03

Валентин Катасонов. Мистические корни современного «цифрового мира»: Каббала и нумерология

Человечество стремительными темпами движется к построению «цифрового мира», зачастую не подозревая, каковы корни этого увлечения числами.

 «А для низкой жизни были числа…»

Николай Гумилев

 «Говорят, что числа правят миром.

Нет, они только показывают, как правят миром».

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Слово и число. Высшая и низшая жизнь

Речь пойдет не о сегодняшнем «цифровом мире» – желающих узнать о нем что-то новое адресую к только что вышедшей моей книге «Мир под гипнозом цифры, или Дорога в электронный концлагерь» (М.: Библиотека РЭО им. С.Ф. Шарапова, 2018. – 424 с.).

Для многих вхождение общества в цифровую эпоху стало полной неожиданностью. Однако подготовка к созданию «цифрового мира» началась много веков назад. Просто она велась без излишнего шума, можно сказать, подпольно. Некогда основой человеческой жизни было слово. Сегодня слово вытесняется числом, а буква, выражающая слово, – цифрой, выражающей число.

В Европе две тысячи лет назад началось формирование христианской цивилизации, которая зиждилась на Священном Писании. Крещеные европейцы, даже не самые грамотные, помнили первые слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Во времена христианской Европы люди пользовались числами и цифрами, но они играли подчиненную роль по отношению к слову и букве. Как сказал Николай Гумилев (1886–1921) в своем гениальном стихотворении «Слово», слово было для высшей жизни, а число – для низшей:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому, что все оттенки смысла

Умное число передает.

Новое время: слово замещается числом

Стремительный рост интереса европейцев к числу и цифре стал наблюдаться в позднем Средневековье (эпоха Возрождения) и с переходом в Новое время (с начала Реформации).

Во-первых, с социально-экономической точки зрения такой переход означал, что Европа стала переходить на рельсы капитализма. А капитализм – модель общества, в котором высшей целью становится обогащение, причем не имеющее никакого количественного предела. Успех в реализации указанной цели оценивается количественно – в виде накопленного капитала (имущества, богатства, активов и т. п.) То есть в виде числа. Чаще всего выражающего стоимость в денежных единицах.

Достижение цели основывается на параметрах, которые также требуют количественной оценки: цена, тариф, процентная ставка, рентабельность, расходы, обязательства, активы, доходность, убытки, дивиденд, рента, фондовый индекс, рыночная капитализация, балансовая стоимость, валютный курс, маржа, налоговая ставка, заработная плата, издержки, дисконт, рейтинг и т. п. Неизбежными атрибутами капитализма являются балансовые отчеты и другие финансовые документы, многочисленные договоры и контракты, регулярная статистика, биржевые котировки и многое другое, что полностью или преимущественно состоит из чисел и цифр.

Радикальным образом меняется бытовой язык людей. В речи европейца времен раннего Средневековья слова, выражающие количество, были редкостью. Были слова «много», «мало», «несколько» и т. п. А вот уже в XIX и тем более XX веке в разговоры прочно вошли слова, определяющие количество, – не общие «много» или «мало», а слова, имеющие конкретное числовое значение. Как говорил классик, «бытие определяет сознание». Но, как выяснилось, также «бытие определяет язык».

Во-вторых, вхождение Европы в Новое время характеризовалось появлением специального института, получившего название «наука». Стали бурно развиваться различные отрасли (направления) науки – физика, механика, химия, биология. Человек занимался изучением природы и до этого.

Некоторые считают, что наука была и до Нового времени, в известном смысле это так и есть. Но ранняя наука кардинально отличается от поздней, которую иногда (чтобы не было путаницы) называют «новой наукой». Центрами ранней научной деятельности были, в первую очередь, монастыри. Первые средневековые университеты также нередко создавались на базе монастырей. Но в Новое время наука стала претендовать на резкое повышение своего статуса. Ранее она была вроде «служанки», а в роли «госпожи» выступало богословие (теология). Возникшая в Европе наука сначала заявила о своем равенстве с теологией, а затем постепенно сама стала претендовать на роль «госпожи». Теологию же она попыталась превратить в «служанку» или вообще объявить ее вне закона. Важнейшей особенностью науки Нового времени стало обязательное использование в исследованиях количественных методов.

