19-1

Валентин Катасонов. Конвейер по производству бракованной продукции. О законотворческой деятельности Государственной Думы

Я уже неоднократно писал и говорил о том, что законотворческая деятельность Государственной Думы Российской Федерации (статья 105 Конституции гласит: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой») мне напоминает конвейер по производству бракованной продукции. См., например: «ЗАКОНЫ ОТ БОГА И ЗАКОНЫ ОТ ЧЕЛОВЕКА» (https://tsargrad.tv/articles/zakony-ot-boga-i-zakony-ot-cheloveka_71716)

По роду моих занятий мне приходится отслеживать ряд федеральных законов, относящихся к экономике и сфере денежно-кредитных и финансовых отношений. Например, такие, как: «О банках и банковской деятельности» (от 02.12.1990 N 395-1); «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10.12.2003 N 173-ФЗ); «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (от 10.7.2002 г. N 86-ФЗ); «О рынке ценных бумаг» (от 22.04.1996 N 39-ФЗ) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (от 25.02.1999 N 40-ФЗ) и др. Внимательное изучение этих и подобных правовых актов приводило и продолжает приводить меня к очень неутешительному выводу: в них немало таких положений, которые в лучшем случае не «бьются» с Конституцией Российской Федерации – нашим Основным Законом, принятым и вступившем в силу тридцать лет назад. А в некоторых случаях и откровенно противоречат Конституции. А ведь статья 15 Основного закона прямо гласит: «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Поскольку я не юрист, то подобного рода «правовые противоречия» время от времени прошу растолковать и прокомментировать тех экспертов, которые являются юристами (что нередко подкрепляется степенями кандидата или доктора юридических наук). Они чаще всего пожимают плечами или тяжело вздыхают. Один из экспертов подобного рода «правовые противоречия» назвал «браком». От ответа на мой вопрос, является ли этот «брак» результатом некомпетентности тех, кому поручено готовить законы, или это сознательно закладываемые под наше государство и наше общество «мины замедленного действия» эксперт уклонился.

Примечательно, что количество новых законов и поправок к уже принятым и действующим законам из года в год нарастает.  Всего с 2000 г. Госдума приняла 8102 закона, в среднем получается по 345 в год (т.е. превышает количество рабочих дней в году). Я в этой связи провожу такую аналогию. Центральные банки многих стран мира после финансового кризиса 2008-2009 гг. включили на полную мощность свои «печатные станки», стремительно наращивая денежную массу. Тем самым под экономику стала закладываться «мина» — замедленного действия, но очень мощная. Эта мина не сработала сразу по той причине, что большая часть продукции «печатных станков» Центробанков пролетала мимо товарных рынков, устремляясь на рынки финансовые. Прежде всего на фондовый рынок, надувая на них «пузыри». Эти «пузыри» и есть инфляция эпохи финансового капитализма. Но когда «пузыри» на фондовых рынках начнут лопаться, то часть громадной денежной массы просто «сгорит». Но не вся. А такая, которая останется после «пожара» на финансовых рынках, ринется на товарные рынки, создавая там не просто инфляцию, а гиперинфляцию. Произойдет (уже происходит) быстрое обесценение денег.

Государственная Дума мне также напоминает «печатный станок». Только этот станок печатает не денежные знаки, а законодательные акты. Активной «печатного станка» нашего парламента из года в год нарастает. Но законности и порядка в стране не прибавляется. Беззаконие и правовой хаос пытаются (или делают вид, что пытаются?) компенсировать наращиванием продукции «печатного станка». В законодательно сфере происходит примерно то же, что и в денежной сфере, — инфляция. Или обесценение. Обесценение законов.

Вернуться к теме «печатного станка», или «конвейера» Государственной Думы меня подвигла статистика, которую я обнаружил в телеграм-канале «Равенство». https://t.me/ravenstvomedia/240 Изучив данные «Системы обеспечения законодательной деятельности» (https://sozd.duma.gov.ru/), эксперты «Равенства» представили статистику законотворческой деятельности Думы по годам за период 2010-2022 гг., а также за первое полугодие нынешнего года. Статистика по таким параметрам, как количество внесенных на рассмотрение Государственной Думы проектов законов, количество принятых законов, средний срок прохождения проекта закона (от первого слушания до подписания Президентом), также сроки прохождения законов, внесенных соответственно самими парламентариями, правительством и президентом РФ.   Приведу лишь некоторые цифры.

Число проектов законов, внесенных на рассмотрение Государственной Думы: 2010 г. – 1054; 2021 г. – 975; 2022 г. – 1.214; 1 полугодие 2023 г. – 670.

Число принятых законов: 2010 г. – 452; 2021 г. – 506; 2022 г. – 647; 1 полугодие 2023 г.  – 498.

Если экстраполировать первое полугодие 2023 года на весь нынешний год, то получается, что количество законопроектов, внесенных на рассмотрение Думы, составит 1340, а количество принятых законов 996. Этот расчетный показатель количества законопроектов не является рекордным. Рекорд был в 2016 году, когда показатель составил 1.691.

А вот расчетный показатель принятых законов имеет рекордное значение. Рекорд был зафиксирован в прошлом году (647). А в этом году количество принятых законов может пробить планку в одну тысячу. Всего в весеннюю сессию (первом полугодии 2023 г.) принято 498 новых законов, что на 37% больше, чем в 1 полугодии 2022 г. (тогда приняли 364).

