в-1

Валентин Катасонов. О христианском «пацифизме» и военном долге

В этой статье продолжается рассмотрение темы «Святитель Николай Сербский — о войне»…

…на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?

Святитель Феофан Затворник[1]

Продолжаем беседу на тему «Святитель Николай Сербский — о войне». Еще раз напомню читателям, что эта тема сегодня как никогда актуальна. Святитель в первую очередь анализировал мировую войну 1914-1918 годов, он был ее непосредственным свидетелем. А мы сегодня отмечаем столетнюю дату тех трагических событий и пытаемся извлечь из них уроки.

Конечно, можно отчасти оправдать позицию некоторых Церквей в годы войны тем, что они поддерживали оборону своих стран, защиту территорий от захватчиков. То есть выступали за войну, которую принято называть «справедливой». Однако боевые действия приходилось вести и на своих, и на чужих территориях. Доминировавший в обществе дух ложного патриотизма и империализма затруднял разделение войны на «справедливую» и «несправедливую». Были примеры героизма христиан на полях сражений, когда исполнялась заповедь «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Главная мысль святителя: мировую войну можно было вообще предотвратить, если бы Церкви вспомнили о своей земной миссии, не были покорными служанками и не плыли по течению мировой политики.

Позицию Николая Сербского по вопросу войны некоторые воспринимали как толстовский пацифизм. Отчасти разноголосицу среди христиан, даже православных, по вопросу об отношении к войнам и военной службе можно объяснить слабой богословской разработанностью темы. Это, например, признается в брошюре известного протоиерея Валентина Свенцицкого (1882-1931) «Война и Церковь«[2]. Она была написана в 1919 году, то есть когда только что завершилась Первая мировая война, а на просторах России бушевала Гражданская война, брат убивал брата.

Вот начало этой работы: «Кто из священников, особенно военных, не встречался с вопросом: в Евангелии сказано: «Не убий», «взявшие меч от меча и погибнут», «любите врагов ваших», — а вы, батюшка, молитесь о «даровании победы», благословляете убийство и войну? И кто из священников сам не смущался этими вопросами? В Катехизисе Филарета сказано: «Вопрос: всякое ли отнятие жизни есть законопреступное убийство? Ответ: не есть беззаконное убийство, когда отнимают жизнь по должности, как-то: 1) когда преступника наказывают смертию по правосудию; 2) когда убивают неприятеля на войне за государя и отечество». И больше ни слова!

У духовных писателей вы можете прочесть похвальные статьи героям, умирающим на поле брани. Но сами по себе «похвалы» еще не есть доказательства. И сколько бы таких похвал ни писалось, вопрос о христианском отношении к войне по существу остается нерешенным. Великий философ русской земли Владимир Соловьев писал о смысле войны, но многие ли средние интеллигенты, не говоря уж о людях малообразованных, читали его нравственную философию «Оправдание добра» или «Три разговора»? В общем, вопрос о христианском отношении к войне замалчивается. Его считают «щекотливым».

Вот одна из формул, содержащихся в работе протоиерея Валентина Свенцицкого: «Христианство принципиально войны не отрицает. Не всякая война является злом с христианской точки зрения. Может быть, такая война, благословить которую не только не есть «компромисс», а прямой долг Христианской Церкви».

Если говорить о Николае Сербском, то он уже в молодости обладал глубокими богословскими знаниями и хорошо был знаком с христианским учением о войнах и воинском служении. Между прочим, накануне Первой мировой войны будущий святитель учился в Санкт-Петербургской духовной академии в России и хорошо знал высказывания русских церковных иерархов и старцев по этой теме.

 

Фото: www.globallookpress.com

Почему я акцентирую внимание именно на наших христианах? Потому что Россия никогда не вела завоевательных войн. Но в войнах участвовала постоянно, почти исключительно оборонительных (вспомним битву против шведов при Полтаве, наполеоновскую войну, Крымскую войну, серия войн в Турции и т. д.). Войны, которые она вела, были справедливыми. Позиция в данном случае ясна: защита отечества от врагов — главнейший долг христианина.

Сербия является не менее ярким примером того, когда христианам приходилось брать оружие в руки для защиты своего отечества, а сербская Церковь благословляла воинов на ратные подвиги. Николай Сербский воспел подвиг сербских воинов на Косовом поле (1389) в своем известном религиозно-философском эссе «Царев завет» (1933). Герои Косовской битвы — князь Лазарь и воин Милош Обилич — почитаются как святые православной Церковью.

Думаю, что будущий сербский епископ, учась в нашей Духовной академии, познакомился со взглядами наших русских святителей по вопросу войны и воинского долга. Феофан Затворник писал, что «на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?»[3]

А святитель Филарет Московский в конце Крымской войны говорил: «Нельзя равнодушно воспоминать, какие трудности надлежало преодолевать в сей брани российскому воинству, какие тягости должен был понести народ, каким лишениям и страданиям подвергались от врагов наши соотечественники, близкие к позорищу войны. Но с сими печальными воспоминаниями соединено утешительное и величественное… Против России действовали войска четырех держав, и в числе сих были сильнейшие в мире… И несмотря на все сие, в Европе мы не побеждены, а в Азии мы победители. Слава российскому воинству! Благословенна память подвижников Отечества, принесших ему в жертву мужество, искусство и жизнь!»[4]

Крымская война — пример абсолютно несправедливой войны, в которой Россия защищала свою землю и свой народ. Иное дело Первая мировая война, которая стала первым глобальным проектом взаимного истребления христиан.

В западных Церквях в Средние века сохранились некоторые «родимые пятна» того варварства, которое процветало в Европе в первые века по Р. Х. В том числе это выразилось в толерантном отношении к войнам, героизации военного дела, романтизации рыцарства и крестовых походов. Этим Западная Европа отличалась от Востока, прежде всего христианской Византии: «На христианском Востоке никогда не было романтизации профессии воина, рыцарской отваги и тому подобного — всего того, что культивировалось в молодых христианских государствах Запада, унаследовавших культ войны у своих языческих предков. Молодая кровь кипела, войны в Европе шли постоянно. А византийцы воспринимали войну как суровую необходимость и всячески стремились ее избежать, предпочитая заплатить дань варварским племенам, вместо того чтобы ввязываться в кровопролитие. К тому же это было выгоднее экономически, потому что расходы на ведение боевых действий все равно больше. А кроме того, таким образом удавалось приручить эти племена, поставить их себе на службу. Война же представлялась в некотором смысле делом позорным — как провал всей политики. И уж тем более позорной виделась война между христианами»[5].

Святитель Николай Сербский был ярким представителем Восточной Церкви. Поэтому его отношение к Первой мировой войне было, как к событию, позорному для христианского мира.

Иерархи западных Церквей относились к тогдашней войне достаточно толерантно и воспринимали ее как событие исключительно военное и политическое. Они не замечали того, что мировая война была отражением духовного падения Европы.

[1] Собрание писем святителя Феофана. М., 1899. Вып. 5. C. 208.

[2] Валентин Свенцицкий. Война и Церковь. (http://www.pravoslavieto.com/history/19/1881_prot_Svencicki/vojna_cerkov.htm).

[3] Собрание писем святителя Феофана. М., 1899. Выпуск 5. C. 208.

[4] Цит. по: Государственное учение Филарета, митрополита Московского // Православная жизнь. 1997. № 9–10.

[5] Каплан В., Дворкин А. Ловушка «Святой войны» // Журнал «Фома» № 9 (41) сентябрь 2006

https://tsargrad.tv/articles/o-hristianskom-pacifizme-i-voennom-dolge_86192

 

 

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar

wpDiscuz

Смотрите также