Революция Нового времени: «госпожа» и «служанка» меняются местами

«Царицей наук» стала математика, а число стало непременным атрибутом всех естественных наук. О ключевой роли математики в естествознании говорили и писали ученые той эпохи: Декарт, Кеплер, Галилей, Ньютон, Лейбниц и многие другие. Обоснование особого статуса числа и математики (более высокого, чем слова и теологии) искали даже в Священном Писании. Например, вспоминали слова из Книги Премудрости Соломоновой: «Ты (Бог – В.К.) все расположил мерою, числом и весом» (Прем. 11:21).

Нередко они апеллировали к древнегреческому философу Платону, который очень высоко ценил математику. По мнению философа, его современники явно недооценивали эту дисциплину, преимущественно используя ее для бытовых расчетов и решения практических задач. Как известно, в философии Платона наш материальный, природный мир производен от первичного мира идей. Этот философ полагал, что геометрия, стереометрия, арифметика, астрономия и музыка могут помочь человеку лучше постичь мир идей. Платон разрабатывал проект идеального государства и полагал, что для его реализации также нужно хорошее знание математики.

Немецкий философ Эммануил Кант в конце XVIII века уже категорически заявлял: «…учение о природе будет содержать науку в собственном смысле лишь в той мере, в какой может быть применена в нем математика».

Безусловно, возвышение роли числа в жизни Европы приводило к определенному умалению роли слова. По крайней мере сакральный смысл слова стал уходить. Слово незаметно стало превращаться в «служанку», а число – в «госпожу», обслуживаемую служанкой-словом. Слово с большой буквы, то Слово, о котором говорится в первом стихе первой главы Евангелия от Иоанна, подменили человеческим словом – тем, которое пишется с маленькой буквы и рождено лжеименным умом падшего человека. В конечном счете это слово стало ложным.

Премудрый Соломон говорил, что ложное слово появляется там, где на смену праведникам приходят нечестивые: «Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя» (Пр. 13:5). Ложные слова потребовались нечестивым (безбожным революционерам, масонам) для изложения идеологий, с помощью которых расшатывалось и уничтожалось христианское общество в Европе. Ярким примером такой лжи стали три слова, начертанные на знамени французской буржуазной революции: «Свобода, равенство, братство». Слова стали терять свой сакральный смысл, свою силу. Слово, как пишет Николай Гумилев в своем стихотворении «Слово», утратило свою связь с Богом, ему были поставлены очень жесткие пределы обитания:

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества,

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

На европейскую арену выходят каббала и нумерология

Но самое неприятное – вытеснение слова числом — произошло даже внутри церковной ограды. Этот процесс начался еще в средние века в Европе. Среди интеллектуальной части европейского общества (даже среди части клира католической церкви) появилось увлечение каббалой – философским учением, берущим свое начало в иудаизме и представляющим собой разновидность оккультизма. Если говорить коротко, в привязке к обсуждаемой нами теме, то каббала исходит из равнозначности слова и числа, буквы и цифры. У каждой буквы еврейского алфавита имеется свое числовое значение. Буквы и слова могут конвертироваться в цифры и числа. Объектом таких манипуляций у еврейских философов стал, в первую очередь, текст Торы (Пятикнижия Моисеева).

В рамках еврейской каббалы используются такие методы изучения Торы с помощью буквенно-цифровых манипуляций, как гематрия, нотарикон, тимура (тамура). Указанные методы призваны помочь каббалистическим мудрецам проникнуть в тайны Библии и природы, а потом и управлять природой, человеком, обществом. Со временем разрозненные методы конвертаций букв и слов в цифры и числа были сведены в рамках каббалы в единое учение, получившее название нумерология. Последнюю определяют как систему эзотерических верований о мистических прямых и обратных связях чисел с физическими объектами, процессами и жизнью людей, их сознанием. Впрочем, некоторые эзотерики и оккультисты полагают, что нумерология и нумерологические гадания (предсказания) были популярны у ранних математиков и философов, таких как пифагорейцы. Некоторые полагают, что основателем нумерологии является древнегреческий философ, математик и мистик Пифагор (570–490 гг. до Р.Х). Ему принадлежат популярные среди современных каббалистов и оккультистов «крылатые фразы»: «Числу все вещи подобны»; «Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей»; «Все сущее есть число»; «Цифры правят миром».