Напомню, что право законодательной инициативы согласно статье 104 Конституции РФ, принадлежит не только депутатам Федерального Собрания, но также: Правительству РФ, Президенту РФ, законодательным органам субъектов РФ, Конституционному суду РФ и Верховному суду РФ.  В первой половине 2023 г. из общего количества принятых законов больше всего пришлось на законы, инициированные правительством, — 228 (45,8%). Число принятых законов, предложенных самими «народными избранниками» (депутатами Думы), — 213 (42,8%). Число принятых законов, предложенных президентом РФ, — 17 (3,4%).  Принятые законы, имеющие иных инициаторов, — 40 (8,0%). Итак, большая часть законов, принимаемых российским парламентом, — документы, приходящие в Думу со стороны.

На прошлой неделе «Коммерсант» опубликовал статью «Оцифровали рубль и повестки. Как поработала Госдума в весеннюю сессию 2023 года» (https://www.kommersant.ru/doc/6134724). В ней приводится статистика законотворчества Думы в весеннюю сессию 2023 года. Она несколько отличается от той, которая представлена телеграм-каналом «Равенство». Но не значительно. Приведу цифры «Коммерсанта». Внесено законопроектов — 645; принято (подписано президентом) – 499. А вот оценка долей законопроектов, внесенных  на рассмотрение Думы в весеннюю сессию, по категориям их инициаторов (%): депутаты Думы – 48,4; правительство – 23,2; сенаторы – 14,2; региональные парламенты – 11,7; Президент РФ – 2,0; Верховный суд – 0,5.

Нередко в наших СМИ раздается критика: мол, «народные избранники» сами законов не создают. А лишь ставят свои «печати» на документах, которые создаются «на стороне».  Вопрос весьма сложный и деликатный. Хотя, действительно, есть о чем задуматься.  Более того, известны случаи, когда формально инициатива законопроекта принадлежит тому или иному «народному избраннику», но тот над документом не трудился. А получил его со стороны от «заинтересованных лиц». Проще говоря, от лоббистов. Хотя, конечно, лоббисты плотно работают с депутатом. «Народному избраннику приходится погружаться в тонкости документа для того, чтобы он мог успешно двигаться к финишу. А вот в законопроекты, приходящие извне по официальным каналам, народный избранник задумывается крайне редко. Я об этом говорю не понаслышке, поскольку имел опыт общения с некоторыми «народными избранниками» и бывал порой шокирован их некомпетентностью. Им при таких мощных потоках документов просто некогда погружаться в тонкости приходящего со стороны проекта закона. Депутат занят почти исключительно «своими» законопроектами. По всем остальным он обычно наживает кнопку голосования согласно установкам партийной фракции в Думе.

 

В отдельные годы число внесенных проектов законов в два и даже три раза превышало число принятых законов. А в 2012 году было превышение даже в 3,6 раза. Теперь, «коэффициент полезного действия» Думы стал выше. В прошлом году превышение числа проектов законов по отношению к числу принятых составило только 1,88 раза. А по итогам первой половины нынешнего года – всего 1,35 раза.

Любопытен показатель среднего срока прохождения проекта закона до момента его подписания президентом РФ.

Во все года самым длительным был срок по законопроектам, инициированным депутатами Думы. Так, в 2010 году этот срок равнялся 297 дней, в 2022 году — 299, а в первой половине этого года – 388 дней. Средний срок движения законодательных инициатив «народных избранников» до победного финиша превысил один год! Это максимальный показатель за весь рассматриваемый период.

Несколько короче срок движения проектов законов, инициированных правительством (количество дней): 2010 г. – 162; 2022 г. – 178; 2023 г.

Всегда особый режим прохождения получали и получают инициативы, исходящие от Президента (а фактически от Администрации президента). У них самый короткий срок движения до финиша. Приведу данные по этой группе документов (количество дней): 2010 г. – 123; 2022 г. – 46; 2023 г. – 64. Получается, что в первом полугодии 2023 года скорость движения проекта закона от его вброса до подписания была выше у президентских инициатив, чем у правительственных в 3,9 раза; и быстрее чем инициатив парламентариев – в 6,1 раза. У меня складывается впечатление, что те проекты законов, которые инициируются самими депутатами, более им понятны, чем те, которые приходят со стороны.  Во втором случае, «народные избранники» действительно превращаются в роботов, которым предписывается лишь поставить «печать» на документе: «Одобрено».

P.S.  О том, какой «брак» может сходить и сходит с «конвейера» по производству законов, я сейчас специально не говорю. В качестве примера такого «брака» могу назвать упомянутый выше Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)«. Перечень серьезных нарушений Конституции РФ, которые уже более двух десятков лет назад были закреплены в указанном законе, читатель может найти в моих публикациях: «Кто в доме хозяин. «Очередное резонансное заявление главы Банка России» (https://t.me/REOSH_Sharapov/1232); «Так кто в Российской Федерации отвечает за денежно-кредитную политику?» (https://t.me/REOSH_Sharapov/1229); «Банк России приватизировать нельзя. Он уже приватизирован» (https://t.me/REOSH_Sharapov/1421);   «Спектакль под названием «Таргетирование инфляции»» (https://t.me/REOSH_Sharapov/1486)

 

Телеграм-канал «Шарапов» https://t.me/REOSH_Sharapov

1
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Роман Авторы недавних комментариев
Роман
Гость
Роман

Принятые законы, имеющие иных инициаторов, — 40 (8,0%). Итак, большая часть законов, принимаемых российским парламентом, — документы, приходящие в Думу со стороны.

Смотрите также