги, фальшивую валюту и бороться с терроризмом. После этого RBI немедленно начал выпуск совершенно новых банкнот номиналом 2000 рупий.
Вывод: приготовиться к появлению CBDC)))

Смотрите также