О каббале и ее влиянии на христианство в Европе очень обстоятельно написал наш русский мыслитель Лев Александрович Тихомиров (1852–1923 гг.) в своей известной книге «Религиозно-философские основы истории». Тихомиров пишет:

«Вся эта работа над Св. Писанием (с использованием различных методов нумерологии – В.К.) уже давно произведена, и в Каббале существует ряд таблиц, которые показывают соотношение между именами Божиими, ангельскими чинами, числами, буквами и разными отделами вселенной, элементами природы, членами тела и т. д. При составлении таблиц и при установке этих соотношений Каббале служит та своеобразная форма «изучения» Св. Писания, которую мы уже отмечали в талмудической учености. Это – безгранично фантастический символизм, рассечение текста и отдельных букв и расшифровка слов и даже букв».

Ради чего происходит расчленение и препарирование священных текстов? Отвечая на этот вопрос, Тихомиров цитирует всемирно известного французского оккультиста, масона, розенкрейцера и каббалиста Папюса (1865-1916):

Внешние средства каббалистики дает еврейская азбука с ее тройным значением букв: арифметическим, иероглифическим и непосредственным; и символическое соотношение букв ко всем трем мирам. Комбинировать еврейские слова значит воздействовать на всю вселенную.

 

Европейская наука: от рационализма и позитивизма к мистике и оккультизму

Большинство знаменитых ранних каббалистов и оккультистов, занимавшихся буквенно-числовыми манипуляциями, были откровенными противниками христианства. Но каббала и каббалистическая нумерология заразили многих христиан. Упомянутые выше Декарт, Кеплер, Галилей, Ньютон, Лейбниц и подобные им считали себя христианами. Но, образно выражаясь, они уже служили и Богу, и Аполлону (согласно греческой мифологии, Аполлон был покровителем наук и искусств). А со временем они стали тяготиться авторитетом христианской догматики, явно отдавая приоритет Аполлону.

Вот, например, Галилео Галилей (1564–1642 гг.) в научно-философском полемическом труде «Пробирных дел мастер» (также издавался под названиями «Пробирные весы» и «Пробирщик»), вышедшем в Риме в октябре 1623 года, сформулировал основной принцип научного подхода к познанию мира: приоритет доказательств, основанных на наблюдении, эксперименте и точном математическом расчете, превыше догм, авторитета и риторических ухищрений. Математика, по его мнению, намного важнее замшелых догматов христианства:

Философия написана в той величественной Книге (я имею в виду Вселенную), которая всегда открыта нашему взору, но читать ее может лишь тот, кто сначала освоит язык и научится понимать знаки, которыми она начертана. Написана же она на языке математики, и знаки ее – треугольники, окружности и другие геометрические фигуры, без которых нельзя понять ни единого из стоящих в ней слов, и остается лишь блуждать в темном лабиринте.

Отнюдь не становясь на сторону римской инквизиции в истории осуждения Галилея Ватиканом, хочу сказать: у нее вызвало раздражение не столько учение о гелиоцентрической системе мира (оно могло остаться частным мнением ученого), сколько вызывающие заявления Галилея о приоритете математики над церковной догматикой и теологией. В каком-то смысле это был спор о том, что главнее: число или слово.

Некоторые из европейских ученых со временем даже отошли от поисков истины на путях рационализма, позитивизма, механицизма. Страстная любовь к «новой науке» у некоторых ученых стала остывать, и они обратились к мистике. Но эта мистика не имела ничего общего с христианской духовностью. Она была уже ближе к мистике каббалистов и оккультистов, к которым в полной мере приложимы слова Спасителя: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Для таких мистиков от науки природа как объект исследования уже стала малоинтересной. Хотелось заглянуть «по ту сторону». И тут они вспомнили о традиционных каббалистических инструментах познания тайн и о том, что «дверью» для того, чтобы вырваться за пределы видимого физического мира, является все то же Священное Писание. Просто был расширен фронт поиска тайн мироздания за счет включения в сферу изучения помимо Торы всех остальных книг Ветхого Завета, а также книг Нового Завета. С помощью новых техник нумерологии были синтезированы древнее каббалистическое учение и христианское откровение о новом Адаме.

А учитывая, что каббалистическими изысканиями стали заниматься и те, кто формально называл себя «христианами», то некоторые поспешили назвать это «христианской каббалой». Отцом христианской каббалы считается итальянский философ эпохи Возрождения Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). А из более поздних представителей я бы выделил немецкого мистика, теолога Якоба Бёме (1575-1624), голландского химика, физиолога и врача Вана Гельмонта (1580-1644), немецкого философа, мистика и алхимика Христиана Кнорра фон Розенрота (1636–1689). Особое внимание среди представителей христианской каббалы уделяется древнееврейскому языку как отправной точке для разного рода мистических изысканий, в том числе с помощью нумерологии.

Ренессанс нумерологии в XXI веке

Сегодня нумерология стала очень популярной – в немалой степени благодаря интернету. Современная нумерология уже далеко не всегда связана с Библией – появляется так называемая «бытовая» нумерология. Она может базироваться на любых числах и цифрах, которые, например, сопровождают жизнь человека. Мол, человеку надо думать не об угрозах, связанных с тем, что все персональные данные будут загоняться в компьютеры и что человек может оказаться в электронном концлагере. Его счастье и благосостояние зависит напрямую от правильно подобранных цифр паспорта, водительских прав, номеров на автомобиле, дат тех или иных действий и решений.

В сети ее пользователям предлагаются разные сенсационные материалы, которые якобы позволят не только узнать тайны устройства мира, но также будущее этого мира (особенно дату пришествия антихриста или второго пришествия Христа – кому что хочется). И, конечно, будущее каждого человека (например, дату смерти). Сегодня даже появилась такая вещь, как нумерология бизнеса. Если вы собираетесь открывать свою фирму, вам могут настоятельно посоветовать обратить внимание на правильный выбор даты ее регистрации. Мол, от этого будет зависеть успех вашего дела.

Слава Богу, официальная наука объявляет нумерологию шарлатанством и лженаукой. Тем более неприемлема она для христианства, которое справедливо квалифицирует нумерологию как каббалу и оккультизм. Нумерология сродни астрологии, картам Таро, гаданию и тому подобной бесовщине. Синоним нумерологии – магия числа. Однако, к сожалению, мы наблюдаем сегодня увлечение нумерологией даже среди тех, кто себя называет христианами. Но об этом – в следующей статье.

Фото: agsandrew / Shutterstock.com

https://tsargrad.tv/articles/misticheskie-korni-sovremennogo-cifrovogo-mira-kabbala-i-numerologija_165866

 

2
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
123Мария Авторы недавних комментариев
Мария
Гость
Мария

Не нужно искать мистические корни там, где их нет. Не нужно ассоциировать между собой все концепции(нейронные подсети), что есть в вашем мозге, а то вы получите такую кашу(сеть), о которой толковал ещё Антоний Великий. PS А нужно взять и изучить архитектуру вычислителя(компьютера), Анди Таненбаум вам в помощь. И будет у вас на одну паранойю меньше

123
Гость
123

математика почти ничего не может подсчитать точно, в реальном мире нет прямых, треугольников, кругов, плоскости, даже килограмм сахара в зависимости от влажности, по разному весит. Одно и тоже количество денег в кармане у разных людей и организаций, это разное количество. Даже подсчитать затраты на ремонт в квартире точно не возможно, а если и попытаться, то такой подсчет сам будет стоить как пол ремонта. считать эмоции, интересы, наклонности это еще труднее . грубый подсчет необходим в любой сфере, но ошибки в таком счете неизбежны и всегда есть риск что эти ошибки непредсказуемо велики. Но считать все равно нужно, и чем проще… Подробнее »

Смотрите также